Айда на колени...

Репродукция с картины Ивана Сарычева.
---
Ещё когда не раскулачивали, сделали кооперативы. Сеяли лён, коноплю. Вот молодёжь едет лён рвать. Нагнали фургонов, с лошадиными парами. С гармошками едут. И кони такие красивые. Мы прибежим, чтобы нас большие взяли... И нас таких малЫх везут. "Айдате на колени." Коней-то стегать надо... Приедем на полосу. Ребяты жерди рубят, козлы ставят.
Пшеницу убирать, мы опять тут. А теперь? В нёбо дыра ничем не занимается. Подскребаем, вязки подбираем, а там песни такие.
Хлеб вывезут, лён стлать, стараемся.
Молотьба, - пойдёмте, чтоб нас заставили коней гонять. Вот щас пойдут... И нам никто не платил, никто не кормил, ешь своё.
На току и зерно отгреби, и вейку засыпь, и крюк крути... - отдувает, отбивает плохое зерно, мякину, а тут и мякина сохраняется, идёт птице, скоту.
Вот молотьба начинается, сколько выходишь за день, а теперь на одну остановку садятся в автобус...
Мы кОней гоняем, там - ворОбы, канат одевается, машинист только кричит, поторапливает: "Ребятки-ребятки!" Холод, осень, а ты разуешься, разденешься и ничего не делается, а теперь бы - грипп! Всё "ребятки-ребятки", каждый своих лошадей погоняет. Потом подрастёшь, становишься к барабану, - перва, втора пара, третья - закатывает на носилки. Когда три пары, таскаем. А как залезет в глаза, устюги, они колючие такие, трёшь-трёшь, маленько выскреб. А теперь что все слепые?
И всю осень. Клади возят, ставят машину молотильную, опять ребятки давай!
Выжали, снопами завязали, и хоть бы один снопик спортился.
Теперь эту мякину приберут. А то зарод останется соломы на следующий год, дак хоть бы где испортился.
Афонька, мальчишка, лет пятнадцати, лошадей двадцать хлеба везёт по степи, как запоёт-запоёт! - все останавливаются и слушают.
Привезёт домой, ссыпит этот хлеб, и обратно... - а спит когда? А никогда. Вот как было. А так и знай, где-нибудь сопрел сосланный.


Рецензии