066 Помпеи в Москве

Артём Киракосов

цикл ГИМНЫ РАДОСТИ


ЛЮДИ ** СОБЫТИЯ ** ОТЗЫВЫ







066               
ПОМПЕИ В МОСКВЕ


Итальянцы – лучшие реставраторы! Итальянцы – лучшие художники! Итальянцы – лучшие… прирождённые… Певцы и любовники! Поэты и архитекторы! Художник должен жить и умереть на римских холмах. Учиться всему надо на римских холмах. Для русских – это Святая Земля!

Когда в обезлюдевшей, раскалённой от засорокаградусной жары Москве попадаешь в нежный оазис кондиционерной жизни, в прохладу прекрасной экспозиции Исторического музея на необыкновенную Выставку «ПОМПЕИ. ТАЙНЫ ПОГРЕБЁННОГО ГОРОДА» из Национального археологического музея Неаполя (провинция Кампания) (фрески, мраморная скульптура, мебель, бронзовые украшения и предметы обихода, богатая экспликация, фильмы, каталоги на сиденьях), посвящённую жизни античного древнего города, исчезнувшего, погибшего от страшнейшего, мистического извержения вулкана ВЕЗУВИЙ в 79-ом году до нашей эры, опускаясь зрителем и участником в утончённую развитую цивилизацию, даже видя воочию хрупкость и всю ненадёжность нашего сегодняшнего и их, того, дохристового ещё мира, – славишь! славишь! славишь! ЖИЗНЬ! ЖИЗНЬ! ЖИЗНЬ! – бесценный дар богов античных! Дар Бога Единого! Славишь жизнь!.. даже видя эти страшные по сути слепки-отливки (из гипса) гибнущих от раскалённого падающего пепла людей в позах, где застала их последняя капля. Смерть – скорая, страшная, неминуемая, мгновенная! Смерть – всего живого! всего дорогого! всего ценного! @АПОКАЛИПСИС@  – не миф и не будущее: прошлое и настоящее, текущее, постоянное. Предхристианское. Апокалипсис – КОНЕЦ МИРА! Он уже был, он ещё будет.

Учиться радоваться нужно у итальянцев. Вставать из пепла. И грамотно устраивать, и разумно действовать, и благозвучно оформлять – всё священноважное. И – осмысливать. И – отстраивать заново. И начинать – новые дела и новые города… Страна – живой музей, действующий и растущий. И фильм о культурных ценностях, которыми дорожит современная Кампания, предваряющий и завершающий экскурс в Помпеи, – тому роскошное свидетельство! Вроде – трагедия! Ужас! – а опять некое ЦВЕТЕНИЕ! И философия живого рая ГОРОДА-САДА.

<…> (И с каким трепетом КРАСОТЫ оформлена эта жуткая, планетарная катастрофа древней цивилизации! – только итальянцы смогли так философски, стоически-романтически воссоздать этот КОНЕЦ – не как ГИБЕЛЬ! а как АКТ ИСКУССТВА! ИСКУССТВО – вот СПАСЕНИЕ! Трансформация ПРОИСХОДИТ… Археология раскапывает! – воплощает ушедшее! – в замечательных кинореконструкциях. ЖИЗНЬ встаёт без слёз и жалости и сожалений – такой – как и была: обыкновенной и великолепной, современной и близкой.) <…>

КРАСОТА НЕ БЕССЛЕДНА! – у неё есть УЧЕНИКИ и подражатели. Улыбчивые и талантливые – современные итальянские музейщики, дизайнеры, учёные, архитекторы, реставраторы. Отстранение – от реального УЖАСА! – вот главный АКТ & ФАКТ ИСКУССТВА, его вернейший признак! Этот ЗНАК особости даёт Мастерам ВОЗМОЖНОСТЬ! и права – рисовать и писать! Даже, когда уже дымится Везувий! А Везувий – вечен. Везувий – готовый проглотить нас всех! – теперешних. Какие мысли..? Не о гибели? Нет! – о том, что КРАСОТА! – верна! И – вечна! И – единое, достойное СКЛОНЕНИЯ! СЛУЖЕНИЯ! И – как производное – КРАСОТА – единственно достойное ВЛОЖЕНИЙ! ценностей! денежных! силовых! духовных! Вы не заметили: Италия – страна победивших вложений в Красоту! где за право сделать заказ художнику боролись донаторы, заказчики, кланы, аристократия, клир, иерархия, папы, двор и правящие!

И – отдельная `песня` – реставрация…

Вы встречали !!лучших!! реставраторов? Реставратор, как и ресторатор, должен быть итальянцем.

Скульптура – очень деликатно  – реконструирована: восстановлены все недостающие детали – любой сложности – из мрамора отличающегося цвета. И это не только не плохо, а это – правильно! Смотрится естественно! А то как же: кто без рук! кто без ног! а кто и без рук и без ног да ещё и без головы – ^торсом^, так сказать, представлен, – нет: такая античность нас уже `погрела`, хотим другого!

Нельзя не отметить то, что есть область НЕПРОГОВАРИВАЕМАЯ в реставрации, область, где властен только сам художник-реставратор! его механика рук! область, где есть только личный вкус и представление о мере и этичности приёмов, о допустимости нормы, о пластичности морали и нравственности – об ЭКСПОЗИЦИОННОЙ ЗАКОНЧЕННОСТИ вещи: в какой мере художник-реставратор внедряется в ``авторское`` (не имеет права ни в какой, но делает! это)… в какой мере восстанавливает утраченное… И вот здесь – ДЕЛИКАТНОСТЬ – ключевым словом становится. Реставратор не может не быть деликатным по отношению к `памятнику`. Ведь Руководитель (или Учитель) Работ не будет водить твоею рукою при операции! – вот тут-то – прирождённые дарования итальянцев и раскрываются: здесь надо смотреть; только смотреть – глазами! – что они оставляют, а что – заделывают. Порекомендовал бы я всем своим студентам – проследить… глазами и внимательно! Я имею в виду фрески, фрески! Как они сводят перепады в уровнях плоскостей, какой кракелюр оставляют, в какие трещины подводят реставрационный грунт… Уследишь разве? Приходи и учись! 

Несколько раз – не оторвавшись! – я посмотрел фильм, фильм – исследование, фильм – реконструкцию! фильм – поэмы! о Помпеях – нынешних, откопанных от шестиметрового слоя чёрного пепла, и древних, тогдашних. А венчает фильм – танец, танец… Танец очень модерновый, полубалетный. Под очень хорошо стилизованную под античность современную музыку. Танец – тоже очень условен, как, собственно, всё, что по-настоящему связано с ИСКУССТВОМ. Искусство – поднимает, возвышает над трагедией. Как бы: нету: добра – зла,  виновного – жертвы. Какой-то Высший Рок! Управляющий и Небом и Землёю, и Водою и Горами, а, – главное – всеми нами… (Какие могут быть обиды?) Тут есть высшее смирение и… Поэзия! Искусство?.. – Оно ломает даже грань между `живым` и `неживым`, СОВЕРШЕННО ДОКАЗЫВАЯ, что жизнь Помпей, представленная нам, – вернее и надёжнее, чем наша подвешенная нескончаемая непереносимая вульгарная московская жара с дымовыми завесами жертв горящей в сухости от лесных, торфяных, жилых пожаров России. Искусство – заласкивает любую боль! Искусство – наш вечный круг! – в море транса и волшебства смерти! СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ! СПАСИТЕЛЬНЫЙ КРУГ! Искусство – итальянское изобретение вечно готовящихся к ПРАЗДНИКУ МОЛОДОСТИ.

И под эту музыку вечной жизни, откопанной жизни, восстановленной жизни, реконструированной, выходишь! выходишь! выходишь! Апокалипсис – он всегда рядом. Он был, будет, идёт. Засорокаградусная жара в Москве, горят целые деревни с людьми, маршируют нацисты, бои под «Химкинским лесом», огонь рвётся к ядерному центру России в Сарове, горят безбрежные леса и даже вода в болотах закипает, курящий дымящий торфяник – предательской  подушкой под Центральной Русью, сотни очагов ежедневно, а на площадях Москвы и Питера `винтят` в #ментовскую# оппозиционеров, цветёт под Столицей и в ней конопля и ложь и похоть и коррупция – ядовы.

Над этим всем можно подняться, всматриваясь в умелые штрихи пуантелевых тонировок, выполненных божественной рукой талантливого реставратора фресок Помпей из Кампании! Искусство! – оно спасительно! И кажется нету никакого страха. Танец странный, танец ЖИЗНИ. Которая всегда побеждает смерть. На эту жару и ожидание нашего уже родного АПОКАЛИПСИСА выходишь не подавленный, а восхищённый КРАСОТОЮ, КОТОРАЯ ВЕЧНА! единственно верна! единственно смысленна! единственно плодородна! И естественно вечна! То, что было прекрасным – остаётся… ОСТАЁТСЯ! И ЖИВО! В этом смысл нашего бесподобного богоподобного воскресительного труда реконструкторов художников-реставраторов!            
 

11 июнь 2010 ~ лето ** ** лето ~ 2010 август 03


Рецензии
Какое название символичное!.. Москва рушится вопреки немногочисленным акциям протеста, а отдельные пожары ей только к украшенью, по мнению чиновников...Помпеи нужны мировой культуре, человеческой цивилизации! Как знак. У меня двойственное чувство по отношению к реставрации. С одной стороны - восхищение мастерством, с другой - стилизация все же вторична по отношению к творчеству (как переводчик говорю:) Может, какой-то фрагмент в самой своей незавершенности скажет больше, чем воссозданный спустя века артефакт. Я имею в виду - творческому человеку скажет. Даст ему больше эстетических переживаний. Простора для воображения.
Спасибо, Артём! Взволнованно, пылко, увлекающе и мастерски...

Софья Раневска   03.08.2010 20:26     Заявить о нарушении
Реставрация так многомерна, многолика и многообразна, как наука, что не мне её защищать, хотя я не только люблю и уважаю эту профессию, но также преклоняюсь и перед её трудниками, а творческий человек может оттолкнуться от абсолютно любого проявления жизни, и результат будет равен таланту, но не пункту отсчёта рефлексии. Спасибо за честность о реставрации, есть хорошая поговорка моей тёщи: хороши те часы, которые не побывали в руках у часовщика! Я всегда начинаю лекции о реставрации для первого курса с этих слов своей любимой тёщи! И долго смеюсь - над собою, естественно! Внутри каждой профессии есть столько умопомрачительно смешного, всяческих баек, сотканных из самой настоящей правды...

Спасибо, Софи!

Артём Киракосов   03.08.2010 21:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.