Совершенство и грех

Мы - совершенны. Грех не результат несовершенства, незнания и т.п., а сознательный выбор свободного, а потому и совершенного существа. Грех - это с точки зрения православия болезнь. А болезнь приражается к первоначально здоровому организму. Грех - искажение того, что "хорошо весьма". Поэтому не несовершенство наше виновно в грехе, а мы сами. А в начале греха - ложь, как искажение правды. Именно поверив лжи змия первые люди и согрешили. Единственное несовершенство природы - тленность. А духа - ложь, точнее, доверие лжи. Мы нуждаемся не в изменении, а в преображении себя Богом. Бог не ломает, а исцеляет, доводит до нормы то, что искажено грехом. Но для этого надо открыться Богу.

С другой стороны, мы с помощью Божьей можем исцелиться и стать вновь совершенными человеками. Но этого мало. Ибо по сравнению с Богом всё - несовершенно. Поэтому должно для высшей полноты принять и Божие совершенство. Обожиться. ОбОжение - это уподобление Богу. А для этого недостаточно оставаться только творением. Нужно суметь принять и вместить в себя Божию природу и энергию. Вот почему надо - родиться от Бога, получить от Него рождение. Как Им рождён Его Сын. Быть сотворёнными - не в нашей воле. Но принять или не принять рождение свыше - это целиком наш выбор, выбор нашей воли. Остаться только творением или принять ещё и рождение свыше? - вот вопрос, который стоит перед каждым из нас. И единственное, что здесь может не дать принять рождение свыше, - гордость. Нас приучили к мысли, что мы уже - боги, что надо лишь осознать свою божественность и всё будет тип-топ. Но реальность в том, что мы - не боги. Бог - не в нас. И не с нами. Он - вне нас. И стучится к нам. Правда в том, что мы своими, тварными, силами не в состоянии возвыситься до положения Божьих сынов. Нужна сила извне, которую бы мы приняли и усвоили, как свою. Рождение свыше - рождение от Бога. И только такое рождение делает нас Его наследниками. И это рождение - не по желанию родителей или даже Бога, хотя оно и происходит от Бога, - а наш выбор, по нашему желанию происходит.

...Нам всем Бог что-то уже дал. И чтобы перерасти эту данность, надо открыть своё сердце и душу для нового. Когда ничего, никакие наши усилия уже не помогают, это значит, что данных нам сил уже не хватает для решения ситуации и только Бог способен дать нам эту силу, которой мы в дальнейшем можем воспользоваться. Решить или решать проблему вне своих сил, данных Богом, значит украсть эти силы. Например, мать язычника, ставшего впоследствии великим христианским писателем, Августина ничем не упрекала своего сына, потому что самой изменить гордого и самоуверенного молодого человека было выше её сил. Она лишь непрестанно взывала о нём к Богу в своих молитвах, и Бог по молитвам матери явил Свою спасительную милость и к Августину. А вот если бы мать, видя своё бессилие, попыталась поучать сына или стыдить его, она добилась бы прямо противоположного результата. Поэтому-то, видя своё бессилие или исчерпав все средства и ресурсы, необходимо обратиться к Богу.


Рецензии