Трудно быть Богом!

            

«А почему бы тебе ни написать о врачах?»- спросил меня Болат Асылханович. «О врачах ?»- спросил я его, «Да, да о них самых.О тех, с кем ты не раз  встречался по жизни, ведь было такое?»«Это точно, Болат»,- ответил я ему- встречался и не раз». Так уж сложилось в моей судьбе, что с младенческих лет мне суждено было быть пациентом. Будучи ребёнком, рос слабым и болезненным. Стал старше, обрушилась на наши несчастные головы проклятая война с разрухой и голодом, так что во мне не всё было, как говорится, благополучно.Да, что там говорить, в течении четырёх лет войны нас, детей, кормили чем попало. От всех бед и болячек спасала фраза: « Ничего, до свадьбы заживёт!» И тем не менее, люди в белых халатах всегда были рядом со мной , и не однажды вытаскивали меня и моих братьев из внезапно возникавшей беды. И  эти беды случались довольно часто, я имею в виду проблемы со здоровьем. Я не намерен  в этом рассказе переписывать содержание моей медицинской карты, не к чему. У каждого человека есть такой послужной, пожизненный перечень болезней, хочет он этого или не хочет, но по регламенту трудоустройства эта медицинская карта требуется, и от этого никуда не уйдёшь. Я попытаюсь познакомить читателя с некоторыми моими знакомыми врачами по профессии и призванию, жившими в разное время в нашем степном крае.  О врачах можно говорить много, очень много. Появились у меня дети, первый сын родился в барачном корпусе на территории больничного городка, а второй и третий в новом роддоме, заведовала которым в те годы Полина Павловна Дасковская, врач-гениколог, практиковавшая вначале на Руднике, а затем  уже в городском роддоме. Активно помогали ей в работе известные в здравоохранении врачи Галина Тимофеевна Майш и Лидия Васильевна Манаенкова. Лидия Васильвна заведовала роддомом после Полины Павловны, и она добилась проектирования и строительства пристройки к роддому акушерского корпуса. Полина Павловна и её помощницы и достойные ученицы  внесли огромный вклад в дело сокращения детской смертности, сохранения жизни рожениц и новорожденных детей, за которыми был организован уход и контроль их состояния здоровья. Патронажные сёстры ходили к мамашам домой и следили за тем, как растут новые граждане нашего известного города
Аркадий Вольфович Иоффе- детский  врач-невропатолог и его жена Эмилия Владимировна- фтизиатр-рентгенолог, которая часами  рассматривала снимки в поисках невидимых изъянов организма. Супруги много лет практиковали в наших краях, их знали в городе, как опытных специалистов. После защиты кандидатской диссертации Аркадий и Миля уехали в подмос ковное  Раменское заведовать детской больницей. К нему на работу через некоторое время уехали Валентина Пленсковкая и Маргарита Курбакова, известные в городе педиатры. Конечно, учиться  врачеванию детей в нашем Жезказгане, им было у кого. Поскольку у меня росло трое детей, мне просто необходимо было обращаться к педиатрам. В организации детства, то есть лечения детей,  Многое сделала Раиса Васильевна Филимонова, врач-педиатр. В Жезказгане , именно она со своими коллегами Валентиной Павловной Павловой, Марией Львовной Шапиро Валентиной Иосифовной Широковой, Татьяной Григорьевной Чернявской, Ангелиной Александровной Дутовой,Полиной Михайловной Финкильштейн и Жумакуль  Абдикадыровной Калмагамбетовой,стояла у истоков организации городской  детской педиатрии.Раиса Васильевна считается первым педиатром в городе, вложившим много в комплектацию детских учреждений медперсоналом и обеспечения детей всем необходимым для лечения и профилактики их здоровья. В период начала работы, в 1951 году, Раиса Васильевна должна была выезжать для лечения больных на левый берег, где в бараках размещались роддом и другие лечебные отделения, Так ей, в качестве транспортного средства выделили верблюда, запряженного в телегу с красным крестом. Когда Филимонова трудилась в качестве главного педиатра города , были созданы туберкулёзный, соматический и ревматологический детские санатории и ряд детских поликлиник. Я не раз обращался к Ангелине Александровне Дутовой за помощью, когда у меня болели дети и никогда, я повторяю никогда, не слышал я от неё отказа. Готовность помочь была присуща не только Ангелине Александровне, по сути это качество было свойственно большинству врачей, лечивших и детей и взрослых. Клятва Гиппократа, которую оканчивающие мединститут студенты произносили при выпуске, выполнялась свято всеми, кто посвятил свою жизнь спасению людей Так было в те далёкие годы в нашей стране. Я знал  многих врачей, выросших в крупных, опытных специалистов и часто с ними общался. Много лет жизни отдала спасению жителей города от недугов и смерти «Заслуженный  врач Казахстана» Антонина Андреевна Брылина. О  ней, замечательном хирурге, написано много очерков в местной и республиканской прессе. Её знают многие работники здравоохранения и больные и в нашем городе и за его пределами. Она известный хирург, до ухода на заслуженный отдых  проводила сложнейшие операции, под её крылом выросла целая плеяда грамотных хирургов, в числе которых: Садан Колмагамбетов, Дюсембай Ахметов,Людмила Ефимовна Бирман, Николай Мун, Анна Харина и много других, до сих пор работающих в здравоохранении специалистов. Почётный гражданин городов  Жезказгана и Сатпаева, Антонина Андреевна свой врачебный опыт передала своей дочери Тамаре Ашотовне Агамовой,  терапевту по специализации, одному из лучших диагностов в регионе.
В 1954 году была введена в строй первая городская больница и первым главным врачом в ней был бывший воен.врач Владимир Наумович Выпих, Он много времени уделял комплектованию новой больницы оборудованием и инвентарём, такова была в те времена тяжёлая доля хозяйственника. После ухода В.Н.Выпиха в горздравотдел  главврачом стал Мукатай Танкибаев прекрасный врач и добрый, улыбчивый человек. Долгое время  главным врачём больницы №1 был врач-хирург Дюсембай Ахметович Ахметов.Из тех врачей, с которыми меня сводили болезни, я хорошо помню лорврачей Акбийсена Нурмагамбетова и Владимира Фридмана, и тот и другой не раз спасали меня от гайморита. Порой я встречю на улице известного в нашем городе фтизиатра, в пршлом заведую щего тубдиспансером в г.Сатпаеве Толеу Шенеуова. Он сейчас на заслуженнм отдыхе, но продолжает консультировать молодых врачей. Адылхан Асаинов и Рахимжан Кусаинов терапевты. с ними мне часто приходилось встречаться в больнице партактива. Я , как главный инженер проетов, помогал им в установке медицинского оборудования. В разговоре с моим давним знакомым Игорем Николаевичем Пинчуковым, работавшим длительное время фельдшером на обогатительной фабрике,  из давно забытого прошлого всплыли имена врачей  Петсольд Маркс Георгиевича хирурга,Фустер Юлиан Семёновича хирурга, Малиновского Анатолия Ивановича фтизиатра,Делятицкой Софьи Григорьвны фтизиатра, Афанасьевой Нины Григорьевны хирурга. Эти медики прибыли в Жезказган из России не по своей воле. Они были репрессированы и отбывли сроки свои за колючей проволокой Степлага. Оставшись на поселении, они лечили жезказганцев. Список работавших и работающих в наших медучреждениях врачей  бесконечен. И тем, чьи фамилии здесь упомянуты, и тем, о ком здесь не сказано, мы, их пациенты, бесконечно благодарны за их прекрасный,тяжёлый труд. Врачи не Боги, да это так, но каждый , оказавшись в беде молится на них и взывает о помощи.Спасибо, Вам доктора, что вы были и есть!

               


Рецензии