Гибель парома Эстония

 
               


                Весь мир уже знает, что в ночь с 27- 28  сентября 1994 года затонул пассажирский паром «Эстония», курсирующий по маршруту Таллинн-Стокгольм-Таллинн. Ночью во время сильного шторма(высота волны шесть метров) паром в течение часа погрузился в воды Балтийского моря. Сначала он завалился на правый бок, потом перевернулся дном вверх и стремительно пошёл на дно. Из 989 человек погибло 852 - это пассажиры и часть команды.               
                При выходе из Таллинна паром уже имел небольшой крен на правую сторону, а если учесть ухудшение погодных условий, то повернув судно обратно в порт можно было бы избежать катастрофы. Но такого решения на пароме принято не было. Раскладывая все события этой страшной трагедии по минутам и сопоставляя действие команды соответственно происходившим моментам, комиссия пришла к выводу, что командование парома недооценило ситуацию, в которой они оказались. Капитан и его помощники долго не могли понять, что на самом деле происходит с судном.
     Правительства стран Эстонии, Швеции и Финляндии приняли решение не поднимать затонувшее судно ни при каких обстоятельствах. Так же было принято решение о запрете каких либо водолазных работ на месте гибели парома. И всё-таки, некоторые погружения к затонувшему парому состоялись: кто-то искал кейс с документами и нашёл, а кто-то проверял был ли подрыв парома... Версий этой загадочной трагедии несколько: первая, что затонул из-за оторвавшейся носовой аппарели, вторая, что на пароме был взрыв, третья, что получив приказ от некоего «Лесника» из Таллинна, стали срочно избавляться от груза. Под грузом, имели ввиду, машины гружёные кобальтом, или высокотехнологичным оружием, оставленным Советской армией, или наркотики. А может быть, было и то, и другое, и третье. Самое интересное, что человек, перехвативший разговор «Лесника» с паромом, вскоре был найден у себя в Таллинской квартире мёртвым. И не секрет, что паром в Стокгольме уже ждали таможенники Швеции. Надо полагать, кто-то сдал контрабандистов, и тем ничего не оставалось, как приступить к решительным действиям до прибытия в порт назначения. Но это всего лишь наши предположения.
                При просмотре документального фильма об очевидцах трагедии, которые чудом остались живы, у меня сложилось двоякое чувство о людях. Когда началась паника, все устремились на верхнюю палубу. Люди давили друг друга лишь бы протиснуться к желанному узкому дверному проёму. Не все отважились кинуться в эту схватку за жизнь. Некоторые просто с отчаянием в глазах взирали молча на озверевших людей, остервенело отталкивающих друг друга от заветной маленькой  двери, дающей шанс на жизнь. Каждый понимал, что отсчёт времени пошёл на минуты. Молодой человек рассказывал, что он кинулся к своей семье, но мать, со слезами на глазах, крикнула ему, чтобы он сам пробивался к выходу. Он говорит, что в последний раз посмотрел на мать, отца, сестру, попрощался взглядом с ними и ринулся к спасительному выходу. Больше он своих родных не видел. А когда он всё-таки пробился на верхнюю палубу, переступив заветный порог, у него сразу же с шеи сорвали золотую цепочку. Оказывается, мародёры появляются и в такие минуты!
                Многие мужчины отбирали у женщин уже надетые спасательные жилеты. А их, переживших эту трагедию, оказалось крайне мало. Из 186 членов экипажа спаслось только 43. Механик маленького роста худенький, работая  внизу, в машинном отделении, спасся только потому, что начал своё бегство ещё до всеобщей паники. Так бы, через толпу, он бы не выбрался наверх. Представьте себе, он бежит из одной палубы на другую к выходу зная, что сейчас начнётся на пароме! И ведь  не ошибся, что-то его заставило быстро покинуть своё отделение. Другой очевидец рассказывал, что он и женщина очень долго боролись с волнами, держась руками за плот. Но когда их накрыла очередная волна, женщины не стало. Её смыло в море, больше он её не видел. Ещё один участник трагедии вспоминает, что у них на плоту был молодой парень, которого вытащили из воды и положили на плот. Он не выжил, умер от переохлаждения. В сентябре вода в море ниже 12 градусов. Спасли только 137 человек и подняли позже 94 окоченелых трупа.
                Некоторые спасенные утверждают, что слышали взрыв. И всё-таки эксперты приходят к выводу, что паром затонул после того, как вода попала через носовой люк на грузовую палубу. А вот почему это произошло, вызывает множество версий. Может сказалась недавняя замена русскоязычного старого экипажа на менее опытный эстонский. Некоторые спасшиеся пассажиры говорят, что грузовики не крепились цепями и они это видели. Другие утверждают, что слышали удары в грузовой части парома во время шторма. Эксперты немецкой судоверфи, на которой было построено судно, утверждают, что именно некачественное техническое обслуживание привело к катастрофе парома.               
                Капитан парома "Эстония" Аво Пихт бесследно исчез, хотя его видели вначале среди спасшихся. Утром 28 сентября имя Пихта оказалось в списках спасённых. Позже он из этих списков почему-то пропал.  Многие знакомые капитана Аво Пихта видели его в разных городах Европы, но он сразу старался скрыться.
                «Балтийский Титаник» продолжает хранить и до сего дня свою зловещую тайну гибели. Пройдут годы и люди поймут, что запрет на обследование судна необходимо снять для выяснения истинных причин трагедии. В то же время эта катастрофа была закономерна, если учитывать общественно политическую жизнь балтийского региона того времени. Другими словами, что-то крупное и негативное должно было случиться в этом всеобщем «бардаке». И оно случилось.
                В то время, когда произошла эта трагедия, я жил со своей семьёй в Таллинне на улице Puhangu в обыкновенном пятиэтажном доме. Помню, как за два месяца до трагедии наш дом прямо таки содрогался от ночных оргий, которые устраивал эстонский парень со своими друзьями по выходным дням. Так гуляли, что соседям уснуть было невозможно... И вдруг наступила тишина: ни музыки, ни пьяных криков, ничего...  Только потом, месяца через три, я узнал от матери того парня, что их сын работал официантом на этом злополучном пароме. Она  не могла понять, как это он, такой здоровый и сильный, не смог спастись.   
     Представьте себе: ночь, сентябрьский холод, волны высотой шесть метров, ледяная вода и паника на пароме, который неумолимо погружается в воду...

Август 2010г.               

           P.S. Если когда-нибудь поднимут паром "Эстония", то в одном из его машинных отделений найдут газонокосилку. Её взял у соседа один из механиков, чтобы отремонтировать за время дежурства. Сам он спасся, а чужая газонокосилка осталась там...

           Спустя ровно двадцать лет по радио-4 города Таллинна мне довелось совершенно случайно услышать интервью с одним из участников этой трагедии. Он работал на пароме продавцом. Во время выхода из Таллинна, как он рассказывает, было получено сообщение о шторме. Каюта, где ночевал молодой человек, была на седьмой палубе, это почти на самом верху. Когда он уже готовился ко сну, судно вдруг накренилось, остановились двигатели. Объявили тревогу, а потом мужской голос добавил, что судно тонет. Спасательные жилеты находились наверху. Экипаж помогал раздавать жилеты. Паники не было. Паника была только на лестнице в барах, где было много людей. Паром затонул в течении двадцати минут после того, как лёг на бок.

          Оказывается после двадцати лет можно это всё отредактировать вот в таком изложении...А почему тогда погибло столько людей!? Родственники, потерявшие своих близких, всё время требуют тщательного расследования этой трагедии.
               


Рецензии
причина гибели парома в низкой квалификации его командования ...оставили на пароме только свои командные кадры, а они не учли резонанс качки ...

Александр Рифеев 3   22.10.2018 14:59     Заявить о нарушении
Александр, совершенно верно,спасибо за посещение.

Братья Бирт   22.10.2018 16:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.