Электронная сестра

– Ну что ж, начнем? Выстреливайте ваш первый вопрос, – сказал мне Роберт Дэй, нобелевский лауреат по литературе "за художественную силу в изображении морально-этических проблем использования роботов".
И я растерялась. Ни один из подготовленных мной для интервью вопросов не подходил к слову "выстреливайте". Все они были адресованы классику, легенде мировой литературы, а передо мной сидел человек с озорными глазами подростка. Нужно было срочно соображать, как поддержать заданный им непринужденный тон. Чтобы потянуть время, я кивнула в сторону девушки-робота, которая только что принесла нам кофе, и спросила:
– Что это у вас за модель, Роберт? Я не припомню таких в продаже.
– Вот это выстрел! В десятку! – неожиданно подмигнул классик. – Признаться, эта электронная девушка и вправду не с конвейера сошла.
Теперь я взглянула на нее внимательнее. Ничего особенного. Но если бы не специальный браслет у нее на руке, я бы не сразу поняла, что она электронная.
– У тебя, наверное, есть прототип? – спросила я у робота.
– Дизайн моей внешности был взят...
– Стоп, Мелоди, стоп! – вдруг прервал Роберт. – Я сам расскажу, ведь ко мне это тоже имеет некоторое отношение.
– Хорошо, – ответила электронная девушка и присела в свободное кресло – как будто устала стоять.
– Эта история вполне могла бы стать основой для романа, – сказал Роберт. – Давайте-ка я сейчас и проверю на вас его сюжет. Идет?
– Идет, – поспешила согласиться я. Кто же будет отказываться от приглашения на творческую кухню к лауреату нобелевской премии?!

Началась эта история много лет назад. Наш герой, начинающий писатель, попал в полосу творческого кризиса. Он отключил автоматическую систему регуляции жалюзей и несколько недель провалялся в темноте. Но лэптоп однажды все-таки открыл. Пробежав взглядом по списку блогеров, находящихся в это время в сети, он открыл первую же ссылку с незнакомым именем. На экране появилась хрупкая девушка с огромными серыми глазами.
– Привет! Я потерял смысл жизни, – набрал на клавиатуре молодой человек.
– А смысл сегодняшнего дня ты не потерял? – услышал он из динамиков певучий голос.
Они проговорили до глубокой ночи. А утром произошло чудо: писатель открыл заброшенный роман и начал писать. От кризиса не осталось и следа. Все бы хорошо, да через пару дней, пребывая за рулем в счастливо-беспечном расположении духа, он выехал на перекресток на красный свет – прямо под несущийся на него беспилотный автобус...

Когда сознание вернулось, он первым делом потянулся к компьютеру, чтобы увидеть на экране те лучистые глаза.
Один за другим тянулись больничные дни: его ожидала операция по вживлению искусственного сердца. Но пока Она с ним, хоть и он-лайн, ему не было страшно.
– Продержись до завтра, – каждый вечер говорила она ему на прощанье.
– С тобой продержусь, – неизменно отвечал он.

В этот момент на другом конце города худощавый студент встряхнул шевелюрой давно не стриженных волос, поправил очки и облегченно вздохнул: еще один день благополучно канул в офф-лайн. И надо же было ему влипнуть в такую историю! Пошутил, называется... Решил, видите ли, проверить, как на практике работают последние версии анимационных и звуковых программ. Основой для анимации послужило его собственное изображение, измененное программой и показанное в женском обличии. С экрана смотрела как будто его родная сестра, которой в реальности у него никогда не было. Голос он взял тоже собственный, но на более высоких частотах. Было интересно, поверит ли кто-нибудь в то, что предмет его создания – живая девушка. И все сработало! Этот чудак не только поверил, но к тому же еще, похоже, влюбился в виртуальный образ. Ну да ладно, от любви к несуществующему объекту никто еще, поди, не умирал... В тот день, когда писатель-неудачник попал в аварию, юноша собирался открыть ему истину и закруглить этот через край удавшийся эксперимент.
Но вот угораздило же писателя попасть под автобус! А теперь разве можно было разочаровывать человека, у которого сердце работало на честном слове? Не выдержит – и тогда со своим дурацким экспериментом студент на веки вечные будет виноват в убийстве человека. Конечно, никто, кроме него самого, этого не узнает – но от этого ему легче не становилось. Вот и приходилось продолжать игру, чтобы дотянуть пострадавшего до операции...
Каждое утро экспериментатор подключал микрофон и запускал программу, а писатель видел на экране хрупкую девушку. Без накладки, кстати говоря, не обошлось. Однажды парень по ошибке включил свою реальную камеру, и писатель на мгновение увидел его лохматую физиономию.
– Кто это был? – спросил он собеседницу.
– А, это мой брат. Помогал мне тут инсталлировать кое-что, – буднично ответила "она".
Однажды больной сообщил:
– Успех операции не гарантирован. Один шанс из пяти, не больше. Вот бы хоть одним глазком посмотреть на тебя в жизни, а не на экране. Тогда прорвусь.

На другом конце города студент обреченно вздохнул и нырнул в интернет. Теперь его интересовали роботы. Но готового решения для воплощения его идеи найти не удавалось. Самой продвинутой универсальной моделью в то время был японский робот Помощник. Он умел ходить и обходить препятствия, мог принести в руках поднос или чашку. Благодаря своим камерам, он "видел" собеседника и распознавал некоторые жесты. Но на человека Помощник был похож очень отдаленно!
Напротив, Диктор, робот американского производства, выглядел вполне живой и симпатичной девушкой. Эта модель в то время широко использовалась на телевидении в выпусках новостей. Однако в функции Диктора не входило ни передвижение, ни распознавание речи. Пришлось оплатить обе модели. В кредит. Дикторша, конечно, была заказана по изображению виртуального создания студента.
Когда оба робота были доставлены, великому экспериментатору пришлось попотеть: он разбирал и собирал снова, соединял части от разных моделей, пробовал. Были и разочарования. Когда Помощник сменил свое покрытие на оболочку Дикторши, он вдруг разучился ходить – изменился баланс. Пришлось разбираться в программировании робота, тестировать. Студент почти отчаялся, но девушка-робот все-таки зашагала. И даже по ступенькам.
Была и еще одна непростая задачка. Поверхность робота напоминала кожу только зрительно. При прикосновении к "девушке" становилось очевидно, что это кукла. Об этом юноша вообще не подумал заранее – экспериментатор, называется... Он погрузился в форум инженеров робототехники. Но в те времена такие задачи еще даже не ставили. Студент был совсем в отчаянии, когда один участник пошутил: он, мол, ошибся форумом – ему не сюда, а к тем, кто делает резиновых кукол для секс-шопов. Это был как раз тот случай, когда шутка оказалась спасительной! Действительно, нашлась компания по производству резиновых подруг, для которых задачи эластичности поверхности и температурного режима были прекрасно решены. Именно такая искусственная кожа и была инсталлирована на "девушку". Оставалось только "оживить" лицо. К счастью, нашлась программа анимации, которая работала с имеющимися уже файлами. Пришлось только добавить побольше искусственных мышц и датчиков на лице робота.
Короче говоря, его "электронная сестра", как он в шутку про себя ее называл, в день операции вошла в палату больного. Ни жив, ни мертв, студент сидел в холле для посетителей с компьютером на коленях. Вообще-то девушка-робот вела беседу сама – ее память содержала весь архив разговоров с писателем. Но ее создатель мог в любой момент переключить управление на себя. На экране отображалось то, что снимали камеры робота. Было видно, как увлажнились глаза писателя в момент встречи. Это хорошо: чем меньше деталей видел больной, тем лучше. Но вот когда писатель потянулся и взял руку "девушки" в свою, парнишка замер от страха. Однако обошлось. Разговор продолжался... Наконец, вошла медсестра. Свидание закончено – больного уже ждало в операционной его новое сердце.
– Теперь я точно знаю, что выживу, – сказал писатель. – До завтра!


– Боже мой, никогда бы не подумала, что у вас, Роберт, искусственное сердце! – воскликнула я, абсолютно забыв и об интервью, и о том, что разговариваю с нобелевским лауреатом, и, наконец, о том, что я собиралась слушать, а не задавать вопросы.
– Вот я и проверил сюжет! – сказал Роберт. – Извините, я все-таки поводил вас немного за нос. К сожалению, наш герой не пережил ту операцию.
– О, как жаль, – вздохнула я. – Подождите, но вы же сказали, что эта история имеет к вам отношение, я и подумала...
– Да, имеет. Видите ли... Ну, в общем, я и был тем самым студентом.
– Как же так? Я уже успела подумать, что тот мальчишка стал гением робототехники... Как же получилось, что вы начали писать, Роберт?
– Вот так и получилось. После той операции, когда чудо все-таки не произошло, я сто раз задавал себе один и тот же вопрос: имел ли я право обманывать этого человека? И в самом начале, подсунув ему на экране анимационный образ. И в самые последние минуты его жизни, которые он, не зная того сам, провел с роботом... У меня не было однозначного ответа. А чтобы перестать перемалывать в своей голове одно и то же, я переключил свое серое вещество на вымышленных героев, людей и роботов. Так и был написан мой первый роман.
Он улыбнулся, подмигнул, и глаза его заискрились, как у шаловливого подростка. Поймав эту улыбку, засмеялась сидящая в соседнем кресле Мелоди – серебристым смехом восемнадцатилетней девочки. И на мгновение мне показалось, что в глазах его "электронной сестры" промелькнули такие же озорные огоньки...


Опубл. в журнале «Магия ПК» (№ 7, 2010)
http://magicpc.spb.ru/journal/201007/27/01.php?journal=last

Рассказ занял 3-е место во втором конкурсе клуба Золотой Огонь (http://www.proza.ru/2011/02/23/702)

Расширенная версия этого рассказа под заголовком "Секрет нобелевского лауреата" входит в сборник "Про роботов, президента и апельсины", который доступен на Amazon Kindle:


Рецензии
"""Он отключил автоматическую систему регуляции жалюзей"""
Неужели прямо так и опубликовали? Ведь не склоняется оно, противное иностранное слово "жалюзи"...

Луч Черного Солнца   11.04.2012 23:27     Заявить о нарушении
Спасибо за неравнодушный комментарий!
Как опубликовали, можно посмотреть, сходив по ссылке внизу текста :-)
А насчет склонения я, помнится, заглядывала вот сюда:
http://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%B6%D0%B0%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8
Там есть табличка склонений, из которой видно, что при использовании этого слова с ударением на первый слог( только во мн. числе), оно все же склоняется.


Ольга Топровер   12.04.2012 05:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.