Киники
1. Антисфен
Антисфен (444/435 — 370/360 до Р.Х.) – один из учеников Сократа (http://www.proza.ru/2016/07/16/1928), основатель кинической школы. Постоянно проживая в Пирее, Антисфен ежедневно ходил оттуда в город, чтобы слушать Сократа. Помимо последнего его учителем считают также Горгия (http://www.proza.ru/2016/07/12/1817). Позже Антисфен жил в Афинах и преподавал в гимназии, носившей название Киносарг. Видимо, с этим связано его прозвище Киник ("обыкновенная собака").
Антисфен написал много произведений, названия которых приводит Диоген Лаэртский. Согласно общему свидетельству, он был в высшей степени образованным и серьезным человеком. Ученики восприняли не только его учение, но также образ жизни и внешность. Всю жизнь Антисфен ходил с длинной бородой, посохом, сумой и в плаще на голое тело, был суров и нелицеприятен, отрицал законы и социальные условности, а образец для построения человеческого общества предлагал искать у животных.
(Гегель «Лекции по истории философии»: 1; 1; 2; С; 3; а).
2. Диоген
Диоген из Синопы (ок. 412 — 323 г. до Р. Х.), самый известный представитель школы киников, отличался еще более экстравагантным, чем у его учителя Антисфена образом жизни, равно как своими едкими выходками и горькими саркастическими репликами. А так же тем, что, освободившись от всякой внешней зависимости, сумел воплотить кинический идеал свободной личности. Диоген ограничивался удовлетворением самых необходимых естественных потребностей и отбросил даже чашу, когда увидел, мальчика, который пил из пригоршни. Не иметь никаких потребностей, говорил Диоген, божественно, иметь возможно меньше потребностей значит быть ближе всего к божественному. Он жил повсюду – на улицах Афин, на рынках, в бочках, но обыкновенно он проводил время в Стое Юпитера, и утверждал, что афиняне построили для него прекрасное жилище. О жизни этого философа сохранилось множество анекдотов. Так рассказывают, что во время морского переезда в Эгину он попал в руки морским разбойникам, и они хотели продать его в рабство на острове Крите. На вопрос, что он умеет делать, Диоген ответил: повелевать людьми, и велел глашатаю выкликать: кто хочет купить себе господина? Его купил некий Ксениад из Коринфа, и он сделался учителем его сыновей.
Грубость и пренебрежительность Диогена являли собою прямую противоположность аристипповской философии лизоблюда. Аристипп (http://www.proza.ru/2016/07/19/1813) не придавал никакого значения ни своим удовольствиям, ни их отсутствию; Диоген же придавал больше всего значения своей бедности. Однажды, перемывая капусту, Диоген увидел проходящего мимо Аристиппа и крикнул ему: если бы ты умел сам перемывать капусту, тебе не приходилось бы бегать за царями. Аристипп ему ответил: если бы ты умел обходиться с людьми, тебе не приходилось бы перемывать капусту. Однажды он в доме Платона стал грязными ногами ходить по прекрасным коврам и сказал при этом: так я попираю гордыню Платона. Да, ответил ему так же хорошо Платон, но другой гордыней. Когда Диоген однажды стоял на улице весь мокрый от дождя, и стоявшие возле стали жалеть его, Платон сказал: если вы жалеете его, то уходите отсюда. Смысл этого слова тот, что и в данном случае мы также должны думать о его тщеславном стремлении выставлять себя напоказ и вызывать удивление как о причине, которая заставляет его действовать таким образом и которая отпадет, если его оставят. Когда его однажды поколотили – анекдоты часто вращаются вокруг получавшихся им побоев – он приложил большой пластырь к своей ране и написал на нем имена тех, которые его побили, чтобы сделать их таким образом предметом общего порицания. Когда молодые люди окружили его и сказали: мы боимся, что ты нас укусишь, он ответил: не беспокойтесь, собака не ест репы. На одном пире гость бросил ему, как собаке, кость; Диоген подошел к нему и поступил по отношению к нему по-собачьи. Тирану, спросившему его, из какой бронзы следует отливать статуи, он дал хороший совет: из той бронзы, из которой отлиты статуи Гармодия и Аристогитона. Он попробовал также есть сырое мясо, но не мог его переварить; и как жил на улице, так и умер там в очень преклонном возрасте. (Гегель «Лекции по истории философии»: 1; 1; 2; С; 3; b).
Конспекты по истории человеческой культуры http://proza.ru/2011/06/02/190
Цивилизация и культура Древней Греции http://www.proza.ru/2012/06/14/273
Свидетельство о публикации №210080300255