Особенности национальной свободы совести

  Нет, наверное, никакого особого открытия в том, что понятие о совести мы привыкли относить к сфере религиозных отношений. Но нет и в том, что с объявлением норм и принципов международного правового поля - рождён ещё один смысл совести. Совести - общегражданской. Но - к разным, оказывается, они относятся ипостасям.

   И, действительно, если свобода совести религиозной - есть несомненный позитив в непринуждаемом выборе конфессионального вероисповедания, либо не выбором никакого, то о свободе гражданской совести с возможностью выбора не иметь никакой - лучше и не говорить.

  Лучше представить себе - какой мощнейший потенциал веры на слово святого пастыря рождается у народа (нации), столетиями впитываемого уверенность в том, что эти слова непременно обретут реальное воплощение.

  Но ведь прихожане живут не в отдельном обществе, а одновременно, и с тем же потенциалом веры в добро принимают участие и в повседневной суете мирской. И вот уже сосед, прознавший про глубокое уверование в слово, просит с
клятвенными заверениями одолжить энную сумму денег на время. Не откажешь.
А там - юная дева не могла не поверить на-слово в крепкую и счастливую любовь с первого взгляда.

  Та же реклама уже не только предлагает поверить на-слово в то, что её товар - исключительный бренд, но и в то, что этот бренд  надёжно проверен и испытан. А таким образом и движет всю экономику.

   Да что там экономика! Тут вместо пастыря -  заурядный политик просит поверить на-слово в его особые способности и вручить мандат на распоряжение всеми материальными ценностями и самими судьбами людей. Так верят же. И это в то время, когда любая, и не столь значительная сделка оформляется официальными договорными отношениями с гарантиями и санкциями на возмещение ущерба в случае расхождения слова и дела!

  И страшно даже подумать - сколько же мы потеряли и потеряем ещё от непонимания того, что если вера на-слово   н е   утопает в дебрях неизвестности,  н е  превращается в голую надежду, умирающую последней, но всё же умирающую, если из всех, изрядно затрёпаных принципов морали торжествовал бы только один - принцип непреложности доверительных отношений - такая вера не просто  помогает благодушно успокаиваться.

  Она начинает крепнуть в геометрической пргрессии с каждым успешно выполненым договором. Она порождает стабильность и сплачивает нацию, независимо ни от каких других обстоятельств. Она окрыляет на новые и новые успехи.

   Конечно же, без определённых жертв и ущербов в настоящем - лучшего будущего не построить. Но если это будущее не планируется, либо оно не укладывается в рамки одного поколения, либо вообще проповедуется с верой на-слово в качестве вечного блаженства на том свете - жертвенность неизбежно превращается в банальное ремесло. Повседневное и непрерывное. И даже заказное - не сложнее уже осознанного принесения в жертву живых баранов или доставки пиццы на дом.


Рецензии