Doom-Death фундаментализм

ИТАК – дано: Я – Бог, Я постигаю себя. Но вот незадача – нравятся богу боль, страдания, утраты, смерть… Особенно занятно это выглядит с солипсической точки зрения, которая неумолимо свидетельствует о том, что умирать-то решительно нечему, разве что локальным сиюминутным Я, не имеющим ни малейшей ценности в обозримом историческом будущем. Что за нездоровый мазохизм и прочие вырожденческие наклонности? Отнюдь. Тогда – о чём это Я?

А всё о том же – о том, что мне – тому самому «локальному сиюминутному Я» (а куда ж прикажете от оного деться?) – нравится, ложится на душу, врастает в неё, как шестерёнки в зубчатые колёса. Сегодня мы поговорим о том, что мне действительно потребно в любой ситуации, а о чём же ещё здесь – в ЖЖ – стоит писать, как не о том, что в по-настоящему лежит на душе?

О музыке.

Всего лишь? Куда уж более.

Если честно, то я и сам слабо отдаю себе отчёт в том, что я люблю. Говорят же – любовь слепа, что, якобы, оправдано синергетическими ожиданиями от спаривания с её объектом. Но коим образом прикажете спариваться с музыкой?

Я должен, просто обязан дать себе ответ – почему. И, возможно, не только себе. Ведь это есть нечто большее, чем просто шведский синдром.

Итак №2: Смерть. Вся тематика и пафос Doom-Death’а (прямой перевод: Гибель-Смерть, но есть у Doom’а и более энигматические обертона смысла – можно понимать его как Судьбу, Фатум, Рок…) крутится именно вокруг этой нелепой привычки менять тела. В наиболее кристаллизованном виде эта идея отражена в названии любимейшей из групп – «Моя Умирающая Невеста» (My Dying Bride). Что может быть горше такой потери? А ведь через утрату как минимум собственного тела в любом случае предстоит пройти ВСЕМ, вне зависимости от состояния здоровья, банковского счёта, религиозных убеждений, исторической эпохи и региона проживания. Какой там к чертям Апокалипсис?! Когда смерть ожидает каждого в обязательно-принудительном порядке. Тогда почему бы не поразмыслить о ней сейчас, пока состояние организма и ума позволяет сделать это спокойно, максимально трезво и осознанно. Тут есть несколько аспектов, мне же более всего интересен алхимический – ритуальная смерть, как  первый акт Великого Делания или «Опус В Чёрном», в котором декларируется смерть своего старого Я для последующего рождения в новом качестве и достижения Золотой Стези своего бытия. Здесь же можно вспомнить Гурджиевскую рекомендацию держать свой ум в таком состоянии, как будто бы заведомо известно, что в следующий миг наступит смерть, т.е. быть готовым её принять в наилучшем виде. И прочая «Моментально — в море!». Не уверен, что такое понимание присуще всем деятелям Doom-Death сцены, но мне вполне достаточно и моего.

Переходя же непосредственно к музыке, нужно заметить, что само музыкальное искусство есть наиболее иррациональное и абстрактное из искусств, другими словами – оно максимально человеческое, и, пожалуй, ещё более высокое, чем искусство оперирования текстовыми образами, а именно – стихосложение. Понятно, что корни музыкальной традиции носят явно мистериальный характер, когда-то она была занятием жреческим, узко-элитарным, в дальнейшем же через религиозное догматизированное и канонизированное церковное применение стала доступна для широких масс, и – окончательно десакрализована уже в наше время. В определённом смысле – я лично рассматриваю Doom-Death как попытку сакрализовать музыку «обратно», придать ей утраченное мистериальное звучание, музыкальными средствами заставить слушателя пережить сложные эмоции – «катарсис», раскаяние, умиление, благоговение, да и просто прослезиться, наконец.

Есть мнение, что триггером – спусковым крючком внедрения музыки в масскульт стала атака «четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате» из 9-й главы книги Откровения святого Иоанна Богослова, земным олицетворением которой стала «Ливерпульская четвёрка» The Beatles. Здесь же – основа музыки – ритм, шаманский психотропный бит, повторяющийся и намертво врезающийся в сознание, растормаживающий и раскрепощающий зажатую эмоциональную сферу. Возможно, и не они лично были родоначальниками стиля, а какие-нибудь негритянские вудуисты из американских гетто, но пиковое помешательство народонаселения Запада в 60-х произошло именно в связи с ними.

В 70-х отшабашили своё Black Sabbath, уже во всю применяя культивированный гитарный драйв, полученный посредством перегруза ламповых усилителей, который и сам по себе является великим психотропом (в особенности же это непередаваемое магическое ощущение воспринимается во время своего собственного упражнения с гитарой в руках при наличии элементарного опыта звукоизвлечения так называемых «power-chords», которые уже сами звучат резонирующее мощно – в сочетании же с перегрузом – получается невероятный эффект – тот самый рёв гитар, которого так панически опасаются румяные домохозяйки, те, что «Зеленеют при слове Rock»;-)); а также гитарные рифы а-ля «вытягивание жил», тем самым заметно обозначив думовый тренд к неспешности, умозрительной созерцательности вкупе с пронзительным исполнением и титаническим накалом страстей. В 80-х данное направление выкристаллизовалось у Candlemass, в 90-х же приняло окончательный искомый нами вид, сплавившись с только что зародившимся  Death Metal, переняв он него экстремальное гитарное звучание и не менее экстремальную разновидность вокализации – «growling», получив на выходе блестящий результат в лице Doom-Death Metal.

Вот, кстати, мой личный Top Ten шедевров «всех времён и народов»:

1. My Dying Bride «Turn Loose The Swans» 1993

2. Paradise Lost «Gothic» 1991

3. Anathema «Serenades» 1993

4. Tiamat «Wildhoney» 1994

5. The Gathering «Always» 1992

6. Theatre Of Tragedy «Velvet Darkness They Fear» 1996

7. Therion «Theli» 1996

8. Type O Negative «Bloody Kisses» 1993

9. Cathedral «Etherial Mirror» 1993

10. Candlemass «Nightfall» 1987

Как несложно заметить – здесь не все альбомы можно чётко обозвать Doom-Death – слава Б-гу – не такой уж я тупо непробиваемый ортодокс и фундаменталист – тут есть, например, вариации на тему Симфо-, Готик-, Психоделик- и т.п., не буду останавливаться на каждом отдельно, тонны рецензий можно обнаружить по расставленным выше ссылочкам. По происхождению это в своей основе Британский дум, за ним следует Скандинавия: Швеция, немного Норвегии, Голландия, и даже США (R.I.P. Peter). Можно возразить – как же туда посмели не войти ранние Amorphis, Celestial Season, Cemetary, Crematory, Evereve, Funeral, Gods Tower, Lacrimas Profundere, Katatonia, Lake Of Tears, Moonspell, Novembers Doom, Novembre, October Tide (ох и любят же позднюю осень наши думярщики – апофеоз апофигея увядания, угасания и т.п.), Saturnus, Officium Triste, Orphanage, The 3rd And The Mortal и даже, не побоюсь этого слова – Lacrimosa (а что – «Inferno» образца 1995-го года – вполне себе дум!). Пожалуй и хватит, а то наш Топ рискует превратиться в Top Hundred.

…Да, понятно, что всё можно списать на юношеский максимализм, 18 лет (в 1993-м году – году выпадения массированных осадков в виде пролития дум-дэтовой благодати!), гормональный взрыв и всё такое и прочее, но в моём раю всегда будет играть:

«See the light and feel my warm desire...»

Впрочем, и в аду – тоже.
 
5 мая 2010 г.

http://intuitive-s.livejournal.com/16534.html


Рецензии