Осторожно! Конкурс!

"Пишите, мальчики, пишите –
про боль свою, любовь, надежду.
Карандаши переводите
и трите кое-где одежду…"

(из творчества советских бардов)
-------------------------------------------

Сразу оговорюсь – ко всем видам творческих "соревнований", - а что такое конкурс, как не самое обычное соревнование, сродни спортивному! – я отношусь, выражаясь словами известного поэта, "сугубо отрицательно"! Разумеется, речь идет о конкурсах, проводимых среди АВТОРОВ, а не ИСПОЛНИТЕЛЕЙ. У последних можно хоть как-то обозначить ПРЕДМЕТ соревнований…

А как обозначить его ("предмет", то есть!) у авторов? ЧТО ИМЕННО должны оценивать "члены жюри" (или зрители-читатели-слушатели, если конкурс проводится в таком формате)?

КАКИМИ ФОРМАЛЬНЫМИ КРИТЕРИЯМИ должны они руководствоваться, если, выражаясь, опять же, словами того же поэта, - "о вкусах не спорят – есть тысяча мнений" ?

Вообразите себе такую фантасмагорическую картинку: в поэтическом искусстве (стихосложении, по-простому!) соревнуются… Владимир Владимирович Маяковский и Осип Эмильевич Мандельштам! Хотя, это только на первый взгляд кажется слишком смелым допущением. В жизни они, действительно, постоянно соперничали, и терпеть не могли друг друга, искренне считая (каждый!) своего соперника, как минимум, "не поэтом".  Вполне допускаю, что и сегодня есть немалое число поклонников и противников, как одного, так и другого. Дает ли этот факт нам какие-либо основания считать, что кто-то из них был ЛУЧШЕ (талантливее, искуснее) другого? Эту аналогию можно с успехом перенести и на живопись, музыку, литературу… Кто, скажем, победит в "конкурсе" живописцев – Клод Моне или Эль Греко? Вы скажете, что можно ограничить рамки конкурса одним направлением, чтобы сравнение было более корректным. Согласен! Давайте сравнивать того же Моне с Ван-Гогом, к примеру! Абсурдность такого сравнения, как мне кажется, очевидна.

Еще одно возможное возражение, которое я предвижу – история, мол, сама рассудит и расставит всех по своим местам. Или, как сказал Гиппократ, "Vita brevis, ars longa" (подразумевая, правда, исключительно искусство врачевания). Но, подавляющее большинство участников всевозможных "творческих конкурсов", как мне кажется, и сами прекрасно понимают, что вряд ли могут рассчитывать, не то, что на "вечность", а хотя бы на какое-то более-менее долгое внимание к выставленному ими на конкурс "творению".

Еще один крайне болезненный, как для участников подобных мероприятий, так и для их организаторов момент – судейство и оценка работ. Пример: в переписке одного из организаторов подобного конкурса с рецензентом, касавшейся СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ этого организатора, прочел любопытное, на мой взгляд, замечание: "Приходите посмотреть, как меня будут разносить неотобранные мною на конкурс – надеюсь, останетесь довольны! Мол, кто ты такой, чтоб поучать? Сам-то пишешь хрень!!!"

Сразу оговорюсь: лично я считаю, что для "оценки красоты букета вовсе необязательно быть садовником". Но ведь и эту "красоту букета" каждый видит по-своему, СВОИМ взглядом (хоть и не всегда, но об этом – ниже)!

Но уже и здесь т.н. "член жюри" ощущает некую свою "неполноценность" в качестве оценщика. Жаль, что не хватает смелости (или желания) признать, что неполноценными  являются вовсе не его уровень образованности или художественный вкус. Неполноценна сама ПОПЫТКА ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ в такой исключительно СУБЪЕКТИВНОЙ СФЕРЕ, как творчество!

Уйти от этого ощущения, снять с себя возможные обвинения в необъективности организаторы пытаются, вынося – ОТОБРАННЫЕ ИМИ ЖЕ – произведения на "читательский (то-бишь, наш с вами) суд" Теперь уже об объективности и вовсе можно забыть. Получается некое подобие "Евровидения" со всеми его многочисленными "достоинствами", о которых, впрочем, уже немало написано. В том числе и здесь, на "прозеру" (как "делаются" рейтинги, к примеру).

Я далек от мысли считать организаторов этих конкурсов наивными или недалекими людьми, не осознающими всю ущербность подобных мероприятий. Но, в таком случае, давайте зададимся вполне естественным вопросом: с какой же целью тогда организуются и проводятся все эти конкурсы? Не стану подсказывать возможные ответы... Скажу только, что при встрече со словом "жюри" да еще в контексте некоего "творческого конкурса", у меня сразу возникает устойчивая и очень зримая ассоциация в виде пресловутой "комиссии товарища Швондера". Хоть я и понимаю, что это, скорее всего, тоже только мое сугубо субъективное восприятие…


С уважением и благодарностью ко всем, кто взял на себя труд дочитать это до конца!


Рецензии
А я с Вами, Владимир, полностью согласен! Р.Р.

Роман Рассветов   15.09.2019 17:13     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.