АнтиАгниЙога. О Троице

———————————————————————————
Фрагмент 1
О Троице, Божественном достоинстве Иисуса Христа и Его Единосущности Богу Отцу.

АГНИЙОГ. Докажите с помощью слов Христа, изложенных в Библии, что:
1) Состав Троицы именно таков, каким он утверждается Церковью;
2) Иисус Христос является одним из лиц Троицы.

ДМИТРИЙ. Возьмем первые 3 стиха первой книги Библии:
1 В начале сотворил Бог (это БОГ ОТЕЦ) небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий (это СВЯТОЙ ДУХ) носился над водою.
3 И сказал (а это - СЫН БОЖИЙ, потому что в другом месте сказано «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». А, как известно, Слово (Логос) - это еще одно имя Сына Божьего) Бог: да будет свет. И стал свет.

АПОСТОЛ ПАВЕЛ. Послание к Колоссянам
гл. 1 …
9 Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас…
12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
15 КОТОРЫЙ ЕСТЬ ОБРАЗ БОГА НЕВИДИМОГО, РОЖДЕННЫЙ ПРЕЖДЕ ВСЯКОЙ ТВАРИ;
16 ИБО ИМ СОЗДАНО ВСЁ, ЧТО НА НЕБЕСАХ И ЧТО НА ЗЕМЛЕ, ВИДИМОЕ И НЕВИДИМОЕ: ПРЕСТОЛЫ ЛИ, ГОСПОДСТВА ЛИ, НАЧАЛЬСТВА ЛИ, ВЛАСТИ ЛИ,- ВСЕ ИМ И ДЛЯ НЕГО СОЗДАНО;
17 И ОН ЕСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО, И ВСЕ ИМ СТОИТ.
18 И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,
19 ИБО БЛАГОУГОДНО БЫЛО ОТЦУ, ЧТОБЫ В НЕМ ОБИТАЛА ВСЯКАЯ ПОЛНОТА,
20 и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.
21 И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,
22 ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою,
23 если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной…

гл.2 …
8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;
9 ИБО В НЕМ ОБИТАЕТ ВСЯ ПОЛНОТА БОЖЕСТВА ТЕЛЕСНО…

АПОСТОЛ ПАВЕЛ. Первое послание к Тимофею
гл. 3…
16 И беспрекословно — великая благочестия тайна: БОГ ЯВИЛСЯ ВО ПЛОТИ, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.
гл. 5…
21 Пред БОГОМ И ГОСПОДОМ ИИСУСОМ ХРИСТОМ и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию. 

АПОСТОЛ ПАВЕЛ. Послание к Титу
гл. 2…
11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,
12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,
13 ожидая блаженного упования и явления славы великого БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА,
14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

АПОСТОЛ ПЕТР. Первое Соборное Послание
гл. 1.
1 Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,
2 по предведению БОГА ОТЦА, при освящении от ДУХА, к послушанию и окроплению Кровию ИИСУСА ХРИСТА: благодать вам и мир да умножится…

АПОСТОЛ ИОАНН. Первое Соборное Послание
гл. 5. …
20 Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и ДА БУДЕМ В ИСТИННОМ СЫНЕ ЕГО ИИСУСЕ ХРИСТЕ. СЕЙ ЕСТЬ ИСТИННЫЙ БОГ И ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ. …

АПОСТОЛ ИОАНН. Евангелие
гл. 5. …
16 И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.
17 Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
18 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, ДЕЛАЯ СЕБЯ РАВНЫМ БОГУ.

26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь ЖИЗНЬ В САМОМ СЕБЕ. …
гл. 8. …
25 Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: ОТ НАЧАЛА СУЩИЙ, как и говорю вам.

Христос о Своей Единосущности Отцу (от Иоанна, гл. 10):
30   Я И ОТЕЦ - ОДНО.
31   Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.
32   Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?
33   Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, ДЕЛАЕШЬ СЕБЯ БОГОМ. 

ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Толкование на послание к Филиппийцам (Беседа 6)
«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: ОН, БУДУЧИ ОБРАЗОМ БОЖЬИМ, НЕ ПОЧИТАЛ ХИЩЕНИЕМ БЫТЬ РАВНЫМ БОГУ; НО УНИЧИЖИЛ СЕБЯ САМОГО, ПРИНЯВ ОБРАЗ РАБА, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:5–8).

…И если угодно, сначала представим самые ереси по порядку.
В каком порядке хотите – по нечестию, или по времени? Но порядок по времени мы знаем, а порядок по нечестию понять трудно. Итак, пусть первый предстанет Савеллий ливийский. Что же он говорит? Что Отец, Сын и Святой Дух только имена, принадлежащие одному лицу. А Маркион понтийский говорит, что Бог, устроивший все, не благ; что не Он Отец благого Христа, но другой некто праведный, и что Сын не принял плоти ради нас. Маркелл же, Фотин и Софроний говорят, что Слово не есть существо ипостасное, а сила, и что эта сила обитала в одном из потомков Давидовых. Арий признает Сыном (Иисуса Христа), но только по имени, – говорит, что Он есть творение, и гораздо ниже Отца. Иные говорят, что Он (Иисус Христос) не иметь души. Видишь ли наставленные колесницы? Смотри же и падение их, – как поражающий ниспровергает все вместе, одним ударом, вдруг. Как же ниспровергает?

«ИБО В ВАС ДОЛЖНЫ БЫТЬ», – говорит, – «ТЕ ЖЕ ЧУВСТВОВАНИЯ, КАКИЕ И ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ: ОН, БУДУЧИ ОБРАЗОМ БОЖЬИМ, НЕ ПОЧИТАЛ ХИЩЕНИЕМ БЫТЬ РАВНЫМ БОГУ». От этого пали и Павел самосатский, и Маркелл, и Савелий. «ОН, БУДУЧИ ОБРАЗОМ БОЖЬИМ», – говорит (апостол). Если во образе, то как ты, нечестивец, говоришь, что Он получил начало от Марии, а до того времени не существовал? Опять, как ты говоришь, что Он был сила? Сказано: «ОН, БУДУЧИ ОБРАЗОМ БОЖЬИМ, ПРИНЯЛ ОБРАЗ РАБА». Скажи мне: образ раба – сила ли раба, или естество раба? Конечно, скажешь, естество раба. Следовательно и образ Бога есть естество Божье, а не сила. Вот и Маркелл галатийский, и Софроний, и Фотин пали!

2. Вот и Савелий (опровергнуть). Сказано: «НЕ ПОЧИТАЛ ХИЩЕНИЕМ БЫТЬ РАВНЫМ БОГУ». А об одном и том же лице не говорится, что оно равно самому себе: равное бывает равно чему-нибудь. Видишь ли ипостась двух лиц, а не имена только без предметов? Ты слышал о предвечном существовании Единородного? И это против них.

Что же теперь скажем против Ария, который говорит, что Сын иметь другую сущность? Скажи мне, что значат слова: «Приняв образ раба»? Они значат, отвечаешь, что Он сделался человеком. Следовательно слова – «будучи образом Божьим» значат: был Бог. И там и здесь стоить одно и то же слово: «образ». Если истинно первое, то и последнее. Быть в образ раба значит быть человеком по естеству, и быть в образ Божьем значит быть Богом по естеству. И не только это доказывается (сказанным), но и равенство (с Богом), подобно тому, как и у Иоанна. и то, что Сын ничем не менее Отца: «Не почитал хищением», – говорит, – «быть равным Богу». Но каково мудрование еретиков? Они говорит, что (слова эти) выражают противное. Как бы так сказал (апостол): Он (Иисус Христос), будучи в образ Божьем, не восхитил того, чтобы быть равным Богу. Но если Он действительно был Бог, то как мог восхитить? И как можно было бы это понять? Кто скажет, что такой-то, будучи человеком, не восхитил того, чтобы быть человеком? Как похитить кому-нибудь то, чем он есть? Не то, говорят они. Но будучи меньшим Богом, Он не восхитил того, чтобы равняться Богу великому, большему. значит, есть малый и великий Бог? Так вы привносите к церковным догматам языческие? У язычников действительно есть великий и малый бог, у вас есть ли, не знаю. Но в Писаниях нигде не найдешь; великого найдешь везде, а малого нигде…

ДМИТРИЙ. И еще одна известная цитата из Евангелия:
В начале было Слово (т.е. Христос бытийствовал изначально, в онтологическом начале бытия);
И Слово было у Бога (т.е. Христос единосущен Отцу);
И Слово было Бог (без комментариев).

———————————————————————————–
Фрагмент 2
О том, что в Библии ни разу не употреблен термин - Троица.

ДМИТРИЙ. Конечно, язык Библии отличается от того языка, который был использован при формировании четких формулировок Православного «Символа веры». Почему так? А потому что Христос принес миру настолько радикально новую Благую Весть, что человечество не было готово к её восприятию, в том числе, и лингвистически. Слова уже были. Ветхозаветная Церковь и античная философия предоставила свой понятийный аппарат. Однако эти слова были наполнены языческим содержанием и евангелисты не учились в университетах. Потребовалось более 300 лет, чтобы наполнить эти слова содержанием, адекватным смыслу принесенного Христом Евангелия, и оформить в законченном виде «Символ веры».

Поэтому очень часто используемый эзотериками аргумент, что, мол, в Библии нет Учения о Троице и, вообще, нет ничего, запечатленного «Символом веры», а его придумали невежественные и корыстолюбивые святые отцы, чтобы получить власть над христианами, я не считаю обоснованным. Все в Библии есть. И если кто-то этого не видит, то только потому, что имеет волю не замечать очевидное.

Позволю себе еще одну цитату из Вл. Лосского: «Великой проблемой 4 века было выразить божественное единство и различие, одновременность в Боге монады и триады. Мы видим у отцов подлинное претворение языка: используя то философские термины, то слова, заимствованные из повседневного языка, они так преобразовали их смысл, что сообщили им способность обозначать ту поразительную и новую реальность, которую открывает только христианство – реальность личности: в Боге и в человеке, ибо человек – по образу Бога, в Троице и в возрожденном человечестве, ибо Церковь отражает жизнь божественную».
———————————————————————————–
Фрагмент 3
О том, что Бог Сын Иисус Христос является единственным Сыном Божьим по рождению, и тем самым отличается от всех сотворенных существ, которые также по милости Творца могут стать «сынами Божьими».

АПОСТОЛ ИОАНН. Первое Соборное Послание
гл. 3
1 Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы НАМ НАЗЫВАТЬСЯ И БЫТЬ ДЕТЬМИ БОЖИИМИ. Мир потому не знает нас, что не познал Его.
2 Возлюбленные! мы теперь дети Божии; НО ЕЩЕ НЕ ОТКРЫЛОСЬ, ЧТО БУДЕМ. Знаем только, что, КОГДА ОТКРОЕТСЯ, БУДЕМ ПОДОБНЫ ЕМУ, ПОТОМУ ЧТО УВИДИМ ЕГО, КАК ОН ЕСТЬ.
гл. 4 …
9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир ЕДИНОРОДНОГО Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. …
———————————————————————————–
Фрагмент 4
О том, что Дух Святой – не некая сила, а третье Лицо (Ипостась) Пресвятой Троицы.

АПОСТОЛ ПАВЕЛ. Послание к Ефесянам
гл. 4…
30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.

АПОСТОЛ ИОАНН. Евангелие
гл. 3 …
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а РОЖДЕННОЕ ОТ ДУХА есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
8 ДУХ ДЫШИТ, где ХОЧЕТ, и голос ЕГО СЛЫШИШЬ, а не знаешь, откуда ПРИХОДИТ и куда УХОДИТ: так бывает со всяким, рожденным от Духа. …
гл. 7 …
37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ИБО ЕЩЕ НЕ БЫЛО НА НИХ ДУХА СВЯТАГО, потому что Иисус еще не был прославлен….

АПОСТОЛ ИОАНН. Первое Соборное Послание
гл. 5 …
6 Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и ДУХ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О НЕМ, ПОТОМУ ЧТО ДУХ ЕСТЬ ИСТИНА.
7 Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.
8 И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. …
———————————————————————————–
Фрагмент 5
О том, что Троица разбивает единство Бога Ветхого Завета.

ДМИТРИЙ. Природа Бога (т.е. качественные характеристики Абсолюта) едина. Но этой единою природой одновременно владеют три личности: Личность Отца, Личность Сына и Личность Духа Святого. Тот факт, что одной природой владеют 3 личности, не раздробляет единую природу, потому что личность (ипостась) лишена качественных характеристик. Она отвечает не на вопрос что?, а на вопрос кто? Поэтому Бог по-прежнему един, хотя троичен в Лицах.


Рецензии