Заглянуть смерти в глаза

                Если эгоистическое благополучие -
                единственная цель в жизни, жизнь
                сразу же становится бесцельной.
                Р. Роллан


   В этот день погода выдалась пасмурной,  к тому же Никлас, идя по парку, неожиданно почувствовал резкую боль в печени. «Надо бы принять лекарство,-озабоченно подумал он,-а то как бы снова не загреметь в больницу.» Он устало опустился на одну из скамеек, расположенных вдоль главной аллеи парка и, морщась от боли, прижал правой рукой живот, стараясь успокоить боль, а  второй полез в карман куртки, чтобы достать болеутоляющее лекарство.
  -А для меня не найдется таблеточки?-услышал он скрипучий голос человека, внезапно появившегося у него за спиной.-Ты и тогда был жутким эгоистом. Всегда все себе и себе.
  Никлас с трудом проглотил таблетку, посидел некоторое время, уставившись в одну точку, и только когда почувствовал, что боль утихает,   посмотрел назад.
-Роле!-с искренним удивлением воскликнул он.-Ты еще жив, чертяка! Большинство наших либо на том свете, либо в тюрьме.
 -Да все в порядке,-сдавленно прохрипел Роле,- наши еще все живы. И Кристин, и Лассе, и Хелен, пойдем к ним, посидим, вспомним прошлое. Мы тебя совсем из вида потеряли.
 -А Кристер тоже с вами?
 -Нет, он умер от передозировки,-вздохнул Роле,- все увеличивал и увеличивал дозу. Кайф  ловил. Вот и доловился.
-А может, ему такая жизнь надоела?-высказал осторожное предположение Никлас.- В минуты просветления он жаловался, что не живет, а мучается.
-Нет,-жестко отрезал Роле,-Кристер не такой человек. Он среди нас  был самым сильным после тебя. Ладно, пошли к нашими,-он махнул рукой в сторону газона, где на стриженной траве сидели двое пожилых мужчин и женщина в износившейся одежде. Никлас поднялся. Боль полностью прекратилась, и они направились к ним. Опухшие лица с огромными кровоподтеками одновременно повернулись в сторону приближающихся.
 -Кого ты нам привел, Роле?-визгливым голосом выкрикнула женщина.-Мы просто так в свою компанию не принимаем. Вот если у него есть героинчик или колеса, тогда добро пожаловать.
 -Ты посмотри, кого я привел,-хрипло рассмеялся Роле,-наш вожак детских лет объявился. Жив, здоров и, кажется, при деньгах. Во всяком случае, одет прилично.
    Сидевшие на траве, словно проснувшись, зашевелились, встали и молча принялись разглядывать Никласа, а он внимательно обследовал их лица, пытаясь отыскать в них какие-нибудь знакомые черты. Его мутило от отвратительного запаха, исходящего от давно не стираной одежды. Кровоподтеки на руках и горле красноречиво кричали сами за себя. Никлас внезапно узнал всех троих.
 Кристин, Лассе и Хелен,-улыбнулся он,-рад нашей встрече, друзья. Я ничего не слышал о вас по меньшей мере лет тридцать.
 -Слушай, Никлас,-умоляюще произнес Лассе, и его маленькие глазки превратились в щелочки,-если у тебя есть, чем ширнуться, то дай, а если нет, то поставь хотя бы старым друзьям по банке пива.
-Понятно,-угрюмо кивнул головой Никлас,-идемте, я угощаю.
-А ты все такой же щедрый,-нараспев прознесла Хелен.-Знаешь, когда нам было по четырнадцать, я ведь сохла по тебе, а ты даже не смотрел в мою сторону.
-Так он же крутил с Анной,-захохотал Кристин,-все ночи у нее торчал.
-Ей же тогда двадцать пять было,-растерянно произнесла Хелен,-зачем он ей сдался?
-Жизнь прожила, а ума не набралась.-самодовольно произнес Кристин.-Ты моя сестра, а жениться он в пятнадцать лет не собирался. А ей за деньги все равно было с кем. Правда , Никлас?
-Да черт его знает,-пожал плечами Никлас,-столько лет прошло. Столько женщин было. Я уже и ВИЧ успел подцепить.
 Ему показалось, что вся компания чуть отстала и у них в глазах появилось сочувствующее выражение.
-Не бойтесь, не заражу,- криво усмехнулся он,-идемте, выпьем пивка  и вспомним про наши подвиги.
  Они подошли к киоску, Никлас купил четыре банки пива, и бывшие друзья уселись на двух скамейках, расположившись друг против друга.
-А ты чего?-удивился Кристин.
-Завязал я,-спокойно сообщил Никлас.-Хоть остаток жизни доживу по-человечески.
-От кого слышу,-захохотал Роле.-А помнишь, как мы все удрали с урока и встретили Стена, а он нам тогда первый раз в жизни дал попробывать героинчика.
-Да,-подтвердил Никлас,-я помню это ощущение. Казалось, что удесятирились силы, и думалось как-то лучше.
-А потом Стен потребовал, чтобы мы заплатили за наркоту, и мы превратились в банду.
-Нам хотелось походить на этих двух придурков, Бони и Клайта, американских бандитов, ставших кумирами не только для нас,-рассмеялся Никлас.-А помните наше первое дело, когда мы повалили на землю лысого толстяка и отняли у него бумажник? Он визжал, как жирный поросенок, которого хотят зарезать. А мы и не собирались его резать.
  Все захохотали.
 -Золотое было время,-отпив из банки пива, подтвердил Роле.-Мы были несовершеннолетними подростками, и закон об уголовной ответственности на нас не распространялся.
-Время было такое. Способствовало. К тому же приехала на заработки целая куча иностранцев. Мы и старались. Тогда банки почти не охранялись, а магазины тем более. Югославы за полцены скупали у нас все, что нам удавалось добыть. Мы тогда буквально купались в деньгах,-подтвердил Никлас.
-Верно,-хихикнула Хелен.- У тебя уже тогда был собственный «кадиллак ». Шутка ли в то время! Да к тому же у мальчишки. А у меня было столько тряпок, сколько я потом за всю свою жизнь не имела.
-Три года беспредельничали,-хохотнулЛассе,-творили что хотели.  Помню пошли на танцы, а охранник не пускает. «Пшел прочь, малолетка,-говорит. Я ему отвечаю:  «плачу втройне», а он мне:«Ты еще малявка, и нечего тебе здесь делать.»
-Ой. Я это помню,-радостно  поддержала его Хелен,-ты тогда вынул из кармана пистолет и вежливо так поинтересовался:«Сколько ты нам заплатишь, чтобы мы пошли на танцы?» Он весь позеленел и посторонился. А я ему шепнула на ухо:«Если сообщишь в полицию, то тогда тебе уж точно не жить.»
-Потом уж вышел закон, по которому нас могли на время упрятать в психушку,-вспомнил Никлас,-мне тогда было около шестнадцати. Врач поставил  дигноз: «наркомания». Нас ведь с тобой, Роле, отправили в детскую колонию в Даларне? 
-Конечно, со мной. Тюрьма, как тюрьма. В то время там держали мальчишек от шестнадцати до двадцати одного года, совершивших серьезные преступления.
-Мы тогда в криминальном мире были свои люди,-кивнул  Никлас.-Мне припаяли три года. Я сидел в одиночке. Сами знаете, как одиночка уничтожает личность, но побеги из этой тюрмы совершались чуть ли не ежедневно.
-Ага,-развеселился Роле и вытер тыльной стороной руки пену с губ.-Я тогда закосил. Повалился на пол. «У меня приступ аппендицита,-ору не своим голосом,-тащите меня в больницу» .А как только выехали за территорию, я дал охраннику в ухо и был таков.
-А я сказал, что мать в тяжелом состоянии,-словно на покаянии произнес Никлас.-Меня отпустили. Я, конечно, не вернулся, но полиция меня поймала и вкотили мне еще год дополнительно.А впрочем,  жили мы там , как на курорте.  Курили гашиш, играли в карты, разрабатывали схемы новых грабежей.  Здоровьем и спортом не увлекались, но иногда играли в футбол. Тогда в тюрьмах в основном одни шведы сидели. Так что тюрьма чем-то вроде братства была.
-После того, как ты вышел, твой след совсем потерялся,-перебил его Кристин,-куда ты делся?
-Мне тогда уже исполнилось двадцать один, и я решил завязать с криминалом. Подумал, что нельзя же до конца жизни по тюрьмам ошиваться. Включился я в работу одной организации от комунны  как ассистент. Задача этой организации-помогать наркоманам. Стали организовывать лечебницы, а социал оплачивал нужды наркоманов. Например, захотел такой больной горнолыжные лыжи. Хочет человек свежим воздухом дышать. Ему покупают лыжи, а он их продает и наркотики себе покупает. И потекли денежки неизвестно куда. Я все это видел, и до того мне стало тошно, что занаркоманил я с новой силой, чтобы меня не волновали эти проблемы, чтобы на все хватало сил, чтобы был я сильным в сексе, чтобы жизнь казалась счастливой.
-И тебя все устраивало?-удивилась Хелен.-Ты же привык, чтобы у тебя деньги в кармане водились пачками.
-Твоя правда,-подтвердил Никлас.-Я понял, что там делают деньги только вполне конкретные люди, а меня к этому пирогу и близко не подпустят. Как-то познакомился я с англичанами. У них ведь вечная грызня с этой Ирландией. Католики с протестантами чего-то там поделить не могут. Не знаю, кто  развязал этот кофликт, только мне он оказался на руку. Там есть такая армия овобождения, ИРА называется. Им оружие нужно. Что они там защищают, не знаю и знать не хочу. Главное, что им нужно оружие.
-Где же ты его брал?-удивился Роле.-Это ж партия нужна, а не один пистолет.
-Сколотили мы группу и нападали на хранилища оружия, которые в те времена охранял какой-нибудь дед с винтовкой. С ним и возни-то никакой не было. Он со страху ключи отдавал, а некоторые даже  грузить помогали. Мы с ним расчитывались, потом его связывали, чтобы он на подозрении не был, и ехали на побережье. Там подъезжали лодки и забирали винтовки, автоматы, в общем все, что удавалось добыть.
-Хорошее дело,-позавидовал Кристин.-Ты и сейчас этим занимаешься?
-Нет. Однажды эти ребята забрали оружие и сказали, что деньги привезут в следующий раз. Приехавшие были незнакомы нам, но они вели себя уверенно, были в курсе дела, и мы решили, что новые связи нам не помешают. Через неделю мне позвонили и сказали, чтобы я приехал в Англию за деньгами. Я и вылетел в тот же день.
-А они тебя кинули,-предположил Лассе.
-Еще как,-усмехнулся Никлас.-Мы, оказывается, уже давно были в разработке, и полиция арестовала меня прямо в аэропорту. На суде я изворачивался  как уж на сковородке, и все равно упрятали меня на три года. Конечно английскую тюрьму с нашей не сравнить, но старые друзья из ИРА сделали все возможное, чтобы я там ни в чем не нуждался, меня уважали, я чувствавал там себя героем, а тут и старушке-королеве исполнилось восемьдесят, дай Бог ей здоровья, мне скостили срок на год и выпустили на волю. Как вы сами знаете, тюрьма-это кузница кадров. Появились новые серьезные связи, и начал я заниматься поставкой и продажей наркотиков. Как говорится, дело пошло, но все хорошо не бывает.
-Опять прихватили?-с сочувствием поинтересовалась Хелен.
-Нет, еще хуже,-покачал головой Никлас.-Один идиот изнасиловал мою дальнюю родственницу. Я  предложил ему на ней жениться, а он надо мной начал смеяться.
-И ты это снес?-с удивлением воскликнул Роле.
-Ты что меня не знаешь? Я тогда был вспыльчивым, как порох,  да к тому же считал, что мне принадлежит весь мир. Вот я и сделал ему харакири. Так все кишки и вывалились наружу.
-И это идот сдох,-с удовлетворением предположил Лассе.
-Нет. Его спасли, а мне пришлось бежать в Англию. Учился там хиропрактике, но не пригодилось. Уехал  в Тайланд, потом в Шри-Ланку. Меня разыскивали по всему миру, и я мог находиться только в определенных странах.
-Чем же ты там занимался?-поинтересовалась Хелен.
-Чем можно заниматься в стране, которая производит наркоту? Наркотой. Я организовал трафик. Тогда еще не было никаких собак.  Я нанимал старух, которые летали на самолетах во все нужные мне страны и сдавали наркотик моим людям.
-Если бы поймали, то и расстрелять могли за это,-зябко повела плечами Хелн,-не посмотрели бы, что иностранец.
-Что правда то правда,-подтвердил  Никлас.-Лет через семь мне показалось, что я под колпаком, и  вернулся   в Швецию. Там  встретился с хорошей женщиной и  стали мы с ней жить вместе.
-Она тоже наркоманка?-спросила Хелен, и в ее голосе послышалась ревность.
-Тоже,-улыбнулся Никлас,-а через полтора года она подарила мне сына.
-Еще одного наследственного наркомана,-хихикнула Хелен.
-Вовсе нет!-запротестовал Никлас.-Мы всячески оберегали его от этого, и он вырос достойным человеком. Мой сын- член попечительского совета одной церкви,-с гордостью добавил он.
-Значит, не продолжил традицию,-хихикнул Лассе.-Ты лучше расскажи, как твоя судьба сложилась дальше.
-Дальше,-хмыкнул Никлас,-полицейские уже внимательно следила за мной и, дождавшись, когда у меня родится ребенок, пришли буквально на следующий день и меня арестовали. Они знали, что теперь я никуда не денусь.
-Подумаешь, ребенок,-передернула плечами Хелен.-Пришел бы ко мне-я бы тебе еще троих народила.
-Заткнись,-беззлобно осадил ее Никлас- У тебя самой-то дети есть?
-Нафиг мне?-опустив голову буркнула она.-Себя-то не прокормить.
-То-то и оно,-пробормотал Никлас, и в его голосе появилось сочувствие,-сами себя спалили, казались себе королями, а к концу жизни оборванные, обобранные. Ни кола, не двора. У меня-то хоть сын есть, а у вас вообще ничего.
-Ты тоже, как сын, в проповедники записался?-осадил егоКристин.-Сколько тебе припаяли?
-Год меня в предвариловке мариновали, все вспомнили: и грабежи, и наркотики, и оружие, за которое я в Англии уже отсидел, не забыли. Прокурор подсчитал всю эту бухгалтерию и запросил для меня семь лет. Адвокат чего-то там проблеял. В общем, семь воткнули. А в тюрьме я, конечно, взялся за старое. Мои ребята туда наркотики поставляли, а я их через одного парня реализовывал. Его засекли и прижали, а он меня заложил. Ну, мне еще пару лет добавили. Правда, чалился я там только шесть лет. Освободили по состоянию здоровья. Вышел я на волю, а идти-то некуда.
-А к жене?-не удержалась от вопроса Хелен.-Ведь сын уже подрос, по ночам писком своим не разбудит, и пеленки за ним стирать не надо.
-Сын-то уже в школе учился, да и не захотелось мне, чтобы на него пальцем показывали, что он сын уголовника и наркомана в придачу. Соорудил я себе палатку возле леса и жил там, как собака. Питался чем придется, воровал и наркоманил, а однажды потерял сознание, но, видимо, от боли очень стонал. Добрые люди скорую помощь вызвали и в больницу отвезли.
-Все так живут,-безразличным голосом рассудительно констатировал Лассе.-Меня тоже на принудиловку несколько раз забирали. Почистят организм и выпустят, а я опять за старое. Кто пробывал-знает: наркомания, как удав, а ты, как кролик, сам лезешь к ней в пасть. Страшно. Знаешь, что проглотит, а все равно лезешь.
-Конченные мы люди,-грустно добавил Роле.-Судьбы,говорят, на небесах  написаны, а против Бога, как говорится, не попрешь. Правда ведь, Никлас? Ты ведь у нас теперь специалист по этой части,-и он захохотал, обнажив гнилые почерневшие зубы.
-Нет, неправда,-прервал его Никлас,-у нас всегда есть право выбора. И нечего на Бога пенять, коли сам виноват. Я всегда  думал так же, как ты. А вот попал в больницу, там меня обследовали.
-И обнаружили сифилис,-подначил его Кристин.
-Если бы,-взохнул Никлас,-анализ крови показал ВИЧ-инфекцию, а прочие анализы выявили рак печени. Врач сказал, что я в лучшем случае протяну месяц.
-Пугать-то они все мастера, а вот лечить будет тетя,-хмуро перебила его Хелен.
-Они изо всех сил старались. Провалялся я в больнице два месяца и времени поразмыслить было более, чем достаточно. Однажды в бессонную ночь  я лежал, с открытыми глазами, и вдруг ко мне пришла смерть.
-Кто?-опешил Роле.-И как она выглядела?
-Женщина. Я бы даже сказал, симпатичная, только очень худущая, и глаза такие страшные, что у меня язык от ужаса к небу прилип. «Ну что,- говорит,-Никлас, забрать твою никчемную жизнь или дать тебе последний шанс?»-«Дай,-заплетающимся языком говорю.-Клянусь: если жив останусь, другим человеком стану.»  Она усмехнулась такой жуткой улыбкой, что я потерял сознание, а когда пришел в себя, смотрю-вокруг меня врачи и из всех дыр у меня трубки торчат.
-Это у тебя глюки были,-авторитетно заявила Хелен,-такое бывает, когда организм очищается.
-Не знаю, что у меня было, только этих глаз я уже не забуду до конца жизни. Вот тогда я и сказал себе:« Если ты останешься жив, Никлас, то раз и навсегда покончишь и с криминалом, и с наркотой.
-Круто,-покачал головой Лассе,-я бы так не смог.
-Захотел бы, так смог,-возразил ему Никлас,- я же знаю каким ты парнем был.
-Ладно вам хвалить друг друга,-остановила их Хелен.-А дальше-то что?
-Вышел я из больницы, а податься  некуда. Вот хочешь верь в Бога, не хочешь-не верь. Только встретил я старого приятеля. Тоже кое-какие делишки с ним обделывали и наркоманили не раз. Он меня увидал-только руками развел. «На кого ты похож?- говорит-В гроб краше кладут.» Я ему отвечаю, что я фактически только что из гроба. И всю свою историю ему рассказал. А он внимательно, как врач, выслушал меня и говорит:«Если ты серьезно так решил, то тебе по пути с нами. Идем, есть люди, которые тебе помогут».
-Бесплатный сыр бывает только в мышеловке,-съязвил Лассе,-за все надо платить. Что они с тебя потребовали за это?
-Ничего. Это государственная организация, в которой собрались бывшие воры, бандиты, наркоманы, решившие снова вернуться в общество и жить как все.
-Хорошая там собралась компашка,-захихикала Хелен.-И как они тебе помогли?
-Для начала мне дали дежурную комнату и оформили пенсию по инвалидности. Когда убедились, что я не принимаю наркотики, не пью водку и не ворую, мне дали однокомнатную квартиру, а через год двухкомнатную. Мой сын переехал ко мне, и мы живем с ним вместе. Наконец я почувствовал, что значит быть счастливым.
-Ты даже пива не пьешь?-с недоумением спросил Роле.
-Даже пива,-подтвердил Никлас.-Я целый день занят. Овечаю за порядок в общежитии. Рядом со мной все время находятся люди, готовые мне помочь, сами вырвавшиеся из объятий смерти. Это надежные люди, и у нас никогда не заходит разговор о нашем прошлом. А при необходимости можно обратиться к психологу.
   Он вдруг болезненно поморщился и прижал руку к груди.
-Ладно,-участливо произнесла Хелен,-прими лекарство, дай нам  на бутылку по случаю встречи, и мы пойдем.
-Отстань,-через силу пробормотал Никлас,-идите, я еще посижу немного.
-Нет, вы только помотрите, на него,-возмутился Лассе,-он уже не хочет якшаться со старыми друзьями. Даже бывшую любовь забыл.
   Хелен хихикнула, вплотную придвинулась к Никласу, крепко обняла его и, изображая страсть, навалилась на него своим жирным телом.  Его лицо оказалось у нее между грудей. Он внезапно почувствовал, что задыхается от острого запаха пота и давно немытого тела и грязной одежды. Он хотел ее отстранить, но силы внезапно оставили его. Никлас беспомощно уперся руками ей в плечи, но вдруг захрипел и откинулся назад.
-Ты чего, Никлас?-испугалась Хелен и стала трясти его за плечи, но он не отвечал.  Его голова, как у сломанной куклы, безвольно моталась из стороны в сторону.
-Похоже он того,-сделал предположение Роле,-надо бы сматывать удочки, пока не поздно.
-Такую встречу грех не обмыть,-сдавленным голосом произнесла Хелен и полезла в внутрений карман пиджака Никласа.
  Она вынула его портмане. Достала из него деньги, банковскую карточку и бумажку, на которой был записан код счета, сунула портмоне обратно к нему в карман, и, быстро общупав умершего, наткнулась на мобильный телефон.
-Это ему тоже ни к чему,-скорбным голосом произнесла она и набрала номер аварийной помощи.
    Услышав голос диспетчера, Хелен, запинаясь на каждом слове, пробормотала:
-Пришлите скорую помощь в парк. Здесь на скамейке лежит без памяти пожилой мужчина. Возможно он еще жив.
   Она назвала адрес сквера, приметы Никласа и отключила мобильный телефон.
-Ну  все повалили отсюда, пока нас не замели,-хмуро сказал Роле и направился к выходу,-мне совсем не светит давать показания в полиции.
-Он прав,-поддержал его Лассе, и вся компания, ускорив шаг и не оглядываясь, направилась следом за ним.


Рецензии
"-И это идот сдох,-с удовлетворением".
Полагаю, "и этот идиот сдох".
И, Михаил, всё же напрягает отсутствие пробелов между буквой и знаком прямой речи.

Теперь касательно рассказа... Он хорош. Хорош сам по себе, самодостаточен и досказан, а это - главное. Помимо, он оставляет некий простор для мыслей читателя, и хоть главная его идея понятно, думаю, всем мыслящим людям и так, то идеи побочные очень интересны и любопытны.
О структуре... схема рассказа как такого вот постепенного диалога мне понравилась; правда, сказывается отсутствие описательности, а зря: можно было бы бегло, просто (а-ля Хэмингуэй) дать описание природы и вообще окружающего, но причём особым образом: как природа в глазах главного героя гармонирует с его старыми "друзьями", как красота внешнего мира сочитается с их уродством, душевным и физическим. Ну и момент кульминации - явления г.г. смерти слишком, на мой взгляд, упрощён. Да-да, он таким и должен быть, но всё же Никлас мог бы и побольше рассказать о этом событии, которое стало главным в его жизни.

В целом - вполне себе на уровне, но побольше эмоционального контраста - не помешает.
Понравилось, спасибо, с уважением,

Кайнер   25.08.2010 00:07     Заявить о нарушении
Спасибо. Конечно идиот, это описка. Я, конечно, мог ярче расписать момент кульминации его жизни, но мне не хотелось отсебятяны. Никлас так рассказал, и я не стал ничего переделывать. Эта книга заказная, она называетя "Искушение" и является пиар-акцией организации, название который на русский язык обозначает: "возвращение криминальных элементов в общество". Каждый рассказ кончался тем, как этим людям помогло это общество. Уже после выхода книги, я переделал все окончания и напечатал в проза ру.

Михаил Ханин 2   26.08.2010 18:23   Заявить о нарушении