Мои колёса

Когда мне исполнилось 4 года, я получила в подарок на день рождение четырехколесный велосипед. Два маленьких колеса шуршали всё лето позади меня. Летний сезон своей пятилетней жизни я открыла гордым прокатом по нашему двору на «железном коне» безо всяких подстраховок, категорически выступив против двух пластмассовых колесиков, прикрепленных к моему велосипеду. Помню, как приятно было ощутить свободу, ничем не сдерживаемую скорость, стремление умчаться далеко-далеко, быстро-быстро. Вот тогда я впервые почувствовала, что значит: ветер дует в лицо, по-настоящему. В то лето я влюбилась в скорость – скорость, которую могла развивать сама, крутя педали моего «друга». И это превосходство, когда твои подружки всё еще мучаются с этими маленькими кругленькими «тормозами» у заднего колеса.
Следующее лето я встретила радостным возгласом: «УРА!» в павильоне Детского Мира, когда новенький «ШКОЛЬНИК», с обмотанными бумагой рамами и всякими детальками в картонных коробочках был торжественно вручен моей маме, оплатившей покупку в кассе. О, это нетерпение дома, когда надо было сначала помыть руки, съесть обед и лишь только потом браться за сборку новенького, почти «взрослого» велосипеда, - настоящая пытка для шестилетки, пытка, сравнимая разве что с ангиной летом, когда нельзя есть мороженое. Запах новой вещи, этих бумаг и картона, краски и металла, ощущение шершавой шинной резины – до сих пор чувствую, стоит лишь закрыть глаза и прислушаться к детству. А первый выезд… Да, да, именно выезд, не иначе. Ты выходишь на улицу, помогая маме стащить велосипед по ступенькам, ты видишь застывшие лица ребят, играющих во дворе. Удивление? Нет. Зависть, интерес, немой вопрос: «а сможет ли она поехать?». Но ты, подогревая интригу, не садишься сразу, а с гордо поднятой головой увозишь свою «обновку» за дом. И только там, на узкой аллее, где всё скрыто зеленью деревьев, на неровном асфальте ты будешь делать свои первые шаги, маленький «ШКОЛЬНИК».
Я помню этот трепет внутри, когда сажусь на велосипед и еле-еле достаю до педалей. Помню, как мама опускает сиденье и руль. И вот настаёт этот момент, момент, который решит всё в твоей маленькой шестилетней жизни: поедешь ты или упадешь? … И ты едешь! ЕДЕШЬ! А мама осталась где-то там, в самом начале аллеи и машет тебе рукой. ЕДЕШЬ САМА на «большом» двухколесном велосипеде и никто теперь не заставит тебя остановиться. Сердце так и бьется внутри, вот-вот выскачет наружу, а ветер, он как сумасшедший обрушивается на тебя, разбрасывая в стороны косички, обдувая лицо, забираясь под футболку. И улыбка, такая огромная, во весь рот. Разгоняюсь. Заворачиваю за угол. И вот я уже во дворе. «Она едет!» - орут ребята, вскакивают и бегут за мной, но им не догнать моего «коня». И в их глазах уже не зависть, не немой вопрос, а ВОСТОРГ и УВАЖЕНИЕ. А ведь это так важно – заслужить уважение у мальчишек! Не сбавляя скорости, делаю несколько кругов по двору, вижу, как некоторые старшие пацаны тоже вытащили своих «боевых коней». Ухмыляюсь: «Будут проверять, экзаменовать меня. Справлюсь ли, смогу ли тягаться с ними наравне? Конечно, смогу, ведь «ШКОЛЬНИК» не подведет». Подружки сидят на полянке, куклы разложили, посудку, играют в дочки-матери, зовут меня, мол, иди к нам, хватит кататься, давай играть. Что вы???!!! Какие куклы, посудка, дочки-матери, когда ветер в лицо и мимо с бешеной скоростью пролетают дома, машины, прохожие. А еще бабушка смотрит в окно на первом этаже. Надо же и ей показать, как я умею. И старшие ребята уже догнали и улюлюкают прямо над ухом. Нельзя упасть лицом в грязь! И ты набираешь скорость, и уже не думаешь о том, что можно свалиться на землю, сломать шею, руку, ногу, об этом думает сейчас мама, стоящая у парадной с трепещущей от страха душой, «зачем я купила ей этот треклятый велосипед???!!!».
До самой темноты строгие экзаменаторы не отпускают тебя. И только когда из окон начинают доноситься родительские голоса, зовущие своих чад домой, тебе присуждают звание «отменного наездника», и ты принята в ряды мальчишек на «железных конях». Ложась спать, твои ноги еще никак не отвыкнут от ощущения педалей, лицо всё еще красное и обветренное, а в косичках продолжает жить ветерок. Засыпая, вдруг понимаешь – этот день САМЫЙ СЧАСТЛИВЫЙ. Ночью, во сне, ты всё еще продолжаешь крутить педали.
И ведь я так и не упала с моего маленького, милого «ШКОЛЬНИКА». Потом, в будущем, конечно, иногда приходилось ходить с синяками и ушибами, полученными во время поездок на уже взрослых велосипедах, но «ШКОЛЬНИК» отслужил мне верную службу, ни разу не сбросив меня на землю.
Я подрастала, со мной подрастали и мои велосипеды. На смену «ШКОЛЬНИКУ» совсем ненадолго пришла «КАМА» с маленькими колесами и длинным рулем. Не очень-то она мне нравилась, так как не слишком сильно могла разгоняться. Поэтому я взяла в аренду у своего дяди на длительный срок большой зеленый «АИСТ» с рамой посередине – велосипед для взрослых. Если честно, то рама эта, конечно, мешала, но как разгонялся этот «зеленый дьявол», надо было видеть, ощутить. Несколько летних сезонов подряд я колесила на нем по просторам нашего района. Именно с этим велосипедом связана моя «тренерская карьера» и аттракцион развлечений. Я катала малышей на раме (все-таки она пригодилась) и учила девчонок ездить на двухколесных велосипедах. Могу гордиться тем, что ни один малыш не свалился и пусть только одна девочка, но все же стала ездить на двухколесном «коне» с моей легкой тренерской подачи. Не знаю, помнит ли она теперь, но я запомнила навсегда, ведь битых три недели учила ее держать равновесие.
С переездом в Воронеж закончились мои детские и отроческие годы, начались подростковые будни. С переездом в Воронеж закончилась и Эра Велосипедов. Полгода я слонялась практически без привычных уже для меня ощущений скорости, радовали только занятия легкой атлетикой, позволявшие бегать на своих двоих. Но… Дни Рождения для того и бывают, чтобы у тебя навсегда закрепилась в сердце вера в Чудеса. А мамы бывают еще и для того, чтобы иной раз повторить «ошибку» в отношении своего чада. Забыв про свой страх за мое здоровье и телесную целостность, который она испытала в день «объезда» мною «ШКОЛЬНИКА», мама подарила мне роликовые коньки. До этого я всего лишь раз стояла на обыкновенных коньках, просто стояла, не пытаясь прокатиться по льду. Так что на коньках я не умела кататься, но разве же это могло остановить? Два зеленых ботинка с четырьмя колесами на каждом завораживали. Всё произошло так же, как и со «ШКОЛЬНИКОМ», я просто надела ролики и поехала, неееет, помчалась, вновь ощутив порывы ветра на своем лице и чувство ПОЛНОЙ СВОБОДЫ И СЧАСТЬЯ. Началась Эра Ролликов.
Они тогда еще редко появлялись на ногах бесшабашных подростков. Колеса их были поначалу не каучуковые, а пластмассовые, и деньги на защитные аксессуары предпочитали не тратить.
В то лето в школьном дворе положили новый асфальт и разбили клумбы с яркими цветами, и бортики между дорожками были высоки – настоящая находка для роллера. Вот там то и стали собираться первые «банды роллеров» нашего района (как впоследствии окрестила их директриса). Именно там я училась прыгать и… падать, что мне не очень нравилось, поэтому-то я больше предпочитала просто гонять с бешеной скоростью по дорожкам и ощущать СВОБОДУ, которую прыжки, к сожалению, не давали. «Банды» со мной не водились, да я и не стремилась искать их дружбы. Разве ж могли они понять, прыгая через бортики на школьном дворе, что значит по-настоящему кататься на ролликах? Что значит мчаться по улице, объезжая прохожих, собак, машины, деревья? Настоящий ВКУС ЖИЗНИ. И снова раскрасневшееся лицо, ветер в волосах… Вот она – подростковая любовь!
А потом… ты вдруг вырастаешь. Ролики заброшены на антресоли. И во сне ты уже не крутишь педали, а крутишь романы с мальчишкой из класса и с соседом с пятого этажа. А потом экзамены, поступление. И вот вроде бы ты уже взрослая совсем, но чувствуешь постоянно, что чего-то не хватает, чего-то, что не даст тебе мальчишка с пятого этажа, не дадут победы на соревнованиях по бегу, и, беря свой очередной четырехсотметровый рекорд в старом здании манежа, ты вдруг понимаешь, - тебе не хватает твоих колёс.
Прибегаешь домой, долго копаешься на антресолях и вот, наконец, достаешь пыльные зеленые ботинки с четырьмя колесами на каждом. Надеваешь, становишься, делаешь робко шаг, они скрипят и стонут. Снимаешь и долго еще сидишь вот так с ними на полу, почти в обнимку, в глазах щиплет, а в горле разъедающий комок. Сидишь, пока не приходит с работы мама.
И этой же ночью почему-то решаешь оставить их, забыть, заняться другими совсем делами, как будто уверяешь себя, что так надо, что эти остатки детства должны лежать на антресолях, что иногда надо просто отказаться, чтобы стать взрослой. И тебе понадобиться еще три года, чтобы, наконец, понять – не стоит отказываться от некоторых вещей НИКОГДА, и вообще, не стоит спешить становиться взрослой. И в этот миг запах краски и металла, оберточной бумаги и картона, ощущение на ладонях шершавости шинной резины полностью поглощают. И как новый «ШКОЛЬНИК» тогда в детстве, ты держишь в руках сейчас новые роликовые коньки.
И снова ветер в лицо, в волосах, и снова скорость, два ботинка и  восемь колес, СВОБОДА и ВКУС ЖИЗНИ. БЕЗ ТОРМОЗОВ.


Рецензии