Летние курсы

ЮБИЛЕЙ ОДНОЙ РЕЛИКВИИ,

Или

к 100 – летию ВЫСШИХ ЛЕТНИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КУРСОВ в
МОСКВЕ

В 2007 г. исполнилось 100 л. со дня начала проведения Высших летних педагогических курсов в Москве. Известный русский врач, родоначальница женского педиатрического движения в Тюмени и Тюменском районе, Елизавета Борисовна Алексеева – Попова (4.11. 1886, Ядрышниково – 8.6. 1972, Тюмень) свою трудовую деятельность начинала как учитель. Стремясь повысить свой профессиональный уровень, она, узнав из переписки с подругой о Высших летних педагогических курсах в Москве, сумела посетить их. О сложной внутренней обстановке тех лет и обстоятельствах, сопровождавших это незаурядное событие, красноречиво говорит следующая краткая, но резкая оценка А.М. Горького, величайшего авторитета молодежи тех лет и кумира (в лучшем смысле) Елизаветы Борисовны. Эту оценку можно прочесть в биографическом томе из серии «ЖЗЛ» - «Жизнь замечательных людей», созданной самим Алексеем Максимовичем. А.М. Горький в своей безапелляционной оценке посчитал годы 1907 – 1917 «самыми позорными для русской интеллигенции».
В нашей семейной истории возможность вспомнить это замечательное событие связана с еще одним удивительным юбилеем, юбилеем семейной реликвии. «Памятная книжка» в темно-красном бархатном переплете, с миниатюрным пейзажем на обложке, исполненным живописью масляными красками, хранится в нашей семье, где, к сожалению, не удалось сохранить многое: документы, фотографии, рукописи, письма, книги и журналы.
Записи в книжке велись пером и простым карандашом (миниатюрный простой карандаш прилагался к книжке и прикреплялся к двум встречным текстильным кольцам в середине переплета.
 
Размеры Памятной книжки: длина 12 см, ширина обложки без учета переплета – 7,4 см; наибольшая ширина – 7, 9 см; толщина 1,8 см.

Наиболее памятным сувениром, самым дорогим для Елизаветы Борисовны в этой книжке, были даже не собственно страницы, а маленький высохший цветок маргаритки, уменьшившийся через годы. Но не исчезло его очарование. Цветок маргаритки был сорван летом 1907 года, когда на Высших летних педагогических курсах Елизавета Борисовна, предположительно, с профессором и другими студентами посетила Новодевичье кладбище, чтобы поклониться праху великого русского писателя, драматурга, журналиста, врача и в первую очередь честного и высоконравственного интеллигентного человека, Антона Павловича Чехова (1860, Таганрог, – 1904 г., Ялта). Нужно помнить, что великие имена российских писателей, властителей дум и прогрессивно настроенной молодежи, и передовых рядов интеллигенции были прежде всего современниками или почти современниками для них. Это обстоятельство делало все золотое собрание выдающихся деятелей культуры, науки, искусства и литературы ближе, понятнее и, если можно так выразиться, в некотором смысле роднее. Новые произведения, выходившие из-под пера А.П. Чехова, В.Г. Короленко, Л.Н. Толстого, А.М. Горького и многих, многих других прочитывались залпом, читались на второй, на третий раз, фрагменты, стихи, драматические отрывки заучивались наизусть.
Мадемуазель Алексеева, получив среднее образование и имея большой духовный и интеллектуальный потенциал, естественно, активнейшим образом включилась в мощное движение современной общественной жизни. Происходило это участие молодежи в подобных процессах весьма конкретно: в центре это могло быть и раннее профессиональное поприще, особенно на образовательной стезе. В провинции даже участие в подготовке разного рода легальных (а, кроме того, и часто нелегальных) журнальных и газетных изданий.
В трудовой жизни Елизавета Борисовна сначала посещала, а затем сама проводила различные курсы повышения квалификации. От учительской практики – к медицинской, таков был ее путь. В 1907 году с 25 мая по 1 июля в Москве проводились летние педагогические курсы.
В анализе настоящего первоисточника орфографию и пунктуацию в большинстве случаев сохраняю. – М.К. 
В 1907 г. Елизавете Борисовне в Каменку писала некая Ольга: «Я еду в Москву на летние педагогические курсы, о котор… повтор. Ты слышала… Все таки разнообразие с 25 мая по 1 июля.
Люб. (ящая) т.(ебя) Ольга. Сижу и рубаюсь в Тагиле».
Елизавета Борисовна сформировала свое мировоззрение врача и общественного деятеля, главы семьи и гражданина. В юные годы завела она «Памятную книжку», где заметила: Бил. (ет) до Екатер. (инбурга) 2.50.
А ниже: «Убеждение слагается из понятий и мыслей которыя зарождаются у себя в голове». Заметьте: у себя, а не у того, кто диктаторским образом внушает что-либо кому-либо. Кредо ее складывалось из таких этапных переосмыслений собственного жизненного опыта, которые заставляли общеизвестные истины пропускать через собственное мировоззрение, и уже эта – откристаллизованная система мышления – становилась основой ее личности. Именно поэтому мнение Елизаветы Борисовны было впоследствии авторитетным, а ее доводы – убедительными.
За Интеллигенцией – будущее, и в Прошлом мы зачастую находим этому подтверждение.
О профессорах Елизавета Борисовна всегда вспоминала с благодарностью. Политэкономию преподавал Алексей-Боровой (sic!) (частично сохраненный, сильно поврежденный, этот учебник можно увидеть в архиве Елизаветы Борисовны. – М.К.); русскую литературу – Юлий Исаевич Айхенвальд (адрес Айхенвальда был зафиксирован в Памятной книжке Елизаветы Борисовны. – М.К.). Западно-европейскую литературу вел Коган, педагогику – Петр Францевич Лесгафт. Среди преподавателей был Василий Порфирьевич Вахтеров. Александр Ник. Реформатский читал минералогию, а Наумов – химию. С русской историей студентов знакомил Алексей Иванович Яковлев. Секретарем на Курсах служил Лев Самуилович Гинзбург.
Поиск данных о преподавателях привел прежде всего к Большой Советской Энциклопедии и Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона. Первые же открытия подняли уровень описываемых событий до серьезного осознания высокой преемственности образовательного процесса в Сибири.
Происходило уже на новом этапе развитие начального и среднего образования на территории всей Великой Российской Империи, но в условиях затухания и угасания Первой Русской революции и сжимающихся тисках реакции. Значимость Высших летних педагогических курсах в Москве в 1907 г. в таком случае трудно переоценить.
Несколько имен преподавателей курсов имеют энциклопедический адрес. Позволим себе привести исторические справки.
Сведения о Льве Самуиловиче Гинзбурге в энциклопедических томах отсутствуют.
В «Памятной книжке» среди преподавателей курсов двое упомянуты только по фамилиям. Гипотетически Коган, преподававший западно-европейскую литературу, - это Петр Семенович Коган (5. с. 366. колонка № 1085). Аргументами в пользу такого предположения являются соответствие предмета изучения, примерное соответствие биографических данных описываемой эпохе и высокий уровень профессионализма, уже обозначенный в качестве подобных примеров.

Айхенвальд Юлий Исаевич, талантливый критик. Род. в 1872 г.; сын популярного в Одессе раввина. В 1892 г. окончил курс в новороссийском университете по историко-филологическому факультету, получив золотую медаль за сочинение «Эмпиризм Локка и рационализм Лейбница». Поселившись в Москве, был секретарем Философского общества и редакции «Вопросов философии и психологии». Читает лекции по истории русской литературы на московских женских педагогических курсах, в университете имени Шанявского и на высших женских курсах (Герье). Часто, с большим успехом, читает публичные лекции в Москве и провинции. С 1895 г. поместил ряд статей и рецензий в «Вестнике Воспитания», «Вопросах философии и психологии», Словаре Граната, «Курьере», «Научном Слове», петербургском «Слове» (крит. фельетоны), в «Истории русской литературы Х1Х в.» Овсянико-Куликовского, в собрании сочинений Пушкина под редакцией Венгерова и др.
Особенно деятельное участие принимал в «Русских Ведомостях», где в 1895 – 1902 гг. вел философскую библиографию, и в «Русской Мысли», где с 1902 г. давал обзор драматического театра, а в 1907 – 1908 гг. был членом редакции. Литературные характеристики Айхенвальда вышли отдельным изданием под заглавием «Силуэты русских писателей», 1 выпуск в 1906 г. (М., 2-ое дополненное издание М., 1908), II – в 1908 г. (2-е исправленное издание, М., 1909), III – в 1910 г. Статьи педагогические и философские собраны под заглавием «Отдельные Страницы» (М., 1910). Отдельно вышли также книжка «Пушкин» (М., 1908) и брошюра «Валерий Брюсов» (М., 1910). Первые два выпуска «Силуэтов» удостоены Академией Наук в 1909 г. почетного отзыва. Айхенвальдом переведена сказка Апулея «Амур и Психея» («Пантеон Литературы». 1895); под его редакцией вышли книги Эллен Кей, «Век ребенка» (М., 1905), Ланге, «Женский вопрос», Маймона, «Введение в современную эстетику» (1909). С 1899 г. в переводе и под редакцией Айхенвальда выходит полное собрание сочинений Шопенгауэра.
«Силуэты русских писателей» отводят Айхенвальду заметное, весьма своеобразное место в современной критике. Общепризнанными можно считать его достоинства как замечательного стилиста. У него несомненно блестящий, образный слог; его статьи нечто вроде критических стихотворений в прозе. Отсюда известная их вычурность. Приподнятость Айхенвальда, однако, органически и свободно вытекает из его восторженного отношения к литературе. Те писатели, которых он любит, представляются ему пророками; каждое слово их полно священного значения, о них надо говорить молитвенно. Статьи Айхенвальда являются попытками создания у нас чисто-импрессионистской критики, задачи которой не столько истолковать автора, сколько передать впечатление, произведенное им на критика. Свои статьи о Пушкине Айхенвальд так и называет «Отклики Пушкину». С этим крайним субъективизмом, в конце концов, можно было бы помириться как с особого рода творчеством. Но Айхенвальд претендует и на объективное значение; ему кажется, что он рисует хотя и силуэтные, но все-таки портреты. Между тем, его силуэты нередко теряют всякое сходство с оригиналом, и это, главным образом, потому, что Айхенвальд – историк литературы, намеренно игнорирующий историю. Айхенвальд исходит из того, что искусство есть нечто абсолютно-самодовлеющее и потому сознательно отказывается от анализирования писателя в связи с условиями места и времени. Опираясь на авторитет немецкого эстетика Меймана, Айхенвальд желает убедить русского читателя, воспитанного в отзывчивости к этико-социальным запросам в искусстве и критике, что «великие мастера и их великие ценители не только не служат продуктами своей эпохи, не только не подчиняются ей, а, наоборот, часто выступают в резкой противоположности к ней и к современному обществу»; «художник, который делается рабом социальных запросов, унижает этим и свое искусство, и самое общество».
Вследствие такого отношения к общественности, Айхенвальд столь же тенденциозен, как и самые крайние из защитников утилитарного искусства. Для Айхенвальда сатирик, бытовик, общественник, будь это сам Тургенев, заранее осужден. «Настоящее» художественное творчество интересуется только созерцанием природы, проблемами страстей и… отношением к Богу. На религиозные вопросы враждебное отношение Айхенвальда к идейности не распространяется. – Лучше  всего удался А. Пушкин, потому что он для него «божественный». Красиво передано Айхенвальдом «сладкое» очарование «Бахчисарайского фонтана», интересны замечания о «Скупом рыцаре», «Моцарте и Сальери». Слабее характеристика «Бориса Годунова» и «Евгения Онегина», именно потому, что здесь главную роль играют быт и реальная действительность. – Отдельные тома «Силуэтов» не однородны по общему тону. Благодаря первым «Силуэтам», за Айхенвальдом установилась репутация критика, «обсахаривающего» тех писателей, к которым относится хорошо. Это совершенно верно. Но уже во II т. «Силуэтов» Айхенвальд с тою же неумеренностью, с которою он в I т. расточал похвалы, становится крайне нетерпимым по отношению к творчеству идейно-общественному, а в III т. резко-отрицательные характеристики даже преобладают.
В I т. очень содержательны этюды о Баратынском, Тютчеве, Гоголе, Лермонтове, Гаршине, Чехове. С особенною теплотою говорит Айхенвальд о Чехове, в котором усматривает не столько пессимизм, сколько задушевную жалость ко всему несовершенному. В своем стремлении во всем отыскать элементы гармонии, критик усмотрел и в Лермонтове, в последние годы его жизни, «просветленное примирение с миром». Лермонтов познал смирение; он не гордый и не злой, он был только несчастен. «Тихая муза» Гаршина привлекает Айхенвальда тем, что она дает так много «примирительных моментов» в изображении вековечной борьбы между добром и злом. «Неутомимая гуманность» Короленки умиляет критика, но он не отдает ему всей полноты своих симпатий, потому что в произведениях Короленки слишком много человека, и «не чуется космоса»; нехорошо, что он слишком ясен, что «ему чужд всякий мистицизм».
Во II томе «Силуэтов» Айхенвальда интересны характеристики Майкова, Щербины, Фета, Полонского; полна истинного восторга, хотя в общем ничего нового не дает, характеристика Толстого; замечательна колоритная статья о Достоевском. Безгранично высоко ставит Айхенвальд Достоевского – на самую вершину мировой литературы; но, с восторгом созерцая нечеловеческую силу его духовной личности, он, вместе с тем, полон ужаса пред теми безднами греха и неверия, которые вскрыты его творчеством. Достоевский для него «писатель-дьявол», все его творчество – «собственная психология в лицах; все это – больное откровение его беспримерной души… Вопреки общественному взгляду можно думать, что Достоевский – великий атеист, не христианин, а именно антихрист».
Тягостное впечатление производят статьи об Островском и Тургеневе. Тут стремление выбросить из литературы исторический элемент жестоко отомстило критику. Что сказать о характеристике Тургенева, в которой буквально ни одним словом не упомянуто об общественном значении «Записок Охотника», «Рудина», «Накануне» и др.? Получился Тургенев без Тургенева. Айхенвальд не стесняется говорить, что «Тургенев не глубок», что «во многих отношениях его творчество – общее место», что он серьезные явления жизни изображает «поверхностно и в тонах слишком легких», что образованность у него «неприятная». Совершенно освобождая себя даже от таких, например, общеизвестных фактов, как смелый разрыв Тургенева с новым поколением, критик решается утверждать, что Тургенев всегда помнил «про молодежь, не хотел уронить себя в ее глазах». И, единым взмахом пера уничтожив все, что отвело Тургеневу великое место в истории русской литературы, Айхенвальд вслед за тем называет то, что в Тургеневе ему нравится: «Два приятеля», «Часы», «Рассказ отца Алексея». В характеристике Островского критик не хочет отделить бытописателя от тупости изображаемого им быта.         
Третий том «Силуэтов», посвященный писателям наших жней, идет еще дальше по пути произвольных толкований и немотивированных симпатий. Можно объяснить себе, почему Айхенвальду, с его культом полной отрешенности от злобы дня, нравится Бунин и совершенно не нравится Горький. Труднее понять, почему он сводит к нулю отрешенного от условий места и времени Леонида Андреева, и совершенно нельзя понять неслыханную резкость, с которою он обрушился на Брюсова. В чрезвычайной тщательности, с которою Брюсов отделывает свои стихи, критик-импрессионист, забыв «муки слова» даже в пушкинском тексте, усматривает доказательство того, что он от «Господа никакого таланта не получил». Не останавливаясь на других, чрезвычайно частых у Айхенвальда капризах импрессионизма, нельзя не сказать, в конце концов, они вредят изящному дарованию Айхенвальда.
С. Венгеров. (7. С. 120 – 121).



Боровой Алексей Алексеевич, - экономист, род. в 1876 г.; в 1898 г. окончил московский университет, в 1903 – 1905 гг. был в заграничной командировке, состоял приват – доцентом московского университета и читал лекции в «Народном университете». В 1911 г. вышел из состава преподавателей московского университета после увольнения правления последнего. Боровой напечатал: «Общественные идеалы современного человечества» (М., 1906); «Революционное миросозерцание» (М., 1907); «Популярный курс политической экономии» (М., 1908). (Характерно, что на упомянутых курсах Боровой читал лекции по своим рукописям. Его лекции были критическими и передовыми по тому времени. – М.К.). Боровой полагает, что экономическая наука переживает в настоящее время глубокий кризис благодаря нарождению «рабочей проблемы». По отношению к большинству проблем теоретической политической экономии Боровой ограничивается изложением господствующих учений и некоторой критикой их, не давая взамен собственных построений. В книге имеется и фактический материал, относящийся, главным образом, к рабочему движению. В 1910 г. Боровой выпустил: «Историю личной свободы во Франции». Т. I. «Старый порядок и революция», ч. 1 и 2. В ответ на критические статьи об этой книге Боровой выпустил брошюру: «История личной свободы во Франции. Ответ рецензентам» (М., 1911). (10. С. 438, 2 столбец).

Вахтеров Василий Порфирьевич (13 (25). 1. 1853, Арзамас, - 3.4. 1924, Москва), русский педагог, методист начальной школы. Род. в семье консисторского сторожа. Учился в Арзамасском духовном училище, затем в Нижегородской духовной семинарии. В течение 15 лет (1881 – 1896) был инспектором народных училищ (сначала в Смоленской губ., а затем в Москве).
Принимал активное участие в работе Московского комитета грамотности, в организации школ для рабочих и способствовал созданию ряда внешкольных учреждений. В 1896 г. Вахтеров вынужден был уйти в отставку, т.к. департамент полиции квалифицировал его деятельность как «прикрытие среди учителей Москвы неблагонадежного элемента». С 1898 по 1902 читал лекции на учительских курсах в Курске, Саратове и др. городах.(2. С. 339, колонка № 1005).
С 1893 по 1903 работал в школе при Тверской мануфактуре Морозовой. В 1903 г. был арестован за якобы противоправительственную агитацию в школе и среди рабочих и выслан в Нижегородскую губернию. В годы Революции 1905 – 1907 гг. Вахтеров много сил отдал организации учительского союза, позднее принимал активное участие в работе различных съездов и курсов. Большой вклад внес в теорию и практику начального обучения (работы «Предметный метод обучения», 1907, и «Основы новой педагогики», 1913) (2.С. 340, колонка № 1006).
В методике классного чтения, как и в методике обучения грамоте, Вахтеров развивал идеи К.Д. Ушинского. Крупным достижением Вахтерова являются его книги для классного чтения «Мир в рассказах для детей» (1902). Они были построены на основе принципа наглядности и содержали не только статьи для объяснительного чтения, но и богатейший материал по естествознанию, географии, истории. «Русский букварь» Вахтерова (1898) неоднократно переиздавался.
Вахтеров всегда находился в рядах демократических сил, но его демократизм был ограничен идеями либерального народничества. Вахтеров не понял всемирно-исторического значения Великой Октябрьской социалистической революции и вначале отказался от участия в проведении реформы народного образования. В последующие годы он преподавал на красноармейских курсах ликвидации неграмотности, на курсах подготовки учителей 2-й ступени. В 1923 – 1924 гг. лектор на педагогическом факультете 2-го МГУ.
Литература: (Попова Н.И.), В.П. Вахтеров (1853 – 1924), в кн.: Методисты советской начальной школы, М., 1958; Вахтерова Э.О., В.П. Вахтеров, его жизнь и работа. М. 1961.
Ф.Ф. Королев.

Лесгафт Петр Францевич (1837 – 1909) – выдающийся русский педагог, анатом и врач; автор научной системы физического образования, один из создателей теоретической анатомии.
Лесгафт в 1861 г. окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге и был оставлен при ней для научной работы у анатома В.Л. Грубера (см.). С 1868 г. он был уволен за выступление против установления правительственного надзора над университетом. В 1872 – 1874 гг. руководил занятиями по анатомии первых русских женщин – врачей при лаборатории Грубера. С 1874 по 1886 гг. Лесгафт работал по организации физического воспитания в учебных заведениях; в 1877 г. организовал учебно-гимнастические курсы для офицеров. В 1886 – 1897 гг. читал лекции по анатомии в Петербургском университете, на Рождественских курсах для женщин. В 1893 г. Лесгафт организовал Биологическую лабораторию, преобразованную в 1918 г. в научный институт его имени. Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования (см.), созданные Лесгафтом в 1896 г., были прообразом высших учебных заведений физического воспитания, созданных впоследствии в СССР и во многих других странах.
Как общественный деятель и ученый Лесгафт вырос под влиянием революционно-демократического движения в России 60-х гг. Х1Х в. Лесгафт активно боролся за развитие народного образования в России: в 1905 г. организовал Вольную высшую школу, при которой открыл вечерние курсы для рабочих, ставшие одним из центров рабочего просвещения в Петербурге; многое сделал для подъема женского образования. За прогрессивную общественную деятельность он неоднократно подвергался преследованиям со стороны царского правительства.
Широкую известность получили работы Лесгафта в области теоретической анатомии и анатомии применительно к задачам физического воспитания. Лесгафт развивал физиологическое направление в анатомии, начало которому было положено в трудах Н.И. Пирогова (см.). Лесгафт разработал (с использованием математического анализа) учение о суставах и о типах строения мышц в связи с их функцией, изучил причины, влияющие на форму костей, и т.п. Лесгафт решительно отвергал идеалистические и метафизические направления в различных областях биологии, анатомии, антропологии, педагогики. Он выступил, в частности, против реакционного учения о наследственности немецкого биолога А. Вейсмана и против расистских доктрин итальянского врача-психиатра Ч. Ломброзо.
Научные выводы Лесгафта в области анатомии тесно связаны с его деятельностью в области физического воспитания. Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии – о единстве формы и функции, Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма. Руководствуясь этим, Лесгафт создал теорию физического воспитания. В основе ее лежит принцип единства физического и умственного развития. Единство и целостность всех проявлений организма, связь нервно-мышечной деятельности и внутренних органов с психическими проявлениями дали Лесгафту основание рассматривать систему направленных упражнений как средство не только физического развития, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания. В этом коренное отличие его теории от всех других систем физического воспитания, особенно зарубежных, и в этом же ее непосредственная близость к советской системе физического воспитания.
Большое значение Лесгафт придавал подвижным играм, т.к. участие в них содействует формированию характера.
Громадное значение имели работы Лесгафта в области воспитания детей преддошкольного и дошкольного возрастов. Они изложены им в труде «Семейное воспитание ребенка и его значение». На большом фактическом материале Лесгафт установил закономерности физического развития ребенка, а также формирования его темперамента и характера. Теория семейного воспитания, предложенная Лесгафтом, проникнута большой любовью к ребенку, требует от воспитателей внимательного изучения его жизненных и психических особенностей. Лесгафт дал анализ биологических основ наследственности и развития ребенка. Придавая решающее значение условиям среды, он призывал к созданию в семье и школе благоприятных условий для проявления всех способностей ребенка. Лесгафт всячески стремился поднять выше педагогику как науку, глубже обосновать ее объективными данными анатомии, физиологии и психологии. Однако при этом он допускал ошибку, считая педагогику «филиальной ветвью биологических наук». Педагогические идеи Лесгафта получили дальнейшую разработку в трудах советских ученых. Именем Лесгафта названы Институт физической культуры (Санкт- Петербург) и Естественно-научный институт Академии педагогических наук (Санкт- Петербург).

Сочинения Лесгафта:

Основы теоретической анатомии, ч. 1 – 2, 2 изд., СПБ, 1905 – 22
Семейное воспитание ребенка и его значение, ч. 1-2, СПБ, 1885 – 90
Руководство по физическому образованию детей школьного возраста, ч. 1-2, Собр. педагогических соч., т. 1-2, М., 1951 – 52
Отношение анатомии к физическому воспитанию и главные задачи физического образования в школе, в кн.: Избранные педагогические сочинения в двух томах, т. 1, М., 1951

Литература:
Памяти Петра Францевича Лесгафта, под общей ред. Совета С. – Петербургской Биологической лаборатории П.Ф. Лесгафта, СПБ, 1912
 Памяти П.Ф. Лесгафта. К 30-летию Научного института им. П.Ф. Лесгафта (Сб. статей), М., 1924 
Известия Ленинградского научного института им. П.Ф. Лесгафта, т. 8/25, Л., 1924 (имеется ряд статей о Лесгафте)
Шахвердов Г.Г. Жизнь и политическая деятельность Петра Францевича Лесгафта, в кн.: Памяти П.Ф. Лесгафта. Сб. статей, под ред. акад. Е.Н. Медынского, М., 1947
Стрельников И.Д., Воспоминания о П.Ф. Лесгафте (1906 – 09), там же.
 
Реформатский Александр Николаевич (3. С. 59, колонка 165) (25. 11. (7.12). 1864, с. Борисоглебское, ныне Ивановской обл., - 27. 12. 1937, Москва). Советский химик. Брат С.Н. Реформатского (о династии Реформатских – 4. С. 59, колонки №№ 164 – 165). Окончил (1888) Казанский университет, ученик А.М. Зайцева. С 1889 г. читал в Московском университете курсы истории химии, органической и неорганической химии. В 1894 г. работал у В. Мейера в Гейдельберге. Профессор Московских коллективных курсов (1898), Высших женских курсов (1900), 2-го Московского университета (1918), Московского института тонкой химической технологии (с 1930), а также директор (1906 – 16) Московской практической академии профессор химии Народного университета им. А.Л. Шанявского (1901 – 19). Совм. с В.В. Марковниковым исследовал состав розового масла (1894); изучал ароматические альдегиды (1901). Исследовал действие иодистого аллила и цинка на этиловый эфир альфа – бромпропионовой кислоты, синтезировал одноатомные непредельные спирты жирного ряда (1908). Автор учебников «Неорганическая химия» (26 изданий с 1903) и «Органическая химия» (7 изданий с 1904).
Лит.: Семенцов П.А., А.Н. Реформатский, «Журнал общей химии», 1935, т. 5 (67), в. 5, С. 583 – 601 (имеется список трудов Р.).




Яковлев Алексей Иванович, русский историк (4. С. 484 – 485, колонки №№ 1440 – 1441). (18 (30). 12. 1878, г. Симбирск, ныне Ульяновск, - 30. 7. 1951, Москва), советский историк, член – корреспондент АН СССР (1929). Сын И.Я. Яковлева. (о Яковлеве И.Я. – 4. С. 485, колонки №№ 1442, 1443).
В 1896 г. окончил Симбирскую гимназию, в 1900 г. историко-филологический факультет Московского университета. Ученик В.О. Ключевского. Преподавал в вузах Москвы. В 1922 – 1930 действительный член Института истории Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН); с 1938 г. старший научный сотрудник Института истории АН СССР. Основные труды посвящены социально-экономической, военно-политической истории и общественной мысли в России XVII в. («Засечная черта Московского государства в XVII в.», 1916 – магистерская диссертация; «Приказ сбора ратных людей», 1917 – докторская). Государственная премия СССР (1943) за работу «Холопство и холопы в Московском государстве XVII в.» (1943). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Лит.: А.Я. Яковлев. (Некролог). «Вопросы истории», 1951, № 9.

Коган Петр Семенович (8 (20). 5. 1872 , г. Лида, ныне Гродненской обл., - 2.5. 1932, Москва), советский историк литературы, критик. Печатался с 1895. Будучи уже в дооктябрьский период сторонником марксизма, Коган вел борьбу против критиков-идеалистов. С прогрессивных позиций написаны «Очерки по истории западноевропейских литератур» (т. 1 – 3, 1903 – 10), «Очерки по истории древних литератур» (т. 1 – «Греческая литература», 1907), «Очерки по истории новейшей русской литературы» (т. 1-3, 1908 – 12), театроведческие работы. После Великой Октябрьской революции – профессор 1-го и 2-го МГУ и других вузов, президент Государственной академии художественных наук (1921). Популярный лектор, горячий пропагандист советской литературы, Коган отдал дань вульгарно-социологическим взглядам (маленькая, но достаточно едкая энциклопедическая статья не расшифровывает, каким. Во всяком случае, после выхода определенной статьи (см. ниже) Коган прожил совсем немного.– М.К.)
Соч.: Белинский и его время. М. 1923.
А.М. Горький. М.-Л. 1928.
Вильям Шекспир. М.- Л. 1931.
Лит.: Дубовиков А. История русской литературы с древнейших времен до наших дней. (Рец.). «Молодая гвардия». 1928, № 4.
Ипполит И. Грустная история. «Книга и революция», 1930, № 8.

Предположительно Наумов – это Наумов Сергей Николаевич (6. С. 333. колонка № 986). (6 (18), 7. 1874, Калужская губ., - 11. 12. 1933, Ташкент), советский химик – органик. Окончив Московский университет (1897), работал там же; преподавал в Московском высшем техническом училище. Один из организаторов Среднеазиатского университета в Ташкенте (открыт в 1921), профессором которого был до конца жизни. Разработал (1903) новый способ получения циклических шестичленных ортодикетонов (конденсацией эфиров щавелевой и адипиновой кислот), изучил их свойства и превращения.
Лит.: Цукерваник И. Сергей Николаевич Наумов, 1874 – 1933, «Бюллетень Средне-азиатского гос. университета», 1934, вып. 19, с. 241 – 45 (имеется библиография трудов Наумова).

Студентки были юными, но в отношении знаний требовательными, и между записками о встречах сквозило в их, как бы мы выразились, блокнотиках (записную книжку имела каждая курсистка): «Ну уж правда что Блази отвратительно читал…» «прямо слушать нельзя»…

Сохранилась фотография с группой участников курсов. На обороте указано:
1й ряд стоящие 1) Саратовец              2й ряд
3й ряд.               2. Читинец               1. Тифлиска
на полу                3. Ставрополец    2. Батумец
1) Псковитянка           4. Тоболяк           3. Н. Новгородец
2. Томич                5. Смоляк           4. Енисеец
3. Черниговец              6. Эриванец        5. Вахтеров
4. Семипалатинка        7. Астраханец      (профессор)
5. Тамбовец                8. Курсак.           6. Гинзбург
6. Астраханец               9. Кутаисец.      (Секрет.
7. Московитянка          10. Туляк            Лиги)
Комиссия                11. Кутаисец.   7. Екатеринославец
Московских                12. Семиреченец.8. Рязанец
учительских курсов       13. Пензячка     9. Орловка
1907 года., открытие … образования.
  (рукопись. 2 том архива (переписка) № 910. –М.К.)

Записки из «Памятной книжки»
          Мадемуазель Алексеевой
Структура текста:
Тип: компактные блоки свернутых записей смешанного характера.
Тематика: 1. лекции по химии
2. адреса
3. дневниковые записи
4. библиографические списки
5. планы покупок
6. расходный лист
7. планы переписки
8. прочее, в т.ч. лекционная переписка с однокурсницами.
Техника: в основном карандаш простой, некоторые фрагменты написаны чернилами черными.
(№ 1140 семейного архива, 2 том. Рукопись. М.К.)

Бил. До Екатер. (инбурга) 2.50
Убеждение слагается из понятий и мыслей которыя зарождаются у себя в голове.
Алексей-Боровой – политэкономия
Юлий Исаевич Айхенвальд – рус. л-ра
Коган – зап. евр. Л-ра
Петр Францевич Лесгафт – педаг-ка
Василий Порфир (ьевич) Вахтеров –// -
Алексан(др) Ник(олаевич) Реформатский и
Наумов } минералогия
Химия
Алексей Иванович Яковлев рус. ист.
Лев Самуилович Гинзбург – секретарь

Коротенькие записки переговорного характера дают некоторое представление о регламенте занятий.
«Ну а без нея и я не приду. Это что-за глупости. У нас лекция кажется в 12 ч. кончается. Хорошо. Ну ладно. Как хотите. Да, только с Лизой обязательно. Ну уж правда что Блази отвратительно читал»
На отдельной страничке: 18 июня 1907 г. (между страничками помещен маленький засушенный цветок маргаритки. - М.К.).
«Купили ему цветов» (А.П. Чехову, возлагая их на могилу писателя на Новодевичьем кладбище в Москве. – М.К.).

Следующая страничка.
«А эта в качестве гувернантки»

часы – 40 р.
подцепок – 3 р.
конфект - 1
прямо слушать нельзя». (эта часть последней фразы относилась к оценке чтения лекции неким Блази. – М.К.).

носильщику 10 (коп. – М.К.)
извозчику 15
Воду 10
Билет до Кам. – 1 р. 90 к.
билет до Перми – 6 руб.
Треножник – 1 р. 75 к.
Свечки – 18 к
Книжки – 1 р 50 к
За два чая и пирожки – 40 к
Извозчику – 30 к
чернил – 3 к    
Билет до Нижн. 6
За провиз. и носильщ. – 46 к
За чай – 6
За марки – 28
За газету – 5 к.
Цветы – 4 к.
Апельсин – 10 к.
Открытки – 46 к.
Провизию, обед и два чая – 74 к
За ванну – 10 к
Извозч. и носильщ. – 99 к
конка – 15
Извозчик – 50
За лекции – 6 (р. – М.К.)
За квартиру 3 (р.) 50
Сахар - 15
лимон – 6
Мазь – 38
Трамвай - 10
сыр – 9
Трамвай - 10
Вишни – 9
Марку - 3
На Воробьёвы горы – 86
В народ. дом – 43
Лекции – 1 (р)
Марки – 25 (к)
Конка – 6 к
Книг – 74 к
Трамвай – 5 к
молока – 6
Карточки – 70 (к)
Книги – 1 (р) 35 (к)
Баня – 30 (к)
Карандаши – 15 к
Открыток – 30
Марок – 29
Доктору 50 (к)
Лекарство  68 (к)
Книг 1 (р) 38 (к)
Книги 70 (к)
Проводнику – 10 к.
В театр – 50 (к)
Мыло 15 (к)
Порошок 5 (к)
Чашку 45 (к)
Щетку – 20 к
Вишни – 8 к
За квартиру 60 (к)
За книгу 1 (р) 35 (к)
За карточку 1 (р) 65 (к)
Марки 24
Вишни и воды 13
Носильщику 12
Извозчику 35
Билет 4 (р) 60 (к)
Матрёше – 10
Носильщику и воды 40
Трамвай – 6 к.
Элеватор – 6 к.
Конфект 25
Билет 4 50
Корытце 25
полочку 65
Рамку 1 25
Папку 1 25
Коробочку 20 (к)
ручку 20
ручку 25 
Шляпа – 2 р.
Ягоды 5
Крендели и сахар 16
Бусы 5 (к)
Нищим – 15 (к)
Каталог – 10
Чайник – 55
Проводнику 10
На мелочи 3 (р) 50 (к).
Официанту 20 (к)
разнообразие 15
Носильщику 12
Билет до Екатер. 2 50
Билет 3 43

«Серая шляпа» на пароходе «Инжен (ер? – М.К.)-Технович»
Нижний – Перм. Василий Иванович Балакин.
Челябинск (здесь в источнике – автограф. – М.К.)

Спиридоновская ул.
д. графа Бобринского
Н.А. Роберк.
от 1 – до 3 (16, 18, 23, 25)

Кабанов. Алексеевская амбулатория.
Девичье поле с 9 – 10 ч. и на дому с 4 – 6 веч.
Плющиха Неопалимовский 12 кв 3
(14, 15, 16, 17 и 18).
В селе Шадрин. (ского. – М.К.) уезда д. Семена Никол. (аевича. – М.К.) Бахарева Евдокии Марковне Д…лининой пер. Н.Г. М.
Кузнецов – Утро
Рыбаков – Возвращ. из школы
Ярошенко – 685. Заключенный.

Много страничек «Памятной книжки» посвящено лекциям по химии. Мы не приводим здесь эти фрагменты, поскольку они в данном случае не составляют содержательного ядра доклада.

комиссия пр. орган. дом. чт при Учеб. отделе. Общ.(ество) распр.(остранения) техн.(ических) зн.(аний)
Арцыбаш(ев). I т.
Ермилова биограф. очерк.
Наш родной учитель.
Об улучшении крестьянскаго молоч. скота – Попова.
Как улучшить крестьянское хозяйство Зубрилина – Дерев. хозяйст.(во) … ред.
Горбунов. …
Сер. Меч. «Маленькая география России – 30 к  Изд. Рапп и Потапова и
бурмистерша драма.
Ат – Давал., «Короленко – приятели –
Бибик,
I – 30 к.
«Пчелы, … и терм. Лункевича – 18 к.
Зелен. царство – Лунк(евича) – 16 к.
Разск. о земле – Вагнера. Вода на земле, под Землей. и над землей ц.. – 4 к.
Как животные воспитывают свою д… - Скворцов 30 к
Разск. о животных Вагнера 15 к
Как защищ. жив. Скв. 40
---------------------
Как забавляются – 25
---------------------
40 книж. (научно-популярная биб. для народа Лункевича.

В помощь самообразов. Лебедев – 10 к.
Атлас рельефных карт – Систем. школа рисов
----------------------------            
Изд. С…. школ Зал… -
Воздвиженка дом Арманд.
Образцы письма прямым почерком для нач. учил.
Сост. Греков. – 10 к. изд. 4.
адрес. Москва, Большая Молчановка, дом Грековой.
           -----------------------------------------------------------
Руководство к об. письму прям. Почер. – Греков – 20 к.
Чем пополнить народ. библиот. по нов. Закону
А.П. – 5 к.
Разск.(аз(ы)) о том, как устр.(оено) и раб.(оттает) наше тело – Вагнер. – 20 к.
Планы, темы, статьи и рисунки – для излож.(ения) и … Борисов и Лавров – 30 к.
Первый шаг, букварь
Вахтеров – 5 к.
(Здесь автор настоящего доклада пропускает довольно большой фрагмент, в т.ч. отрывки из лекций по химии. – М.К.)

Мирск. жур.(нал) – 1 руб.
Москва
Знаменка, уч. М. Знам.
пер. дом Пономарева.
Тверская д. Сытина
Лига Образования, пред. комис. Марии Кристофоровне Свентицкой.
Карточки
г. Вознесенск Херсонск. губ. Людмиле Васильевне Лопатинской.
Борисоглебския слободы. Ростовская ул. Ярославской губ.
Софии Александровне Агриколянской.
Суджа. Курской губ. Земская управа
Евгении Петровне Дубининой
Семипалатинск. учит. Киргизской школы Александре Васильевне Романовой
Нолинск Вятской губ. учит. (ельнице. – М.К.) Ольге Ивановне Осокиной
для передачи Е. (С.?) Д. Двиняниновой Елизавете Александровне.
Сергиополь
Семиреченск. (ой. – М.К.) обл.
Учителю Феодору Петровичу Мануйленко
НейвоАлапаевск (Пер. губ.)
Учителю Александру Александровичу Хлопину.
Петербург. Надеждинская № 33. Вечерния курсы Шкловскаго. Николаю Гавриловичу Мармышеву.
   
Журнал «Учитель»
Редакция. С. Петербург.
Николаевская, 84 кв. 9.
Флак (х?).
Музей Педагогическаго общества. Девичье поле, угол Трубецкого и Оболенскаго переулка, гимназия Шелапутина.

Новинский бульвар
дом Баженовой
Юлию Исаевичу
Айхенвальду    
 -----------------
Москва
Книжный магаз.(ин)
Гросман и Кнебель.
Леман – 75 к.
Коллекция
Крочевской и Калугина
Вятскаго земства
переделка Лемана
этнографическия кар (ты. – М.К.)
Янчук. Этнографический альбом. 24 карт.

Владимирский, Георгиевский, Александро-Невский, Кавалергардский, Екатерининский, Гостиная, Спальныя (уборная и ванна).
Букварь «Начало» Яковлевой.
Семейное воспитание ребенка – Лесгафта
Лагардель – Революционный синдикализм» изд. Шиповникова
Сорель «Размышление о насилии» - изд. Польза.
Лабриола – «реформизм и синдикализм». Фер. Беллутио – «История Биржи Труда».
Козловский – «очерки синдикализма».
Новомирский – Из практики анарх. синдикализма.

Козицкий переулок
дом Бахрушина
Д-р Турубиндер.

Каталог Эгера

Ротному командиру 195 пехот. (ного. – М.К.) Дубненскаго полка. В Лагерном сборе в Брест-Литовск. Грод.(ненской. – М.К.) губ.
Напис. Варе 3. Шуре 3.  Ан. Ник. Фен. Ив. П. домой
Саше, откр. Шуре, Варе П.

Матер.(иалы. – М.К.) к вопросу о распростран. (ении. – М.К.) гигиенических знаний.

Берегите здоровье детей.
Рахманов – 35 к.
Учебник гигиены – Ревемоти – 75 к.
О внешних приемах воспитания в нар. школе Горбов изд. Жих. 30 к.

Исторический хар. (далее слово неразборчиво. – М.К.) – Муратов (далее слово неразборчиво. – М.К.)

Наблюд. над измен. крови у детей под влиян. Ле (чебной? – М.К.) вак. (цины?. – М.К.) – Борхман.

Лечить или воспитывать. Дрентельи. 25 к.
Переутом. (ление. – М.К.) учащихся детей – Зак – 36 к

Устройство (далее три сокращенных слова неразборчиво. – М.К.) – Вест. (ник. – М.К.) воспит. (ания. – М.К.) 75 (?) к.

Справочная книга учит. общ. взаимопомощи

В помощь учащим (ся. – М.К.) Веричин – 45 к.

Воскресная школа – Зюкова – 40 к.

Важнейшие вопросы общеобр.(азовательной. – М.К.) нар. (одной. – М.К.) школы - Синицын – 1 р.
Справочная школьная библиотека – Барышников – 15 к.
Заметки учителя Петрищев – изд. Знание – 1 р.
 
Каталог картин для волш. (ебных. – М.К.) фонарей
Моск. маст. Анцыферовой – 50 к.
Из воспоминаний учит Ольга Давыдова Изд. Рапп – 30 к
Внешкольное образование народа – Вахтеров – 1 р.
Воспитание и обучение. Петербург. Типолитография Римана, 4я Рождеств.(енская) ул. Д № 33. 1 р.
Для народ. (ного. – М.К. ) учителя Учительския библио (конец слова написан неразборчиво. – М.К.)  их значение, организация и список книг.
Тулупов и Шестаков.
Состав. Звягинцев. – 15 к.
Типогр. (афия. – М.К.) Сытина. Пятн. (ицкая. – М.К.) ул. соб. (ственный. – М.К.) дом.
 
Беседы о том, как изготов. из ив. (овых. – М.К.) прутьев корзины – Горностаев – 8 к.
Как переплетать книги – Новиков
Игры и игрушки – Галанина – 10 к
Дети и взрослые – Петрова – 10 к.
 Война и мир – 15 к.
Великий пастырь – 20 к.
Не с того конца – 20.
Запросы совр. (еменной. – М.К.) церкви – 20 к.
Указ. (атель. – М.К.) книг для чтения дет.(ей. – М.К.) – (два сокращенных слова далее написаны неразборчиво. – М.К.)
Книги для дет. (ского. – М.К.) чт. (ения. – М.К.). Сост. Чехов – 25 к.
«Солнышко» Москва у И. Печковской (Петровская линия)
Тропинка – 3 р.
Петербур. Пл. Мариинс. театра 6
Юный читатель. Типография Альтшуллера. Эртель пер. д. 17 – 3.
Детская биб. Тва Сытина – тулупов
Четыре врем. (ени. – М.К.) года.
Родныя картинки – Деркачев – 1 р.
63 + 42 книги.
Редакция «Просвещение»
Тверская ул. д. Сытина

как Женя счастлива соседством.

поедемте … в 8 ч. в (зачеркнуто. – М.К.) Петровский парк?
Вечера?
 
Тредьяковскую, дом бояр. Романовых, Николаевский, Колок. Ив. Великого, Сокольники, Петровский парк; Успенский соб., Арханг. соб. у Вас. Вел., Театры, Кузнецкий мост, Зоологический, Ботанический, Эрмитаж, Мюр Мюрелиз, Пресню
фотографии Айхенвальда, редакция Просвещение», книжн. м.(агазин) Сытина; к доктору. Лубянский
пассаж. Цепочку, 2 кофты, 37 и 35, ручку, 2 рамки, Альбом для открыток.
Тверская япон. снег.
Папе, Шуре вещички Зое, Ване, Тосе, Нине, Ване, Вере – 6 жуков шоколадных, дяде Куку (крёстному, Александру Петровичу Петрову. – М.К.) и лёлиньке (крёстной. – М.К.) яп. вид.
Купить
2 кофты, цепочку. Маме – кофту или кольцо, папе – что-нибудь для п.(исьменного. – М.К.) стол(а. – М.К.). (Это упоминание чрезвычайно важно, т.к. морально поднимало отца Лизочки, Бориса Викторовича, который служил у купцов, над его реальным социальным положением. Эта социальная лестница шла от крестьянина через служащего к мещанину. – М.К.) и открыт.
Ив. П. ручку, Т.М. – 2 рамки.
Варе альбом для откр.(ыток)
Неразборчиво
Шуре – книжку
Зап у Вани – книжки,
Михайловне и Еливф. – платки, Ване и Вере – лошадку и тележку или куклу, дяде Куку и лелиньке – конфект и 2 рамки

На первой ступени обучения Вахтеров.
Программы домашняго чтения.
Петровка. фотография.
Отитц.
Курский вокзал
в – 1/2 10го
до ст. Прервы. – 12 к. по пути попадется направо река Яуза, куда П.(етр) В.(еликий. – М.К.) спустил ботик, тут же на берегу монастырь Андроньев, это была Владимир вела в Орду, в монаст.
Худож(ник. – М.К.). иконопис.(ец. – М.К.) Рублёв похор. (онен. – М.К.), дальше заводы, потом направо вид на Москву, слободы башенки и колокольни, Сухар. (ева. – М.К.) баш. (ня. – М.К.), на Москвы реки Данилов монаст. там похоронен Гоголь и Рубинштейн, виден Хр. (ам. – М.К.) Хр. (иста. – М.К.) С. (пасителя. – М.К.) Симонов монастырь основ. Сергием Рад.(онежским. – М.К.). На … Москву цер.(ковь. – М.К.) Вознес. (ения. – М.К.) в Коломенском селе основ.(ал. – М.К.) отец. Иоанн.(н. – М.К.) Гроз. (ный. – М.К.) влево церк. (овь. – М.К.) Иоанн.(на. – М.К.) Пред. (течи. – М.К.) она напомин.(ает. – М.К.) Хр.(ам. – М.К.) Вас. (илия. – М.К.) Бл. (аженного. – М.К.; естественно, подразумевалось – Блаженнаго. – М.К.) останов. в Люблине, налево Дворцы парк Дурасова, но теперь ничего не осталось только облом.(анные. – М.К.) дер.(евья. – М.К.) ураганом. Потом Перерва, здесь слезать и итти налево на поля орошения до полей / вер.(нуться. – М.К.) обратно до Парарвы, налево лет. (ние. – М.К.) помещ. (ения. – М.К.) … института, направо монастырь, 3 вер(сты. – М.К.) до Колом. (енского. – М.К.). Шлюзы – на Москве реке, в колом. селе огородничес. на берегу цер.(ковь. – М.К.) Вознесения в селе Колом.(енском. – М.К.) был дворец Алекс.(ея. – М.К.) Михайл. (овича. – М.К.) около были …, где происходили охоты из Колом. (енского. – М.К.) в селе Дьяково – церковь, дальше Юрские отложения, Чертово городище, в Царицыно.
Примечание автора настоящего исследования: расшифровка текста, транскрипция и восстановление логического ряда выполнены лично М.Э. Косполовой, отсюда нет надобности в каждых круглых скобках указывать мои инициалы, но сие на усмотрение редактора.

Дневниковые записки
из «Памятной книжки»
Мадемуазель Алексеевой
 
28 мая Я еду, ничего не зная, еду еду теперь уже не на курсы, а так прокатиться, не знаю, что и будет что ждет меня. Ну всё равно. Только бы съездить.
29 Едем из Екатеринбурга. Ждала маму, не приехала. Буду в Перми ждать…
Как хорошо ехать! Я опоздала к поезду и обратно плакала всю дорогу, очень досадно было, меня утешали что поеду ночью
Вдруг дома уж посылают за мной к Парф, прихожу, оказывается Аа П. (Н.? Л.?. – М.К.) получил отказ с курсов и ехать не хочет. Досада меня взяла, но я решила во что бы то ни стало ехать прошу не говорить об отказе прихожу домой и о ужас, там крестная с дядей и наши уж знают об отказе Они собираются в Т. в оперу, отправляю их, сама остаюсь и говорю, что ночью поеду в Камышлов. Всю дорогу спала. Приехала утром, там Женя, Ан. П. и Женины родители. Мама Ея и они, т.е. Ж. и Ан. стали меня уговаривать ехать куда-нибудь. Берем билеты до Перми и ждем. Я написала домой. просила послать багаж, потому что мы дорогой решили поехать до Москвы. Доехали до Екатеринбурга, остановились на сутки. Ходили с Женей в пансион, Ал. (ександра. – М.К.) Ник. обрадовалась. Всё там старое, кроме учениц. Были там долго. Я ходила к Ольге Георгиевне, она изменилась и мне не так уж понравилась. Ночевать пошли к брату Ал.(ександра. – М.К.)  П.(етровича. – М.К., имеется в виду брат крестного Мадемуазель Алексеевой, А.П. Петрова. – М.К.) он очень походит на Ваню, симпатичный мне понравился. На другой день ходили на вокзал узнать не приехал ли кто из наших, но никого не оказалось. Я чувствовала всё время себя как то странно, и волновалась и нет
Вечером отправились на вокзал, мест не было, прицепляли вагон и тогда мы устроились сносно. Как хорошо ехали, я и Женя всё время смотрели в окно и восхищались природой красиво – прелесть! Воздух чистый свежий. Ночью приехали в Ниж.(ний. – М.К.) Т. (агил. – М.К.) Я вышла в надежде увидеть Ольгу, но вместо ея, встретила Соню Будзишевскую (.) Поговорили и разстались. Утром смеялись долго. пошли умываться и не оказалось воды, пошли в другую уборную, смеху столько, в общем едем весело. Какая хорошая дорога, горы, сама дорога извилистая, в одном месте совсем обходит кругом горы, хорошо, прелесть мы все восхищались с Женей. Едешь и видишь напротив жел. (езную. – М.К.) дорогу, а потом едешь тут и напротив видишь дорогу, по которой проехали, или смотришь в окно и видишь весь поезд. Хорошо! Приехали в Комариху, вспомнилось детство, а вот и Сылва. Выхожу и увидела Иосифа Ал. он меня не узнал, я сказала, он очень удивился, пришла М. Вяч. (еславовна. – М.К.) которую я тоже сразу узнала и оба удивлялись. Звали обратно погостить. Приехали в Пермь, сдали багаж и мы с Женей поехали к ея дяде Там нет дома тети но дядя славный, дал нам в распоряжение комнату жены (она с ребятами на даче) и мы расположились. В Ек. (атеринбурге. – М.К.) были без хозяйки, я хозяйничала и здесь тоже без хозяйки, хотя есть и бабушка. Спали днем, а потом пошли на вокзал. Оказывается мой багаж послан, я видела корзину, но буду ждать письма и квитанцию, а то не получится багаж. Что то мне пишут, как то смотрят на поездку, интересно. Ночевали превосходно. Сейчас пойдем в гостиницу, где остановился Ан. Вечером сели на пароход «Ив.(ан. – М.К.) Ив. (ан. – М.К.) Любимов» - я и Женя в отдельной каюте. Хорошо как прелесть! Располагаемся на ночь по домашнему, ходим в каюте, а остальное время все на палубе. Из публики ни с кем не знакомы и гуляем или читаем. Вот сегодня едем третьи сутки. Красиво было, когда мы только что вышли из Перми и подъезжали под мост, на нем шел поезд, как раз над нами. Берега красивые, воздух прелестный, так хорошо. Вчера и сегодня стоят жаркие дни и в каюте невозможно сидеть. Вчера ночью из Камы вышли в Волгу Широко широко! Сегодня прошли Казань, завтра будем в Нижнем, а послезавтра в Москве. Сегодня я прочитала в газете, что 800 ч.(еловек. – М.К.) не приняты на курсы, хлопочут об открытии параллельных, может быть мы попадем, я надеюсь. Что то дома?

Тема поездки Мадемуазель Алексеевой на Высшие летние Педагогические Курсы в Москву частично нашла отражение во фрагментах переписки и чудом сохранилась в семейном архиве, но это уже совершенно иное исследование.

Выводы.

Столетие Высших летних педагогических курсов в Москве в 1907 г. явилось событием выдающимся в истории российского образования.
Несомненно, что педагоги везли в российскую провинцию определенный багаж передовых знаний, полученный ими «из первых уст» и являющийся живой педагогической методикой, распространяемой в чрезвычайно трудных условиях.
Несмотря на год в определенном смысле переломный в российской истории (конец Первой русской революции и начало реакции и подавления демократических процессов), просвещенные умы ни на день не прекращали свое поступательное движение к совершенству, создавая монографии, читая лекции.
Распространение педагогических знаний для учителей явилось своеобразным «хождением в народ», но без ноты снисхождения, а, напротив, профессиональным трамплином для молодых провинциальных учителей.
Равноправия женщины добивались и в этом вопросе и на Высших педагогических курсах показывали и молодежный задор и профессиональную закалку, даже в определенном смысле ироническое отношение к преподаваемым дисциплинам.
Елизавета Борисовна Алексеева-Попова не только имела счастье общаться с выдающимися педагогами и учеными начала ХХ в., но и сама уже в начале своей педагогической деятельности (до избрания медицинского поприща оставался год) была необыкновенно интересной, наполненной личностью.
По крайней мере пять имен из небольшого списка перечисленных преподавателей курсов вошли в энциклопедии – Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона и Большую Советскую Энциклопедию. Это – лишнее доказательство высокого уровня преподавания и статуса курсов.
Памятная книжка Мадемуазель Алексеевой является уникальным экспонатом и письменным документом, позволяющим почти хроникально воспроизвести теперь уже, к сожалению, забытое событие.
Значение Высших летних педагогических курсов 1907 г. сразу оценить не было возможности: Россия вступала в труднейшее десятилетие. Последующие события совершенно увели в тень это важное в педагогическом и государственном смысле мероприятие. Наша задача восстановить степень значимости курсов на фоне всего педагогического процесса в России.
 Во имя замечательных носителей русской культуры необходимо издать буклет о 100 –летнем юбилее Высших летних педагогических курсов в Москве.

Литература.

1. БСЭ – Большая советская энциклопедия. Т. 24. Кукуруза – Лесничество. М. Гос. Научное изд-во «Большая советская энциклопедия». 2 изд. 620 С. Ил. С. 607. Том подписан к печати 8 декабря 1953 г.
2. БСЭ. Т. 4. 3е изд. Брасос – Веш. М. Сов. Энциклопедия. 1971. Гл. ред. А.М. Прохоров. 600 с. Ил. 39 л. илл. 8 л. карт. С. 339, колонка № 1005 – С. 340, колонка № 1006.
3. БСЭ. Т. 22. Ремень – САФИ. М. Сов. Энциклопедия. 1975. 3е изд. Гл. ред. А.М. Прохоров. 628 С. Ил. 33 ил. 4 л. карт. С. 59, колонка 165.
О династии Реформатских - С. 59, колонки 164 – 165.
О реакции Реформатского – С. 59, колонка 165.
4. БСЭ. Т. 30. Экслибрис – Яя. 3е изд. Гл. ред. А.М. Прохоров. М. Сов. Энциклопедия. 1978. 632 С. Ил. 30 л. Ил. 9 л. карт. С. 484 – 485, колонки №№ 1440 – 1441.
5. БСЭ. Т. 12. Кварнер – Конгур. 3е изд. М. Сов. Энциклопедия. 1973. 624 С. Ил. 29 л. Ил. 6 л. карт. С. 366, колонка № 1085.
6. БСЭ. Т. 17. Моршин – Никиш. 3е изд. М. Сов. Энциклопедия. 1974. Гл. ред. А.М. Прохоров. 616 С. Ил. 28 л.ил. 6 л. карт. С. 333, колонка № 986.
7. Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. Биографии. В 12 томах. Том I. Аазенъ – Бейеръ. М. Сов. Энциклопедия. 1991. Отв. ред. В.М. Карев, М.Н. Хитров. 799 С. Ил. Репринтное издание.
8. Первоисточник: Памятная книжка Е.Б. Алексеевой – Поповой (рукописный экземпляр, единственный).
9. Косполова М.Э. Разрозненные листы семейной переписки. Т. 1. Адаптированные и расшифрованные тексты писем, открыток и подписи к открыткам, фотографиям. 1990 – 1999, Тюмень. Существует в рукописи в единств. экземпляре.
10. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. Биографии. Т. 2. Бейеръ Вакеръ. М. Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия». 1992. 831 С. С. 438, столбец 2.


Рецензии