1. 2 Соц. -психолог. аспекты явления НРД

1.2 Социально-психологические аспекты явления НРД

После того, как представители НРД утвердились в странах Западной Европы и США, началась экспансия в Россию. Во многом это было связано с событиями перестройки в СССР.
Период наибольшей активности миссионеров – граждан ФРГ, США, Финляндии, Южной Кореи, Японии – пришёлся на 1991-1993 годы4. Однако в настоящее время поток «непрошенных визитёров» сократился, поскольку опорные пункты религиозных организаций уже созданы и кадры подготовлены. Теперь и у нас, как на Западе, о сектах довольно часто можно услышать и прочитать благодаря СМИ, проповедям РПЦ, писателям и учёным.
В XX веке появился термин «гомо сектарус»5, подразумевающий человека из секты, который стал своеобразным феноменом современного капиталистического мира.
Интересен тот факт, что социологическая наука всё чаще стала обращаться к проблемам религиозно-мистического мира. По всей видимости, это есть реакция и следствие, вытекающие из наблюдений за поведением сектантов в современном российском обществе.
Социологи отмечают возникновение новой социальной реальности, в которой некие «маги» стремятся к рациональному «заколдовыванию мира». Рационально оно потому, что для распространения такого рода убеждений широко используются достижения технического прогресса и массовой культуры.
По материалам Центра независимых социологических исследований, «сегодня различные специалисты пытаются оценить масштабность этого явления в России»1. Картина мира, нарисованная этими «профессионалами заботы о душе и теле», может быть определена как «магическая», «поскольку описывается в соответствующих терминах, предполагает воздействие на потусторонние силы с целью получения здоровья и богатства в жизни посюсторонней».
Такое влияние можно объяснить быстрыми социальными изменениями последних лет. После того, как была разрушена культурная модель марксизма советского образца, был начат поиск новых форм бытия. Религия, философские системы выдвигаются в качестве возможных альтернатив. Некоторые социологи религии полагают, что в обществе невозможен «вакуум веры».
Специалистов этой области интересуют прежде всего механизмы работы сектантов с публикой. Ссылаясь на Д. Сноу, другой известный исследователь общественных движений Б. Кландерманс называет четыре направления работы с потенциальными последователями:
– частным образом лицом-к-лицу (хождение по квартирам, использование личных социальных связей);
– частным образом опосредованно (почта, телефон и другие средства связи);
– публично лицом-к-лицу (массовые публичные шоу);
– публично опосредованно (через СМИ)2.
При этом следует помнить о других общественных движениях. К примеру, о политических образованиях, которые либо пытаются действовать сообща с «религиями нового века», либо резко обличают их действия. То же можно сказать и о взаимодействии самих религиозных формирований.
Судебный процесс над московской общиной Свидетелей Иеговы в Головинском суде длился в течение нескольких лет. 11 февраля 2003 года прокурором были выдвинуты такие обвинения: верующие других конфессий и атеисты испытывают ненависть к членам общины «в результате существования литературы Свидетелей Иеговы»; членов общины склоняют к самоубийству, заставляя отказываться от переливания крови, а также принуждают к разрушению семьи3.
Свидетели Иеговы заявляют, что критика в адрес других конфессий присутствует, но это «обычные доктринальные споры». Они указывают, что в православных храмах Москвы распространяются публикации, оспаривающие вероучения других религий. А право давать оценки другим религиозным объединениям защищено Европейской конвенцией прав человека и Конституцией РФ.
Ещё одним событием последних лет стал религиозно-политический скандал в Санкт-Петербурге. Его инициатор – молодёжное движение «Идущие вместе», которое в течение десяти дней пикетировало офис петербургского отделения Церкви Саентологии4. Автор статьи высказывает мнение о политическом контексте этой акции. Всплывает имя полпреда президента в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко, который обвинялся в связях с саентологами, когда намеревался баллотироваться на пост мэра Москвы. Данную акцию связывали с предстоящими в 2004 году президентскими выборами.
«Конечно, в большинстве случаев, – замечает автор статьи, – обвинения в связях с новыми религиозными движениями не дают оснований для судебных разбирательств, но зато являются очень действенным средством в информационной войне»1.
Основатель и руководитель Церкви Объединения Сан Мен Мун объявил об основании собственной политической партии – «Партии Господа, мира, объединения и дома» – с целью создания единого корейского государства2.
И подобных примеров слияния и противостояния в общественной жизни ещё немало.
Другая проблема, исследованием которой занимаются социологи, касается взаимодействия светского и религиозного образования.
По данным Государственного реестра по состоянию на 1 января 2001 года в России насчитывалось 203 духовных образовательных учреждения разной вероисповедной принадлежности (православные, мусульманские, пятидесятников, баптистов и др.)3.
Под религиозным образованием мы можем понимать трансляцию религиозных доктрин, опыта, культовой практики. Но также – подготовку педагогических кадров для системы профессионального образования.
Актуальными являются вопросы о допустимых границах влияния религиозного воспитания на образовательный процесс, осуществляемый в светских учебных заведениях, и о повышении квалификации самих служителей культов.
Примером решения второй проблемы могут служить курсы повышения квалификации по программе «Социология религии», организованные ещё в 2001 году Российской Академией государственной службы при президенте РФ4. Первыми слушателями стали адвентисты и баптисты, а также православные священнослужители. С одной стороны, пройденный курс должен способствовать проповеднической и миссионерской работе. С другой – Академия госслужбы может получить обширную информацию о жизни конфессий.
По мнению ряда исследователей, это приводит к отступлению от принципа светскости государственной системы образования, так как конечной целью служителей культа, арендующих помещения в вузах и библиотеках, является распространение того или иного религиозного учения.
Реальностью российской жизни стала подготовка по специальности «Теология» в светских учебных заведениях5.
Как общество оценивает данные явления и процессы? Представители конфессий и некоторые педагоги не выступают против взаимодействия светского и религиозного образования. Другие обвиняют их в отступлении от законов РФ об образовании и свободе совести.
Преподавание религии «не может быть навязанным «сверху», оно должно проистекать из потребностей тех, кому её будут преподавать»6.
НРД высказывают претензию на создание религии с изначальным статусом мировой, выдвигают глобальные проекты по переустройству мира. Для достижения своих целей сектанты избирают собственную сферу влияния, представители которой, по их мнению, помогут провести их идеи в жизнь. Так, муниты работают в области образования, саентологи рвутся в военную промышленность и администрацию, кришнаиты налаживают связи с пищевой и фармацевтической промышленностью.
Таким образом, НРД отличает более высокая степень социальной мобильности по сравнению с «традиционными» конфессиями.
Что касается психологических методов воздействия на человека, то в различных сектах применяются одни и те же технологии, которые постоянно совершенствуются. Все они основаны на завоевании интереса любопытного по своей природе человеческого существа.
Самой опасной тенденцией последнего времени становится использование психотехнологий и психотронного оружия. Об этом свидетельствует деятельность секты Белое Братство, отцом-основателем которой был Юрий Кривоногов, кибернетик по образованию. В 1990 году он занимался компьютерным обеспечением харьковского филиала киевского НИИ невропатологии, искал соавтора для научной темы по созданию программы многоцелевого воздействия на психику1. Впоследствии Кривоногов приступил к самостоятельным экспериментам: разработал систему питания «белых братьев», «исключающую белкосодержащие продукты и лактозу – у растущих организмов подобные ограничения снижают психические и физические защитные функции»2 (основная масса «братьев» вербовалась из числа весьма юных людей), применял депривацию – разрушение сна (в общине спали до трёх часов ночи, в остальное время следовало молиться). А ритуалы, совершаемые Кривоноговым перед толпой «белых братьев», записывались на кассеты, которые применялись затем для программирования на отдельные приказы: «задержанные в разных местах «братья» твердили одно и то же с ключевым словом «смерть»3.
Для сектантов характерно использование новейших средств коммуникации, форм миссионерства, пропаганды и рекламы вероучения, среди которых можно выделить:
– создание альтернативных законам микросоциума коммун-поселений (пример: программа Церкви Объединения Муна по созданию коммун на территории Аргентины);
– религиозные семинары, практические и лекционные курсы, в том числе виртуальные, а также создание альтернативных светских учебных заведений с претензией на равный существующим образовательным учреждениям статус (факультативные курсы Церкви Объединения Муна по вопросам семьи и брака, обучающие курсы дианетики и т.п.);
– наукообразие в изложении доктринальных положений, рассчитанное на адекватное восприятие современным массовым сознанием. Истоки данной тенденции прослеживаются с середины XIX века;
– неразделённость общественной, религиозной и политической деятельности НРД (эта линия получила своё развитие в квазиориенталистской Интегральной Йоге, проект которой по созданию Ауровиля был поддержан ЮНЕСКО и индийским правительством; под эгидой Церкви Объединения Муна существуют и действуют многочисленные общественные фонды – поддержки семьи и семейных ценностей и т.п.)4.
Зачастую НРД используют христианскую символику и терминологию. А.Л. Дворкин видит в этом сознательную попытку создать более приемлемый для общественного мнения имидж своей организации, «деструктивность или тоталитарность сект определяется не их верованиями, а их методами деятельности»5.
При этом необходимо отметить, что «часто деятельность деструктивных культов остаётся незамеченной до тех пор, когда помогать становится уже поздно»6.
Стивен Хассен разработал классификацию типов деструктивных культов:
– религиозные или духовные группы – их объединяет сосредоточенность на религиозной догме или духовной практике. Лидер называет себя Мессией, Апостолом, Пророком, перевоплощением. Большое внимание лидер уделяет материальной составляющей;
– политические группы – диктатуры, террористические организации;
– группы массовой психотерапии, создаваемые с целью извлечь пользу из клиента;
– коммерческие группы – эти культы играют на фантазиях о большом богатстве и власти (пример: пирамиды «многоуровневого маркетинга»)1.
Каким образом группа вербует новых членов? Что с ними происходит, пока они живут в секте?
Люди всегда находятся в каком-либо коллективе: семья, школа, работа, политические организации. Закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также психологические характеристики этих групп изучает социальная психология. Нас интересует влияние группы на человека в религиозной сфере. Как бы ни противился человек тем или иным принципам и правилам коллектива, он постоянно формирует человека и его мышление.
Религиозные культы, добиваясь «совершенства личности в служении Богу», часто требуют освобождения человека от обязанностей перед светским обществом и государством.
Каким образом происходит в сектах психическое воздействие? Посредством целенаправленного использования набора методов манипулирования личностью, обнаруженных ещё в древности. В зарубежной литературе они называются «реформированием мышления» или «контролем за мозгом». Профессиональное психиатрическое исследование их провёл американский психиатр Роберт Лифтон2, изучавший приёмы обработки американских военнопленных, находившихся в связи с войной в Корее в китайских концлагерях, откуда они нередко возвращались домой с коммунистическими убеждениями. Эти методы от китайского их наименования hsi-nao («мыть мозг») стали называть «промыванием мозгов». Термин был введён в употребление журналистом Э. Хантером в 1951 году. Иногда в литературе эти методы именуются «зомбированием».
Можно выделить несколько принципов обработки, которые в разной степени присутствуют в практике большинства НРД:
1.Контроль за связями членов секты с окружающим миром; их изоляция от людей, не принадлежащих к ней;
2.Мистические манипулирования – введение членов группы в ситуации, якобы подтверждающие присутствие высших сил;
3.Требование чистоты. Резкое деление всех на «чистых» (принадлежащих к группе) и «нечистых» (всех остальных);
4.Культ исповеди. Требование интимных признаний для уничтожения границ личности и поддержания чувства вины, полного подчинения секте;
5.Святая наука. Члены секты усваивают набор святых догматов, которые признаются абсолютной вечной истиной, а всё им противоречащее рассматривается как ложное;
6.Усвоение культового языка со своими терминами, с особым смыслом обыденных слов, понятного лишь для членов секты. Такой язык затрудняет общение с ними, делает их невосприимчивыми к попыткам переубеждения обычными словами. Многие секты изобретают свой язык, свою терминологию. Саентолог, к примеру, обязан выучить специальный словарь хаббардистов. Дело в том, что контроль над языком человека приводит к манипулированию его сознанием;
7.Принцип учения – «доктрина выше личности». Доктрина рассматривается как нечто более реальное и истинное, чем личный опыт. Сомнение в учении (в словах лидеров секты) наказывается изгнанием из секты;
8.Отрицание равного права на существование для «верных» (секте, учению) и «неверных» (всех остальных). Сюда включается отношение к семье. Если она не согласна с вовлечением в секту, то подлежит осуждению и разрыву отношений с ней1.
Существует ряд общих тактических приёмов, используемых деструктивными культами для изменения сознания:
– Контроль времени и деятельности (поведения) – подчинение потенциальных новообращённых строгому временному графику. Интенсивная физическая и эмоциональная деятельность не позволяет остаться одному и поразмышлять. Этот график может включать: лекционный марафон, длительные заседания – встречи группы, консультации один на один, произвольные танцы или энергичные виды спорта, гипнотические упражнения, создание отчётливых зрительных образов (визуализация), медитацию, монотонное пение, молитвенные собрания, недостаточные сон и еду. В результате можно добиться снижения психологической защиты, рассеяния внимания, физического и эмоционального истощения, ослабления способности критически оценивать группу;
– Информационный контроль подразумевает отсечение внешних источников информации или клевету на них (телевидение, радио, газеты, связь с родными). При этом проводится «бомбардировка сознания» вербуемых культовой литературой, записями и лекциями по идеологической обработке. В том числе сектанты прибегают к искажению информации или открытому обману;
– Контроль сознания – социально организованный процесс, поощряющий зависимость и подчинение. Он расправляется с индивидуальностью новичка, погружая его в среду, где не остаётся места для свободного выбора;
– Эмоциональный контроль – запугивание, которое приводит к обострению фобий;
– Манипуляция языком;
– Обучение методикам, вызывающим транс, то есть медитации, монотонному пению, глоссолалии (произнесению бессвязных и бессмысленных звукосочетаний в состоянии индивидуального или группового экстаза), самогипнозу, визуализации и контролируемым дыхательным упражнениям, приводящим к обеднению или перенасыщению крови кислородом, что изменяет процесс мозговой деятельности2.
Первое, что требуется от сектанта, – заинтересовать потенциального адепта. В действие вступает, к примеру, «эффект магнитофона» (когда человек не воспринимает то, что вы ему говорите). Первый контакт с сектантами обычно происходит на улице, иногда они ходят по квартирам или звонят по телефону (в частности иеговисты, мормоны). Сектанты в первую очередь обращают внимание на людей, которые в данный момент находятся в сложной психологической ситуации. Определяют они это по выражению лица – задумчивое, опечаленное, отсутствующее и т.п. Разговоры ведутся о добре и зле, изучении Библии (иеговисты), семье и браке (муниты), насущных проблемах людей.
В зависимости от реакции человека приглашают прослушать тематическую лекцию, прийти в общину. Там его встречает добрая, дружественная атмосфера. Этот способ обработки носит название «бомбардировка любовью» (мунитский термин) или «отравление любовью»: на человека потоком изливаются нежные чувства, понимание, вежливое обращение, обходительность, лесть. Складывается ощущение полезности и нужности группе. Проблемы остаются, но теперь человек знает, что есть место, где его всегда примут и похвалят, если он не находит этого в другом коллективе.
При этом сектантам присущи «двойная мораль» и «двойной стандарт». Если их члены уверены, что цель, поставленная ими перед собой, «праведна» и «справедлива», «они не остановятся перед тем, чтобы солгать, украсть, ввести человека в заблуждение, прибегнуть к контролированию сознания своих собратьев или, в конце концов, оклеветать должностных лиц и общественных деятелей, оказывающих им сопротивление и даже физически устранить неугодного им человека (или группу лиц)»1.
Однако человек испытывает эйфорию, приподнятое настроение и желает пребывать в данной группе постоянно. Раньше он не уделял внимания настроению и выражению лиц прохожих, но теперь, видя уставших и пожилых людей на улице, человек делает вывод, что все они несчастны потому, что никогда не были там, то есть в «его группе».
Воздействие на психику заключается также в вовлечении в постоянный утомляющий труд, медитации. Многие секты контролируют половое поведение, требуют или полного воздержания, или, наоборот, допускают половую распущенность.
Секты превращают ничего не подозревающих людей в рабов. Опыт показывает, что людям, попавшим в секту, будет нанесён серьёзный вред. Разрушатся семьи, будет подорвано здоровье, деньги и собственность будут потеряны и, в конце концов, когда человек всё-таки покинет секту, перед ним встанет проблема вновь научиться самостоятельной жизни, которую он далеко не всегда в состоянии решить.
Последствия зомбирования, как показывает пример пострадавших от секты Белых Братьев, проявляются чаще всего стойкими изменениями уровня психопатии, невротическими расстройствами. Люди утрачивают возможность жить в обычном обществе, разрывают семейные и дружеские связи, отдают имущество и т.д. У некоторых появляются выраженные психические расстройства, вплоть до тяжёлых хронических психозов, но таковые развиваются чаще у болевших ранее или у предрасположенных к болезни. Остальные требуют психотерапевтической и психологической помощи. Почти все при выходе из культа нуждаются в разъяснении методов манипулирования, которым подвергался пострадавший. Для многих одного этого оказывается достаточно. Другим нужна специализированная помощь.
Некоторые секты оставляют более тяжёлые последствия, чем другие. Практика показывает, что сложнее всего оправиться от саентологии, хотя она требует от своих последователей меньше затраченного времени, чем, например, кришнаизм или мунизм. «Кришнаиты тратят в среднем 70 часов в неделю на ритуалы и совместные молитвы, муниты – 53 часа, а саентологи – неполных 43. Однако для выздоровления покинувшему кришнаизм требуется в среднем 11 месяцев, бывшему муниту – 16 месяцев, а сайентологу – 25,5 месяца»2. Но и тогда «выздоровление» – термин лишь относительный; существуют и долгосрочные последствия, сказывающиеся еще многие годы.         
Как уберечься? Возможна ли тут профилактика?
Единственное средство – информация. Чем качественнее она будет по своему содержанию и передаче, тем меньше трагедий и драм будет разыгрываться на религиозной почве.
П.Л. Лавров писал, что «верования играли всегда такую значительную роль в жизни обществ и в человеческой истории, что должны были неизбежно обратить на себя внимание исследователей, как только люди получили возможность что-либо исследовать, но «наука религий» поставлена на очередь лишь в самый последний период развития человеческой мысли»3.
В настоящее время существует большая необходимость во внедрении в школьную программу такого предмета, как религиоведение. Должна быть система. Но для этого необходимо сначала подготовить квалифицированных светских специалистов в этой области. С этой целью в Санкт-Петербурге был создан Христианский междисциплинарный центр по изучению НРД «Диалог – Невская перспектива», а также Российский Христианский государственный Институт, деятельность которых направлена на создание новых религиозных программ, знакомящих с христианством, курсов для средней и высшей школ, подготовку и переподготовку преподавателей соответствующих дисциплин1.
В настоящее время уже написано большое количество научных трудов и брошюр, содержащих инструкции о том, как распознать, что на улице к вам подошёл сектант, как себя вести в подобной ситуации, как должны реагировать окружающие на то, что их близкий человек попал в секту. Примером такого пособия служит руководство А.Л. Дворкина «Что делать, если ваш близкий попал в секту?»2.
Прежде, чем следовать за подошедшим к вам на улице незнакомцем, А.Л. Дворкин советует задать ему десять конкретных вопросов, ответы на которые позволят с самого начала узнать, с кем вы имеете дело. Вот некоторые из этих вопросов: как долго вы состоите членом группы?; вы хотите завербовать меня в какую-то организацию?; назовите основателя, а если он уже скончался, верховного руководителя вашей группы; как я должен изменить свою жизнь после вступления в вашу организацию?; что вы думаете о бывших членах вашей организации? Однако необходимо всегда помнить, что вербовщики либо сами не знают всей правды о своей организации, либо тщательно скрывают её.
Главное, в общении с сектантами разумная осторожность: «не поддавайтесь любопытству в ущерб здравому смыслу»3. Любой человек, выросший в нормальной семье, получивший нормальное воспитание, изучающий в школе или университете историю своей страны, «после пары каких-то невразумительных лекций соглашается считать своим «истинным отцом» какого-то толстого корейца (Муна), а своим «истинным отечеством» – Корею, которую даже никогда не видел»4. Известно также, что многие оказались вовлечёнными в секты из-за своей чрезмерной самоуверенности.   


Рецензии
Сложный вопрос, вот мне допустим нравится читать письмена того же ОШО, но сектантом я не являюсь. Даже не знаю что и сказать по этому поводу, статья интересная, многое в вашей статье можно оспорить конечно, но зачем?

Конечно бороться с ними надо, особенно ограждать от них следует детей

С уважением

Олег Кравцов   13.08.2010 14:31     Заявить о нарушении
Ошо же не организатор секты. Я тоже читала его книги.
Можете оспорить. Это не совсем статья. Это подглавка из моего диплома. В ней приводятся классификации различных исследователей, речь идёт о психологических приёмах обработки для вовлечения в секты (это оспорить трудно, потому что я лично испытала на себе, когда проводила исследование). Если говорить о современных сектах как о социальном явлении, то тут, конечно, можно и подискутировать.
Скоро вывешу следующую главу.

Диана Доронина   13.08.2010 17:04   Заявить о нарушении
Я почему решил что ОШО это секта. В гуглях нашел статью - 10 самых опасных или крупных сект мира (точное название не помню), вот там в 10 - ку ОШО входит. Поинтересовался - почитал трактаты ОШО, так мне понравилось - почитываю периодически.

Олег Кравцов   13.08.2010 17:29   Заявить о нарушении
Честно сказать, я полагала, что Ошо только лишь написал свои книги, а "Тантра Йога" отдельно от него. Сейчас посмотрела. Поняла, что нужно исследовать жизнедеятельность Ошо. Разумеется, с точки зрения православных людей, организация Ошо - секта. Скорее всего, и с точки зрения индийцев. Я для себя пока ничего не решила, требуется собрать побольше информации.
Что касается его книг, то они похожи на психологические тексты. Там всё построено особым образом, все фразы. Грамотный человек поймёт, в чём там дело. И у меня создалось впечатление, что Ошо проделал большую работу по написанию текстов, но он не выразил своих истинных мыслей. В целом, меня не тянет читать его книги. Потому что они не совсем настоящие, это игра слов, там каждый что-то найдёт для себя, потому что возможно интерпретировать сколько угодно раз.
Я вообще не исследовала, так сказать, секты индийского толка, времени не хватило и вышла бы за рамки объёма дипломной работы. Но собираюсь продолжать своё исследование.

Диана Доронина   13.08.2010 21:28   Заявить о нарушении
У него оч интересная биография (если это правда конечно), там найдете как он решил сначала добиться всего в жизни а потом стать бродячим философом и о том как пережил Просветление

я сильно досконально не изучал, но вообще оч интересная биография

Олег Кравцов   13.08.2010 21:37   Заявить о нарушении
Посмотрю. Спасибо.

Диана Доронина   14.08.2010 12:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.