Так где же находится священная чаша Грааля?

Перед русской интеллигенцией (обратите внимание, перед интеллигенцией, а не перед властью) всегда стояло два вопроса, которые она почему-то считала неразрешимыми: «Кто виноват?», и «Что делать?». А мне почему-то кажется, более того, я уверен, что более легких вопросов, чем эти два, в природе  не существует. Просто-напросто надо всегда помнить, что эти два сакраментальных для русского интеллигента вопроса скорее нужно отнести к вопросам  чисто риторическим, а не специальным, извините за экскурс в грамматику для пятого класса. Просто вопросы эти надо задавать не всему обществу, а каждому члену этого общества в отдельности, тогда и ответов искать не надо, все решится само собой, как в любимой русской сказке про  непотопляемого Иванушку-дурачка. В западноевропейских обществах никогда не искали виноватых, а тем более универсальных, читай, чудодейственных, средств для борьбы с ними. Вечный двигатель, не спорю, – искали, магический кристалл, превращающий простые металлы в золото, – искали, живую воду, дарующую вечную жизнь  – искали, искали даже  священную чашу Грааля, из которой причащались ученики Иисуса Христа на Тайной вечере. Но вот чтобы искали виноватых в существующем порядке вещей – этого я не припоминаю.  Просто оно, общество, судило, праведно там или неправедно, людей или группы людей, но оно не вмешивалось в независящий от него ход истории, или, что проще и понятней, в Божий промысел, ясно осознавая, что это не его ума дело. Сшить пару башмаков гораздо полезней для всех, чем всю жизнь рыться в архивах, отыскивая несуществующие ответы на надуманные вопросы. Хотя для меня, если быть справедливым, рыться в пропыленных фолиантах гораздо интересней, чем тачать полезные для кого-то там сапоги.


Рецензии