Москва. Площадь Дзержинского

Москва. Площадь Дзержинского.

Коренные москвичи не могут выговорить название площади, у них получается- ДЕРЖИНСКОГО. Держи- вроде понятнее, чем заморское ДЗРЖ.Как называется площадь сейчас, не знаю. Ни к чему было.

Во времена моей молодости, когда приходилось бывать в Москве в командировках или в гостях у родственников, Эта площадь была точкой отсчета моих хождений по Москве. На метро добираешься до Дзержинского, выходишь на свет божий и  тут тебе всё. Налево- Центральный универмаг ,  направо- присутственные места. Я поднимаюсь по подземному переходу, иду мимо универмага, отбиваясь от докучливых цыганок, и попадаю  в каменный мешок. Улица выложена серым булыжником, по бокам -  каменнные дома такого же цвета, поперечные магистрали- тоже серые. Постукивая каблучками своих новых туфелек( Сейчас даже вспомнить страшно, как влезала в туфли на каблуках!!), бодро шагаю по левой стороне. Впереди- улица расширяется, видна металлическая решётка . Всю территорию двора за решеткой занимает здание архитектурного института, направо- подъезд Министерства Высшего и Среднего Специального образования. Уж зачем я туда ходила, сейчас сложновато припомнить. Но походы были связаны с оформлением загранкомандировок( двух),с изданием научных сборников и какими-то ещё нужными  встречами с чиновниками. Внутри Министерства- пустота , и много много дверей и закоулков.

Однажды мой отец( ныне покойный) специально приехал в Москву , чтобы узнать у чиновников, почему его дочь ( это я) после окончания ВУЗа не получила работу. В те времена наказанием для большинства выпускников ВУЗОВ было распределение их по местам работы в соответствии с разнарядками Министерства. Надо было отработать два-три года по разнарядке, а потом ты мог устраивать свою судьбу сам. Мы, востоковеды, такого счастья не имели. Свободный диплом. Научили тебя азам науки и образования- а дальше- сам.  Выбирай на вкус!!! А на вкус-то выбирать было нечего. Все места заняты, а ежели и есть где свободное местечно, то пожалуйте московскую или ленинградскую прописочку.
 А прописочка была только у москвичей. А ты не москвич, ты приезжий. Но учился в столице. А нам без разницы.

"Так как же так?"_ возмущался отец.  "Учили, учили, деньги на учебу тратили немалые и выбросили ???"  "Что Вы хотите? Издержки социализма..."- отвечала дама в кресле. Вот и весь разговор. Однажды, по приезде из Афганистана, где я работала почти четыре года преподавателем,один солидный чиновник произнес:" А я могу устроить и прописку, и работу"- и, многозначительно посмотрев  на меня, добавил " У Вас , наверное, есть деньги-то после загранкомандировки?"Я как-то вся сжалась, сказала спасибо и тихо-тихо ушла из кабинета. Не умела я давать взятки. И сейчас не научилась. Откат называется. кажется.

Направо от Дзержинского я ходила в ЦК КПСС , такое длиннющее каменное здание , тоже тихое внутри, со множеством лакированных дверей. Я не была членом КПСС в то время, но пройти через строй партийного надзора все равно должна была. Чиновник в кресле беседовал со мною по-отечески, наставлял неразумную( я ведь ехала в капстрану). В другом кабинете меня долго расспрашивали о житье-бытье в стране Советов и провели тест на знание иностранного языка- вручили учебник для 3-его курса межфаков и покинули кабинет, дав мне возможность   подумать над переводом. Текст был легким до невозможности, я даже и утруждать себя не стала. Отложила книжку в сторону и сидела, поджидая инспектора. Его долго не было. Я нутром чуяла. что за мной с упоением следит камера- что я делаю в незнакомом кабинете, не любопытна ли я , не шарю ли по столам и ящикам инспектора( кто знает, может, Америка шпионку засылает в Афганистан в моем лице!!!). Я сидела не шелохнувшись и старалась не смотреть по сторонам. Когда вошел наконец-таки инспектор, я быстренько  перевела ему текст, и он подписал какую-то бумажку в моем личном деле.

Из помещения ЦК КПСС я вышла умиротворенная и гордая, оттого  что родина мне доверяет.


Мне подсказали друзья в МИРЕ, что сейчас эта площадь называется Лубянская.


Рецензии
"..но инструктор - парень дока, деловой - попробуй срежь.. и опять пощла морока про коварный зарубеж.."
По младости работал на номерном заводе, после чего стал невыездным.. неважно, что точил валики для магнитофонной приставки "Нота"!

Георгич   04.10.2010 21:39     Заявить о нарушении
Да, Феликс был железный !!!Не столько он, сколько его послушники.......

Галина Чеснокова   04.10.2010 22:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.