Софья. Глава 1
Роман «Софья» выставлен на номинацию премии «Писатель года 2012.»
Софья
Вступление.
Пришли годы раскрепощения крестьян.
Батюшкой, Александром II от 19 февраля 1861 года, был подписан манифест об отмене крестьянского права.
Теперь крестьяне перестали быть собственностью помещиков, их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять. Они получили гражданские права. Свободу вступления в брак. Иметь недвижимость, заключать договора на свое имя и так далее.
На деле, свободу подкрепить материально, многим было не под силу. Каждый помещик. Будь это барин, граф или князь не хотел расставаться с дармовой силой. И старался удержать ее любым способом. Правдами и неправдами.
Заранее сговорившись меж собой, за работу на своих усадьбах платили гроши. Притесняя бывших крепостных в развитии собственных поместий - этим замедляя развитие общества.
А служители церкви. Опора государства проповедники религии не устают повторять, учить детей на уроках закона божьего, внушать: « Что человек постоянный грешник и рождается в грехе, и заботиться об улучшении своей жизни - грех. Надо довольствоваться своей долей, сказано в евангелие от Луки, «блаженны нищие».
А в завете сказано, что каждый должен довольствоваться тем положением, в каком он находится. Он должен быть нищим не только по своему материальному положению, но и духом, ибо «блаженны нищие, духом»».
Забитый человек, лишенный чувства собственного достоинства, не имеющий дерзать, добиваться, стремится.
Вот пойди и угадай куда пойти и что сделать, если никогда не был на свободе.
Да и можно ли назвать такую свободу свободной. Кругом лож да обман. Куда не обратись, всюду требуют податей - взятку - за любую мелочь: за подсказанное слово, за любую бумажку.
И все равно, кое- где пробиваются ростки жизни. Крестьяне начали создавать общества, хозяйственные вопросы решали на сельских сходах. Царская власть создаёт новую административную единицу. И на сходах обществ избирается волосной старшина, который исполняет полицейские и административные обязанности. Деятельность сельского и волосного управления контролировалось мировыми посредниками. Они назначались Сенатом из местных помещиков.
Главной задачей мировых посредников было определять размеры крестьянских наделов и повинностей по каждому имению. Полученною землю крестьяне должны были рано или поздно выкупить. А до той поры за пользование наделами, отбывали барщину или платили оброк.
Так, что не успел ребенок родиться, а на нем висит оброк. За землю, на которой родился. Которая - принадлежит ему по праву. За свой дом, который построил, в котором живешь. За рыбу, которую ты должен ловить, и есть по закону природы – бесплатно. За лес, который никто не сажал, а стал хозяином, и так далее.
Но дружище, дело совсем не в том. Дело совсем не в законах и порядках. А в отношениях между людьми. Здесь барская любовь к одной крепостной особе. А где, любовь, там слезы, там трагедия, там приключения. Я верю, в его искреннее чувства к этой женщине. Он, возможно, женился бы на ней. Но ведь законы княжеские не позволяют этого делать. С одной стороны он богат, доступен к власти. А в любви, крепостной. Иметь с крепостными, близкую связь, запрещено законом. За это лишают титула, и всех званий и заслуг. Считается большим позором, в их обществе. Поэтому и не получилась у них, большого счастья, долгосрочного романа.
С детства, хорошо знавшие друг друга. Вместе баловались, играли в различные игры. Вместе встречали и провожали юность. Хотя молодой князь только на лето приезжал с Питера, но у них был большой срок, что бы привязаться друг, другу.
С годами девочка выросла, и стала красивой девушкой. А, князь, конечно же, парнем, мужчиной с рябоватым лицом, испорченным оспой.
Девушка понимала разницу между собой и своим хозяином. Знала, что их счастью не быть. И старалась избегать встречи с ним. Но время от времени, им приходилось встречаться. И обычные дружеские чувства превратились в трагедию любви.
Глава 1.
Ранней весной приехал с Питера князь. На его плечах одет аккуратно подогнанный, военный мундир, лейтенанта, королевской гвардии его императорского величества. Он немного передохнул сидя на лавочке возле дома. И позвал домашнего слугу Егора. - Заложи мне Егор коляску.
- Слушаюсь барин!
Егор низко покланялся и побежал выполнять указание.
Леонид Дмитриевич зашел в дом и отправился в свою комнату. Ни слова не говоря слугам. Открыл горевшую печь. Взял утюг, нагреб кочергой туда угли, снял с себя мундир, помятый в дороге, выгладил, и снова одел.
За дверью послышалось шарканье лаптей, затем стук в дверь. - Да, входи.
На пороге появился Егор и низко покланялся.
- Что, выполнил, указание?
- Да, барин, упряжка заложена.
- Молодец Егор. Пошел вон.
- Слушаюсь, барин, - Егор вновь низко откланялся и вышел прочь. Услышав суетливые шаги, вышла с кухни няня посмотреть.
- Ты, что Егор носишься тут?
- Да ты что не знаешь, что барин приехал?
- Это как же так?
- Да вот так. В своей комнате он. Велел заложить лошадь. Не успел появиться и уж ехать куда-то собрался.
- Ох, ох, да это как же? Я, его не увидела, да и не услышала. Стряпаюсь, и ничего не слышу. Разгневается теперь на меня глупую. Ведь знала, что сегодня должен был приехать. Готовилась и проглядела, не встретила.
- Ничего, не переживай, не разгневается. На черт, ты ему нужна. А я, пожалуй, пойду, с глаз долой.
Егор вышел. Через мгновение в прихожей появился князь. Няня, поклонилась ему. - Вы бы откушали барин, с дороги ведь, отдохнули бы.
- Потом, потом няня. Отлепись, - он махнул рукой и быстрым шагом направился к выходу, к запряженной коляске, на ходу надевая перчатки. Ловко запрыгнул в кресло коляски. Взял в руки вожжи, потянул на себя, затем отпустил, ударив правой вожжой по боку лошади. Державший под узци лошадь Егор, ловко отскочил в сторону. Лошадь с неохотой тронула с места и пошла трусцой. Послышался удар хлыста, и лошадь перешла на рысь, набирая скорость, исчезла за поворотом.
Следом из дома вышла няня, покланялась ему в след и пошла в дом.
- Куда-то барина понесло? - обратился к няне Егор, заходя в дом следом за ней.
- Да ты что безглазый. На общий двор, в коровник, соскучился теперь.
- Что аль коров давно не видел, целовать поскакал?
- Балда, ты Егор. Ты или не понимаешь, или претворяешься. По коровке с карими глазами и длинными ресницами, по зазнобе своей соскучился. Ты что, молодым не был?
- Какая у него тут может быть зазноба. Зазнобы у него там в Питере. Я, слышал, его женить собираются.
- Ничего ты дурачёк не понимаешь. Женить может, и женят, только любит он Софию Павловну.
- Эту кареглазую коровенку, с длинными ресницами, отбывающую барщину по уходу за телятами? Хороша. Многие на нее глаз положили. Недавно приезжал с уезда барин один к ним свататься. Не знаю, получилась, что у них или нет, не говорят. Только вроде как по слухам отложили сватовство. Тот, которого избрали волосным старшиной по нашему уезду, Головинов, что ли, или Киселев, точно сказать не могу.
- Этот, который распоряжается всей землей, всеми наделами, и полицией? Серьезный барин, Киселёв. Он даже граф, какой-то. Бывал у нас, неужели не помнишь? Мы так и думали он на нашей барыне жениться. Только он староват для нашей Софьи то. Что он вдовец, это факт. И ты посуди ведь хоть он и барин, только супротив наших победнее будет. Хороший зажиточный крестьянин, по богатству запоя-с его заткнет. Я не имею в виду, наших крестьян крепостных. У них одни портки, и то дырявые. А тех, которые свободные, с соседнего хутора.
- Да, что ты нянь, в соседнем хуторе какие тебе крестьяне? Нет. Это совершенно другое, это государственные люди. С них и налогов никаких не берут. Они на постоянной службе у государя.
- У них же земля, они пашут, сеют?
- Нянь, ты правильно говоришь, кормить их государство не кормит. А льготы у них есть государственные. Землю им дают бесплатно, как только родится ребенок, получи надел. Налог с земли не платят, налог со строений тоже не платят, налог с продажи выращенного скота не платят, за обучение не платят, лечат их бесплатно. А их барин, бывший, правда. Земельные наделы получил за победу, за успешное завоевание Франции в 1814 году, окончательного разгрома Наполеона. И не только он, все хуторяне земельные наделы получили. Говорят во Франции, они много после себя оставили ребятишек, может и девчонки конешно, родились. Я тебе няня точно не могу сказать, от кого сколько каких. Слухи говорят, что половина Франции теперь наши, люди.
- Какой ты Егор неуемный и мысли у тебя, развратные, и врать здоров.
- Не лгу, нянь. Хочешь вот перед иконой Христовой, помолюсь.
- Да, что ты Егор над иконой издеваешься. Эта икона Христа, спасителя нашего.
- От кого же, она тебя няня спасла, признавайся?
- Спасла, не скажу тебе от кого.
- Я понимаю, захотела ты стать княгиней, помолилась и разом на место княжны к князю в постель. А утром встала и давай орать на весь дом: «Егор заложи мне карету. Затопи печь. Принеси дров, и т, д.» А ведь ничего такого не произойдет, хоть молись, хоть лоб себе разбей. Как была ты няней, вытирала всю жизнь дерьмо за князем, так и будешь вытирать до самой смерти. Не по силу Христу такие чудеса, чтобы сделать из тебя княжну. Кишка у него тонка на хорошее дело. Получается не Христос нас спасает, а мы его, скрываем от стыда, и позора, лодыря. Попомни, мое слово и Софьи княжной не быть. Проиграется и бросит ее князь. Останется она с пупком, опозоренная. Мы с тобой сейчас разговаривали о соседнем хуторе. Так вот их барин был намного богаче нашего. Наши господа в то время в подметки не годились бы ему. А все получилось, из-за женщины. Влюбился их барин. Да как влюбился?! Слушай, я тебе расскажу.
Свидетельство о публикации №210080201315
Олександра Остапова 20.12.2012 20:28 Заявить о нарушении
Извините, что несмог выразить вам свою блогодарность ранее. С наступившем вас годом змеи! Здоровья, удачи и любви.
Сергей Тонких 08.01.2013 11:05 Заявить о нарушении