За что побили Казака Арама

   Сейчас  вспоминая людей из прошлого времени, когда Ленинакан, второй город Армении, считался самым традиционным и весёлым городом Закавказья, на душе становится тепло, и даже горечь землетрясения и страшная участь тридцати тысяч погибших моих сограждан, не могут погасить в душе тёплую волну воспоминаний...
    Казак Арам по фамилии Аветисян из древнего гюмрийского рода Ицукенц, был другом моего отца, служил с ним в одной и той же армянской дивизии во время Великой Отечественной войны. Своё прозвище "казак" он получил за свой весёлый нрав,дородный рост и казачью выправку, к тому же любил хорошо пить и гулять. Арам был зубным врачом, а с его сыном Самвелом мы стали дружить после того, как я целый месяц лечил зубы у дяди Арама.С ним было весело, лишь только он чувствовал страх в моих глазах, тут же приглашал к столу и, мы вместе с ним приканчивали очередную бутылку коньяка, а после этого мне было даже интересно сидеть в "кресле истязаний". Пили мы с дядей Арамом и после того, как он выводил меня из кресла, и так я познакомился с его сыном Самвелом, с которым мы были одногодки.
    Самвел после окончания школы стал человеком-амфибией: пятнадцать дней проводил у родителей в Ленинакане, потом надолго уезжал к незамужней тёте, доктору медицинских наук, которая души не чаяла в племяннике,и готова была жизнь отдать за него.Так же приветливо встречал Самвела в Ереване и дядя, брат отца,тоже врач,неженатый и похожий на древнегреческого бога Аполлона. А приезжая в Ленинакан, мой друг, как единственный сын, попадал в объятия дружелюбного, доброго отца и любящей матери.
    Его не отягощали думы о поступлении в институт, не желал он и жениться,хотя в Ереване у него было целая армия потенциальных невест.Помню, как мы однажды с ним гуляли в Ереване целых пять дней, пили с утра до вечера и не пьянели.
   Так и дожил мой друг до тридцати пяти лет, а однажды дядя Арам и говорит мне:
 - Думаю, что я и моя жена Женя Никитична (так он культурно называл жену) так и не увидим внуков.
Это были пророческие слова, ибо через год во время землетрясения дядя Арам остался под завалами центрального универмага, а тётя Женя, работавшая учительницей, погибла в той же школе, что и моя дочь.
    Вспоминаю последний год перед землетрясением. У соседа по лестничной клетке умерла мать.По армянским обычаям до похорон один-два дня тело умершего помещают в его доме, чтоб близкие и родственники попрощались с ним.Я, как сосед, в эти дни держал дверь открытой, чтоб посетителей и родственников моего соседа, если их было много, приглашать к себе для отдыха. И вот к соседу приехал и отец моего друга Самвела - дядя Арам.
    Я пригласил его домой, угостил коньяком и кофе, и только после второй рюмки Казак Арам раскрылся:
    - Кто видел, чтоб из-за дон-жуана сына избивали шестидесятилетнего отца?
   Я вопросительно посмотрел на него, а он продолжил свой умопомрачительный рассказ:
    - Твой друг Самвел познакомился с дочерью Патаряна Артуша, тренера по штанге.Пригласил её в кино, проводил её домой аж до самого порога, а сам отправился в Ереван к своей любимой тёте, а мне позвонил и сказал, что девица красивая, но очень отсталая, даже не может говорить на литературном языке, - при этих словах казак Арам горестно вздохнул.
    Кажется и я понял, что случилось дальше. Артуш из Турецкого квартала десять лет сидел в тюрьме и слыл авторитетом среди блатных, хотя ему тоже было под шестьдесят. А то, что его дочь свободно гуляла с каким-то парнем, который к тому же исчез, уже в ленинаканской среде считалось великим пятном на репутации девушки и её семьи.
   Артуш поймал Казака Арама с женой Женей Никитичной в городском саду.С Арамом была и свояченица. И тут же неугомонный в выражении своих эмоций и желая побыстрее отомстить,  бывший штангист нарочно полез целоваться с женой Арама. Это было оскорблением высшей марки.
   Я спросил у дяди Арама:
    - А что сделал ты, дядя Арам?
    - Я ударил его по лицу, потом ничего не помню, проснулся в больнице, где мне сказали, что я получил второй инфаркт. Скажи, почему из-за твоего подонка-друга должен пострадать его отец?
     Я не знал, что ответить, к тому же потом узнал, что казак Арам свалился на землю после буйвольского удара Артуша.
    После потери матери и отца мой друг Самвел женился, у него сейчас трое детей, но до сих пор вспоминаю слова доброго Казака Арама, когда он сказал:
   - Наверно, Араик, я никогда не увижу внуков...         


Рецензии
Добрые и трогательные у Вас воспоминания. Вы даете новую жизнь погибшим людям в своих рассказах! Света их душе!

Екатерина Горбунова-Мосина   05.08.2010 11:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.