1. общая характеристика рд 1980-х 2000-х годов

Продолжение.

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ
1980-х–2000-х ГОДОВ
 
Явление, которое принято называть сектантством, ведёт своё начало со времён античности. Оно прошло долгий путь развития, приобретая и утрачивая те или иные черты, но в основе своей осталось неизменным. Причина сектантства заложена в характере и душевных свойствах самих людей, а социальная и материальная составляющие сектантства вторичны и являются порождением первого.
Новые религиозные движения отличает от традиционных большая воинственность  или тоталитаризм (слово происходит от позднелатинского totalis – весь, целый, полный; первоначально термин применялся для характеристики государственных режимов, которые господствовали во всех сферах жизни общества, осуществляя полный, то есть тотальный контроль1). А.Л. Дворкин указывает, что «определение тоталитарной секты было в своё время принято во Франции»2. Когда в марте 1993 года он собрал конференцию по проблеме распространённой тогда секты «Богородичный центр», он впервые употребил термин «тоталитарная секта»3, подразумевая «особого рода авторитарные организации, главный смысл существования которых – власть и деньги для руководства секты и его ближайшего окружения». В погоне за этой целью подобная организация «прикрывается различными масками – религиозной, культурологической, политической, коммерческой». Тоталитарной секте присущ ряд свойств: обман при вербовке, контролирование сознания, использование специальных приёмов психотехники, эксплуатация членов организации и т.д. Сектанты отнюдь не конспиративны и изворотливы (как любые талантливые дельцы).
В России еретические и сектантские движения возникали не сами по себе, а в ходе культурного обмена, о котором есть смысл говорить и сегодня.
В первые дни эпохальных перестроечных событий страна была одурманена грядущими переменами, которые воспринимались обществом как показатель реально осуществляемой перестройки. Но в этом оживлении всех сторон жизни не было определённости. Со временем ситуация только осложнилась, о чём свидетельствовала пресса тех лет: «Нарастает ощущение, что у руководства явно нет чёткой связной концепции политического развития. Простого провозглашения курса на демократизацию недостаточно»4.
В правительстве шли дебаты о правовом государстве, что привело, в конечном счёте, к «войне законов» между центром и республиканскими органами власти. Конституция перекраивалась каждые полгода, а нарушения множились. Завершением этих процессов стал распад Советского Союза.
В духовном мире также наметилось движение в сторону перемен. Религиозные организации постепенно освобождались из-под явного и тайного контроля властей. Поворот в политике по отношению к ним начался с середины 80-х годов XX века. В апреле 1988 года М.С. Горбачёв в беседе с патриархом Пименом отмечал, что вера – личное дело советских граждан, они имеют право исповедовать её так, как хотят. На XIX партконференции летом 1988 года Горбачёв поднял вопрос о свободе совести и внесении изменений в соответствующие статьи Конституции5. В этом же году страна торжественно отпраздновала тысячелетие Крещения Руси. В сентябре 1990 года был отменён ряд антирелигиозных законов, принятых в первое десятилетие советской власти, и вступил в силу закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», который освободил религиозные организации от государственной опеки, обеспечил право граждан на свободное вероисповедание,  распространение религиозных взглядов и убеждений.
Положение с религиозными культами зависит от общего развития ситуации в стране. С распадом СССР сложилась неблагоприятная экономическая обстановка, которую усугубили отпуск цен в 1992 году и ваучерная приватизация. Уровень жизни населения резко снизился, а это является одной из причин, по которой люди бросаются из одной крайности в другую. Началось массовое увлечение астрологией, экстрасенсорикой и магией, активно действовать стали НРД.
Ещё накануне распада СССР в обществе наметилось деление на два блока: «левые» – западническая точка зрения и «правые» – славянофильская. «Правые» делали упор на русскую историческую традицию, что могло бы привести к появлению новой «идеологии-синтеза, способной вывести из беспамятства, определить цели, связанные с национальным возрождением»1.
После распада Советского Союза сложилось несколько точек зрения по вопросу о дальнейшем пути развития России. Вот некоторые из них:
«По России катится эпидемия поиска умиротворения души. Множество отчаявшихся людей ищут утешения не в церкви, что по крайней мере отвечало хотя бы традициям. Но традиции утрачены, и ищущие бросились в объятия шарлатанов, агрессивных сект, авантюристов и проходимцев»2.
 «В XXI веке победит «идеология», она же «религия» (в кавычках – потому что это не будет ни идеология, ни религия, ни наука, а какая-то иная форма организации знания), способная решить эту задачу»3.
Многие философы, экологи, деятели культуры и политики указывают на психологическую раздвоенность современного человека, который отождествляет себя только с духом или только с телом, что приводит к «безудержной гонке потребления, наслаждения, самоутверждения, денег – и всё любой ценой, либо к уходу из активной жизни в миру, к социальной пассивности»4.
К 2005 году неопределённость в обществе и умах сохранилась: чиновники посещают церковные богослужения, легко отказываясь от своих вчерашних атеистических убеждений; слово божье в различных формах пришло на экраны телевизоров, радиостанции и в школы. Одни идут венчаться в церковь, но расторгают браки, забывая о таинстве; другие посещают религиозные собрания и второсортные психологические тренинги; третьи совсем отказываются от всего святого.

1.1 Новые религиозные движения (понятия, классификация)

Важным событием в становлении современного религиозного мышления стал Всемирный Парламент Религий в Чикаго, который был создан ещё в 1893 году при участии теософского общества Елены Блаватской. А.Л. Дворкин считает, что «оккультная теософская идеология и есть синтез религий Востока и Запада»5. Этот синтез породил  единую систему, к которой тяготеют в той или иной степени все современные тоталитарные секты.
Вопрос заключается в том, следует ли вообще соотносить НРД с понятием «религия», эквивалентом которого в русском языке является понятие «вера». Латинский глагол «relig;re» имеет такие значения: связывать сзади, привязывать сзади; обвязывать, обвивать; отвязывать, развязывать; захватывать; запрягать, впрягать; снимать руками ярмо. Существительное «religio» более точно характеризует известное нам слово «религия»: совестливость, добросовестность, благочестие; благоговение; религиозное чувство, набожность;  святость; святыня, священный предмет, предмет культа; сомнение, неуверенность; недоумение; стеснение; опасение; преступление против совести, прегрешение, грех, вина; суеверие; точность, тщательность; вещий знак, знамение1.  Блаженный Августин Аврелий давал такое определение слова «religio»: «связываю развязанное», «воссоединяю». Таким образом, религия – «это способ или совокупность способов достижения человеком Бога, смертным – бессмертного, временным – вечного»2.
В IV-V веках на Западе греческий термин «ересь» был дополнен латинским «секта». Ересь понимается как «неправильная идея». Секта – как «неправильная организация».
Этимология слова «секта» не совсем ясна. Определённо оно произошло от латинского «secta» – путь, правило, образ действия, мыслей или жизни; учение, направление, школа; секта; шайка3. Само это слово образовано либо от глагола «seco», «sec;re» (срезать, раскалывать; разделять; рассекать; расчленять), либо от «sequi» (идти вслед, следовать; повиноваться)4.
В России появление слова «секта» связано с именем Петра Великого, постепенно оно вытеснило привычные русскому слуху «толк», «раскол». Уже тогда термин вошёл в законодательство, которое различало безобидные секты (например, старообрядцев) и «зловредные» (хлысты, скопцы).
Впоследствии термины «секта», «сектант», «сектантство» приобрели в русском языке отчётливо бранный оттенок и употребляются они в основном по отношению к НРД.
Классическое определение секты дано в учебнике «Введение в общее религиоведение»: «секта возникает, как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям, она может быть выразителем социального протеста групп, недовольных своим положением»5.
Более правильно считать, что секта – понятие скорее психологическое. Это своеобразное порождение человеческого «я» – страх перед одиночеством, который заставляет сбиваться в стаи, неразвитость интеллекта и духа. Различие между религией и сектой существенное – первая означает связь с богом, вторая – связь с лидером.
Существует несколько классификаций НРД. Сам термин НРД – «академический, нейтрально окрашенный, вошедший в научный обиход во второй половине XX века»6. Он применяется для обозначения и характеристики религиозных и/или квазирелигиозных течений, отличающихся от обычно именуемых «традиционными», а также «сформировавшимися («устоявшимися») «историческими» конфессиями7.
«Традиционные» религии характеризует ряд признаков:
– продолжительная история существования;
– внутренняя целостность, оформленность, завершённость вероучения. К существующим доктринам ничего нельзя прибавить, хотя и здесь встречаются свои исключения;
– устойчивость религиозных практик, прежде всего культовых (ритуальных);
– относительное единство конкретных религиозных организаций;
– «традиционные» конфессии передаются в относительно неизменном виде из поколения в поколение.
Среди отличительных черт НРД можно выделить:
– сравнительно короткий промежуток времени существования;
– меньшая оформленность вероучения, попытки соединить различные культурно-религиозные традиции;
– синтез фундаментальных наук, художественного наследия и современных технологий для достижения «высших» целей, что должно привести к разрешению социальных конфликтов;
– применение различных психотехник или их имитаций (пример: дианетика) для расширения возможностей индивидуального сознания.
По словам М. Жеребятьева и В. Феррони, НРД вызывают «однозначную негативную реакцию «традиционных» конфессий», которые видят в них конкурентов. Негативный имидж формируется под влиянием СМИ, «экспертами которых чаще всего выступают представители «традиционных» конфессий»1.
НРД могут быть представлены как клубы по интересам и как полноценные культы, деноминации, церкви.
Другое название НРД – тоталитарные или деструктивные секты (культы), которые, в первую очередь, предполагают наличие лидера или гуру. С него всё начинается и им всё заканчивается. Нередки случаи, когда со смертью лидера прекращалась деятельность секты.
Однако существует мнение, что употребляемое противниками НРД словосочетание «тоталитарная секта» в качестве синонима НРД не выдерживает критики, поскольку:
– является не научным термином, а публицистическим штампом, носит оценочный характер, недопустимый в научном исследовании;
– по своей семантике не соответствует реальному институциональному устройству и организационным формам значительной части НРД2.
Итак, мы подошли непосредственно к классификации НРД. Приведём в качестве примера две светские классификации, которые в чём-то совпадают, и богословскую.
Классификация А.Л. Дворкина:
– христианские культы – церковь Христа, мормоны, Семья, муниты;
– «восточные» – кришнаиты, Аум Синрикё, Трансцендентальная медитация, Ананда Марга;
– психологическо-терапевтические – саентология, Нейро-лингвистическое программирование, ЭСТ;
– движение «New Age»;
– коммерческие культы – Гербалайф, Neways3.   
Сравним с классификацией Жеребятьева-Феррони:
– «вторичные» протестантские (второпротестантские) объединения – Свидетели Иеговы, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), Церковь Христа (Бостонское Движение). Возникли вследствие предоставляемой протестантизмом свободы толкования Библии. В некотором роде эти конфессии продолжают линию внутрихристианских ересей периода Вселенских соборов;
– псевдохристианские движения (Церковь Объединения Муна, Церковь Последнего завета Виссариона, Белое Братство). Им присуще стремление объединить христианство с мировосприятием восточных культов. Отличает их наукообразность изложения вероучительных принципов, мессианские мотивы, наличие харизматического лидера, «живого бога»;
– саентологические культы (Христианская Наука, Церковь Саентологии Рона Хаббарда, Движение белых экологов). Эклектичные вероучения, стремящиеся к сочетанию религиозных представлений и псевдонаучных концепций;
– нео- и квазиориенталистские школы и культы (Живая Этика, Общество Сознания Кришны, Трансцендентальная медитация, Аум Синрикё, Сахаджа-йога), представляющие собой «перевод» восточных учений на доступный западному мышлению язык;
– неоязыческие организации и культы основаны на попытке реконструкции «исконных» этнических форм духа и религии, акцентируют экологическую проблематику со ссылкой на мирное сосуществование предков с природой. В неоязычестве наиболее ярко выражена политическая составляющая1.
Богословская классификация различает секты гностические (ключевое слово «знание», позволяющее стать богами и обойтись без бога) и катарские (очищение духа как цель)2.
Культурологи и психологи пытаются нащупать грань между церковью и сектой. Существует социальное понимание церкви и секты, которые сопоставляются по трём признакам: отношение к «миру» (если организация стремится стать универсальной, вписаться в мир, то мы имеем дело с церковью, а секта тяготеет к осуждению «мира», желает стать общиной «избранных»); критерий членства (церковь предъявляет умеренные требования своим членам, которые принадлежат к ней от рождения, а членство в секте предполагает сознательное принятие решения, отсюда – крещение взрослых); организационная структура (церкви свойственна бюрократическая организация, руководство принадлежит профессиональному духовенству, а секта тяготеет к руководителю харизматического типа, качества которого соответствуют должности)3.
Различают также переходную ступень от секты к церкви – деноминацию. Переход в обратном порядке часто не берётся во внимание.
В настоящее время продолжают существовать такие неоднозначные явления, как магия, экстрасенсорика, астрология и проч. Мы можем вспомнить имена «целителя» Алана Чумака и психотерапевта Анатолия Кашпировского. Они неоднократно выступали на телевидении и стали известны даже за пределами России. Сейчас на смену им пришёл Григорий Грабовой, деятельность которого будет рассмотрена в третьей главе.


Рецензии