Масонство живет. Этого хочет Бог!

Рецензия на книгу:  Piet Van Brabant. Les Francs-Macons. Les Loges regulieres en Belgique.

Книга Пита Ван Брабанта была написана для ознакомления бельгийского общества с традиционным (регулярным) направлением масонства. Необходимость в такой книге связана с доминированием в Бельгии нерегулярного масонства, к которому принадлежат большинство (около 90%) бельгийских масонов, общая численность которых составляет около 10000 по данным на конец 90-х годов. В глазах большинства бельгийцев, масон – это политически активный безбожник, для которого католическая церковь была и остается противником №1. Автор книги разъясняет принципиальные различия между двумя направлениями масонства и их исторические корни.  Традиционное масонство не является противником церкви. Это духовный орден, открывающий своим членам путь к самосовершенствованию и основанный на определенной традиции, органически связанной с христианством.

Историческая часть книги описывает эволюцию бельгийского масонства в сторону политизации и антиклерикализма. Ключевую роль здесь сыграло пастырское послание бельгийских епископов 1837 г., содержавшее категорическое отлучение масонов от церкви. Будучи поставлены перед выбором «церковь или ложа», масоны-католики выбирали церковь и оставляли масонство, в результате чего в рядах братства вовсе не осталось католиков и постепенно стали преобладать атеисты. На волне разрыва с церковью масонами была организована первая политическая партия Бельгии «Либеральный союз», начавшая борьбу за секуляризацию общества, в частности народного образования и здравоохранения. Борьба проходила с переменным успехом пока действовал избирательный закон с имущественным цензом. Избирателей в стране было тогда всего около 100000 - только мужчины из состоятельных классов. Именно в этой категории населения масонство обладало большим влиянием. Когда в  конце 19 века было введено всеобщее избирательное право, численность избирателей выросла примерно в 10 раз и христианско-демократическая партия, противостоящая либералам, сразу получила перевес. Разрушение католической системы образования так и не состоялось. Простой народ был в своей массе консервативнее буржуазии.  Большинство средних школ остается в церковной системе образования и в настоящее время.

Преобладание атеистов в ложах и политизация их деятельности, дошедшая до прямого участия лож в избирательных компаниях либералов, привела к разрыву с традиционным масонством, который окончательно состоялся в 1872 г. Бельгийское масонство стало нерегулярным, так как отказалось от двух основных принципов: веры в Бога и запрета на обсуждение религиозных и политических вопросов. Попытки возобновить регулярное масонство в стране начали предприниматься во второй половине 20-го столетия и увенчались организацией Великой Регулярной Ложи Бельгии в 1979 г.

Книга дает представление о духе регулярного масонства и сыграла известную роль в становлении Великой Регулярной Ложи.  Автор интерпретирует масонство как эзотерическую традицию христианства, отдельную от экзотерической (церкви), но не противоречащую последней. И та и другая опираются на одну и ту же книгу – Библию. Более подробно с этой концепцией автора можно ознакомиться в другом моем произведении «Пит Ван Брабант о масонском посвящении»,  которое содержит перевод одной из глав. В книге также обсуждается символизм ложи и смысл трех степеней.

В заключение приведу перевод двух интересных документов содержащихся в книге в качестве приложений. Первый документ -   это своеобразный масонский манифест, выпущеный в ответ на отлучение от церкви в 1837 г. Второй – масонская проповедь конца прошлого века.

МАСОНСТВО  ЖИВЕТ,  ЭТОГО  ХОЧЕТ  БОГ!
   
Почитай Великого Архитектора Вселенной. Люби ближнего своего. Не делай зла. Делай добро. Позволяй людям говорить. Истинное почитание Великого Архитектора состоит в добрых делах. Твори добро ради добра.

Содержи душу свою в чистоте чтобы достойно предстать тебе перед Великим Архитектором Вселенной. Люби хороших людей, помогай слабым, беги от злых, но ни к кому не испытывай ненависти. Будь скромен с высшими, разумен с равными, искреннен с друзьями, мягок с детьми, ласков с бедными.

Если Великий Архитектор даст тебе сына, благословляй сей дар Его, но трепещи под тяжестью груза, возложенного на твои плечи. Будь для этого ребенка образом Божьим. Пусть он боится тебя пока не исполнится ему 10ти лет, любит до 20ти, уважает до самой твоей смерти. До возраста 10 лет будь его господином, до 20ти лет отцом, а после - другом.  Больше заботься о том, чтобы привить ему добрый нрав, чем о воспитании хороших манер. Постарайся вырастить просвещенного человека а не элегантного повесу. Честность и добрый нрав важнее чем способности и таланты.

Читай и извлекай пользу из чтения; смотри, учись и подражай; размышляй и работай. Заботиться о пользе твоих братьев – это то же, что заботиться о себе. Всегда слушай голос совести.

Будь отцом для бедных. Каждый их вздох из-за твоей черствости несет проклятие на твою голову.  Уважай иностранных путешественников и помогай им, они для тебя священны.

Избегай ссор, предупреждай оскорбления. Да будет разум всегда на твой стороне. Не льсти своему брату – это предательство. Если брат твой льстит тебе, берегись чтобы лесть его не испортила тебя.

Уважай женщин, никогда не злоупотребляй их слабостью. Умри, но не допусти бесчестие женщины.

Если ты стыдишься своей должности или считаешь выполняемую работу низкой – гордись этим, потому что это не сама работа делает тебе честь, а то как ты ее исполняешь.
 
Будь всегда доволен - всем и всеми. Радуйся справедливости. Негодуй на беззаконие. Страдай не жалуясь.

Не суди легко о  делах людских. Никого не осуждай и не хвали. Великий Архитектор Вселенной, которому открыты все сердца, сам оценит свое творение.


ТРУД – ЭТО ЛЮБОВЬ КОТОРАЯ  СТАНОВИТСЯ ВИДИМОЙ   

Я говорю тебе, что жизнь – это тьма, если нет силы.
И что всякая сила слепа, если не освещена знанием,
И что всякое знание тщетно, если ему не сопутствует труд,
И что всякий труд бесполезен, если нет любви.

Если ты трудишься с любовью, ты найдешь путь к самому себе, к другим людям, к миру и к Богу.  Работать с любовью – это все равно, что ткать платье для своей любимой из нитей своего сердца.  Работать с любовью – это строить дом, в котором будет жить твоя любимая. Работать с любовью – это вкладывать дыхание своей души во все, что ты создаешь.

Часто слышу: «Тот, кто обрабатывает мрамор и открывает в камне форму своей души, благороднее того, кто обрабатывает землю. И тот, кто может одеться радугой, как плащом поверх своей одежды, достойнее того, у кого на ногах сабо». Но я говорю тебе, что тот же ветер дует на вековые дубы и кедры Ливана, что и на малый кустик травы.

Труд – это любовь, которая становится видимой. И если ты трудишься без любви или против желания, лучше бы тебе прекратить работу твою, сесть у врат Храма и просить милостыню у тех, кто работает с радостью.


Рецензии