41. Феникс спешит на помощь

40. Рискованный план Андрика http://www.proza.ru/2010/08/01/618

Приняв решение, друзья сразу почувствовали облегчение. Пусть до завершения их опасного приключения было пока далеко, и тысячи препятствий могли помешать осуществлению их плана, они все равно воспрянули духом.

Андрик устроился поудобнее в кресле, выдвинул из пульта джойстик и нажатием кнопки завел двигатель. Находившийся на расстоянии нескольких десятков километров «Феникс» послушно выполнял все его команды. Машина дала задний ход, развернулась и покатила по ночным улицам Бегемосы. Выбравшись за пределы городка, Андрик резко увеличил скорость. На экране компьютера хорошо было видно, как пустынное, освещенное яркими фарами шоссе стремительно несется навстречу «Фениксу».

Тем временем Бэрик и  Норов спустились вниз, чтобы взглянуть, как идут дела на третьем этаже. Вернулись они  взволнованные и напуганные. Оказалось, что в коридоре под ними воды уже по колено, и она продолжает прибывать буквально на глазах. Услыхав об этом, Аристарх Ромоданович тоже отправился на разведку. Возвратившись через десять минут, он заявил, что особо волноваться не стоит. На самом деле вода  поднимается медленно, и все идет даже лучше, чем они рассчитывали. Его слова несколько разрядили тревожную атмосферу.

Андрик не участвовал в общем разговоре. Управляемый им «Феникс» быстро миновал равнинную часть пути, но, добравшись до гор, должен был сбросить скорость. К тому же компьютер постоянно притормаживал его на крутых поворотах.  Хотя Андрик сердито ворчал, он не мог ничего поделать, ведь компьютер действовал в соответствии с программой, которую заложили в него конструкторы, ему невозможно было объяснить, как важна для путешественников каждая минута.

Бэрик взволнованно следил за товарищем. «Сумеет ли Андрик обмануть машину? – думал он. – А что, если «Феникс» заупрямится и  откажется прыгнуть со скалы? Тогда нам ни за что не спастись!»

Между тем решительная минута приближалась. Вот-вот должно было показаться озеро. И тут Андрик стал нарочно запрашивать у машины отчеты о работе различных систем. Компьютеру поневоле пришлось проверять все эти данные, нагрузка на него нарастала с каждой секундой, и он уже не мог с прежней тщательностью следить за тем, что творится снаружи. Как раз в это время   «Феникс» вылетел на край обрыва. Спохватившись, компьютер успел в последнее мгновение включить экстренное торможение, но было уже поздно – машина на полном ходу снесла ограждение и рухнула с огромной высоты в воду…

Экран дисплея потух и в течение десяти или пятнадцати секунд оставался совершенно черным. Сердце юного сыщика замерло в тревожном ожидании. Неужели «Феникс» разбился? Неужели его прочный корпус получил пробоину? Тогда машина неизбежно утонет, и ничто во всем мире не сможет спасти их от неминуемой гибели! Эта и сотни других тревожных мыслей пронеслись в голове Андрика. Однако он беспокоился напрасно. Вскоре связь с машиной восстановилась. Сначала на экране высветились показания приборов, а вслед за тем возникло изображение какого-то смутного и бледного пятна. Мальчик не сразу сообразил, что это свет фар, прорезающих своими лучами толщу мутной воды. А еще через пять секунд «Феникс» всплыл на поверхность и замер, мерно покачиваясь, совсем рядом с темным массивом берега.

- Замечательно! – сказал Аристарх Ромоданович. Он стоял сзади и все видел. – Теперь осталось совсем немного: переплыть через озеро и добраться до нас.

Андрик кивнул. Он отправил на «Феникс» необходимые распоряжения, и тот заскользил по водной глади озера. Поскольку никаких ориентиров здесь не было, мальчик постоянно сверял курс с картой навигатора. Можно было надеяться, что помощь не заставит себя долго ждать.

А нужда в ней тем временем становилась все очевидней. Жизнь, до сих пор теплившаяся  в старом бункере, стала покидать его прямо на глазах. Лампы на потолке мигнули, потом стали быстро тускнеть и, наконец, совсем погасли. Со всех сторон наших героев обступила темнота. Только экран пульта дистанционного управления – единственная ниточка, еще связывавшая их с внешним миром – продолжал слабо светиться.

- Что случилось? – удивился Бэрик.

- Наверно, какие-то неполадки в проводке, - предположил Аристарх Ромоданович. – Отправляйся-ка, дружок, вниз и посмотри, как там вода.

Бэрику очень не хотелось покидать студию и спускаться одному в страшный темный колодец туннеля, Но делать было нечего. Захватив фонарь, он через зал командного пункта выбрался на лестницу. Тут, боясь оступиться, мальчик направил луч света себе под ноги и тотчас увидел воду! Тихо волнуясь и пузырясь, она поблескивала буквально в двух шагах от него. Так значит, весь бункер уже затоплен! Остался только их, последний этаж, а «Фениксу» еще плыть и плыть.

Бэрик поспешно вернулся к друзьям и сообщил о своем открытии. Профессор велел ему и Норову перенести акваланги из командного пункта в телестудию. Когда с этим было покончено, они вместе вышли на лестницу и обнаружили, что вода вплотную подобралась к их коридору.

- Жалко, что Бомбаса не додумался устроить на КП крепкую дверь! – сказал Бэрик. – Нам бы она сейчас очень помогла.

- Вряд ли, - усомнился Норов. – Думаешь, вода поднимается только по этому туннелю? Она движется по вентиляции, по шахте лифта и вообще заполняет все пустоты, которые встречаются ей на пути. От нее так просто не убережешься! Тут надо повсюду понаделать дверей.

Черные и гибкие, как змеи, струйки хлынули через верхнюю ступеньку и  помчались по коридору. Будто соревнуясь друг с другом в скорости, они искусно обходили неровности, оставляя за собой обширные островки сухого бетона. То были первые разведчики наступающего наводнения. За ними шла невысокая волна сплошной воды, увенчанная гребнем грязной пены. Она покрывала собой всю поверхность, проскальзывая даже в самые маленькие дырочки и в самые укромные уголки. Не прошло и пяти минут, как  пол на четвертом этаже скрылся под тонким, всего с ладошку, слоем воды, Но эта вода все прибывала и прибывала. Минуло пять минут – и вот она уже по щиколотку, еще пять – и уже по колено.

Аристарх Ромоданович и его спутники вернулись обратно в студию. Андрик сидел на прежнем месте, не обращая внимания на обступившую его со всех сторон воду.
- Вижу берег! – объявил он. – Еще немного, и «Феникс» будет тут.

Друзья стали надевать акваланги и приспосабливать к ногам ласты. При этом они, не отрываясь, следили за тем, как на экране дисплея вырастают темные, посеребренные лунным светом прибрежные скалы. Справа была сплошная чернота, а слева виднелась россыпь редких огоньков – там располагалась плотина. В тот момент, когда поднявшаяся вода начала заливать стол, Андрик нажатием кнопки заглушил двигатели. «Феникс» лег в дрейф у восточного берега. Он находился совсем рядом, может быть, в каких-нибудь трехстах-четырехстах метрах от них. Передняя камера совершила быстрый оборот вокруг оси. В фокус ее объектива на секунду попало ночное небо, усыпанное южными звездами,  а также роскошная яркая луна, с философским безразличием взиравшая на далекую землю.

- Все! – сказал мальчик и отсоединил от пульта антенну.

Экран тотчас потух.  Они остались один на один с надвигавшейся на них смертельной опасностью. Андрик опустил крышку компьютера, пристегнул чемоданчик к поясу, затем надел акваланг и маску.

- Вперед! – распорядился Аристарх Ромоданович.

Путешественники вплавь добрались до лестницы. Здесь они засунули в рот загубники и один за другим ушли под воду. Перед тем, как погрузиться, Андрик мельком взглянул на свои часы - до взрыва оставалось два часа и тридцать семь минут.

Им предстояло опасное и утомительное плавание по лабиринту затопленного бункера, из которого на свободу вел только один единственный выход. Сумеют ли они отыскать его? Хватит ли им запасов воздуха? Никто не мог дать ответа на эти вопросы. Каждый понимал – успех, конечно, зависит от их упорства и выдержки, но в не меньшей степени он зависел также от  везения и счастливого случая.

Прежде, чем двинуться в путь, Андрик постарался тщательно изучить план бункера и запомнить расположение его коридоров. Следуя за ним, Аристарх Ромоданович, Бэрик и  Норов опустились вдоль спиральной лестницы на третий этаж. Неподалеку была вырублена в скале еще одна лестница, которая вела в нижние помещения. Ее тоже преодолели быстро.  Но дальше ситуация усложнялась. Прежде чем попасть  на дно бункера, надо было проплыть через весь второй этаж, потому что лестница на первый располагалась возле самого лифта. Таким образом, спустя минут пятнадцать после погружения, наши герои добрались до того места, откуда начались их скитания. Пробираясь мимо крепко запертой двери тюремной камеры, Андрик сделал вид,  будто хватает себя за горло. «Наверно, он хочет сказать, - подумал Бэрик, - что, оставшись тут, мы давно бы умерли от удушья. Но кто решится утверждать, что сейчас наше положение лучше?»

Увы, Бэрик совсем не был в этом уверен! Воздух в его баллонах  подходил к концу, а конца их плаванию пока что не предвиделось. Правда Андрику удалось отыскать нужную дверь и провести друзей на первый этаж. Здесь их ожидали новые трудности. 
Путешественники угодили на склад, заваленный всякой рухлядью, и должны были прокладывать себе путь среди каких-то плавающих тюков и целой баррикады ящиков. И чего здесь только не было! Груды военной амуниции, коробки с консервами и целый арсенал оружия: автоматы, пистолеты, гранаты и железные коробки с патронами. В одном углу им попались несколько стоявших на полу пулеметов, а в другом – настоящая пушка и несколько ящиков снарядов к ней.

Но где же выход? Андрик знал, что с первого этажа наружу ведут три потайных хода. Первую дверь удалось найти достаточно легко, только поблизости не чувствовалось никакого движения. Они поплыли дальше, навстречу слабому течению втекавшей снаружи воды и оказались в узком закутке. Андрик осветил стену фонарем и заметил в углу зев широкой трубы. Вода поступала оттуда. Мальчик сделал друзьям знак следовать за ним  и первым  скрылся в черноте длинного и узкого коридора. Течение ощущалось тут гораздо явственнее. Преодолевая его сопротивление, путешественники  добрались до следующего туннеля, уходившего на этот раз вертикально вверх. На его стенах кое-где видны были ржавые скобы, служившие раньше ступенями. Андрик и Бэрик остановились, поджидая спутников. От недостатка воздуха у них стало кружиться голова. Сердце вырывалось из груди, в висках стучало. Аристарх Ромоданович дал им по несколько раз вдохнуть из своего баллона, после чего все четверо, взявшись за руки, начали всплытие. Свет четырех фонарей заливал стены, и от этого в туннеле было светло, как днем. Они миновали уже большую часть прохода, когда Андрик взглянул вверх и замахал руками. Его спутники в недоумении подняли головы и замерли от неожиданности: прямо над ними, перегораживая горловину туннеля, нависала крепкая чугунная решетка!

Если бы путешественники могли говорить, они наверняка издали бы вопль отчаянья! Преодолев на своем пути множество трудностей, находясь буквально в двух шагах от поверхности, они были остановлены нелепым и глупым препятствием. Положение их казалось совершенно безвыходным: плыть вперед невозможно, возвращаться назад - бессмысленно.  Решетка держалась на двух петлях и запиралась на ржавый висячий замок. Аристарх Ромоданович тщетно пытался разломать его руками - старое железо еще сохранило в себе достаточно прочности; разомкнуть запор не удалось. Единственное, что мог сделать старый археолог, так это дать своим  друзьям подышать из своего баллона. Впрочем, лишний глоток воздуха ровным счетом ничего не менял – через несколько минут всех ждала неминуемая гибель.

Это была самая страшная минута в их жизни! Бэрик и  Норов находились уже на грани обморока. Только Андрик не утратил присутствия духа.  Ухватившись одной рукой за скобу в стене, он раскрыл другой свой чемоданчик и нажал кнопку вызова. Друзья с недоумением наблюдали за ним. Неожиданно темный экран засветился. Значит связь с «Фениксом» восстановилась! В первую секунду это показалось всем почти что чудом. Однако, подумав, Аристарх Ромоданович сообразил, что удивляться происшедшему не стоит. Ведь они практически выбрались из подземелья. Их машина покачивалась прямо над ними, сквозь толщу воды можно было различить свет ее фар. И все же, на какую помощь могли рассчитывать несчастные? Аристарх Ромоданович и Бэрик не знали, что им подумать, когда неожиданно заметили спускавшийся сверху непонятный предмет. В следующее мгновение они узнали якорь, подвешенный к тросу лебедки. Это надежное приспособление уже выручило их раз на горном перевале. Теперь, подчиняясь приказам Андрика,  оно должно было выполнить несравнимо более важное дело – проложить им путь к свободе!

Как только якорь опустился, его подцепили к решетке, после чего был дан сигнал к подъему. Заработал невидимый мотор, трос натянулся и стал тугим, как струна. Сердца наших героев затрепетали от волнения… Решетка дернулась… и выскочила из удерживавших ее пазов. Можно сказать, что спасение пришло к ним буквально в последнюю минуту. К этому времени воздух в баллонах совсем иссяк. Из последних сил путешественники вцепились в решетку, и та устремилась вверх, увлекая их за собой…

42. Во власти разбушевавшейся стихии http://www.proza.ru/2010/08/01/837

«Заповедные рубежи»  http://www.proza.ru/2013/07/08/294
 


Рецензии
А эта глава держала в напряжении с самого начала и до конца! Судьба (ну и автор, конечно)) на стороне героев. И Андрик Ваш - умница, и как он додумался отвлечь компьютер Феникса. Одно огорчает - скоро опять расставаться... Скоро сказка о насекомых будет?

Валентина Пескова   05.04.2020 18:15     Заявить о нарушении
Судьба должна быть на стороне тех, кто бьется и держится до самого конца. Держится и ищет выход из самых, казалось бы, безнадежных ситуаций. Очень рад, что Вы оценили эту мою старую повесть. Сказку о пчелах я надеюсь закончить летом. Хотя, как пойдет. Материал интересный, но сложный. Чтобы с ним совладать, надо много чего учесть и продумать. Понадобится не меньше четырех редакций. Я пока что разбираюсь с первой.

Константин Рыжов   05.04.2020 21:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.