Ветхий завет. Вечная плоть

10 Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;
11 обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.
12 Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола,
14 Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой.

Телесный знак, спрятанный под одеждой, очевидно, имел свое политическое значение, став первым «паспортом» в истории.
Мужчина от него  не мог избавиться.
Знак этот долгое время играл уникальную роль, свидетельством культурной общности людей, рожденных и  воспитанных  в еврейской семье. 

Мусульмане, однажды приняв решение перехватить знамя  «уникальности» своего культурного сообщества  у первопроходцев-евреев, также ввели обязательное обрезание, в известной степени снизив значимость этой исторической операции.

Но уже 2 тысячи лет назад  в древнем Риме получила распространение косметологическая хирургия, в том числе, восстановительная.

Вне зависимости от наличия собственных ванн и бассейнов, жители
римских городов посещали общественные бани для обязательного участия в «культурной тусовке» в процессе омовения индивидуального тела.

В это время одной из стандартных хирургических операций стало вос-
становление крайней плоти. 

Такие операции были дороги и доступны только для самых богатых.
Анестезия уже существовала, но, все равно, они  оставались опасными и крайне - болезненными.
Очевидно, «заказчик» осознавал, на что шел и, зачем ему это было нужно.
Означал ли такой шаг отказ от иудаизма или объяснялся желанием убрать со своего тела знак, переставший быть тайным, неизвестно.
Ясно лишь, что обрезанные горожане не могли считаться полноправными гражданами Римской империи.

Впрочем, представляется весьма относительной версия об универсальной значимости обрезания мужчин как для замкнутого  иудейского мира, так и для истории в целом.
Нельзя забывать, что принцип принадлежности к евреям определяется
не по отцу, а - по матери.

В библии нигде не сказано, что бог – мужчина, но, тем не менее, это -
бог-отец.
В перечне 20-ти поколений предков Авраама  – только отцы-патриархи,
Женских имен там нет.

Создается впечатление, что в древнееврейской (патриархальной! ) семье
женщина играет второстепенную ( если не сказать, - третьестепенную ) роль.

Можно вспомнить о чисто-утилитарном использовании своих жен Авраамом
и Исааком в качестве  дорогих «подарков» для царей и фараонов.

Впрочем, обстоятельства, выглядящие, на первый взгляд совершенной
дикостью, можно оценивать и иначе: как самоотверженный подвиг этих
женщин, сознательно идущих на непосредственный контакт со всемогущим противником. 

В этом плане, роль Сарры и и роль Ревекки выглядят не  до конца оцененными со стороны истории.

Возможно, только этот нестандартный способ сближения со всякой  политической властью позволил кочевникам, пришедшим из далекого Междуречья, быть в курсе политических настроений царского двора и, даже, направлять события в  нужную для них сторону.

Одной их главных технологий, представленных в тексте ветхого завета, является оперативность действий апологетов  этого практического учения,
( иудаизма ), задача достижения исторических целей «здесь и сейчас»,  в течение жизни только одного-единственного поколения.
   
Та свобода перемещений по территориям древней Палестины и древнего
Египта, которой пользовались огромные стада овец и «народ» Авраама, была
достигнута на основе максимального благоприятствования со стороны царей, прежде всего Авимелеха и Фараона.

Ни Авимелех, ни Фараон не являются именами собственными. Фактически,
речь идет о царях вообще и простейших методах манипулирования ими, вне зависимости от того, властителями  каких из плодородных земель они являются, Палестины или Египта.
 
Но, без участия Сары, исторический акт закрепления рода Авраама на землях ханаанщины выглядит почти-сюрреалистическим проектом.

На сайте Еврейского Интернет-клуба, в 10-й лекции речь идет о «неудавшемся обмане» (http://www.ijc.ru/i_lekcia10.html ):
 История неудачного обмана повторяется: Авраам и Сарра против Фараона, Авраам и Сарра против Авимелеха (Берешит 12:10-20), а потом Ицхак и Ривка против Авимелеха. Авраам и Сарра нигде не раскаиваются в своем обмане, более того, создается впечатление, что Всевышний помогает прежде всего тем, кто заботится о своем спасении. И когда маскировка не помогает, спасает Создатель. Фараон понимает, что из-за Сарры его и весь его дом постигла страшная болезнь.

Вышесказанное звучит довольно-странно, ведь ветхий завет ( тора ) свидетельствует о значительном успехе Авраама в обоих случаях «мистификации»:

И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было, [и Лота с ним].
1 И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и всё, что у него было, и Лот с ним, на юг.
2 И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом.

14 И взял Авимелех [серебра тысячу сиклей и] мелкого и крупного скота, и рабов и рабынь, и дал Аврааму; и возвратил ему Сарру, жену его.
15 И сказал Авимелех [Аврааму]: вот, земля моя пред тобою; живи, где тебе угодно

В чем же может заключаться суть «неудавшегося» обмана?
Возможно, речь идет о неоглашенном плане действий, в соответствии с
которым Сара должна была остаться в гареме Правителя и родить ему
дитя? Породнение Авраама с фараоном или же авимелехом могло создать
уникальную ситуацию, на много лет опережающую прецедент вхождения
семьи Иакова в Египет по следам великого Иосифа.  Тексты же ветхого
завета не только нам, но и его профессиональным толкователям приходится
додумывать до конца. Слава богу, что они сами помогают осознать нам
главное тайное знание мира. 

«ищите женщину», эта историческая формула во многом объясняет
множество загадочных событий истории древней и современной.

Ощущение сделанного Авраамом однажды социального открытия, его «ноу-хау»,
позволяющего осуществлять генеральную реконструкцию,
казалось бы, уже сложившегося в своей политической географии мира, не оставляет задумчивого читателя ветхого завета.

Высокое напряжение всех сил, мобилизация внутренней энергии для
решения актуальной задачи обогащения и для окончательной победы грядущих поколений, это - только одна из составляющих успеха Авраама.

Вторым элементом прорыва в мир власти остается  вхождение в тесное взаимодействие с реальными ее носителями, конкретными  людьми, царями.

Третьим элементом является навечное закрепление изначальной цели в
ментальности следующего и всех последующих поколений евреев.
 Ибо, не только потеря достигнутого однажды результата, но, даже, кратковременная остановка на одном месте оборачивается отступлением от взятого Авраамом максимального темпа в деле реприватизации человеческого мира.

Соперниками в обозначенной Авраамом цели являются  не народы, а – цари.
Утверждению абсолютной монархии, не подверженной риску своего
смещения, смешения и  вырождения подчинена абсолютная мысль ветхозаветного героя.

И, только первый из элементов авраамова ноу-хау целиком ему ( мужчине ) подконтролен, второй и третий возложены на слабые плечи жен патриархов.

В том безумном внутреннем конфликте, в котором постоянно пребывает
Авраам, сначала лишенный сыновей вовсе, а, позже, вынужденный
выбирать наследника из двух претендентов, окончательное решение
имеет для него значимость выбора между жизнью и смертью.

Если благословление  ( передача права на продолжение своей жизни ) будет
ошибочным решением, стало быть, Авраам умрет «навеки». А сын, его
избранник, зачнет совершенно-новую жизнь, чуждую Патриарху,
тем самым навсегда разорвав связь поколений.

Авраам, вечно живой, воплощается в реальную плоть каждый час и каждый миг, в неуклонной своей воле к жизни. А, значит, выбор его оказался верным.
Ветхий завет, по-прежнему, претендует на место Нового, неистребимого
права Сильного утверждать свое волю, вопреки всякой массовой морали самоограничения. 

Но, как и каждый мужчина, Авраам должен был иметь опору, более надежную, чем его собственное неустойчивое сознание.
Похоронив Сару, Авраам утратил силу свою. Но у него было еще одно дело:
передать свою судьбу в руки Исаака. Взяв из земли предков молодую жену
для своего сына, Авраам завершает, по сути, круг бесконечных своих
забот.  Дальше – забота Исаака. Умер Авраам в умиротворении.
Не сумев войти в родство с правителями севера Африки и восточного
побережья Средиземного моря, он, тем не менее, закрепился в Палестине
в качестве вождя одного из племен, обретя даже столицу своего «царства»
в виде территорий близ пещеры, в которой похоронил свою жену.

Власть свою, свое великое богатство, веру свою и юную, «правильную» девушку Ревеку Авраам вручает в руки сына своего, Исаака. Исторический
выбор сделан. Исаак передан в руки Ревеке так, как когда-то был поручен
заботам Сары сам Авраам. Ошибки быть не должно.

И, действительно, тот неразрывный союз между «братом и сестрою», то
слияние, подобное сплаву металлов, которые невозможно разрушить
ничем, в том числе совершенно-формальной «физиологической» изменой жены мужу, который мы наблюдали на примере временной передачи Сарры Авраамом в руки фараона и авимелеха, повторяется снова в своей точности.

Поселившись в Гераре, столице филистимлян, Исаак был столь же зависим
от царя ( Авимелеха ), как и его отец. Его беспримерная хозяйственная
активность, введение в строй новых колодцев, очевидно, привели к мощному
размножению его стад мелкого рогатого скота. Это же означало обострение
конкуренции между «пришельцем» и «аборигенами». И его жена ( Исаака )
неведомым путем попадает в царский двор Авимелеха. Все конфликты
завершаются в пользу Исаака.


9 И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: она сестра моя? Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради ее.
10 Но Авимелех сказал [ему] : что это ты сделал с нами? едва один из народа [моего] не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех.
11 И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснется к сему человеку и к жене его, тот предан будет смерти.
12 И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь.
13 И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим.
14 У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей

И жена Исаака, Ревека, является не рабыней Исаака, а полноправным
соавтором его жизненного проекта, а также благополучия их детей, залога самой вечной жизни. Невозможно определенно сказать, кто же является главой семьи и за кем остается последнее слово. Ибо, если Исаак
осуществляет обряд благословления сыновей, определяя в известной степени
их судьбу, а также и судьбы внуков их и правнуков, то жена его Ревека
волею своей «меняет» сыновей местами, заставляя Исаака отдать первенство не своему любимому сыну ( Исаву ), а любимому сыну Ревеки ( Иакову ).
И патриарх не противится этому обману, покоряясь судьбе и воле жены своей.

Воле Фламари, своей невестки, покоряется и Иуда, зачавший в результате
интриги, своих собственных потомков во чреве ее, не ведая, что он сам делает. Точный, хоть и рискованный,  расчет помогает Фламари выйти
«сухой из воды», грозящей ей позорной смертью.

Роль еврейской женщины ( и, просто, - женщины ), как «ветхозаветной», так и «современной» не может быть переоценена учеными людьми. Хотелось бы, конечно, чтобы об этой исторической роли больше знали люди «простые», мы с Вами, например.
   
Хотелось бы почитать подробнее о роли «кремлевских жен» в истории СССР, о великой Елене, обустроившей христианский лад в великой Римской
империи , в обход воле своего сына, императора Константина, а, также о
роли княгини Ольги, матери ( или – мачехи ) великого князя Владимира,
окрестившего Киевскую Русь.

Как ни странно, в наш век освобождения всех униженных, в век утверждения
гендерного равноправия и феминизации пространства, почти ничего из
области сопряжения времен в эпоху их великих переломов, о величайших
исторических достижениях женщин  и о ничтожестве «великих» мужчин мы почти ничего не знаем.


Рецензии