Любовь Земная. Диоген Лаэртский

                ГОЛОСА ДРЕВНОСТИ

     Клеобул говорил, что дочерей надобно выдавать замуж по возрасту девицами, по разуму женщинами... С женой при чужих не ласкайся и не ссорься, - советовал он. Первое - знак глупости, второе - бешенства. Жену бери ровню, а возьмешь выше себя - родня ее будет над тобой хозяйничать.

     Однажды Ксантиппа сперва разругала Сократа, а потом окатила водой."Так я и говорил, - промолвил он, - у Ксантиппы сперва гром, а потом дождь". Алкивиад твердил ему, что ругань Ксантиппы непереносима; Сократ ответил:"А я к ней привык, как к вечному скрипу колеса. Переносишь ведь ты гнусный гогот?" "Но от гусей я получаю яйца и птенцов к столу", - сказал Алкивиад. "А Ксантиппа рожает мне детей", - отвечал Сократ. Однажды среди рынка она стала рвать на нем плащ; друзья советовали ему защищаться кулаками, но он ответил:"Зачем? чтобы мы лупили друг друга, а вы покрикивали:"Так ее, Сократ, так его, Ксантиппа!?" Он говорил, что сварливая жена для него - то же, что норовистый конь для наездников:"Как они, одолев норовистых, легко справляются с остальными, так и я на Ксантиппе учусь обхождению с другими людьми".

     Кто-то осуждал Аристиппа за то, что он живет с гетерой. "Но разве не все равно, - сказал он, - занять ли такой дом, в котором жили многие, или такой, в котором никто не жил?2 - "Все равно", - отвечал тот. "И не все ли равно, плыть ли на корабле, где уже плавали тысячи людей, или где еще никто не плавал?" - "Конечно, все равно". - "Вот так же, сказал Аристипп, - все равно, жить ли с женщиной, которую уже знавали многие, или с такой, которую никто не трогал".
     Он был любовником гетеры Лаиды и тем, кто осуждал его, говорил:"Ведь я владею Лаидой, а не она мною; а лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им".
 
    Конечными целями Феодор полагал радость и горе; первая - от разумения, второе - от неразумения... Кража, блуд, святотатство - все это при случае допустимо, ибо по природе своей в этом ничего мерзкого нет, нужно только не считаться с обычным мнением об этих поступках, которое установлено только ради обуздания неразумных. И любить мальчиков мудрец будет открыто и без всякой оглядки.
    Об этом предмете рассуждал он так."Разве грамотная женщина не полезна постольку, поскольку она грамотна?" - "Конечно". - "А грамотный юноша или мальчик полезен поскольку он грамотен?" - "Так".- "Тогда и красивая женщина полезна, поскольку она красива, и мальчик или юноша полезен, поскольку он красив?" - "Так". - "Но красивый мальчик или юноша полезен для того самого, для чего он красив?" -"Так". - "Значит, он полезен для любви". И когда с этим соглашались, он делал вывод:"Стало быть, кто пользуется любовью, поскольку она полезна, тот поступает правильно и, кто пользуется красотою, поскольку она полезна, тот поступает правильно".

     Антисфен часто говорил:"Я предпочел бы безумие наслаждению", а также:"Сходиться нужно с теми женщинами, которые сами за это будут благодарны"... Нв вопрос, какую женщину лучше брать в жены, он ответил:"Красивая будет общим достоянием, некрасивая - твоим наказанием".

     Диоген, увидев однажды женшину, непристойным образом распростершуюся перед статуями богов, и желая избавить ее от суеверия, подошел и сказал:"А ты не боишься, женщина, что может быть бог находится позади тебя, ибо все полно его присутствием, и ты ведешь себя недостойно по отношению к нему?"

    ...Рукоблудствуя на глазах у всех, он приговаривал:"Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот!"
     На вопрос, в каком возрасте следует жениться, Диоген ответил:"Молодым еще рано, старым уже поздно".
     Увидев однажды женственного юношу, он спросил:"И тебе не стыдно вести себя хуже, чем задумано природой? Ведь она тебя сделала мужчиной, а ты заставляешь себя быть женщиной".
     Само презрение к наслаждению благодаря привычке становится высшим наслаждением, - говорил он. И как люди, привыкшие к жизни, полной наслаждений, страдают в иной доле, так и люди, приучившие себя к иной доле, с наслаждением презирают само наслаждение.
     О влюбленных он говорил, что они мыкают горе себе на радость.

     У Кратете от Гиппархии был сын по имени Пасикл, и когда он стал юношей, то Кратет отвел его к блуднице и сказал:"Так и отец твой женился".
     Кто блудит, как в трагедиях, говорил он, тому награда - изгнание и смерть; кто блудит, как в комедиях, с гетерами, от от пьянства и распутства выживает из ума.
      Известны такие его стихи:

      Чем излечиться от любви? Лишь голодом
      И временем, а если нет - удавкою.

      Гиппархия полюбила Кратета и его образ жизни, так что не обращала внимания ни на красоту, ни на богатство, нина знатность своих женихов: Кратет был для нее всем. Она даже грозила родителям наложить на себя руки, еслиее за него не выдадут. Родители позвали самого Кратета, чтобы он отговорил их дочь, - он сделал все, что мог, но не убедил ее. Тогда он встал перед нею, сбросил с себя, что на нем было, и сказал:"Вот твой жених, вот его добро, решайся на это: не быть тебе со мною, если не станешь тем же, что и я". Она сделала выбор: оделась так же, как он, и стала сопровождать мужа повсюду, ложиться с ним у всех на глазах и побираться по чужим застольям.

      Любовь - это стремление к сближению, вызванное видимостью красоты, и направлена она не к соитию, а к дружбе. Так, Фрасонид, хоть и имел любовницу в своей власти, но воздерживался от нее, потому что она его не любила. Именно частью дружбы является любовь, а отнюдь не посланным богами даром. И красота - это цвет добродетели.

      О похоти Пифагор говорил так:"Похоти уступай зимой, не уступай летом; менее опасна она весной и осенью, опасна же во всякую пору и для здоровья нехороша". А на вопрос, когда надобно слюбляться, ответил"Всякий раз как хочешь обессилеть".
    
      Жена Пифагора по имени Феано на вопрос:"На который день очищается женщина после мужчины?" сказала:"После своего мужа - тотчас, а после чужого - никогда". Женщине, которая идет к своему мужу, она советовала вместе с одеждою совлекать и стыд, а, вставая, вместе  с одеждою облекаться и в стыд. Ее переспросили:"Во что?" - она ответила:" В то, что дает мне зваться женщиной".

                Продолжение следует


Рецензии