Полонянка

   

Красного шёлка струя обжигает её белоснежную кожу.
В роскоши бархата тонут объятые солнечным камнем запястья.
Только не в радость славянке капризной богатства, дарёные ханом.
Смотрит на сад, а всё видятся ей на пригорке родные берёзы.
Там по весне под ветвями в лесу, как сапфиры, сверкают фиалки,
Осенью  --  щедрой рукой по тропинкам рассыпано золото ханов.
Старая мать за околицей, верно, глаза проглядела в печали:
Вдруг полонянка вернётся домой, словно птица на талую воду.
Только и птицу в полёте подстрелит надёжная ханова стража.
Тужат по ветру полей её косы льняные.
Тихо тоска затаилась в очах васильковых.


Рецензии
Аня, спасибо за предоставленную возможность познакомиться с удивительно лиричной формой творчества в Вашем совершенном ею владении. Не обижайтесь за три придирки, ибо читать невнимательно Вас было бы неприлично. Но, оговорюсь сразу: в теории литературы - профан, ноль. Пишу и суждения высказываю, исходя из чувств, рождённых восприятием, сформированным за тот совсем небольшой срок пребывания меня - грешного - на этой земле...
Мне сдаётся, что бархат сам по себе несёт смысловую нагрузку роскоши. А так как ткань эта весьма деликатная, то и нежность ей присущая имеет право, может и так прозвучать: "В (роскоши) нежности бархата тонут объятые солнечным камнем запястья."
Меня удивила славянки капризность. Она - по желанию, нет ли, но - невольница, ибо - с чего тоска-печаль? Посему и такое сочетание слов возможно: "Только не в радость славянке (капризной) невольной богатства, дарёные ханом."
И - предпоследнее (так как последнее слово - за автором всегда!) Строка: "Осенью щедрой рукой по тропинкам рассыпано золото ханов." - понятна смыслом, сравнением. Но возникают вопросы: золото рассыпано осенью щедрой, или щедрой рукой ОСЕНИ? Если осенью - "рукой" лишнее, случайное слово в строке. В моей неравнодушной к Вашей, Аня, лирике душе прошелестели такие варианты: "Золотом осени тропки сверкают сильнее, чем золото ханов." Или: "Золото осени в рощах сверкает сильнее, чем золото ханов." По смыслу - второй вариант ближе к Вашей строчке, если правильно понимаю прочитанное. А золото осени может и греть, и радовать, и вызывать в юной невольнице ещё массу чувств-воспоминаний-мечтаний о том, что ярче, дороже, нежнее, теплее... всех золотых, алмазных и пр. ханских запасов...

С надеждой на понимание, что высшими чувствами рождён отзыв на прелестную, трогательную песнь о "Полонянке" - ВВС.

Владимир Акулинский   26.02.2011 19:54     Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир! Мне приятно, что Вы с таким вниманием прочли мою "Полонянку". То, что Вы очень доброжелательный и деликатный человек, я поняла по предыдущим отзывам. Мне интересно Ваше видение всех трёх моментов, на которые Вы обратили внимание. Итак, теперь моё мнение:

1.Тканей в истории человечества было море и всяких. Но только бархат обычно называли роскошным. Шёлк -- нежным, тонким, струящимся, лёгким, а бархат мягок, глубок(особенно старинный). Тонкий бархат стали делать много позднее. Тут отличились лионские мастера(тоньше испанцев и итальянцев). Бархат старинный на Востоке всегда глубок и роскошен. Существует легенда, по которой восточными врачами предписывалось для улучшения зрения смотреть на бархат, чтобы глаза тонули в этой роскоши.. Это мой взгляд, т.ч. я оставлю, как было.

2.Славянка с льняными волосами, хорошего роста и с голубыми глазами во все века на рынке стоила дорого. За её присутствие в гареме всегда платили большие деньги, платят и сейчас. Такую игрушку берегли и холили, и капризы прощали великодушно. А тут он , вероятно, ещё и влюблён. Ну, всё для неё: и бархат и янтарь(дорогущий), а она и не глянет, такая-секая капризница. А то, что она там не по своей воле, и так понятно. Он тут в лепёшку, а ей домой, вишь ли, нужно...

3.А в третьем случае, может быть, Вы и правы. Там есть временное перечисление: весной то-то и то-то , а осенью щедрой рукой ( я не уточняла, чьей) рассыпано это золото ханов. Я подумаю, как это сделать более корректно по отношению к читателю. Спасибо Вам большое за такое доброжелательное прочтение. Это бывает крайне редко. Сами знаете, как бывает. С признательностью, Анна.

Анна Судьина   26.02.2011 20:50   Заявить о нарушении
Простите. ТАКАЯ-СЯКАЯ.

Анна Судьина   26.02.2011 20:52   Заявить о нарушении
Совершенно не желаю навязывать своё чувствование смысловой нагрузки слова, ибо далёк от тех познаний, которые проявляете Вы, Аня, в нашей доброжелательной переписке. Предполагая, да - почему предполагая, совершенно уверен был в том, что, приняв к сведению отзыв, Вы всё аргументированно мне поясните. За что - благодарю ещё раз. А видение моё выражено в фразе: "И - предпоследнее (так как последнее слово - за автором всегда!)" Важно, не увлечься и не забыть о том, что ждут нас и страницы чистые, а мозг воспалён сюжетами, а то и поэтическими строками, рвущимися к свету... Времени, к сожалению, с каждым рассветом, встреченным за письменным столом, становится всё меньше.
С уважением к Вашим творчеству и терпимости в восприятии откликов - ВВС.

Владимир Акулинский   26.02.2011 22:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.