Цитаты от Герцена
Алексей Абрамович Негров, отставной генерал-майор в кавалер, толстый,
рослый мужчина, который, после прорезывания зубов, ни разу не был болен,
мог служить лучшим и полнейшим опровержением на знаменитую книгу Гуфланда
"О продолжении жизни человеческой". Он вел себя диаметрально противоположно
каждой странице Гуфланда - и был постоянно здоров и румян. Одно правило
гигиены он исполнял только: не расстроивал пищеварения умственными
напряжениями и, может быть, этим стяжал право не исполнять всего
остального.
Герцен А.И. «Кто виноват?»
Состояние духа девы
Тысячи романических картин мучили ее и день и ночь; она сочиняла себе целые повести: он ее увозит, их преследуют, "любить им не велят", раздаются
выстрелы... "Ты моя навеки!" - говорит он, сжимая пистолет, и проч. На эту
тему с бесчисленными вариациями сводились все мечты, все помыслы ее, все
сновидения, и бедная с ужасом просыпалась каждое утро, видя, что никто ее
не увозит, никто не говорит: "ты моя навеки", - и тяжело подымалась ее
грудь, и слезы лились на ее подушки, и она с каким-то отчаянием пила, но
приказу тетки, сыворотку, и еще с большим - шнуровалась потом, зная, что
некому любоваться на ее стан. Такое состояние духа не могло быть вполне
побеждено сывороткой, а вело прямо к сентиментальности и экзальтации.
Герцен А.И. «Кто виноват?»
Вне закона
Все эти домики скоро развалятся, заместятся новыми, и никто об них не
помянет; а между тем во всех них развивалась жизнь, кипели страсти,
поколения сменялись поколениями, и обо всех этих существованиях столько же
известно, сколько о диких в Австралии, как будто они человечеством
оставлены вне закона и не признаны им.
Герцен А.И. «Кто виноват?»
Скрытые сцены
Хочет отец дать сыну на дорогу
побольше, и нет возможности; он десять раз рассчитывает, сколько можно
уделить из наличных восьмидесяти рублей, и все ему кажется мало. А мать
сколько едез прольет над убогим узелком, в который она положила
необходимейшие свои вещи, но понимает, что всего недостает, и знает, что
негде взять... Это сцены, никому не известные, мещанские, скрываемые
тщательно от постороннего глаза, но вопиющие и раздирающие сердце! Хорошо,
что они скрыты!
Герцен А.И. «Кто виноват?»
Наша душа
Глядя на его кроткое лицо, можно было подумать, что
из него разовьется одно из милых германских существований, - существований
тихих, благородных, счастливых в немножко ограниченной, но чрезвычайно,
трудолюбивой учено-педагогической деятельности, в немножко ограниченном
семейном кругу, в котором через двадцать лет муж еще влюблен в жену, а жена
еще краснеет от каждой двусмысленной шутки; это существования маленьких
патриархальных городков в Германии, пасторских домиков, семинарских
учителей, чистые, нравственные и незаметные вне своего круга... Но будто у
нас возможна такая жизнь? Я решительно думаю, что нет; нашей душе не
свойственна эта среда; она не может утолять жажду таким жиденьким винцом:
она или гораздо выше этой жизни, или гораздо ниже, - но в обоих случаях
шире.
Герцен А.И. «Кто виноват?»
Почему живем?
Зачем эти
люди вставали с постелей, зачем двигались, для чего жили - трудно было бы
отвечать на эти вопросы. Впрочем, и нет нужды на них отвечать. Добрые люди
эти жили потому, что родились, и продолжали жить по чувству самосохранения;
какие тут цели да задние мысли... Это все из немецкой философии!
Герцен А.И. «Кто виноват?»
Биографии
меня ужасно занимают биографии всех встречающихся мне лиц. Кажется,
будто жизнь людей обыкновенных однообразна, - это только кажется: ничего на
свете нет оригинальнее и разнообразнее биографий неизвестных людей,
особенно там, где пет двух человек, связанных одной общей идеей, где всякий
молодец развивается на свой образец, без задней мысли - куда вынесет!
Герцен А.И. «Кто виноват?»
О воспитании
одного он нe вычитал в этих книгах - что важнейшее дело воспитания состоит
в приспособлении молодого ума к окружающему, что воспитание должно быть
климатологическое, что для каждой эпохи, так, как для каждой страны, еще
более для каждого сословия, а может быть, и для каждой семья, должно быть
свое воспитание.
Герцен А.И. «Кто виноват?»
Не пиши виршей
- Володя, - продолжал он уже в веселом расположении, - не пишешь ли
ты виршей?
- Пробовал, дедушка, - отвечал Владимир, покраснев.
- Пожалуйста, не пиши, любезный друг; одни пустые люди пишут вирши;
ведь это futilite, [пустяки (фр.)] надобно делом заниматься.
Герцен А.И. «Кто виноват?»
Где родина?
Ничто
в мире не заманчиво так для пламенной натуры, как участие в текущих делах,
в этой воочию совершающейся истории; кто допустил в свою грудь мечты о
такой деятельности, тот испортил себя для всех других областей; тот, чем бы
ни занимался, во всем будет гостем: его безусловная область не там - он
внесет гражданский спор в искусство, он мысль свою нарисует, если будет
живописец, пропоет, если будет музыкант. Переходя в другую сферу, он будет
себя обманывать, так, как человек, оставляющий свою родину, старается
уверить себя, что все равно, что его родина везде, где он полезен, -
старается... а внутри его неотвязный голос зовет в другое место
и.напоминает иные песни, иную природу.
Герцен А.И. «Кто виноват?»
О годовщинах
Человек до ста лет - дитя, да если бы он и до пятисот лет жил, все был
бы одной стороной своего бытия дитя. И жаль, если б он утратил эту
сторону, - она полна поэзии. Что такое именины? почему в этот день ярче
чувствуется горе и радость, нежели накануне, нежели потом? Не знаю почему,
а оно так. Не только именины, а всякая годовщина сильно потрясает душу.
Герцен А.И. «Кто виноват?»
Наша лень
Счастлив тот человек, который продолжает
начатое, которому преемственно передано дело: он рано приучается к нему, он
не тратит полжизни на выбор, он сосредоточивается, ограничивается для того,
чтоб не расплыться, - и производит. Мы чаще всего начинаем вновь, мы от
отцов своих наследуем только движимое и недвижимое имение, да и то плохо
храним; оттого по большей части мы ничего не хотим делать, а если хотим, то
выходим на необозримую степь - иди, куда хочешь, во все стороны - воля
вольная, только никуда не дойдешь: это наше многостороннее бездействие,
наша деятельная лень.
Герцен А.И. «Кто виноват?»
Что есть семья
сть добрые люди, считающие пас вообще и провинциалов в особенности
патриархальными, по преимуществу семейными, а мы нашу семейную жизнь не
умеем перетащить через порог образования, и еще замечательнее, может быть,
что, остывая к семейной жизни, мы не пристаем ни к какой другой; у нас не
личность, не общие- интересы развиваются, а только семья глохнет. В
семейной жизни у нае какая-те формальная официальность; то только в ней и
есть, что показывается, как в театральной декорации, и не брани муж свою
жену да не притесняй родители детей, нельзя было бы и догадаться, что
общего имеют эти люди и зачем они надоедают друг другу, а живут вместе. Кто
хочет у нас радоваться на семейную жизнь, тот должен искать ее в гостиной,
а в спальню не ходить; мы не немцы, добросовестно Счастливые во всех
комнатах лет тридцать сряду.
Герцен А.И. «Кто виноват?»
Женские взгляды
Пройдет пять, шесть лет, все переменится; замуж выйдет - и говорить нечего;
не выйдет - ga если только есть искра здоровой натуры, девушка не станет
ждать, чтоб кто-нибудь отдернул таинственную завесу, сама ее отдернет и
иначе взглянет на жизнь. Смешно смотреть институткой на мир
двадцатипятилетними глазами, и печально, если институтка смотрит на вещи
двадцатипятилетними глазами.
Герцен А.И. «Кто виноват?»
Для чего нам дочери?
как ни толкуй, а дочерей надобно замуж выдавать, они только для
этого и родятся;
Герцен А.И. «Кто виноват?»
Кого выбирает история.
Деяо в том, что силы сами по себе беспрерывно
развиваются, подготовляются, а потребности на них определяются историей.
Вы, верно, знаете, что в Москве всякое утро выходит толпа работников,
поденщиков и наемных людей на вольное место; одних берут, и они идут
работать, другие, долго ждавши, с понурыми головами плетутся домой, а всего
чаще в кабак; точно так и во всех делах человеческих: кандидатов на все
довольно - занадобится истории, она берет их; нет - их дело, как промаячить
жизнь. Оттого-то это забавное a propos всех деятелей. Занадобились Франции
полководцы - и пошли Дюмурье, Гош, Наполеон со своими маршалами... конца
нет; пришли времена мирные - и о военных способностях ни слуху ни духу.
Герцен А.И. «Кто виноват?»
Человек человеку
Человек в человеке всегда видит неприятеля, с
которым надобно драться, лукавить и спешить определить условия перемирья.
Какое ж тут наслаждение? Мы с этим выросли, и отделаться от этого почти
невозможно; в нас во всех есть мещанское самолюбиё, которое Заставляет
оглядываться, осматриваться; с природой человек не соперничает, не боится
ее, и оттого нам так легко, так свободно в одиночестве; тут совершенно
отдаемся впечатлениям; пригласите с собой самого близкого приятеля, и уже
не то.
Герцен А.И. «Кто виноват?»
Свидетельство о публикации №210080600767
Спасибо за подбор интересных выдержек. Сохранил.
С уважением
Анатолий
Анатолий Клепов 07.08.2010 13:28 Заявить о нарушении
Станислав Бук 07.08.2010 15:34 Заявить о нарушении