Гибель парома Эстония

 
               


                Весь мир уже знает, что в ночь с 27- 28  сентября 1994 года затонул пассажирский паром «Эстония», курсирующий по маршруту Таллинн-Стокгольм-Таллинн. В то время это было единственное судно работающее на этой линии. На нём было 1200 кают и специальная палуба для автомобилей на 500 мест. Здесь всё таки необходимо отметить, что паром к этому времени находился в запущенном техническом состоянии. Перед выходом "Эстонии" из Таллинна - в 19 часов пятнадцать минут, море уже было неспокойное. Ночью шторм усилился: скорость ветра достигла 25м/сек, высота волны была более шести метров! Корабль к моменту начала катастрофы прошёл 135 километров. Во время шторма паром вдруг накренился на правый бок/00.55минут/, но вскоре выровнялся, затем снова завалился и уже в прежнее положение не вернулся. Вахтенный на мостике по рации дал сигнал бедствия "SOS". Крен парома становился всё больше и больше: уже в час тридцать пять минут он был девяносто градусов! Потом судно перевернулось дном вверх и в час сорок минут скрылось под водой. Глубина погружения оказалась девяносто метров. Из 989 человек погибло 852 - это в основном пассажиры и часть команды! Из пропавших людей 757 так и не найдены!               
                При выходе из Таллинна паром уже имел небольшой крен на правый бок, а если учесть ухудшение погодных условий, то повернув судно обратно в порт, можно было бы избежать катастрофы. Но такого решения на пароме принято не было. Раскладывая все события этой страшной трагедии по минутам и сопоставляя действие команды соответственно происходившим моментам, официальная комиссия по расследованию трагедии пришла к выводу, что командование парома недооценило ситуацию, в которой они оказались. Капитан и его помощники долго не могли понять, что на самом деле происходит с судном.
                Правительства стран Эстонии, Швеции и Финляндии по предложению  Англии/ у ней тоже были погибшие граждане/ приняли решение не поднимать затонувшее судно ни при каких обстоятельствах?! Так же было принято решение о запрете каких-либо водолазных работ на месте гибели парома. И всё-таки, некоторые погружения к затонувшему парому состоялись: кто-то искал кейс с документами и нашёл, а кто-то проверял был ли подрыв парома... Версий этой загадочной трагедии несколько: первая, что затонул из-за оторвавшейся носовой аппарели, вторая, что на пароме был взрыв, третья, что получив приказ от некоего «Лесника» из Таллинна, стали срочно избавляться от груза. Под грузом, имели ввиду, машины гружёные кобальтом, или высокотехнологичным оружием, оставленным Советской армией, или наркотики. А может быть, было и то, и другое, и третье. Самое интересное, что человек, перехвативший разговор «Лесника» с паромом, вскоре был найден у себя в Таллиннской квартире мёртвым... А затем ещё несколько странных убийств, касающихся парома "Эстония". Заместителю директора таможенного комитета Эстонии Игорю Криштаповичу удалось подслушать и записать телефонный разговор между капитаном парома Арво Андерсеном и неким наркодельцом Юри… Спустя некоторое время Криштапович был убит в центре Таллинна! Это преступление осталось до сих пор нераскрытым. И не секрет, что паром в Стокгольме уже ждали таможенники Швеции. Надо полагать, кто-то сдал контрабандистов, и тем ничего не оставалось, как приступить к решительным действиям до прибытия в порт назначения. Имеется ввиду взрыв на борту парома... Но это всего лишь предположения. Никто ничего не доказал!
                Ральф Сирман, выживший после катастрофы швед, утверждал, что он, отплывая от парома, чётко видел огромную дыру в районе ватерлинии!
                При просмотре документального фильма об очевидцах трагедии, которые чудом остались живы, у меня сложилось двоякое чувство о людях. Когда началась паника, все устремились на верхнюю палубу. Люди давили друг друга лишь бы протиснуться к желанному узкому дверному проёму. Не все отважились кинуться в эту схватку за жизнь. Некоторые просто с отчаянием в глазах взирали молча на озверевших людей, остервенело отталкивающих друг друга от заветной маленькой  двери, дающей шанс на жизнь. Каждый понимал, что отсчёт времени пошёл на минуты. Молодой человек рассказывал, что он кинулся к своей семье, но мать, со слезами на глазах, крикнула ему, чтобы он сам пробивался к выходу. Он говорит, что в последний раз посмотрел на мать, отца, сестру, попрощался взглядом с ними и ринулся к спасительному выходу. Больше он своих родных не видел. А когда он всё-таки пробился на верхнюю палубу, переступив заветный порог, у него сразу же с шеи сорвали золотую цепочку. Оказывается, мародёры появляются и в такие минуты!
                Многие мужчины отбирали у женщин уже надетые спасательные жилеты. А их, женщин, переживших эту трагедию, оказалось крайне мало. Самый низкий процент спасшихся это пассажиры парома. А из них меньше всего спаслось женщин! Механик парома маленького роста, худенький, работая  внизу, в машинном отделении, смог оценить обстановку и спастись только потому, что начал своё бегство ещё до всеобщей паники. Из 186 членов экипажа спаслось только 43. Другой очевидец рассказывал, что он и женщина очень долго боролись с волнами, держась руками за плот. Но когда их накрыла очередная волна, женщины не стало. Её смыло в море, больше он её не видел. Ещё один участник трагедии вспоминает, что у них на плоту был молодой парень, которого вытащили из воды и положили на плот. Он не выжил, умер от переохлаждения. Спасшийся в ту роковую ночь хуторянин Вельо Юусе вспоминает, когда он вылез на верхнюю палубу там уже были люди и валялись спасательные жилеты. Он одел один из них и помог какой-то женщине тоже одеть жилет. Вельо успел заметить пять закреплённых спасательных лодок, которых почему-то не опускали на воду. Неожиданно погас свет и он понял, что надо срочно покинуть паром. Там внизу, в холодной воде он каким-то чудом ухватился за перевёрнутый резиновый плот, и спасся. Тем кому не хватило места на плотах погибали. В сентябре вода в море ниже 12 градусов. Спасли только 137 человек и подняли позже 94 окоченелых трупа. Остальные ушли вместе с паромом на дно Балтики. Глубина затопления восемьдесят три метра.
                Некоторые спасенные утверждают, что слышали взрыв. И всё-таки эксперты приходят к выводу, что паром затонул после того, как вода попала через носовой люк на грузовую палубу. Отошёл носовой визор и внутрь хлынуло огромное количество воды. А вот почему это произошло, вызывает множество версий. Может сказалась недавняя замена старого экипажа на менее опытный эстонский. Некоторые спасшиеся пассажиры говорят, что грузовики не крепились цепями и они это видели. Другие утверждают, что слышали удары в грузовой части парома во время шторма. Эксперты немецкой судоверфи, на которой было построено судно, утверждают, что именно некачественное техническое обслуживание привело к катастрофе парома.               
                Сменный kапитан парома "Эстония" Ааво Пихт бесследно исчез, хотя его видели вначале среди спасшихся. Утром 28 сентября фамилия капитана оказалась в списках спасённых. Позже он из этих списков почему-то пропал. Многие знакомые капитана Ааво Пихта видели его в разных городах Европы, но он сразу же старался скрыться.
                «Балтийский Титаник» продолжает хранить и до сего дня свою зловещую тайну гибели. Пройдут годы и люди поймут, что запрет на обследование судна необходимо снять для выяснения истинных причин трагедии. В то же время эта катастрофа была закономерна, если учитывать общественно политическую жизнь балтийского региона того времени. Другими словами, что-то крупное и негативное должно было случиться в этом всеобщем «бардаке». И оно случилось.
                В то время, когда произошла эта трагедия, я жил со своей семьёй в Таллинне на улице Puhangu в обыкновенном пятиэтажном доме. Помню, как за два месяца до трагедии наш дом прямо таки содрогался от ночных оргий, которые устраивал эстонский парень со своими друзьями по выходным дням. Так гуляли, что соседям уснуть было невозможно... И вдруг наступила тишина: ни музыки, ни пьяных криков, ничего...  Только потом, месяца через три, я узнал от матери того парня, что их сын работал официантом на этом злополучном пароме. Она не могла понять, как это он, такой здоровый и сильный, не смог спастись. А ведь многие уже вроде бы и в жилетах были, и на плотах, но умерли от переохлаждения...   
                Представьте себе: ночь, сентябрьский холод, волны высотой шесть метров, ледяная вода и паника на пароме, который неумолимо погружается в воду...
                В два часа двенадцать минут ночи Финский паром "Мариэлла" первым приступил к спасательной операции. Море штормило. Матросы с трудом вытаскивали продрогших людей на борт. Затем прилетели несколько вертолётов, которые продолжили работу по спасению пострадавших. Некоторые люди умирали уже на борту вертолётов от перенесённого шока и переохлаждения! В девять часов подняли последних спасённых из 137 человек.
      

Август 2010г.               

         

           P.S.         Спустя ровно двадцать лет по радио-4 города Таллинна мне довелось совершенно случайно услышать интервью с одним из участников этой трагедии. Он работал на пароме продавцом. Во время выхода из Таллинна, как он рассказывает, было получено сообщение о шторме. Каюта, где ночевал молодой человек, была на седьмой палубе, это почти на самом верху. Когда он уже готовился ко сну, судно вдруг накренилось, остановились двигатели. Объявили тревогу, а потом мужской голос добавил, что судно тонет. Спасательные жилеты находились наверху. Экипаж помогал раздавать жилеты. Паники не было. Паника была только на лестнице в барах, где было много людей. Паром затонул в течении сорока пяти минут после того, как лёг на правый бок. 

                Оказывается после двадцати лет можно это всё отредактировать вот в таком изложении...А почему тогда погибло столько людей!? Родственники, потерявшие своих близких, всё время требуют тщательного расследования этой трагедии. И голос на пароме, который объявлял тревогу тоже в показаниях свидетелей меняется то он мужской, то женский. А может в действительности тревогу вообще никто не объявлял?

                Если когда-нибудь поднимут паром "Эстония", то в одном из его машинных отделений найдут газонокосилку. Её взял у соседа один из механиков, чтобы отремонтировать за время дежурства. Сам он спасся, а чужая газонокосилка осталась там...

                В конце сентября 2020 года в Таллинне в средствах массовой информации появилось сообщение, что при съёмках документального фильма о крушении парома/режиссёр Хендрик Эвертссон/ неожиданно была обнаружена четырёхметровая пробоина в корпусе судна, которая ранее была скрыта морским дном. Разрешение на съёмки этого фильма Эвертсон не получал.
Специалисты по катастрофам сразу же заявили, что трещина могла возникнуть при ударе парома о каменистое дно моря. Возникла ещё одна версия, что паром столкнулся со шведской подводной лодкой...Как раз в это время проходили морские учения шведов на Балтике. Но и эта версия тоже подвергается большому сомнению... Трещина находится выше ватерлинии... Есть и ещё одна - поменьше... Но разрешение на обследование затонувшего парома пока нет и это вызывает свои сложности...

                В бегущей строке новостей от 26 ноября 2020 года города Таллиинна на TV+ читаем: Маргус Курм /руководитель государственной комиссии/ обвинил Швецию в препятствии расследования гибели парома "Эстония". Он заявил:"Я действительно считаю, что "Эстония" утонула в результате события, которые правительственные круги Швеции решили скрыть под предлогом защиты госбезопасности".

                В новостях за 19.04.23 года узнаю: решили поднять отвалившуюся носовую аппарель парома для исследования в Эстонии.               


Рецензии
Трагическая история! Поведение мужчин напоминает такое же при гибели "Адмирала Нахимова".
С уважением
Владимир

Владимир Врубель   03.10.2019 12:15     Заявить о нарушении
Владимир, спасибо за ответ! В такие моменты человек меняется и чаще в худшую сторону... С уважением Пётр и Николай

Братья Бирт   03.10.2019 12:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.