Лучший друг детства

                ***

      Однажды, тёплым, ясным летним вечером, когда солнце вот-вот садилось за горизонт, Светлана вышла из дома подышать свежим воздухом и тихим, спокойным шагом направилась в парк, находившийся неподалёку. Она довольно часто совершала такие прогулки. Вот и в этот раз села она на свою любимую скамеечку, вытащила очередной детектив и принялась читать. В парке было полно народу: визжали дети, гуляли со своими хозяевами собаки, наслаждались хорошей погодой и друг другом влюблённые, прогуливались и пожилые супружеские пары. Спокойствие и умиротворённость чувствовались даже в малейшем дуновении ветерка – обстановка, казалось бы, вполне подходящая для внимательного и вдумчивого чтения. Но неожиданно покой Светланы был нарушен: рядом с ней, на скамеечку, которых во всём парке было не так уж и много, присел молодой человек в пиджаке.

 - Простите, что отвлекаю, Вы не будете против, если я сяду рядом? – вежливо спросил незнакомец. – Мне нужно встретиться с одним человеком  в этом парке, а он должен прийти именно сюда. Позволите?

 - Садитесь, - не хотя согласилась Светлана: девушка не любила, когда кто-то садился рядом с ней, а она читала: гораздо спокойнее было вкушать плоды литературного творчества в одиночестве, когда никто не отвлекал. Многие молодые люди пытались таким образом познакомиться с неприступной Светой, но той они почему-то приходились не по душе. Иногда после двух-трех слов, сказанных навящевыми  кавалерами, Свете хотелось сразу же уйти. Но не в этот раз. Светлана не очень расстроилась при виде «незваного гостя». Молодой человек был ей интересен. Она решила заговорить первой:

 - Вы здесь первый раз? – как бы просто так спросила она. – Я Вас раньше не видела.
Он улыбнулся.

 - Да, я здесь впервые, - ответил он. – Здесь хорошо, воздух такой чистый, без гари.

 - Да, гарь – извечная проблема больших городов, - непринуждённо ответила Светлана.

 - А кого Вы ждёте, если не секрет, - деликатно поинтересовалась девушка.

   - Не секрет, - улыбаясь, ответил молодой человек. – Дело в том, что мне назначили деловую встречу. Я недавно окончил институт и хочу устроиться на работу, - объяснил он. - Мой потенциальный работодатель решил провести со мной собеседование вот здесь, в этом парке. Не очень подходящее место, не правда ли?

 - Да, весьма необычно, - подметила Светлана.

 - Как насчёт того, чтобы прогуляться немного по парку? – неожиданно предложил он. – У меня ещё целых два часа в запасе.

 - Я не против.

 - Как Вас зовут?

 - Светлана.

  - Меня Дмитрий, можно просто Дима.

 - Скажите, Дима, а кто Вы по специальности? – спросила Света.

      Дима рассказал ей, как с горем пополам окончил школу, как поступал потом на тренера, но ничего из этого не вышло, и ещё что-то. Света в свою очередь говорила о том, как занимала первые места в олимпиадах по математике, английскому языку, но всё это было не так важно. Важно было то, что, свернув по  тропинке направо, она  вдруг увидела, как какой-то белобрысый мальчишка играл со своей собакой – немецкой овчаркой. Мальчуган кидал ей мячик, а та послушно приносила его и отдавала ребёнку.

 - Хмм, - улыбнулась Света, - такая серьёзная порода, и так ладит с детьми! Редко удаётся наблюдать такое! – с удивлением говорила девушка.

 - Вы это о той собаке? – спросил спутник, показывая рукой на игривую собачонку. – Да, действительно редкость.

 - Забавное зрелище! – не переставала восхищаться Светлана.

 - Вы любите собак?

 - Любила, - печально ответила девушка.

 - А почему Вы говорите об этом в прошедшем времени? Что-нибудь случилось? На Вас напала собака? – с заметным беспокойством вдруг спросил Дмитрий.

 - Нет, что Вы…Слава Богу, такая участь меня миновала. Просто в детстве у меня тоже была собака, потом она трагически погибла, но я всегда любила только её и больше собак не заводила.

  - Мне очень жаль.

 - Ничего. Это было давно.

 - А расскажите мне про своего пса, - неожиданно потребовал Дмитрий.

     Света было немного удивлена его просьбой. Прежде никто и никогда не просил её рассказывать про своего питомца. Если такой разговор и имел место, то только по инициативе самой Светланы, да и то в кругу близких друзей.

 - Ей Богу, зачем Вам?

 - Интересно, - коротко ответил Дмитрий.

 - Ладно. Слушайте.


                ***


    Девятого января, когда Светочке Дегтярёвой исполнилось четыре годика, в доме появился щенок – маленький пушистый светлый комочек, умещавшийся в ладошке у Светиной мамы. Вряд ли кто-либо со стороны мог сказать, что этот крохотный комочек шерсти был самым что ни на есть породистым  лабрадором. Прежде чем завести собаку, Дегтярёвы решили посоветоваться с опытными кинологами: всё-таки маленький ребёнок в семье, мало ли что. Знающие люди порекомендовали именно эту породу: лабрадоры по природе своей как правило дружелюбны, приветливы, хорошо ладят с детьми, как раз то, что и нужно было молодой семье.

     Купили. Обласкали. Принесли домой. Для Светы это было больше, чем маленькая девочка могла только мечтать! Светочка на некоторое время даже оставила всех своих кукол. Да что там оставила! Она и думать про них забыла! Всё своё время посвящала собаке: играла, ухаживала за непослушной шёрсткой малютки, кормила прямо с руки.  То, что сама ела, то давала и щенку. Глупенькая была, маленькая. Вскоре мама объяснила ребёнку, что всё, что едят люди, не всегда можно давать собакам. Девочка прислушалась и стала более осторожна в выборе пищи любимому Тошику(так звали нового члена семьи). Кто бы мог подумать, что это начало великой, настоящей дружбы собаки и человека!

         Годы шли, Светочка взрослела, собака вместе с ней тоже не стояла на месте.  Из девчонки-непоседы Света превратилась в примерную ученицу-первоклассницу, а Тошик из крохотного комочка -  в статного и воспитанного молодого пса. Светочка похорошела, расцвела, стала краше, чем была – у Тошки улучшился характер:  послушный и серьёзный, пёс больше не мчался без оглядки знакомиться со всеми собаками подряд, забывая про предостережения хозяев.

         Пёс нередко привлекал опытных собаководов своей красотой -  блестящая светлая шерсть, благородная морда, осанка выделяли пса среди его многочисленных «сопитомников». Более того, собака стала показывать особые интеллектуальные способности: помимо традиционных команд, которым обучают собак в специальных собачьих школах, Тошик знал более пятидесяти слов, обозначающих предметы и в любой момент, по первой же просьбе приносил то, что его просили. Тоша  был чрезвычайно вежлив с незнакомыми людьми, с гостями, приходившими к Дегтярёвым, и в то же время не настойчивым: поприветствовав посетителей у входа и разрешив погладить себя по спине, пёс тут же уходил на своё место, мол, не буду Вам мешать. Он редко когда на кого-то лаял просто так, без причины. О том, чтобы покусать, и речи быть не может. Те, кто приходил к Дегтярёвым, никогда не возмущались присутствием собаки, а, наоборот, беспрестанно восторгались его умом, какой-то собачьей интеллигентностью. Бывало, что-нибудь упадёт со стола, что-нибудь несъедобное(вилка, например, ложка или ещё что-нибудь), Тоша тут же и поднимет.

        Кроме всего прочего, этот пёс был абсолютнейший добряк: с незнакомцами он был вежлив, но строг и холоден, а вот с домочадцами… особенно со Светочкой!
 
       Несмотря на свои семь лет, Светочка была очень хрупкой и не очень высокой девочкой, и добрый Тоша позволял девчонке класть голову себе на спину и так спать. Сладко спалось Светочке на спине у доброго Тоши! Они часто так спали осенью, когда всей семьёй ходили в походы. Ставили палатки, устраивались на ночлег. Хорошие были времена! Пока Света была ещё достаточно мала, чтобы одной возвращаться со школы в такое небезопасное время, как наше(несмотря на то, что школа находилась далеко от дома, на транспорте ехать туда было неудобно, и девочка ходила пешком), Дегтярёвы даже доверили Тоше провожать и встречать дочку из школы. Они не без повода беспокоились за девочку: за последнее время в Светочкиной школе было зафиксировано несколько случаев нападения на детей. Хулиганы забирали мобильные телефоны. Сначала это случилось с одним ребёнком, затем с другим, третьим, и пошло поехало. По этому поводу даже собирали всех родителей, но так ничего и не предприняли. Сказали только, чтобы они лучше следили за своими детьми. У Дегтярёвых не было возможности встречать Свету: оба были на работе, бабушек-дедушек не было, вот и возложили эту обязанность на ответственного пса. Если бы не он, пришлось бы бедняжке сидеть на продлёнке: не очень-то там было хорошо, в столовой кормили так себе, всё время шум, а дома тихо, спокойно, уроки можно в тишине сделать. Тоша не мешал Свете, когда та была занята. Он терпеливо ждал, пока она сделает все свои дела, а потом они вместе шли на прогулку. Трудно было сказать, кто кого выгуливал. Кто за кем следил. Тоше нравилось гулять со Светой, а Свету устраивала компания четвероного друга, иногда даже больше, чем друзей двуногих. Так и получалось, что больше всего времени Света и Тоша проводили вдвоём, приглядывая друг за другом, пока родители Светы усердно работали и зарабатывали деньги на двухнедельный семейный отпуск.

      За этот год, что Света училась в первом классе, девочка по-настоящему полюбила свою собаку, а собака её. Из всех членов семьи она была его любимицей. Естественно, Света всегда любила Тошу, но только недавно она наконец-то поняла, прочувствовала, почему собаку поистине считают лучшим другом человека: вернее и преданнее существа нет на всём белом свете, любовь собаки не заслуживается, не покупается и не продаётся.

       Сердце Дегтярёвых было спокойно, когда пёс находился рядом с девочкой. Они точно знали, что, находясь с Тошей, дочка будет в полном порядке, а с пёсиком и так ничего не случится. Он взрослый и самостоятельный. Дегтярёвы вообще не относились к Тоше, как к обычному домашнему животному. Они и сами ловили себя на мысли, что слишком очеловечивают свою собаку. Нет, они, конечно же, ласкали пса, гладили, играли с ним так же, как это делают все люди, у которых есть собаки. Но всё-таки это были несколько другие отношения: Дегтярёвы по-прежнему оставались авторитетом для Тоши, пёс прекрасно понимал, кто в доме хозяин, и никогда не претендовал на что-то большее, чем ему полагалось. Но хозяева собаки прониклись таким доверием к своему домашнему животному, что со всей серьёзностью считали его полноценным членом семьи. Света иногда даже в шутку называла его своим старшим братом – Тошкой Дегтярёвым, когда знакомила  с новыми друзьями. Ребята смеялись, но в то же время удивлялись смекалистости пса: Тоша в присутствии любых посторонних обожал похвастаться своими разнообразными умениями.
      

       Вскоре Света подросла и уже больше не ходила в школу в сопровождении «старшего брата». Девочка стала самостоятельнее, обязанности по уходу за собакой полностью взяла на себя: кормила, мыла, гуляла, расчёсывала. Тошу это даже немного раздражало: он начинал порыкивать на Светлану, как бы давая ей понять: «Я не нуждаюсь в такой пристальной заботе. Это я должен о тебе заботиться». Но Света была уже далеко не маленькой и не беспомощной. У неё появлялись свом компании, и она уже не могла, как прежде везде брать с собой Тошу.

       Когда девчонке стукнуло пятнадцать, произошло знаменательное событие в её жизни. Такое событие поистине важно и, наверно, оставляет след в судьбе каждого. Света впервые влюбилась. Любовь, к счастью, оказалась взаимная. Мальчик был на два года старше её.

        Как-то раз она пригласила его к себе в гости. Привыкнув за столько лет совместного проживания к Тошиному характеру, девчонка не стала прятать собаку, зная, что пёс не будет облаивать её бой-френда и не напугает его. Но вдруг Тоша как встрепенётся, как вылетит стремглав из комнаты, как зальётся звонким лаем!
 - Тоша, что случилось? – спрашивала изумлённо Светлана. – Что с тобой? Успокойся, - говорила девочка, гладя пса по голове. Ты, не бойся, Саша! – обратилась она к своему парню. – Он у нас хороший!
 - Да я и не боюсь, - ответил Саша. – На меня соседская собака на даче постоянно лает, я уже привык.
 - С ним такое впервые, - объясняла Света. – Он обычно всегда спокойно встречал посетителей. Ладно, пойдём на кухню. Я приготовлю чай.

      В этот день Тоша был сам не свой. Саша ему не нравился. Он то и дело пытался найти подходящий момент, чтобы  рыкнуть на парня Светы, пока этого не видят остальные: а то вдруг ещё чего подумают. Ведь пёс не представлял никакой опасности, просто ему хотелось проучить юнца, решившего, что Света теперь принадлежит ему. Было ясно: собаку поедала жгучая ревность. Как же так? В течение стольких лет единственным другом Светы, с которым девочка проводила большую часть своего времени, был он, Тоша, а теперь девочка предпочла его обществу общество этого мальца!

     Около полумесяца длилась Тошина обида. Света чувствовала, что с псом что-то не то. В последствии она  поняла, в чём было дело.
 - Ну, что, ревнивец мой? Не пугай больше Сашу! – Света любя трепала собачью голову. – Он тебе понравится, вот увидишь!
Но пёс так и оставался в кислом расположении духа.
Однако постепенно он стал привыкать к тому, что девочка расширяла свой круг общения, и в конце концов смирился с этим. На Сашу, Игоря, Олега и всех её последующих ухажёров он больше не рычал и не лаял. Кавалеры Светочки оказывались, как правило, не очень постоянными, после очередного расставания девочка сильно переживала. В такие минуты Тоша всегда был где-то поблизости, тёрся возле ног убитой горем девочки и пытался хоть как-то утешить Светочку, скрашивая её одиночество своим присутствием.
 - Да, Тошик. Только ты меня никогда не оставишь, - приговаривала, тяжело вздыхая, Светочка, когда очередной сердцеед разбивал её юное, неопытное сердце. – Ты всегда будешь рядом, дружок мой.
Потом девочка нежно обнимет собаку, прижмёт к своему тёплому телу, и будут они так сидеть минуты две, пока мама не позовёт пить чай.



                ***


 - Да…Двенадцать лет его преданные глаза смотрели на меня, с любовью смотрели. Думала, что никогда он меня не покинет, а вот, как всё получилось.

 - И что же произошло дальше? – с неподдельным интересом спрашивал Дмитрий.

 - В следующем году Тоша умер, - сухо отрезала Света.

 - Как же это произошло? – всё с тем же едва сдерживаемым интересом спрашивал собеседник девушку.

 - Ой, не травите душу. Зачем Вам это? Я и так уже достаточно рассказала. К тому же, скоро Ваша встреча, обидно будет пропустить.

 - Встреча подождёт, - неожиданно для Светланы заявил твёрдым голосом молодой человек.

 - Знаете, я часто от многих людей слышу, что животных они любят больше, чем людей. Я, наверное, их понимаю. Людям бы стоило ещё поучиться у этих милых созданий. Преданности, верности, любви…
 - Возможно.

 -  У моего пса настоящая душа была, чистая, прозрачная, как стекло. Для меня он был лучше любого человека, - Света увлеклась бередившими её душу воспоминаниями. - Семью не в счёт, конечно. Глаза у него были такие большие, выразительные, полные внимания. Прямо как у Вас сейчас, - неожиданно брякнула она, немного смущаясь.

 - У меня!? – молодой человек сильно удивился такому сравнению.

 - Вы извините, что я так сказала, - девушка чувствовала себя неловко. -  Просто действительно есть некоторое сходство.

 - Да я вовсе и не обиделся. Наоборот, Вы заинтересовываете меня всё больше и больше, - с энтузиазмом отвечал Дмитрий. – Насчёт доброты, я полагаю, дело не только в том, что тот, кого Вы так любили и о ком сейчас с такой нежностью и трепетом рассказываете, был собакой, - говорил Дмитрий, чему-то приятно улыбаясь. - Собаки тоже разные бывают, вредные, злые, опасные, не так ли? – в его взгляде читалось понимание.

 - Так, - отвечала Светлана. – Вы правы: мне без Тошки плохо, но я не рискую заводить больше собак. Они все очень милые, но милее моего Тошки не будет уже никого. Нет моего друга, лучшего друга, который всегда был так ласков, когда мне было плохо, - с горечью говорила Светлана. – Простите. Воспоминания о нём живут во мне до сих пор.

 - Нет, говорите... – как-то загадочно сказал Дмитрий, не дослушав последнюю фразу. - Вы в этом уверены?
Девушка не поняла вопроса.

 - Простите, что за странный вопрос? Конечно, уверена. Мы с мамой его сами хоронили, - отвечала она в недоумении.

 - Я не о том Вам говорю, - уверенно отвечал Дмитрий. – Я не о собаке, я о друге.

 - Я что-то совсем Вас не понимаю, или Вы меня не поняли, - отвечала Света. – О ком я всё это время Вам рассказываю? Собака мой друг! Более того, мой лучший друг!! – Света была удивлена такой непонятливостью Дмитрия.

 - Да это я понял, не дурак, - Дмитрий смутился.

 - Простите, если обидела Вас.

 - Да это Вы простите. Я что-то так сумбурно говорю. Я лишь хотел Вас спросить…

– Спрашивайте, - Свете захотелось резко встать и уйти, собеседник начал ей докучать.

 -  Вы никогда не думали, что собаки после смерти тоже попадают в рай? Ведь у собак тоже души, такие же, как и наша с Вами, - на этом месте он вдруг остановился и закашлялся.

 - Что с Вами? Вы поперхнулись? – заволновалась Светлана. – Постучать?

 - Не стоит. Уже всё прошло, - он резко откашлялся и продолжил. – Так вот, не думали ли Вы, что так горячо любимый Вами пёс сейчас наблюдает за Вами, возможно, где-то неподалёку… видит Вас…смотрит на Вас…? Никогда… такие мысли Вас не посещали? – Дмитрий говорил как-то очень подозрительно и спотыкался почти на каждом слове. На какое-то мгновенье Свете даже стало страшно: вдруг он сумасшедший или маньяк…

«Странный тип, - подумала Света. – И отчего-то ему хочется познать все тёмные уголки моей души? Очень странный»…

 - Не думала, - холодно и со всей строгостью в голосе ответила Светлана. – Я что-то Вас совсем не понимаю, - продолжала она. – Почему Вы так интересуетесь моей историей? – девушка была раздражена. - У Вас тоже когда-то была собака? Вы так участливы в моей детской трагедии, - Света старалась изо всех сил сдержать слёзы, но у неё это плохо получалось, - спасибо, конечно, за понимание, - Света остановилась, потому что не могла дальше говорить. Она зарыдала. Дмитрий вытащил из кармана оказавшийся под рукой носовой платок и утёр несчастной девушке внезапно брызнувшие слёзы.

 - Простите меня. Я не очень-то деликатен, - извинялся молодой человек.

Света исподлобья посмотрела на него, все ещё всхлипывая. Но ей почему-то уже не хотелось срываться на Дмитрия. Неожиданный порыв ярости исчез. Светлана успокоилась и, наоборот, захотела, чтобы молодой человек выслушал её до конца. Она испытывала к нему непонятно откуда взявшееся и на чём основывавшееся чувство доверия.

 - Я и не догадывался, что рана ещё настолько свежа, - продолжал Дмитрий. – Вы сказали, это было давно.

 - Всё в порядке.

 - Точно?

 - Точно, точно, - уверенно говорила Света. – Я расскажу Вам, как он погиб, коли наш разговор зашёл в такое русло.

 - Рассказываете. Если хотите, - прибавил Дмитрий.

 - Слушайте.


                ***

      В тот день, четырнадцатого июля, мы пошли на реку вдвоём, не как обычно (по обыкновению, приходили сюда всей семьёй, но в тот день мы только приехали, позже обычного, и мой хозяин разгружал вещи). Погода стояла жаркая, беспощадно палило солнце. Мне приходилось особенно тяжело: шерсть у меня толстая, прилегающая плотно к телу, а стричься я не ходил: по породе не полагалось. Так что в жару лежать бы себе на влажном, прохладном коврике, да и лежать. Но Светочка купаться хотела, а сходить было не с кем. Родители не любили её одну отпускать: вдруг, какое течение, да и мало ли что. Я по привычке и вызвался сопровождать Светочку. Она обрадовалась тогда очень, подбежала ко мне, как обнимет вдруг(едва не задушила меня моя Светочка) и скажет: «Тошик, Тошик! Побежали скорее купаться, поплаваем с тобой, друг мой!» Купаться идти мне не очень хотелось, по правде сказать, но разве я мог отказать моей Светочке?

     Друг…Она всегда считала меня своим лучшим другом. Даже говорила, что я и мизинца её двуногих друзей не стою. Интересно, всё дело в том, что я собака? Или дело во мне самом? В моей индивидуальности и неповторимости? Любила бы она любую другую собаку так же, как любит меня!? С другими дворнягами нашего двора она равнодушна. Наверное, не любила бы. Как бы хотелось в это верить! Что она любит меня, а не собаку во мне!!!  А вдруг всё потому, что я породистый, меня круто держать и хвастать своим друзьям? Боже, нет. Как я мог так подумать? Светочка же не такая. Ну, почему меня мучают все эти мерзкие сомнения!? Светочка во мне не сомневается и доверяет мне полностью, как самой себе. Почему же я так не могу? Она лучше меня, определённо лучше. Наша дружба с ней и дальше бы продолжилась, если бы не тот злополучный день.
 
       Мы пошли с ней, спустились вниз. Местность была гористая, поэтому шли мы медленно, боясь оступиться. Даже я на своих четырёх по дороге два раза чуть в яму не угодил. Она сразу побежала в воду, стала с кем-то разговаривать, брызгаться, плескаться. Я в это время стоял на берегу, приглядывал за ней. Она стояла в воде такая весёлая, жизнерадостная, как никогда. Ей было хорошо, а значит, и мне, тоже хорошо. Ведь моя роль в этой жизни простая: служи преданно и верно человеку – будешь хорошим псом, псом, как говориться у людей, с большой буквы. Забавное выражение…  Но всё равно псом, не более того. У меня, наверное, получалось быть примерной собакой. Впрочем, не мне судить. Люди меня уважают, ценят, относятся ко мне даже лучше, чем я того заслуживаю, лучше, чем к собаке. Мне это, конечно, приятно. Однако я стараюсь не зазнаваться, хотя это бывает сложно. Люди восхищаются мной, моими способностями, осыпают бесконечными комплиментами, но ведь и я несовершенен! Никто несовершенен! Я безмолвен для людей, но зачастую совсем не ангельские мысли посещают мою головушку.

       Как я уже сказал: служить человеку – мой долг, но служить Светочке… – моя отрада! Бывало, смотрит она в мои собачьи глаза, с такой лаской, с такой любовью, и так приятно становится на своей собачьей душе. Так бы и высказал ей всё, что на сердце! Люди спрашивают сами себя, почему собаки не разговаривают, но никогда не задумываются о том, почему ОНИ не понимают собак? Может быть, собаки говорят вам, просят вас, улыбаются, смеются, плачут, любят и страдают так же, как и вы, но вы их не слышите…или не пытаетесь услышать. Только Светочка пытается меня понять, и я свято верю в то, что поймёт, рано или поздно поймёт, и тогда я ей всё скажу… Скажу, как люблю её, что она мне дороже всего на свете, дороже жизни…

       Боже! Светочка тонет! Сильное течение, я так и знал! Как я мог не досмотреть!? Я, не думая, бросился в воду, спасать Светочку. Мне трудно плыть: течение слишком сильное! Она кричит, молит о помощи. Я в отчаянии. Вижу, что дела плохи и девочка идёт ко дну, захлёбывается, а я сделать, как назло, ничего не могу, лапы вязнут, как в болоте. Я про себя выругался нецензурной бранью.

 - Я иду, Светочка! Я плыву к тебе, только кричи, пожалуйста, не замолкай! Света! – кричу изо всех сил я, пусть она меня и не слышит.

Я вне себя от гнева:  течением всё время сносит вправо, а мне надо прямо, прямо к Светочке! Секундная мысль о том, что Светочка может погибнуть, ещё совсем не пожив, прошлась по мне, как пуля, и я погрёб ещё сильнее, ещё активнее. Я долго сражался с упрямой водой, но мне повезло. Меня наконец-то вывело к ней. Что бы я сказал её маме и папе, если бы она утонула? Я тогда об этом даже не подумал. Единственное, на чём было сосредоточено моё сознание в тот момент – как бы быстрее и безопаснее вытащить Светочку из воды. Она держалась за мою спину. Если бы она была маленькая, а то пятнадцать лет, уже не пушинка. Но всё равно я доплыл до безопасного места, она устроилась на камне. Если бы она не заплыла так далеко, мы бы были уже на берегу! Я тоже схватился лапами за камень, тогда Светочка посмотрела на меня в последний раз своими лучезарными глазами. Я навсегда запомнил эти глаза и уже ни с чьими не перепутаю! В следующее мгновенье меня поглотило течение. Я медленно шёл ко дну. Она, бедная, так кричала, так плакала! Я, когда тонул, всё ещё слышал эти всхлипывания и ни с чьими их не спутаю! 
Через минуту я уже лежал на дне. Я уже умер.


                ***

      На следующий день я оказался на страшном суде. Мы стояли в очереди, все вместе: кошки, птицы, собаки, люди и даже крысы, ко всем подходил Бог и что-то говорил. На меня Бог всё время озирался, меня это пугало. Ни на кого, только на меня. Наконец Бог подошёл ко мне и сказал:

 - Вижу: ты подавлен, очень сильно подавлен, - говорил Бог.

 - Я так и не знаю: жива ли моя Светочка, хозяюшка моя любимая? Выбралась ли она на тот берег? – отчаянно спрашивал я у Бога.

 - Жива она, пусть успокоится твоя истерзанная душа, - отвечал Бог.
 Я упал к нему в ноги.

 - Благодарю, Отец! От всей души благодарю!
 - Встань, - строго сказал Бог.
Я послушно встал.

 - Ты не напрасно прожил свою жизнь. Ты выполнил своё предназначение на Земле, одаривая радостью людей, которым ты служил, каждую минуту своего существования. Таких, как ты, мало. И среди людей, и среди собак. Ты был хорошей собакой.

 - Спасибо, спасибо, я часто сомневался в себе, – покорно отвечал я.

 -  Стань же теперь человеком,  - неожиданно услышал я из его уст.
 «Человеком! Высшей ипостасей души! Не может быть» - вертелось у меня в голове.

 -  Стань лучше, чем ты был, - продолжал давать мне наставления добрый Бог.

      Через минуту я вырвался из собачьей плоти и взлетел высоко-высоко. Я был счастлив получить ещё один шанс, ещё одну жизнь, выйти на высшую ступень всего сущего – стать человеком! На этот раз я ни в чём не сомневался. Я упорно верил, что всё у меня получится в новой жизни. Недолго наслаждаясь своим полётом, пятого января, в холодный зимний день, я проснулся.

      А уже через четыре года я, Димка Ковалёв, гонял голубей вместе с остальными мальчишками у себя во дворе. Я рос обычным ребёнком: шалил, лазил по деревьям, дёргал девочек за косички, но собак никогда не дразнил.

       Когда я поступал в физкультурный институт, меня не взяли. Конституция моего тела, мол, неидеальна, не похож я на спортсмена. Я и оставил эту затею, пошёл официантом, прислуживать. Ну, а мне не привыкать! Люди не изменились, такие же капризные, требовательные, но есть среди них и очень милые, кокетливые. Не буду скромничать, на лицо я был симпатичный. Девчонки сами набивались ко мне в подруги. Я легко влюблялся. Каждая девушка была по-своему хороша. Но романы мои были недолгими: иногда я порывал связь сам, а иногда просто оказывалось, что девушкам был важен ни я, а всё какие-то условности, вроде породы у собак, - богат ли я, в какой фирме работаю, кто мои предки, какие крови у меня, интеллигента или обычного работяги.

       В последнее время я часто стал вспоминать Светочку. Слова Бога о том, что она жива, сопровождали меня в течение всей жизни. Иногда они особенно остро всплывали в моей памяти и тот день, день моей гибели и разлуки со Светочкой – всё это не давало мне покоя по ночам. Я решился, во что бы то ни стало отыскать её.

        Я недавно переехал, и теперь живу в другом районе, напротив парка, куда хотят попасть жители всего нашего большого города. На карьерном фронте всё постепенно стало налаживаться, меня приглашают на собеседования, предлагают работу( я таки выучился на юриста), на личном – могу сказать одно: я пока не женат и не спешу связывать себя по рукам и ногам.


               
                ***


Постепенно стало смеркаться, облака заволакивали голубое небо. Погода портилась.

  - И что же дальше, сколько Вы ещё  просидели на том камне? – требовал Дима немедленного ответа.
 Но неожиданно и не вовремя его кто-то отвлёк.

 - Здравствуйте, Дмитрий! Я представитель частной адвокатской конторы “Safety”(«Сэйфти»).

 - Здравствуйте, - неохотно ответил молодой человек.

 - Вы Дмитрий Ковалёв? Это с Вами я разговаривал сегодня утром? – спрашивал представительный мужчина в чёрном костюме.

 - Да, это я. Простите меня, но я сейчас очень занят.
У мужчины в костюме чуть глаза на лоб не вылезли.

 - Заняты? Чем, позвольте узнать, Вы так заняты, безмятежно прогуливаясь по парку с очаровательной дамой?
Светлана смутилась от неожиданного комплимента в её адрес.
 
 - Я Вам потом позвоню, - ответил Дмитрий, желая побыстрее избавиться от работодателя, так мешавшего ему в этот важный момент.
Тот мгновенно исчез.

 - Нет, ну, Вы точно сумасшедший! Вы хоть понимаете, чего Вы сейчас лишились!? Вы упустили его! Он больше Вам не позвонит! Вы же ждали его!! – Светлана была в высшей степени возмущена легкомысленностью Дмитрия.

- Знаю, что не позвонит. Пускай, - равнодушно отвечал Дмитрий, продолжая разглядывать девушку.
Света недвусмысленно посмотрела на него: «Ну, дурак!».
 
 - Лишился, говорите… Если бы Вы только знали, что, вернее, кого я сейчас приобрёл?! Светоч…

 - Мне что-то очень жарко стало, - она не дала ему договорить. -  Пойду, минералки куплю, - нашла отговорку девушка.

«Не получилось у нас с ним взаимопонимания, так  что и нечего продолжать общение, - убеждала себя Света, хотя сама чувствовала симпатию к Диме, и очень хотелось вернуться.

     Светлана подошла к ларьку. Неожиданно она почувствовала, как кто-то тянет её симпатичную дамскую сумочку за ремешок. Ещё мгновение, и сумка была уже за несколько метров от неё в руках какого-то хулигана. Она догнала его. Попыталась вырвать ценную вещь: ведь там все её документы, права на машину, ключи от квартиры… «Что же делать?»- мелькнуло в Светиной голове. Девушка продолжала бороться за сумку, как вдруг похититель вытащил нож и приставил к горлу перепугавшейся до смерти девушки.

 - Отдай сумку, - настоятельно требовал он. У него были синие круги под глазами, руки дрожали. Очевидно, ему не хватало на дозу. Как известно, в таком состоянии наркоман готов на всё пойти, даже на убийство. Он стал угрожать Светлане.

 - Отдай сумку, я сказал, - угрожающе повторил напавший на Светлану.

 - Отпусти её и не смей к ней прикасаться! – неожиданно вмешался твёрдый мужской голос: непонятно откуда появился докучливый недавний знакомый Светланы.
Светлана находилась в растерянности.
Дмитрий схватил жалкого наркомана за шкирку и легонько оттолкнул его. Наркоману этого оказалось вполне достаточно, он вернул сумку без лишних слов и тут же трусливо попятился в сторону.

 - Вон отсюда! – прикрикнул ему вслед Дмитрий.
В эту же секунду уличный вор испарился.

 - Спасибо Вам, Дмитрий! Как Вы ещё и заметили?! – не переставала удивляться Света.
Молодой человек только молча улыбался.

 - Вы спасли меня! У него нож был, представляете? – Свету переполняло чувство благодарности к молодому человеку.

 - Хм… - лишь улыбнулся Димка Ковалёв. – Я всегда тебя спасал, Светочка! Спас и на этот раз. Я тебя так долго искал, если бы ты только знала!

  - Я Вас не понимаю, - вновь и вновь говорила ему Светочка.

 - Поймёшь скоро, - отвечал Ковалёв. - Очень на это надеюсь. Я изо всех сил постараюсь объяснить тебе. Поужинаем вместе?


                ***



    Что же дальше? Роковая встреча, загадочные взгляды, флирт, любовь-морковь? Нет. Ничего этого не было. Не получилось у них романа. Она ему не поверила? Отнюдь, нет. Просто Дмитрий оказался не её типом мужчины. Да и она хотела серьёзных отношений, а Дима не был к этому готов. Он был увлекающимся, влюбчивым молодым человеком.  В жилах кипела молодая кровь. Новая девушка – новое приключение. Дима замечательный, но непостоянный.

     Свету и Диму  объединило нечто большее, чем сиюминутное влечение, лёгкая влюблённость, проходящая страсть. Большее, чем даже такое захватывающее, поглощающее с головой, глубокое, сильное и мощное чувство, как любовь, но, увы, столь переменчивое и непредсказуемое! То, что на долгие годы связало этих двух людей, не щекочет и не томит так приятно и нежно сердца, как это делает прекрасная Любовь. Не даёт взлететь высоко до небес и оказаться на самой верхушке – на пике человеческого счастья. Быть может, не заставляет совершать тех безумных поступков, о которых всю жизнь потом иногда приходится жалеть, а иногда радоваться…

         Но в отличие от блаженной Любви она не приказывает ждать каждый день, каждый час, каждую минуту. Сидеть у себя на кровати и думать, а может, ещё позвонит. Сходить с ума от ревности. Переживать по пустякам. Прокручивать в голове поздно ночью, ложась в постель, каждую неловко сказанную фразу, слово. Убиваться горем из-за отсутствия взаимного чувства. Напрочь забыть про все свои увлечения, интересы и наконец про себя самого.

       Она не короткая вспышка – она долгий свет. Она не приходит в гости – она живёт вместе. Она не держится на волоске, который в любую секунду сдует лёгким дуновением ветра извне – она стоит твёрдо ногами на земле. За ней, как за каменной стеной. Она не счастье на миг, на два мига, три, четыре… - она счастье на всю жизнь. Кто же эта незнакомка, способная удерживать на многие-многие годы людей рядом друг с другом, приходить на помощь в трудную минуту. Кто же та, о которой порой так незаслуженно забывают, когда вторгается Любовь - Красавица, но, которая, несмотря ни на что, всё равно не покидает, когда Любовь – Изменница (да простит меня животворящая Любовь)уходит?

 Имя ей, навсегда верной и преданной спутнице человека, - ДРУЖБА.



                ***


      С того самого вечера в парке прошло уже более пятнадцати лет, а Светлана и Дмитрий по сей день остаются лучшими друзьями. В человеческом обличии он был даже лучше, но в остальном ничего не изменилось. В его глазах Света видела глаза своего преданного и верного пса.

      Шесть лет назад у Дмитрия случился кризис на работе, его уволили, и он ушёл в запой. Света еле-еле вытащила его из этого состояния, свела к опытному специалисту, помогла и материально. Дмитрий оправился, вскоре нашёл новую работу.

       А недавно Светлану бросил муж, после чего она впала в жуткую депрессию. К счастью, Дима был всё ещё в городе и вовремя оказался рядом. Не в первый раз ему пришлось утешать, морально поддержать убитую горем Светочку. Он даже познакомил Светочку со своим приятелем, с которым он дружит ещё со школьной скамьи, и сейчас те начали встречаться. Может быть, что-нибудь из этого и выйдет… Быть может, Любовь-Красавица наконец-то устанет скитаться, и тогда ей  захочется навсегда поселиться только в одном доме… Никто не знает. Ясно одно: пройдёт лет десять. И ещё десять. А Светочка так и будет прогуливаться редкими вечерами в парке вместе с Димой, с лучшим другом своего детства.

               


                31.07.2010











 

 


 


Рецензии