Рецензия на повесть И. Тургенева Ася

             
                Удивительно чистая и прекрасно пересказанная история. Это воспоминания господина Н.Н. о своей молодости. Странно, но почему-то Тургенев не дал имя своему герою.
                Молодой человек  познакомился с Гагиными, братом и сестрой. Все они путешествовали по Германии «для своего удовольствия». Заграницей дружба со своими соотечественниками завязывается быстро.
                Вот они, воспоминания: «Сначала она дичилась меня, но Гагин сказал ей: «Ася, полно ёжиться! Он не кусается».  В ответ  Ася   «…улыбнулась и немного спустя сама заговорила». Все они очень тактичные и культурные молодые люди. Благородство исходит от них и очаровывает своей возвышенностью.
                Повесть наполнена прекрасными чистыми чувствами в каждом эпизоде. Это просто бальзам на душу читателя и название ему «Благородство». Как это всё прекрасно, чисто и возвышенно. Может они, что-то и делают не совсем практично, но как это всё мило и трогательно.
                Н.Н. вспоминает: «Её взор часто останавливался на мне; сердце моё тихо сжималось под этим загадочным взором. Она казалась спокойною – а мне, глядя на неё, всё хотелось сказать ей, чтобы она не волновалась. Я любовался ею».
Эти три слова для мужчины, как врата для любви. За ними её сиятельство Любовь. Душа мужчины всегда трепещет, когда он любуется женщиной.
                Взаимные чувства между Асей и молодым человеком становились всё более захватывающими. Это любовь овладевала их сердцами. Мысли Н.Н. всё более наполнялись образом Аси. «Неужели она меня любит?» - задавал себе вопрос молодой человек. Но чувства, переполнявшие их сердца, не получили удовлетворения. Другие чувства перемешались с чувством любви, получился хаос, а может и непонимание и всё разладилось при встрече.
                Душевное смятение  при встрече описывается так: «Я забыл всё, я потянул её к себе – покорно повиновалась её рука, всё её тело  повлеклось вслед за рукою, шаль покатилась с плеч, и голова её тихо легла на мою грудь… Уже руки мои скользили вокруг стана… Но вдруг воспоминание о Гагине, как молния, озарили меня. Что мы делаем – воскликнул я и судорожно отодвинулся назад».
                Может такое расстройство и возможно только в самый изначальный момент близкого знакомства, когда важна каждая мелочь. Вернее мелочей тут и не бывает. Всё очень важно и значимо. Ася ждала от своего возлюбленного только одно слово, которое он так и не произнёс  при встрече с ней. Ася убегает от любимого молодого человека. А назавтра Гагины рано утром уезжают.
                В оставленной записке Ася пишет: «Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю – нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами,если бы вы мне сказали одно слово, одно только слово – я бы осталась. Вы его не сказали… Прощайте навсегда».
                И молодой человек в отчаянии восклицает: «Одно слово… О я безумец! Это слово…  я со слезами повторял его накануне, я расточал его на ветер, я твердил его среди пустых полей… но я не сказал его ей, что я люблю её».
                Прочитав повесть Тургенева я вспомнил, как отдыхал со своей маленькой дочкой на Чёрном море. Я уже не был женат и взгляд мой не был равнодушным к прекрасной половине человечества. Повстречалась мне одна чудная девушка лет шестнадцати. Я называл её про себя «Дитя Чёрного моря». И подумалось мне, как же это так народилась такая красавица. Потом видел её с родителями. Они были обычными, а дитя было необыкновенное. Я любовался ею. Она заметила это. Мне даже показалось, что ей нравилось, что я любуюсь ею. Как-то мне, всё-таки, удалось  заговорить с ней. Да лучше бы и не удавалось. Я сказал ей: «Я смотрю на тебя, как на картину в Эрмитаже». Мне пришло на ум это сравнение потому, как в Эрмитаже можно только смотреть и восхищаться, а не трогать. А девушка ответила мне: «Это плохо, если как на картину». И она погрустнела после нашего разговора. Вот такое непонимание друг друга и разладило едва наметившиеся отношения. Вот где-то в этой плоскости и получилась размолвка Аси со своим возлюбленным. Ведь они уже любили друг друга. Может это не судьба быть вместе?
                Тургенев словами уже немолодого человека заканчивает повесть: «Я знавал других женщин, - но чувство, возбуждённое во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось».
     У каждого из нас  есть такой однажды появившийся образ, который остаётся с нами на всю жизнь. Он не подвластен времени, он чист, прекрасен и неповторим.

Февраль 2010г.
   


Рецензии
а имя герою не дал Тургенев, потому что он никто и никакой. От скуки путешествовал, от скуки влюбился. Если Ася и вызывает интерес, то только как зверок в человеческом образе. А чувство... могло быть неосознанной жалостью и сознанием того, что человек из нее не получится.

Александр Старостин 3   11.04.2019 16:24     Заявить о нарушении
Александр, спасибо за рецензию. Не согласен с такой точкой зрения. Это очень странная версия, отрицающая естественное высокое чувство.
- Николай-

Братья Бирт   11.04.2019 17:36   Заявить о нарушении
такие вот... странствующие не способны ни работать, ни любить. Была бы на месте Аси другая девушка - не дикая, он бы и в неё влюбился.

Александр Старостин 3   11.04.2019 18:39   Заявить о нарушении
Александр, у Вас основным аргументом здесь является странствование. Но это далеко не так!
-Николай-

Братья Бирт   11.04.2019 19:25   Заявить о нарушении
это даже не странствование, а шалтай-болтание. В 25 лет бросить службу... ради чего? Он тот же Обломов, только в своем роде. Нет в нем никакой романтики, а только томление духа от безделья.
А Ваши аргументы где?

Александр Старостин 3   12.04.2019 06:48   Заявить о нарушении
Александр, вот в 25 как раз и легко бросать любую службу и посмотреть мир, потому как хвоста никакого нет.
-Николай-

Братья Бирт   12.04.2019 11:14   Заявить о нарушении
Николай! Вот бы Вы дали мне этот совет 40 лет назад! Только не было у меня крепостных и не мог я стать им нахлебником, как этот... герой. Разумеется, никто его не упрекнёт за то, что он пользовался преимуществами своего положения, но и считать его кем-то, более чем нахлебником и праздношатающимся причин тоже немного.
Мы не знаем точно, что хотел сказать автор своим произведением и хотел ли вообще что-то сказать, может быть Полине Виардо понадобилась новая шляпка - вот Тургенев и накропал эту "Асю". Мне кажется, что не надо относиться к писателям, как к пророкам, а видеть в них только свидетелей эпохи и не всегда беспристрастных. "Се человек", а человеку...
Зачем русскому ехать за границу, если он проводит там время с русскими? Только лишь за комфортом, как Чацкий? А Асю зачем вывезли?

Александр Старостин 3   12.04.2019 11:29   Заявить о нарушении
Александр, мне даже нравится, что Вы так рассуждаете. Это я про то, что у нас с Вами нет крепостных. Но, как говорится "Fortuna non penis, in manus non rezepe" (Фортуна ни пенис, в руках не удержишь).Да и на счёт шляпки трудно не согласиться. И что писатели свидетели своей эпохи тоже согласен. А вот зачем ехать за границу... Так ведь повалять дурака в необычной обстановке тоже приятно. А Асю вывезли потому. как они все путешествовали "для своего удовольствия". Такая у них Fortuna....

Братья Бирт   12.04.2019 12:58   Заявить о нарушении
Вот мы и пришли к общему выводу: дурака они валяли! а мы про них: духовные, мол, такие, что дальше некуда!

Александр Старостин 3   12.04.2019 14:38   Заявить о нарушении
Александр, хочу заметить, чем больше человек свободен от труда, особенно подневольного, тем больше он становится духовным, возвышенным и т.д.
-Николай-

Братья Бирт   12.04.2019 14:44   Заявить о нарушении
вот и полетели все эти чрезвычайно духовные баре в 17-м году.
Я не понимаю, что такое духовность, особенно в современной трактовке.
Помните, как в "Жизни и судьбе" политработник давал заключенным пощупать зашитый в подкладку партбилет. Вот он и есть т.н. духовность. С ней носятся, а толку как от куска картона в подкладке.
Человек, который себя не кормит - не более, чем паразит, а на что нам духовность паразита?

Александр Старостин 3   12.04.2019 15:42   Заявить о нарушении
Александр, герои Достоевского очень духовны, но никто из них никогда и нигде не работал, но как они переживают, как высок их духовный потенциал!
-Николай-

Братья Бирт   12.04.2019 18:00   Заявить о нарушении
Если духовность есть (я так и не знаю что это такое), но обращена исключительно вовнутрь её обладателя, то какая разница, есть ли она вообще? Вполне возможно, что и Обломов был духовным в нашем понимании, а по мне так Штольц был более духовным потому, хотя бы, что не носился с ней, как с писаной торбой, и вообще ее не упоминал никогда, а просто помогал чем мог этому дураку.
Самыми духовными всегда были армейские замполиты, но лучше бы их не было вовсе.

Александр Старостин 3   13.04.2019 06:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.