Расхитители судеб. Глава 1
Неотложка, истошно завывая и сверкая мигалкой, пролетела по бульвару и свернула во двор. Олег повернулся в поисках блокнота и увидел рядом немолодого мужчину с густыми седоватыми усами и какими-то нелепыми пышными баками. Затянутый в легкое клетчатое пальто, сосед по лавочке внимательным взглядом проводил «скорую» и повернулся.
- Я, знаете ли, тоже люблю подремать на лавочке,- заметил он. Дома стены давят, верно? Простите, пока вы спали, я имел нахальство полистать ваш блокнот.
- Я вижу,- ответил Олег.
Клетчатый взбил пальцем свои нелепые баки и продолжил:
- Полагаю, это весьма талантливо. Вот это мне особо понравилось.
Олег заметил, что собеседник успел заложить блокнот облетевшими липовыми листьями вместо закладок. Теперь он развернул заложенную страницу и прочел:
Потоком водной мишуры
Ударил в землю ливень хлёсткий,
И в каждой капельке - по блёстке,
И в каждой капельке - миры,
И в каждой - облака плывут,
И мириады инфузорий
Встречают-провожают зори,
Плодятся, думают – живут.
Подобно нам, глядят во тьму,
На звёзды в дымной поволоке,
Что так немыслимо далёки
Их инфузорному уму…
Откинувшись на спинку скамьи, клетчатый от удовольствия прищелкнул языком:
- Как это верно и точно сказано, черт меня побери!
- Полагаете?- холодно спросил Олег, немного раздосадованный бесцеремонностью незнакомца.
- Безусловно,- кивнул клетчатый, снова занявшись своими баками.- Вы издаетесь?
- Бог с вами,- сказал Олег,- и кому в наше время нужны стихи?
- Ясно,- закивал собеседник,- ситуация более чем знакомая.
Возвращать блокнот он не торопился. Олег развернулся вполоборота, видя, что сосед намерен продолжать разговор.
- Вы что же, литературный критик?
- Вроде того,- кивнул клетчатый.- Вспоможенствую искусству по мере скромных сил.
- Мне помощь не нужна,- сказал Олег.
Собеседник неторопливо покачал головой.
- Как знать, как знать… Вы вот… в какой области подвизаетесь? Чем занимаетесь?
- Живу,- ответил Олег сухо.- Безо всякой цели. Ем, пью. Дышу еще. Существую. Стихи – единственное, что у меня осталось от прежней жизни. Вроде дурацкой привычки типа курения. Да какое вам, к черту, дело?
Клетчатый повернул голову и уставился на собеседника в упор глазами цвета стали.
- Положим, дело есть. Положим, я чокнутый меценат. Не похож?
- Слушайте,- перебил Олег,- что вы от меня хотите?
- Чтобы вы писали. Только то, что хотите, как можно больше и как можно лучше. Не отвлекаясь на всякую бытовую чепуху. Хорошее предложение?
- Я уже сказал, что не нуждаюсь ни в какой помощи,- сказал Олег.- Осчастливьте кого-нибудь другого.
- А я многим помогаю,- кивнул клетчатый, снова занявшись своими баками,- вот к Сердюкову наведывался, к Вениамину. Вы знали такого?
- Допустим.
- Замечательный художник был, царствие ему небесное. Перспективный.
Олег непонимающе нахмурился.
- В каком смысле?
- Так преставился Вениамин Павлович. Решил, так сказать, на добровольных началах покинуть наш суетный мир. Это ведь к нему «скорая» ехала.
Олег потер висок.
- Боже… Он что же…
- Повесился сегодня на трубе, в ванной. Там уже и прокуратура приехала. А как же: видная творческая личность, лауреат и так далее… Вас, наверное, расспросить захотят – вы же довольно близко его знали. Как-никак, а сосед по подъезду.
Олег снова взглянул на собеседника, теперь уже очень внимательно. Стальные глазки-буравчики сверлили его в ответ с какой-то легкой иронией.
- Вам бы палочку с головой пуделя,- заметил Олег,- и вылитый Воланд. Глаза только не разные.
- И свиты нет,- кивнул клетчатый, протягивая блокнот.- Прошу, а то вас там уже заждались, наверное. Но к моему вопросу мы еще как-нибудь вернемся, если позволите, Олег Владимирович. А пока прощайте.
Клетчатый поднялся и пошел, не оборачиваясь, по желтеющему бульвару твердой быстрой походкой.
***
- Посторонитесь-ка,- попросил санитар,- не видите, что ли?
Олег придержал дверь подъезда, пока выносили носилки с покойником. Первое, что бросилось ему в глаза – это ярко-синие тапочки, торчащие из-под простыни. Они почему-то сразу врезались в память. С ними было что-то связано. Какая-то странность. «А Веня их не любил», - вспомнил Олег. Не просто не любил, а на дух не переносил, как любые вещи чистых цветов. Но жмотился выбросить и держал для гостей. Странно, что в последний путь он выбрал именно их.
Через реденькую группку зевак санитары пронесли тело к машине.
- Молодые, молодые все помирают,- сокрушался за спиной старушечий шепоток.
- Отгулял свое-то,- резонно возразила вторая старушенция.- Любил залить за ворот покойничек-то, царствие ему небесное. А здоровье, чай, не казенное. Да и малевал, Господи прости… Мазня какая-то…
- Да как же мазня-то, когда в музей брали.
- А хоть и в музей. Год просила: «Вень, срисуй с меня портрет – помру скоро, хоть внукам останется». И чо ты думаешь – срисовал. Такое, что не приведи Господи. А сам смеется. «Ничо,- грит,- не понимаешь ты, Сергевна, в этом… обструкционизме». Тьфу. Прости, Господи, упокой душу грешную…
Олег обернулся, и старухи притихли. «Мне, поди, тоже все кости перемыли бы,- подумал он,- когда бы так же вот вынесли по зиме». Соседки, словно угадав его мысли, переглянулись, неумело закрестились и подались к лавке у соседнего подъезда. Олег постоял еще немного, отрешенно глядя на край белой простыни. Потом санитары захлопнули двери. Очнувшись от своих невеселых мыслей, Олег повернулся и скрылся в подъезде.
В мастерской Сердюкова, как обычно, пахло краской, олифой, какими-то растворителями. На всех предметах мебели вместо цветов стояли стаканы и банки с кистями. Квартира у Вени была немаленькая – соединенная из двух на площадке. В одной он жил, а в другой работал. Здесь повсюду лежали кипы каких-то набросков. Некоторые были прилеплены скотчем к заляпанным кляксами стенам – то ли Веня пробовал себя в новом жанре, то ли в минуты творческого застоя сгоряча швырялся банками с темперой. Между кляксами виднелись обрисованные ладони с подписями – гости художника любили оставлять автографы. Точнее, гостьи. Некоторые отпечатывали на стенах не только руки, но и другие свои части.
Экспертная бригада уже сворачивалась – паковала в чемоданы инструменты. Один следователь у столика отпаивал водой зареванную домработницу, которая, видимо, и обнаружила труп. Второй перебирал полотна, небрежно составленные в ряд за диваном. Вынимал какие-то на выбор и разглядывал, наклоняя голову с жидковатой лысеющей шевелюрой то вправо, то влево.
- Привет, прокуратура,- сказал Олег.
- А,- обернулся следователь на секунду,- привет, Левушкин, очень кстати ты зашел. Слушай, ты это все раньше видел?
Он сделал знак своему напарнику, и тот вместе со свидетельницей перешел в другую комнату.
- Приходилось,- ответил Олег.
- Ну и что ты об этом думаешь? Я-то в живопИси этой ни черта не смыслю, откровенно говоря. А ты, как-никак, ближе к искусствам. А?
- Я сейчас не в настроении читать лекции об основах абстракционизма.
- Да?- разочарованно кивнул следователь.- Ладно. Но это точно не шизофренический бред?
Олег отмахнулся.
- Да ну тебя, прокуратура. Тебе фамилии – Кандинский, Мондриан, Малевич – о чем-нибудь говорят?
- Угу. Кажется, проходили по какой-то музейной краже, надо поднять архив.
Олег фыркнул.
- Шучу я, шучу,- осклабился следователь.- Малевич. Квадрат. Черный.
- Это все?
- Еще красный. Квадрат. И еще какие-то многоугольники.
- Негусто.
- Чем богаты,- развел руками следователь.- Придется завтра прямо с утреца ноги в руки – и по искусствоведам. Так что вскорости предстоит мне самому читать лекции об абстракционизме на докладах начальству.
- Ты лучше колись, Изжогин, чего это прокуратура так заинтересовалась банальным суицидом. Или это, может, не самоубийство?
Следователь извлек из ряда холстов пару и водрузил их на спинку дивана.
- А с чего ты взял, что я буду разглашать посторонним тайны следствия?- спросил он.
- Тогда на кой черт звал?- спросил Олег.- Я в близких отношениях с Веней сроду не был. Здоровались на лестнице, заходил несколько раз. Как-то помогал картины для выставки в машину загрузить. Даже спрыснули это дело как-то раз. Все.
- Да ладно,- сказал Изжогин,- обиделся сразу. Звал – значит, надо. Показать хотел кое-то. Смотри.
Он взял прислоненные к мольберту две другие работы и пристроил их рядом с первыми, на спинке дивана.
- Ну, как?
- Что?
- Сравнение. Ничего не замечаешь?
Олег пожал плечами.
- Ну, разумеется. Разные стили. Здесь, кажется, поздний примитивизм.
- И все?
- Вопрос с подвохом? Хочешь сказать, это чужие картины?
Изжогин от удовлетворения щелкнул пальцами.
- Значит, и ты это увидел? Не сразу, заметь. А я сразу внимание обратил, что другой человек рисовал.
- Да с чего ты взял, что другой? Может, он просто побаловаться решил?
- Ну, искусствоведы, я надеюсь, разберутся. Хотя это излишне…
Изжогин приподнял драпировку с холста на мольберте.
- Еще краска не высохла. А стиль тот же. Видал?
- Не только видал. Я с ним час назад разговаривал.
- Что, прямо с чертом?
Олег усмехнулся, разглядывая портрет своего недавнего собеседника, увенчанный завитыми бараньими рогами.
- Рогов-то у него не было, разумеется. Но Веню этот субъект навещал. И даже совсем недавно. Он мне и сказал, что Веня повесился. В ванной, на трубе.
Изжогин заметно оживился.
- А вот с этого места, пожалуйста, поподробнее.
- Да ничего и не было подробнее. Сказал – и сразу распрощался.
Следователь задумчиво потер щетину на подбородке, с новым интересом разглядывая портрет.
- У тебя водка есть?- спросил он, наконец.- Да я знаю, что есть. Не пригласишь? Устал я что-то сегодня…
- Что, все настолько серьезно?- спросил Олег.
- Я рассказываю, выводы делаешь сам. Только помоги чемоданчик дотащить.
Олег с натугой приподнял объемный металлический кейс.
- У тебя там что – золотые слитки, что ли?
- Да нет. Но тоже, я тебя уверяю, вещь ценная.
***
Олег бросил опустевшую бутылку в мусорное ведро.
- Вот и помянули Веню,- сказал он, глядя в густо-синие сентябрьские сумерки. И добавил:
Кому – петля, кому – свинец,
Кому – забвения вино.
Продать билет в один конец
У смерти способов полно.
Все неизменно хороши –
Что яд, что холод палаша.
Для переживших смерть души –
Весь мир не стоит ни гроша.
- Ты это брось,- пригрозил Изжогин,- тоже мне…
Левушкин усмехнулся.
- Кофе будешь, прокуратура?
- Непременно.
Олег налил воды в чайник и щелкнул выключателем.
- Завел бы себе автоповара, как у людей,- посоветовал следователь.- Ах, да, ты же не любишь киберов…
- И долгих прелюдий к серьезным разговорам. Или проваливай, или карты на стол.
- Ладно,- кивнул Изжогин, приглаживая редеющую шевелюру,- ладно. Будут тебе карты.
Он залез в карман пиджака и действительно вынул пачку фотографий. Сдвинув закуски с рюмками в сторону, он протер столешницу салфеткой и принялся сдавать свою колоду.
- Илья Николаевич Руденко,- пояснил он, выложив первое фото,- драматург. Покончил с собой в декабре прошлого года. Передозировка снотворного. Так… А это у нас…
- Игорь Королев. Я с ним пересекался на каком-то семинаре. Неплохой поэт.
- Все правильно,- ответил Изжогин,- и все в прошлом. Вскрыл себе вены в январе этого года.
Олег покачал головой.
- Я не знал.
- Кстати, любопытная тенденция. Художники чаще вскрывают вены, поэты чаще вешаются. Писатели предпочитают стреляться. Пытаются стяжать лавры Хемингуэя? Как ты думаешь?
- Я думаю, что понял суть. Сколько их у тебя?
- Девятнадцать,- сказал Изжогин,- не считая Сердюкова. Писатели, поэты, драматурги, художники. Два композитора. Всего за полгода.
- Многовато,- сказал Олег, разливая кипяток по кружкам.- Неудивительно, что прокуратура заинтересовалась.
Изжогин вздохнул, махнув рукой, и подвинул поближе банку с кофе.
- В том-то и дело, что только заинтересовалась. В возбуждении уголовного дела в виду отсутствия состава преступления от-ка-за-но. Во всех случаях – суицид без вариантов.
- Но что-то ведь у тебя есть?- спросил Олег, размешивая напиток.- Иначе бы ты со мной не откровенничал.
- Разумеется,- кивнул следователь.
Он достал из кармана электронный коммуникатор и открыл нужный документ.
- Во всех этих случаях есть несколько странных совпадений. Вот из протокола дознания бывшей жены Руденко: «С Ильей Николаевичем у нас были дружеские отношения, несмотря на то, что мы уже пять лет в разводе. Но в последние три недели он сильно изменился. Перестал звонить, принимать гостей. Отвечал на звонки странным тоном или сразу вешал трубку. Словно внезапно стал другим человеком…».
- Депрессия меняет людей,- заметил Олег, прихлебывая кофе.- Ты находишь это удивительным?
Изжогин хмыкнул и продолжил.
- Вот еще, показания сестры писателя Милютина: «В последний месяц Колю словно подменили. Он раздражался по малейшему поводу, говорил, что никто его не понимает. Перестал узнавать некоторых знакомых. Он словно стал другим. Понимаете? Совершенно другим человеком. Я не знаю, как это объяснить…». Та-ак… Показания соседки твоего знакомца Королева: «За три недели до смерти Игоря Михайловича он помогал мне с переездом, когда я вселялась в соседнюю квартиру. А вскоре, встретив на лестнице, не узнал, и был удивлен, что я живу на той же площадке, словно это был совсем другой человек…». Продолжать?
- Оставишь, я потом все прочитаю. Дальше.
Изжогин залпом выпил половину остывшего кофе, закрыл коммуникатор и продолжил.
- Эта фраза про другого человека, как ты понимаешь, объединяет все случаи суицида. Это было первое, что меня поразило.
- Без лирики, время позднее,- попросил Олег.- Что еще?
- Есть и еще,- кивнул следователь,- человек. Незадолго до разительной перемены в характере каждого из этого списка его посещал некто. Личность установить не удалось. Описания противоречивы, более-менее сходятся только в нескольких деталях. Рост – сто семьдесят пять-сто семьдесят восемь. Глаза серые. Нос с небольшой горбинкой. В каждом случае видели незнакомца с покойными два-три раза, за несколько недель до смерти. Потом наступала внезапная депрессия, которая заканчивалась сам знаешь чем. Вот, собственно, что мы имеем.
Изжогин убрал в карман коммуникатор и фотографии.
- И как это все касается меня?- спросил Олег.
- Самым прямым образом. Я опасаюсь, что в списке покойников можешь оказаться и ты.
- Все мы когда-нибудь в нем окажемся,- усмехнулся Левушкин.
- Но не ко всем перед этим является таинственный незнакомец.
- И ты думаешь, ко мне он явится?
- Не исключено. Хотя, вру. Это вероятно. И даже более чем вероятно.
Олег снова включил чайник.
- Темнишь, прокуратура.
- Да брось,- ответил следователь,- ты что, не видишь связи? Все эти покойники – люди талантливые, но малоизвестные. И все – одержимые творчеством.
- Ну, Веня и бабами был одержим не меньше творчества,- заметил Олег,- и лаврами увешан, хотя бы в городских масштабах.
- Допустим. Но почему не предположить, что заявится он и к тебе?
- А почему не к соседке Маринке?- съязвил Олег.- Она чудно крестиком вышивает. Чем тебе не творческий человек?
Он принес чайник и снова наполнил кружки.
- Понимаешь, я не могу рыть этот вопрос официально. Никто мне не даст на это ни времени, ни полномочий. А у тебя время есть. Ты же пока нигде не работаешь.
- А полномочия?
- А зачем?- удивился Изжогин.- Действуй, как частное лицо. Расспроси соседей, родственников. Я тебе фактиков подкину.
- Да не умею я допрашивать,- возразил Олег.
- Не допрашивать,- поправил следователь,- а производить дознание. Это выражаясь языком официальным. А проще говоря – поговоришь с теми, кто близко знал Сердюкова и видел его в последние дни. Тебе не придется писать никаких отчетов и протоколов. Но и это все не главное. Главное – чтобы незнакомец этот вышел на тебя.
- Давненько я не играл роли живца,- усмехнулся Левушкин.
Изжогин отставил пустую кружку.
- Зная тебя, я больше беспокоюсь за нашего подопечного. Тем более, что с тобой постоянно будет находиться телохранитель. Собственно, он уже здесь.
Следователь прошел к металлическому кейсу и раскрыл замки. Стенки чемодана разошлись в стороны, открыв сложенного в параллелепипед кибера.
- Всю сознательную жизнь мечтал, чтобы ко мне приставили киноида,- ядовито заметил Олег,- да еще устаревшую комнатную модель.
Изжогин вытащил из кармана «поводок» - пульт управления, включил кибера, и киноид принялся распрямляться в рабочее положение. Через несколько секунд из металлической болванки сформировался механический пес и неподвижно улегся в углу, как изваяние.
- Сорок два килограмма электронной начинки, углепластика и стали в титановом корпусе с покрытием из тефлона,- похвалился следователь.- Ведет фото и видеозапись, шифрует, отсылает информацию на базовую станцию при помощи новейшего импульсного передатчика. Имеет встроенный электрошокер и газоанализатор. Разгоняется до сорока трех километров в час. Три режима поведения – автономный, боевой, скрытный. Словом, девайс для супершпиона, ценой в хороший автомобиль.
- Что-то ты много наговорил для диванной собачки,- засомневался Левушкин.
- Это только корпус от бытовой модели. Внутри – начинка от МАКС-8Т. Не знаю, как это расшифровывается, но сказали, что ничего новее пока нет.
- Модернизированная Адаптивная Киноидная Система,- подсказал Олег,- разглядывая металлического монстра.- Я бы восхитился этим чудовищем, кабы не так ненавидел железки.
- Привыкай,- ответил Изжогин.- Вот тебе «поводок» и удостоверение на право владения служебным кибером. На боевом режиме в общественных местах не держи. Подзаряжается он сам. Впрочем, кого я учу… Активируй управление – хочу убедиться, что все в порядке.
Левушкин взял «поводок». Идентификатор получил сигнал от вживленного в ладонь чипа, и киноид повернул голову в сторону нового хозяина, ожидая приказа. Олег переключил его в автономный режим. Киноид поднялся, отыскал ближайшую розетку и встал на подзарядку.
- Топает, как лошадь,- проворчал Олег.
***
Народу в придорожной забегаловке было немного. Шофер обильно полил кетчупом пельмени и завистливо покосился на экспедитора, допивающего пиво.
- Ты бы ей хоть сосиску какую купил, что ли,- проворчал шофер.
Экспедитор заглянул под столик, за ножку которого была привязана собака, и ответил:
- Она все равно сейчас ничего не будет есть. Вон как тоскует. А дома я ей молочка парного, мосол из борща достану…
- Думаешь, дома есть станет?
- Денька два поголодает – куда денется. Потоскует, и привыкнет. Я бы по такому хозяину и горевать-то не стал. Так вот взял и продал первому встречному, ага.
Экспедитор покрепче зажал портфель локтем, чтобы никто ненароком не стянул, и вылил себе остатки пива.
- Не гляди, не гляди,- сказал он шоферу,- не позволю. Нам ночью контрольный пост проезжать, наверняка остановят. Греха не оберешься, да и куме обещал я… Вот приедешь – отгул дам, тогда и пей.
Обстоятельно пережевывая ужин, шофер отвернулся к шоссе, по которому за город ползла вереница машин.
- Давно надо было поставить автоводителей на технику,- проворчал он,- а правление все экономит…
- Вам только дай повод,- возразил экспедитор,- вы и рады. А работать кто будет? Эти вот, городские? Или роботы за нас будут хлебушек выращивать?
- Много ты навыращивал…- буркнул шофер.
Экспедитор обиженно нахохлился, загородившись портфелем.
- Много, не много, а чужого не ем. И сколько ты за этот хлебушек получишь – очень сильно зависит от меня. Усек? Давай доедай, да поехали – еще ночь до дому трястись.
- Трястись-то мне, а тебе дрыхнуть. Да ладно, ты не забижайся,- сказал шофер,- я ж по-свойски, по-кумовски.
Экспедитор, однако, решил «забидеться», и не ответил.
- Слушай,- сказал шофер, уводя разговор в другое русло,- а зачем тебе эта собака? На цепь такую не посадишь.
- А чего – не посадишь? Хуже других, что ли? Вон шерсть какая – не замерзнет.
- Да я не про то. Не дворовая она. Охотничья. А у тебя и ружья-то нету. Отдал бы мне ее, что ли?
- Ишь ты – «отдал»,- передразнил экспедитор,- я за нее вон отвалил сколько! А ружья с ней никакого не надо – она и так зверя догоняет.
Шофер насмешливо покачал головой.
- Все ты, кум, перепутал. То другая порода догоняет, борзая. А это гончая. Понимаешь разницу? Она только по следу бежит и лает, а ты должон с ружьем на круг стать и стрелить зверя. А много с мамоном твоим набегаешь?
- Разберемся,- пообещал экспедитор.- Все одно не отдам. Ну, если когда на охоту сводить, чтоб не застоялась. Понимать же надо – собака не простая, ценная.
- Чем же она тебе такая ценная?
- Да тем хоть, что редкая. Ты много таких у нас видел, нет? В районе, поди, тоже – раз, два, и обчелся. Одни шавки цепные, что с них толку? Не, такую собаку в наше время нечасто найдешь.
Шофер ткнул вилкой в темноту:
- Ха, «нечасто»! Вон такая же бежит!
Экспедитор мельком взглянул на убегающую собаку и вытянул из-под стола перегрызенный поводок.
- Мать ее! Так это же моя! Кум! Ешкин кот! Бросай пельмени, лови! Литру ставлю, только поймай!
- Ничо, никуда не денется,- пообещал шофер, подобрав пиджак со стула.- Заходи с другой стороны, а я отсюда…
***
- Так вот оно, в чем дело,- сказал Мильх, разглядывая механического пса,- какой зверь. А мне было пришла в голову мысль, что вы таки начали брать уроки степа на дому.
- Вы уж простите, Израэль Карлович,- извинился Олег.- Чаю будете?
- С нашим удовольствием,- согласился сосед,- приятно побеседовать с умным человеком, если ваш зверь не будет возражать.
- Это не мой. Просто попросили перенастроить, и придется нам некоторое время его потерпеть. Мне – тут, а вам – снизу. Завтра я сменю ему подошвы на лапах, чтобы не так топал. Резина стерлась.
Киноид внимательно проводил взглядом старика-соседа до стола, и продолжал следить, не поворачивая головы.
- Подумать только,- покачал головой Мильх, принимая чашку,- механический пес! Ну разве такое могло быть в старые добрые времена?
- Но первая собака-робот была выпущена еще в конце двадцатого века,- возразил Олег.
- Вы говорите об игрушке,- заметил старик,- а я говорю о замене первого друга. Собака была рядом с человеком с тех времен, когда он только поднялся с карачек. Вы знаете, Олег, я таки всю жизнь мечтал завести собаку. Но, увы – обстоятельства не позволяли. Концерты, гастроли… Кстати, я не мешаю вам, когда вечерами пиликаю на скрипке по старой памяти?
- Нисколько, Израэль Карлович. Вы замечательный музыкант.
- Это все в прошлом,- отмахнулся Мильх,- все в прошлом. Пальцы уже совсем не те, если вы понимаете, о чем я говорю… Да… Вы уж простите мое стариковское брюзжание – я ведь совсем одинок, но еще не до конца свихнулся, чтобы начать говорить с мебелью. Жена умерла, дети разъехались… Даже собаки у меня нет. Но я не жалею. Я всю жизнь служил искусству, все ему отдал. И не могу позволить себе такую малость, как собаку.
- Почему же?- спросил Олег, подливая старику чаю.
- Все дело в отношении, дорогой мой сосед, и это вам прекрасно известно. Вы ведь одиноки так же, как и я. И вы одержимы искусством, как и я – пишете ночами. Я знаю, свет из вашего окна падает на тополь во дворе – до глубокой ночи. А человек не спит ночами по двум причинам: либо его мучает совесть, либо муза.
- Или обе сразу,- усмехнулся Олег.
- Вы тоже не можете завести близкое существо,- продолжил старик,- вы не сможете уделить ему время. Ведь надо будет оторвать его от искусства, но двум богам, как известно, служить нельзя. А мне уже осталось недолго. Вряд ли я протяну еще пятнадцать-шестнадцать лет, сколько живет собака. А что будет с ней, когда я умру? Ведь это живое существо, дорогой Олег Владимирович. Оно чувствует, понимает. А это существо разве может чувствовать?
Олег взглянул на киноида, который продолжал непрерывно снимать и транслировать запись импульсным передатчиком, не мигая и не поворачивая головы.
- Не может,- согласился Олег.- Разве что, имитировать чувства.
- Чтобы чувствовать – нужна душа,- продолжал старик.- Многие думают – у собак души нет. Может, это и так, но мне всегда казалось, что в каждой собаке отражается душа ее хозяина. Самая сокровенная ее часть. И если там, в глубине своей, человек плох – собака будет отражать его суть. Вы понимаете, о чем я?
- Кажется, да,- кивнул Олег.
- Тогда скажите мне – для чего люди создали это существо?- кивнул Мильх на лежащего киноида.- Что это – по сути? Отражение души нашего с вами общества?
- Это ее протез,- усмехнулся Олег.
Свидетельство о публикации №210080200959