Подарок

     Солнечный свет пробивался сквозь густую листву деревьев и падал на сухую августовскую траву  золотисто- жёлтыми пятнами. При лёгком порыве ветра они оживали и прыгали веселыми зайчиками. Журчала прозрачная родниковая вода. И всё, больше никаких звуков, никакого движения. Ане захотелось остаться тут, в монастыре, у источника, навсегда. И никогда, никогда больше в жизни не видеть ни Алёшку, ни большую Анну, ни старшую сестру Ларису  - никого из церкви!  Вот когда они  все задумаются и пожалеют, что не любили ее, Анюту, по-настоящему и обижали!

    Аня спела «Богородицу», которую выучила в воскресной школе, попила святой воды из чашечки, кем-то оставленной на скамейке у родника, умылась прохладной и чистой водой. С маленькой иконы над родником на нее грустно и строго посмотрела Пречистая. Будто маленькая иголка быстро кольнула Аню в самое сердце.
 
    - Почему же мне стыдно и неловко перед иконой, - подумала Аня, - если я ни в чём не виновата и абсолютно во всём права?

   Девочка вспомнила, как она старательно и добросовестно почти все каникулы помогала старшей сестре Ларисе в храме: читала на клиросе, пела. А если староста Иван Николаевич просил, то и лампадки чистила, и свечи ставила. А как молилась, как постилась! Все искушения переносила!

   …Соседка решила угостить Аню медовыми душистыми яблоками. Они так и просились в рот! Но Аня даже руки сцепила за спиной, чтобы сами не протянулись за яблоком, и вежливо отказалась:

    - До Преображения не буду есть, спаси Господь!
   -  Ну и ну! – засмеялась соседка. – Тогда терпи, постница.

     И с хрустом откусила сочное яблоко. Каково Ане было это вытерпеть? Но раз уж решила, что хоть она еще маленькая, но будет все строго соблюдать, как мама, бабушка и Лариса, значит, надо все перенести. А то награды от Бога не будет.

   И вот – Преображение Господне. Народу в храме – не протолкнёшься! А запах! Так яблоками пахнет, что и ладан не слышен. Будто в саду. Аня маленькая, шустрая, юркая, где взрослый не пройдёт, пролезет, просочится. Раскраснелась, косынка сбилась, длинная яркая юбка так и мелькает  по храму: то записки от лавки на клирос надо передать, то просфоры поднести, то пачку свечек подать к «продажке». Везде Аня нужна! Вот и на клирос её позвали «Трисвятое» читать. Прихожанам так нравится, когда дети читают эту коротенькую молитовку. Аня читает, а на душе необыкновенная радость поднимается, будто Сам Господь и Пресвятая Богородица ее слушают. Как говорит батюшка, Бог ухо преклоняет. И это не к кому-то, а к ней, Аннушке!

   Потом батюшка на амвоне плоды освятил, а алтарник Алёшка вынес на клирос целый поднос с красивыми яблоками, грушами, виноградом. Ане так хотелось взять хоть одно яблочко, но тут как раз все начали выходить из храма и выстраиваться в две шеренги во дворе. А в руках- яблоки.  Между  ними проходит батюшка и  кропит святой водой – и яблоки, и людей. А певчие поют тропарь Преображению. Весело! Аня петь не стала, а проталкивается между людьми, забегая то с одной стороны, то с другой, куда брызги летят, чтобы на неё больше святой воды попало. А батюшка заметил ее хитрость и так ее  щедро кропит, улыбаясь, что скоро ее косынка и кофточка становятся, будто под дождь попали, а курносое лицо всё каплями покрывается.

   Тут Аня и вспомнила о фруктах на клиросе и побежала за своей долей. Но …там уже никого не было, только пустой поднос лежал на лавке. Как же так? О ней никогда не забывали, всегда ей что-нибудь оставляли, что давали клирошанам. И не что-нибудь, а самое вкусненькое выбирали. А тут…Вот несправедливость! И это в праздник!

 -   Алёшка, - бросилась Аня к алтарнику, - принеси мне яблочка!
-   Я тебе не прислуга, - буркнул мальчик, пробегая мимо с пакетом.
   Вон ему сколько дали…

    Аня подошла к панихидному столику. Здесь староста с помощниками пересыпали  яблоки в бумажные мешки, выносили во двор и загружали в багажник машины. Аня знала, что это – в детский дом.  И ей стало стыдно просить яблок. Так и пришла домой ни с чем. С заплаканными глазами и тяжёлой обидой на весь белый свет. Где же справедливость? Даже и в храм ходить после такого не хочется…

   - Ну не плачь, моя хорошая, - утешает  её бабушка. – Вот возьми, съешь Ларисино яблочко или  моё. Я освящала сегодня.
   - Не хочу я ваших яблок! – Аня оттолкнула бабушкину руку. – Разве я своего яблочка не заслужила? Почему Бог мне ничего не дал? Именно мне! Я разве хуже других?
  - Глупенькая! – обнимает её бабушка. – Это тебе подарочек ко смирению. Праздничный! Смирение же дороже всего. Бог тебя спасает, лечит твою душу от гордыни.  Ведь признайся, загордилась ты в последнее время?
 -  Не знаю…Может быть, - задумалась Аня.
 - Ну вот, ты не обижайся, а прими ко смирению. Бог тебя и одарит, да еще и не таким подарком.
  Сказать-то легко, но обидно так, что слёзы капают на бабушкину руку, как дождик.
  - Вот мы завтра в монастырь поедем, помолимся, и всё устроится.

  …Аня вспомнила, как она всю дорогу  не хотела с бабушкой разговаривать.  Как нагрубила ей и убежала со службы. И тут она увидела огорчённое бабушкино лицо и подумала, какие у неё сморщенные, старенькие щёки и руки. Вспомнила, как злилась она на всех церковных, думала, что они жадные и злые и не любят ее, Анечку.

  А Богородица грустно-грустно смотрела на девочку с иконки. Наверное, Ей стыдно за Аню. И Ане стало стыдно. Разве христиане так поступают? Верно бабушка сказала, это она сама загордилась, что всё так хорошо получается в храме. А гордые никого не любят, говорила учительница в воскресной школе, только самих себя. Гордым Бог противится, смиренным же дает благодать.

  -  Неужели же я никого не люблю?  - саму себя мысленно спросила Аня.  И тут вспомнила столько из своей недавней жизни, что захотелось плакать…И как бабушку обижала, как маму не слушалась, как с Ларисой спорила, как Алешке завидовала, что он в алтаре помогает. А обиделась на всех? Разве могут христиане обижаться, если всех любят? Да, пора на исповедь...Она снова посмотрела на икону: «Прости меня, Матушка Божия». И вдруг – явно увидела, что Богородица уже не строго, а ласково смотрит на нее.

   В этот момент подул сильный ветер, «зайчики» весело запрыгали по сухой августовской траве, будто хотели улететь куда-то. Поднялась пыль, и Ане что-то попало в глаза. Она принялась их тереть, а когда открыла -   сверху по лестнице катилось яблоко, прямо к ней в руки. Словно кто-то его бросил. Аня так и застыла от изумления. Откуда здесь яблоку взяться, если кругом  дубы и клёны?!

   Девочка подняла подарок, это было обыкновенное лесное зелёное кислое яблоко. Такие называют дичками. Но Аня никогда в своей жизни не ела ничего вкуснее и ароматнее.


Рецензии
Лена, как светло и тихо!
От сердца - к сердцу.
От души - к душе.
Спасибо. Спасибо...
С теплом и уважением:
Тамара.

Тамара Злобина   02.05.2011 10:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Тамара, за внимание и добрые слова! Мне это очень дорого! Благодаря друзьям ( а я всех, кто с добром ко мне заходит, считаю друзьями)и с Божией помощью мне удалось преодолеть трудный период в моей жизни! Низкий поклон!

Елена Выборнова 2   14.05.2011 23:15   Заявить о нарушении
Крепись, Леночка:
жизнь у нас всех,
к сожалению, не сахар.
Может чем-то помочь?
С поддержкой - пока моральной:
Тамара.

Тамара Злобина   14.05.2011 23:23   Заявить о нарушении
Томочка! Ты и так мне уже очень помогла. Теперь дело за мной. Я сама должна начать снова работать, как прежде. И все!

Елена Выборнова 2   15.05.2011 14:00   Заявить о нарушении
Успехов, Лена!

Тамара Злобина   15.05.2011 14:23   Заявить о нарушении
Спасибо - от всей души! Желаю творческих успехов, всего доброго и светлого!

Елена Выборнова 2   15.05.2011 21:17   Заявить о нарушении
Взаимно...

Тамара Злобина   15.05.2011 21:34   Заявить о нарушении
Елена,мне понравился ваш"ПОДАРОК".Я тоже написал"ПОДАРОК".Но,увы,о другом.С уважением ВС4.

Виктор Смирнов 4   11.01.2012 21:34   Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор, за внимание и неравнодушие!

Елена Выборнова 2   11.01.2012 21:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.