Космические хроники. 15

                Иногда случается и такое.

   На планете знали, что к ним летят с проверкой. Так было на всех, которые уже посетили и на тех, что ещё только предстояло. Делалось это специально, чтобы подготовились к встрече.
   Осмотр проходил быстро: инспектора тоже люди, и спешили к семьям. Чуть ли не бегом проносились по предприятиям, проверяя то, что наметили для себя ещё в полёте, получали носители с информацией и убывали к следующей планете. И только взлетев, начинали внимательно изучать копии документов. Вопросы, как правило, не появлялись. А возникни, всегда можно было решить проблему через радиосвязь или перепроверить нарушителей на обратном пути. 
   На пятой планете их встретили, как и везде. Собственно говоря, инспектор был один, но ему помогал капитан, выполняя мелкие поручения во время обхода. Были ещё инженер, штурман и доктор, но те являлись членами экипажа и только.
   - В офис не приглашаю, - директор рудника начал с сообщения о неприятностях. – Молния ударила, сгорел при пожаре. Ладно бы в здание – защищено, так нет, в дерево, что рядом росло. Загорелось, и потом огонь перекинулся. Снаружи занялось. Отремонтировали, конечно, но краска ещё не выветрилась, голова болеть будет.
   - А документация? – поинтересовался инспектор.
   - Сгорела, но копия дома находилась, работал вечерами.
   - Вот и ладненько. Не офис нам нужен.
   
   Инспектор с капитаном проверили работу оборудования, завезённого полгода назад, и увиденным остались довольны. Технику запустили в рекордные сроки, даже быстрее, чем отводилось нормативами. Порядок на предприятиях был идеальным, придраться, если бы и захотелось, было не к чему.
   - Хоть бы нарушения какие-нибудь оставили, недоработки, - пошутил инспектор, - мелочь, чтобы отметиться, не зря, мол, летали.
   - Готовят у нас плохо, сами убедитесь.
   Капитан засмеялся: шутка понравилась. Директор уточнил:
   - Но пробу снимем у вас на корабле, гостевой зал тоже горел.
   - А нужно?
   Пожилой человек набычился.
   - Хотите, чтобы мы отказали в хлеб-соли? Не желаете попробовать нашу снедь?
   - На корабле, так на корабле, - согласился инспектор. – Распорядитесь, роботы наши помогут накрыть. И нам будет сподручнее мучить вас вопросами на своём поле, как говорится.

   Блюда оказались отменными. Гости пробовали некоторые впервые. Вино местного изготовления могло дать несколько очков вперёд привозному.
   - Так и отпишу, - сказал инспектор, потягивая янтарный напиток, - что здесь всё делают хорошо, даже спиртное. Оборудование, что мы доставили, тоже быстро запустите? – он не забыл о деле и за столом.
   - Конечно. Для этого и заказывали. Как закончим выгрузку, так и начнём. И скажите своим железкам, пусть помогут. Стоят за спиной как надсмотрщики, чтобы лишнего не выпили.
   Инспектор хмыкнул. Корабельные роботы действительно стояли у двери как сторожа.
   - Это Роб и Бор, - он представил их. – Слышали? Поступаете в распоряжение….
   - Главного инженера, - подсказал директор.
   - Главного инженера. Идите и делайте всё, что он скажет.

   Разгрузка шла весь день и ночь. А утром корабль улетел. Инспектор не стал затягивать с проверкой, вставил флэшку в компьютер и начал изучать документацию. Времени было достаточно: кораблю предстояло лететь на последнюю планету полторы недели. Это было его время, такой порядок ввёл сам: до прилёта на другую планету нужно было закончить проверку предыдущей.
   А вечером инспектор ходил задумчивый. Наскоро проглотив ужин, поднялся из-за стола.
   - Что-то случилось? – поинтересовался капитан. – Напряжённый какой-то. Я из-за тебя удовольствия от еды не получил, гнался за тобой.
   - Не понимаю. Гладко всё на первый взгляд, но есть неувязка. Этот ребус необходимо решить.
   Капитан передавал грязные тарелки роботу, стоящему рядом, рука его замерла на полпути, и Бор потянул тарелку.
   - А конкретнее нельзя?
   - Электроэнергии используется намного больше, чем нужно. Топлива электростанции съедают немерено.
   Бор завладел, наконец, тарелкой и сказал:
   - Им пришлось восстанавливать здание после пожара.
   - Это мелочи по сравнению с перерасходом, – мужчина автоматически ответил и вдруг заметил, кому. – Ты ещё будешь лезть с объяснениями! Инженер со штурманом молчат, а этот туда же! Иди отсюда, вылизывай тарелки!
   Роботы были как близнецы. Их не делали похожими на людей как тех, что продавали жителям. У Бора и Роба глаза располагались за круглыми линзами, прикрывающими светочувствительные датчики. Тело, как и голова, было покрыто пластиком. Лицо не выражало эмоций. На кораблях работали самые дешёвые автоматы, на внешнем виде которых экономили. Но содержание ничем не отличалось от дорогих. Различали напарников по кепкам, приобретя разные для этого.
   Бор понёс посуду на кухню.
   - И всё? Больше ни до чего не додумался? – продолжил разговор капитан.
   - Они заказали оборудование для обогащения руды, а уже существующее не полностью загружено должно быть.
   - Гонят левую продукцию. Что и требовалось доказать. Работают не в две смены, как пишут, а в три.
   - И кому-то продают. Кому? Пока за руку не поймаем, не докажешь. Это всего лишь предположения. Но и пожар мог быть не случайным. Если что, на него сослаться можно: неправильно восстановили документацию.
   Мужчины задумались. Часть загадки поддалась. Они решили расколоть орешек на обратном пути.

   Корабль по расчётам подлетал уже к последней планете, когда запаниковал капитан: не узнал звёздной карты. Он попытался вывести на экран нужную, но монитор высветил пустой экран.
   «Что за ерунда! - мужчина заметался. – Этого только не хватало!»
   Командир попробовал связаться с базой, но связь отсутствовала.
   «Не слабо прогулялись! - офицер рухнул в кресло и задумался. – Случайно такое произойти не могло!»
   Он надумал посмотреть Землю, но и та отсутствовала в памяти компьютера. Паника овладела капитаном, и рука включила сирену.
   Надрывный вой собрал всех в рубке. Прибыли и роботы.
   - Мы заблудились! – командир не стал тянуть резину и начал с конца. – Какой-то Сусанин затащил нас чёрте куда. И поверьте, космос – это не лес, так просто не выбраться.
   - Как такое возможно, командир? – штурман не понял, не поняли и остальные.
   - Нас лишили информации. Всей. Мы полторы недели летели неизвестно куда. Бортовой компьютер пуст. Он не показывает даже, куда неслись последнюю минуту.
   - Вирус? – спросил инженер. – Это поправимо, есть восстанавливающие программы.
   - Которые были в бортовом компьютере?
   - Ну почему? Есть и в персональных. Можно связаться с базой.
   - Нельзя, связь отсутствует. А с восстановлением ты хорошо придумал, займись. И проверь, почему связь прервалась?

   Через два часа все собрались вновь, но настроены были уже не так оптимистично: телеметрическая аппаратура была выведена из строя окончательно и бесповоротно, а вирус оказался устойчивым ко всем имеющимся программам.
   Новость повергла всех в шок.
   - Пойдём другим путем, - сказал командир, оглядывая кислые лица коллег. – Тот, кто это сделал, находится среди нас. Человеку это невыгодно, потому что погибнет сам. Вы же, близняшки, можете жить на любой планете. В состоянии подзаряжаться от света, а смазочное масло выжмете из камня при ваших-то способностях.
   Люди повернулись в сторону роботов.
   - Почему молчите? – спросил капитан.
   - А что сказать? На корабле был и директор рудника. Нас проще всего обвинить, - возразил Бор. – Вспомните, он оставался в рубке один?
   На несколько минут зависла тишина.
   - Да! - согласился командир. – И сабантуй организовали на корабле по его инициативе. Вы, когда помогали разгружать корабль, были в офисе?
   - Я – нет, – сказал Роб.
   - А я отвозил туда оргтехнику, - признался Бор. – Там действительно всё свежеокрашено.
   - И здесь прокол, - признался капитан. – Давайте подумаем, как выбираться из создавшегося положения. Виновника найдем, когда выберемся.

   Корабль уже трое суток висел в космосе, потому что космонавты не нашли выхода и остановили его, не зная, куда лететь. Они с утра собирались вместе, весь день думали, спорили и на ночь расходились.
   На четвертые сутки всех разбудил грохот в рубке. Он сработал не хуже сирены – люди понеслись на шум как по тревоге. Но инженер, заглянувший в рубку первым, отпрянул назад и рухнул на пол, призывая остальных последовать его примеру.
   - Там роботы дерутся! - почему-то шепотом сказал он. – Честное слово, лучше не соваться, чтобы не попасть под горячую руку. И не дай Бог, воспользуются бластерами.
   Грохот через какое-то время прекратился, но космонавты ещё долго прислушивались, прежде чем заглянуть внутрь. Когда вошли, перед ними развернулась страшная картина: пульт управления был разворочен, кресла разбиты, а на стенах отчетливо виднелись вмятины. Один изуродованный робот неподвижно лежал, другой затыкал отверстие в оторванной конечности, чтобы не вытекало масло. Осколки пластика и какие-то металлические детали валялись повсюду. Было очевидно, что в схватке выжил только один.
   - Ты кто? – спросил капитан.
   - Роб.
   - Что здесь произошло?
   - Всё сделал Бор.
   - Отдаёшь отчёт словам?
   - Когда мыли посуду, он закладывал её в моечную машину вперемешку. Раньше хрустальные бокалы мыл отдельно.
   - И всё? И из-за этого ты сделал вывод, что….
   - Что его перепрограммировали, когда был в офисе. Для этого нас выманили из корабля и разделили. Вы сами распорядились, чтобы мы исполняли любые приказания главного инженера. Бор провернул всё, когда уже летели.
   Мужчины молчали, задумавшись. Робот догадался, что ему не верят, не считают доводы убедительными.
   - Я не сразу пришёл к такому выводу. И докажу.
   - Как?
   - У Роба хорошая память. Он доставит экипаж домой, – робот вдруг начал говорить о себе в третьем лице. Это почему-то добавило убедительности его словам.
   - Как? – повторил вопрос капитан.
   - Помню посекундно с какой скоростью и куда летели в последнее время. Можно повторить маршрут в обратном порядке. С закрытыми глазами, как говорится.
   - И вычесть время посещения планет.
   - Одной. Лететь нужно на предпоследнюю, и там восстановить всё с местного компьютера.
   - Гениально! – воскликнул командир. – Осталось воплотить в жизнь, отремонтировав пульт управления.
   - А вот здесь проблем не будет, - сообщил инженер. – Можно не полностью, лишь необходимое. А почему ты раньше не додумался до этого?
   - Когда выговор Бору сделали, что суётся с подсказками? Думал, кто предатель. Подозревал Бора. Тот понял, попытался уничтожить меня. Удар мне нужен был по голове, импульс. Иногда случается и такое.
   - Учтём на будущее, - усмехнулся командир. – А ты уверен, что не ошибёшься?
   - А вы уверены, что я Роб, а не Бор?
   Капитан открыл рот, услышав ответ, но потом улыбнулся.
   - Скоро проверим.
   - Это и хотел сказать! - согласился робот.

                *****


Рецензии