О старинном натюрморте. Цветы и лягушка 1

     В Прадо хранится «Букет цветов в стеклянной вазе» Яна Брейгела Старшего (Бархатного), с ярким, горячим звучанием крупных красных тюльпанов, мака, пышно расцветшей розы в центре. Огненно-красные тона чередуются с холодными белыми нарциссами, ландышами, розами и большим цветком подснежника, тонкий стебель которого склоняется из середины букета к зрителю. В колорите букета важная роль отведена прохладному мерцанию синих ирисов.  В нижней части композиции впечатление от ярких контрастов красного и белого смягчено изображением мелких бледно-голубых, розовых, неярких желтых и сиреневых цветов. Крупные чаши тюльпанов сопоставлены с жемчужно-белыми соцветиями ландышей и гроздью нарциссов так, что маленькие колокольчики ландышей начинают восприниматься отраженным в живописи подобием мягкой музыкальной трели, изображенной вместе с крупным аккордом ярко-красных цветов. Общая гармония букета словно находит свое завершение в крупном цветке ириса, увенчивающего композицию. Нежное мерцание синего цветка тонко подчеркнуто золотистыми ворсинками на его нижних лепестках.
     Здесь изображены также пышно расцветшие розы. Одна – на самой грани между расцветом и увяданием, и на ее смякших лепестках художник изобразил тонкую мошку – рисунок ее острого тельца больше всего напоминает стрелку, движение которой заставит опасть розовые лепестки.
     Слева на столешнице мы видим зеленовато-бурую лягушку и стебель незабудки с несколькими цветками – два из них отделились от стебля и позволили живописцу продемонстрировать особенности крохотного цветка с обеих сторон, с разницей в оттенках лицевой и тыльной стороны лепестков. Изображение небольшой детали особенно близко к эффекту «обманки», как будто именно здесь художник стремился передать безусловную достоверность пространства, акцентируя внимание на том маленьком его участке, которого достаточно для одного упавшего цветка незабудки.
    


Рецензии