Встретимся в Эмпиреях. Глава 8, или Приложения

АККОРДЫ К ПЕСНЯМ

Мертвые Иллюзии
Песня из главы «Тени Грядущего»


              Am
Зрачком солнце
             G               Em
В глазнице неба тупит взгляд.
         Am
Полоса горизонта
     G                F
Превращается в закат.
     Am                F
Небо вспыхнет кровавым костром.
        F(III)                Em                Am    GFEm FF(III)F AmFGAm
Все это я предчувствовал днем.
          
Спастись. Убежать.
            G                Em
Неприкаянный страх все бродит в душе.
        Am
Я боюсь устать ждать
   G                F
Нового ветра на этой земле.
          Am                F
На этой земле я снова чужой.
          F(III)                Em          Am    GFEm FF(III)F
Зачем же я так торопился домой?
               F(III)   C                E      E7   AmFGAmFGAm
У-у. У-у-у. Мертвые Иллюзии.

Брожу средь домов.
Дикий город дремлет во тьме.
Я свободен от оков.
Но этой свободы я вряд ли хотел.
Сны выходят из темноты,
Съедают взглядами и корчат рты.
И тогда я хочу
Лечь и уснуть навсегда.
Пускай эти сны
Точат меня, как камень — вода.
Чьи-то мысли приму за свои,
Чье-то тепло украду до весны.

У-у. У-у-у. Мертвые Иллюзии.

Но хочу ли я здесь
Найти покой? Быть может — нет.
Вот и сон уж весь.
Пробежали титры, и включен свет.
Откроется дверь, а за ней — пустота.
Лучше бы там бушевала война.
И снова пойду
Поднимать на дыбы дорожную пыль.
Буду верить всему.
Каждую небыль приму за быль.
Скуплю все дерьмо по высокой цене.
Растаю от льстивых речей обо мне.

У-у. У-у-у. Мертвые Иллюзии.

И откуда Им знать,
Что я живу, над всем смеясь.
Клевещите. Предавайте.
Меня теперь так сложно достать.
Где проснусь я завтра с утра?
Вспомню ли я, что было вчера?
Веки облаков
Раздвинулись в который раз.
В краску вогнан восход.
Хмуро щурится Небесный Глаз.
Непросто счастливым быть на этой земле.
Я много думал. И это Ответ.

 F                F(III)                Am   
Я слышу Голос в тишине.
 F                F(III)                Am   
С небесной глади солнце свет
 F            F(III)          F                F(III)   
Рукою облачной протянет мне.
               F            F(III)                Am
А я скажу: «Спасибо, нет».

У-у. У-у-у. Мертвые Иллюзии.
У-у. У-у-у. У-у.


Выстрел (Цель №Х)
Песня из главы «Право На Безрассудство»
 

 Am
Выстрел.
                G
Какой-то Выстрел повалил на землю,
      Am                G          Am 
Не дал схорониться.
                G                Am       
Заставил извиваться змием
              G          C
И молиться.
                Gm
Он обокрал меня
                G          E       Am    F
В предвкушении Чуда.
                Gm      C
Искал я в мраке Свет,
              G            E           Am
А повстречался с пулей…

                F
Как мы живем
          F(III)       E                Am
Под прицельным огнем,
                F
Зачем мы поем,
         F(III)     E                Am
Если знаем, что умрем;
                F            F(III)
О том, как раскрывал свое сердце,
                E                Am
А в него швыряли дерьмом —
                F
Пропела пуля мне.
                F(III)       E                Am
А я слушал, лежа на земле.

Выстрел.
Летела пуля на крылах без перьев,
Небо бороздила.
Кого-то слушалась,
Кого-то не любила.
Кого-то ранила,
Кого-то не задела.
Кому-то жизнь спасла,
А вот меня отпела…

Как мы живем…
… лежа на земле.
Выстрел.
Куски оборванных воспоминаний
Растеребили душу.
Фонтаном бьют стенанья —
Ты проходи! Не слушай.
Иди своей дорогой,
Пока не возвернули.
Быть может, за Тебя
Я принял эту пулю…

Как мы живем…
… лежа на земле.

                F                F(III)
А Снайпер там, на Небесах,
              E                Am
Затаился в дымке, смотрит вниз.
                F          F(III)
Камуфляжная совесть
                E                Am
Не позволяет без дела сидеть.
                F                F(III)
А Снайпер там, на Небесах,
                E                Am
Занят выбором цели Номер Икс.
          F                F(III)
И новая пуля готова
           E                Am
Кому-то песню пропеть.

О том, как мы живем…
… лежа на земле.


Отходной Колокольчик
Песня из главы «Контакты С Бесконечностью»


              Em                D                Em       CAmD
Где дрогнут облака от вселенских морозов,
                Em            D                Em      CAmD
Где блуждает бесцельно моя тень,
                Em    D                Em      CAmD
Где объятия — сплошные занозы,
                Em                D                C          DEmDEmD CAmD
Где так страшно встречать новый День —

Я врастаю корнями все глубже и глубже,

Изрыгая с последними силами брань;

И побеги, заведомо убитые стужей,

Отпускаю, глаза закрыв. Вот моя Дань.

Дань движению жизни, подобному смерчу —

Раскрутилась Юла, и врезается Клин.

Здесь спасенный, и тот — навсегда покалечен.

Отходной Колокольчик, сыграй же мне: «Динь»…

Ах, как стало легко! Только никто не узнает

Перемены моей на беспутье, где замерла жизнь.

Чуя свежую кровь, жилы жадно глотают.

Но по-прежнему слышу я: «Динь, динь, динь, динь».


Липовый Рай
Песня из Эпилога

Am
Алый закат
            C
Раздавил табуны —
                F        F(III)   F(V)
Наши души они уносили.
          Am
Дорога назад,
             C
Отмена войны —
                F             F(III)       Am
Злой огонь в глазах погасили.

Липовый рай,
Словно шаткий сарай,
Проходили мы мимо, не глядя.
Хоть полуживые
Тела молодые
Оставить их там умоляли.

Отпечатать свой след,
Пронести свой огонь
Мы сумели сквозь слезы и пепел.
Свести жизнь на нет
Пожелал горизонт —
Он напалмом зажег покой неба.

Мы видели смерть:
Она как игра,
И соперников ищет повсюду.
Уставший терпеть
Уходил навсегда,               
Не спросив, как вернуться Оттуда.  F#F F#F F#F F#F

Липовый рай
Далеко позади.
Может, стоило там остаться?..
Кто выбирал
Нам такие пути —
Будь спокоен. Тебе не воздастся.

РЕЦЕНЗИЯ НА РОМАН ИГОРЯ УДАЧИНА "ВСТРЕТИМСЯ В ЭМПИРЕЯХ" (автор: Анна Пицык):

Бой обыденности, или «Встретимся в Эмпиреях» Игоря Удачина...

Мы всегда жили против шерсти,
во всем и с упрямым постоянством
выбирали окольные пути.
Называли себя другими именами,
разговаривали на другом языке,
в головах блуждали другие мысли,
в сердцах гнездились другие чувства.

В последнее время, как это ни прискорбно, значимость книги измеряется количеством продаж, а также гонораром и популярностью, которые она приносит своему автору. Книга тоже стала продуктом в нашем сплошь потребительском мире. Однако, что бы там не говорили о бестселлерах, в памяти запечатлеваются именно те произведения, которые оставляют после себя вопросы, вынуждают задуматься, оглянуться вокруг, углубиться в себя. И к этой немногочисленной категории, по моему мнению, принадлежит роман Игоря Удачина «Встретимся в Эмпиреях».

На первый взгляд – странное название. Сейчас в почете, так сказать, названия попроще. Кто-то задумается, кто-то заглянет в словари, а кто-то махнет рукой и начнет читать в надежде, что «дальше будет ясно». Эмпиреи – это понятие античной натурфилософии. Согласно верованиям древних греков именно там, в эмпиреях, на самой вершине неба жили боги. В переносном же смысле это понятие означает ту невидимую высоту, которую мы достигаем в своих мыслях и мечтах. Следовательно, само название указывает нам на сложность произведения. Я бы сказала, что основная идея произведения – это идея ответственности (за себя, за дорогих людей, за жизнь в целом), а также необходимость реально смотреть на вещи, то есть изменять то, что можно, и мириться с тем, что от тебя не зависит. Потому эта книга будет просто не по силам тем, кто хочет чего-то увлекательного и легкого.

Закономерный вопрос – о чем же книга? В голову приходят только общие слова – о жизни, мечтах, дружбе, любви, смерти. Однако я бы сказала, что этот роман о жизни короткой и яркой, в которой каждое мгновение наполнено смыслом; о мечтах, осуществление которых превращает обычное существование в настоящую жизнь; о дружбе, которая помогает перебороть внутренние страхи и никогда не идет на эгоистичные уступки; о любви, которая оставшись мечтой, озаряет жизнь лучше, чем любовь реализованная и затерявшаяся в буднях; и о смерти как потере и достижении, как черте между разными измерениями, а не конце всего.

В основе сюжета – рассказ о четырех 17-летних друзьях. Они живут в так называемой империи зла, где постоянно ведется война, а молодежь после военного училища должна идти на фронт, и ребята, и девушки. Это жестокий, суровый мир (или время?), когда общество разделено на правящую верхушку и остальных, “пушечное мясо”. Эта четверка как раз заканчивает учебу и осенью должна отправиться на войну. Однако они не хотят быть покорными рабами дурацкой системы, потому решают прожить последние месяцы не как обреченные, а как свободные люди, которые могут сами распоряжаться своим временем, смотря без страха в будущее и без сожаления в прошлое. У каждого из них есть мечта, которую он хочет осуществить до призыва. Однако жизнь, как это всегда бывает, вносит свои коррективы. Демон, Слива и Виктория погибают, а Гоголь остается и, собственно, рассказывает эту историю. Это и есть его мечта – написать книгу. Однако об этом немного позже. Время и место действия изображено достаточно абстрактно. Это словно наше настоящее, поскольку никаких временных расхождений нет, как и каких-либо фантастических нововведений. Да и люди как люди, молодые и старые, эгоистичные и самоотверженные, жестокие и сочувственные, одним словом, разные, как оно всегда было и есть среди людей. Однако следует сказать, что эта конкретика здесь и не нужна, поскольку на первое место автор выносит внутренние вопросы, которые тревожат главных героев. «Пока мир спокоен и безмятежен – он неинтересен. Когда начинает распадаться на куски – тут же появляется необъяснимая потребность познать его. Во всей глубине. А главное, разобраться: что лично ты в нем значишь. Нужен ли ты ему, а он – тебе?..» Соответственно значительный объем произведения занимают разговоры друзей и размышления Гоголя в прошлом и настоящем. Сюжет в конечном счете играет в романе тоже второстепенную роль. Нельзя сказать, что он развивается стремительно или динамично. Нет, он скорее служит почвой для внутренней сущностной драмы, которую хочет донести до нас автор.

По-видимому, именно из-за большого количества серьезных разговоров, самоуглублений и аналитических размышлений-воспоминаний книга «Встретимся в Эмпиреях» читается медленно. А также из-за специфической манеры изложения Игоря Удачина. Его язык сложный и трудный. Я бы сказала, как и те вопросы, которые он затрагивает в произведении. Это не тот разговорный язык, который мы употребляем ежедневно. Лексический запас автора чрезвычайно богат. Он часто использует книжные слова, абстрактные, специальные, порой устаревшие. Кроме того, конструкции предложений тоже нередко усложнены, что замедляет чтение. В конечном итоге, этому есть свое объяснение, абсолютно приемлемое и понятное. Как известно, моральные и духовные вопросы, внутренние дилеммы всегда требуют максимальных усилий для наиболее точного их выражения. А Гоголь, от имени которого написана эта история, часто жалуется, что порой крайне трудно выразить словами свои мысли и взгляды. Однако эта сложность языка здесь также оправдана, поскольку только подчеркивает серьезность и значимость написанного в отличие от прописных истин, изложенных будничным языком, которыми перенасыщено большинство современных книг, и которые уже свое значение потеряли. Кроме того, я бы сказала, что такой язык на уровне с затрагиваемыми весомыми вопросами и отсутствием заметной динамичности развития событий – еще один своеобразный барьер, не преодолев который, невозможно полностью оценить роман. Что касается главных героев, то их, как уже отмечалось, четверо. Их характеры хорошо раскрыты, а привычки, способ мышления и внешность – детально прописаны. Однако, поскольку рассказ ведет один из них, Гоголь, то, соответственно, видим мы их именно его глазами. Он изображает их не пафосно, как иногда пишут о погибших, но и не отстраненно, а именно как о дорогих людях, которые оставили заметный след в его жизни. И стоит сказать, что достаточно весомую роль относительно этой молодой четверки играет категория молодости. Это все, что у них есть. Само осознание молодости для них отравлено знанием, что ее скоро оборвет ненужная война, а это в свою очередь и вынуждает их задумываться над жизнью и ее основными понятиями, например, мечтой, дружбой, страхом, любовью, сущностью, смертью. И иногда создается впечатление, что 17-летние просто не могут выражать такие глубокие мысли, действовать так самоотверженно и осмыслено. Хотя… разве молодежь нашего времени, которая открывает все двери хрустящими родительскими банкнотами и просто прожигает жизнь, может служить примером на все времена?

Отдельно хотелось бы сказать о рассказчике. Роман «Встретимся в Эмпиреях» не принадлежит к книгам, в которых над всем господствует всезнающий автор. Напротив, Гоголь – не просто посторонний наблюдатель, а активный участник описываемых им событий. Он искренний и открытый, собственно, как это и бывает в молодости. Он постоянно ищет и анализирует, размышляет, пытается выразить то, что его тревожит. Весь рассказ – это его воспоминания, которые воскресают в его памяти в определенном порядке, а также размышления, тогдашние и нынешние. Он пишет для того, чтобы осмыслить то, что случилось, чтобы пережить потерю друзей, в конечном итоге, чтобы смириться и жить дальше, за чертой воспоминаний. Чтобы найти ответы на вопросы, которые так и остались открытыми. А также потому, что его собственная мечта была – написать книгу. И он ее пишет буквально на наших глазах, потому что нередко в тексте можно натолкнуться на его оправдания, или колебания, или собственно размышления по поводу того, что и как писать (что обычно остается за рамками произведения). И эта неподдельная искренность очень сближает с рассказчиком, помогает лучше и глубже понять его внутренний мир, и в конечном итоге через него заглянуть и в свои глубины.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что автор, определяя роман «Встретимся в Эмпиреях» как молодежную драму, слишком скромно отнесся к тому, что ему удалось написать (к сожалению, я не могу утверждать, воплотился ли в жизнь его изначальный замысел полностью, хотя узнать это было бы интересно). Со своей стороны я бы определила это произведение как психологический роман, который действительно не оставит безразличным вдумчивого читателя. Рассказывая, как он видит свою книгу-мечту, Гоголь сказал так: «Чтобы поразило и заставило задуматься всех. Иначе не стоит и браться». И я считаю, что Игорю Удачину это как раз удалось.

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Книгу Игоря Удачина "Встретимся в Эмпиреях. Ковчег. Романы" можно приобрести посетив Книжный Клуб, открытый для всех желающих в будние дни с 09.00 до 20.00, расположенный по адресу:  г. Москва, Большой Предтеченский переулок, д. 27 (5 минут пешком от метро «Улица 1905 года», последний вагон из центра). Вход в арку дома № 29 (2-х этажный дом). 2-й этаж, дверь направо. А также можно осуществить заказ через книжный интрернет-магазин "Политкнига.RU", по указанным на сайте телефонам или интернету.

По вопросам приобретения книги, а также с отзывами, творческими предложениями, предложениями о сотрудничестве обращаться по адресу:
E-mail: uda4in777@mail.ru
ОСОБО ИНТЕРЕСНЫ предложения от издательств, специализирующихся на издании художественной, драматической, фантастической, футуристической остросюжетной прозы.


Рецензии