О старинном натюрморте. Цветы и лягушка 2

     Лучшие образцы натюрморта предлагают зрителю сфокусировать внимание на нескольких деталях композиции, как на нескольких небольших пространственных и смысловых сферах, каждая из которых значима по-своему и по-своему неповторима. Эти участки общего пространства представляют одно целое, когда зритель разглядывает всю композицию, и группируются в разных сочетаниях, если пожелать сопоставить их друг с другом по отдельности. В цветочном натюрморте с лягушкой кисти Яна Брейгела Бархатного эта особенность прослеживается очень отчетливо. Так, мы без труда можем мысленно отграничить от общей композиции часть столешницы с незабудкой и лягушкой и любоваться ими независимо от роскошного цветения букета в вазе. Мы отметим, что цвет стебля вторит оттенку гладкой, немного блестящей кожицы, а мерцанье глаза лягушки сочетается с золотистой сердцевинкой цветка незабудки.
     Мерцание светового блика на спинке лягушки  можно попробовать сравнить с холодным блеском плотного прозрачного стекла. Мастер натюрморта, владевший тонким искусством сопоставления деталей, показал разницу между мягко отсвечивающей кожицей животного и сиянием мелких острых бликов на вазе. Мы видим особенности манеры изображения живого существа и неодушевленного предмета. Я. Брейгел в совершенстве владел мастерством сопоставления деталей. Нетрудно заметить, что фактура материалов – древесины, стекла, металла – написана в его натюрмортах с помощью приемов, отличных от манеры письма растений. В свою очередь, животные у него написаны по-особому, так, что их невозможно спутать с неодушевленным предметом.


Рецензии