Леди импрессионизма. Мари Бракмон

«Импрессионисты изобрели... не только новый, но и очень полезный способ смотреть на вещи.
Это, как если бы вдруг открылось окно и... потоками  ворвался солнечный свет и свежий воздух». Так писала одна из самых талантливых, но малоизвестных художниц круга импрессионистов – Мари Бракмон (Бракемон).

Знаменитый художественный критик Гюстав Жеффруа, много писавший об импрессионистах, отдавая должное ее дарованию, называл Бракмон «одной из трех леди импрессионизма» (под другими двумя он подразумевал Б. Моризо и М. Кассат).

Мари родилась 1 декабря 1840 года в местечке Арджентон в Бретани.
Отец, морской капитан, умер вскоре после рождения дочери.
Мать вступила в новый брак, и после нескольких переездов семья поселилась в Этампе недалеко от Парижа.
Сначала Мари училась живописи у одного художника-реставратора, но в 1857 году на работы Мари обратил внимание академический живописец Альфред Стивенс,
она была также представлена Энгру, у которого  брала уроки и чей стиль она переняла. Критик Ф. Бюрти называл Мари в числе «самых интеллектуальных учеников студии Энгра».
В 1857 году девушка с успехом дебютировала в парижском Салоне и однажды даже получила заказ на картину от императрицы Евгении.
Позднее директор французских музеев граф де Ньевенкерк поручил молодой художнице сделать копии с  шедевров, хранящихся в Лувре. Во время копирования Рембрандта в залах Лувра она познакомилась с художником и графиком Феликсом Бракмоном, который работал в Лиможе в качестве художника по фарфору.

Он был близким другом будущих импрессионистов и постоянным участником их шумных встреч в кафе Гербуа и «Новые Афины». Мари и Феликс  сочетались браком в августе 1869 года, а в 1870 году у них родился сын Пьер. Вскоре супруги вынуждены были уехать из Парижа и поселиться в Севре: ребенок родился слабым, и врачи рекомендовали ему свежий воздух.

В этот период Бракмоны активно сотрудничали с мануфактурами по производству фарфора в  Севре и Лиможе, создавая эскизы для их изделий. Живя в отдалении от Парижа, Мари помогала мужу в его работе и создавала эскизы для фарфора и керамики, не прекращая занятий живописью (участвовала в парижских Салонах 1874 и 1875 годов).
Успешным было ее участие в Выставке декоративного искусства 1876 года, а два года спустя - в экспозиции Всемирной выставки в Париже.
Знакомство с импрессионистами и их творчеством оказали на художницу неизгладимое впечатление. Очарованная возможностями, которые открывает перед художником живопись на пленэре, Мари Бракмон отказалась от своего прежнего академического стиля и стала работать в импрессионистской манере, она приняла участие в трех выставках импрессионистов.
Особое влияние на ее творчество оказали Ренуара и Моне.
Осматривая работы Мари Бракмон на выставках импрессионистов, Дега неизменно приходил в восторг.
Жизнь в провинции наложила на творчество Мари отпечаток непосредственности, интимности.
Любимыми темами ее работ были интерьеры, натюрморты и пейзажи, ее интересовали мерцающие эффекты «солнца и воздуха», которые она создавала с помощью крохотных диагональных мазков утонченных оттенков.
Наиболее известные картины художницы: «Дама в белом» (1880), «На террасе в Севре» (1880) и «Полуденное чаепитие» (ок. 1880).
И все-таки имя Мари Бракмон оставалось мало известным публике.
Одной из причин тому было ревнивое отношение к ее успеху со стороны мужа, который отличался деспотичным характером и придерживался довольно консервативных взглядов на искусство.
Он, например, с большим предубеждением относился к пленэрной живописи импрессионистов, хотя и дружил с Э. Мане, А. Фантен-Латуром и Э. Дега.
Отвергал Феликс Бракмон и метод пуантилизма («точечной живописи»), разработанный Ж. Сера и П. Синьяком.
По воспоминаниям Пьера, сына художницы, отец отрицательно относился к участию Мари в выставках импрессионистов (хотя сам иногда экспонировался на них).
Он вообще ревновал ее к успеху, часто препятствовал показу ее работ друзьям.
Это привело к тому, что Мари к 1890 году совсем оставила занятия станковой живописью, целиком посвятив себя на многие годы эскизам для Севрской мануфактуры.
Художница тихо умерла в 1916 году, пережив своего мужа, и была похоронена на кладбище в ставшем ей близким Севре.
Ретроспективная выставка  работ Мари Бракмон, которая состоялась в 1919 году в парижской галерее Бернхайма, включала всего 90 полотен, 34 акварели и 9 гравюр. Хотя живописное наследие художницы из Севра невелико, но и то, что она успела создать, позволяет считать Мари Бракмон одной из главных представительниц импрессионизма.
Картины художницы можно посмотреть на сайте
https://gallart.by/Bracquemond.html
https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post454803227/


Рецензии