Петушки-2 Автор Юлианна Скрыпник

Рассказ о походе «Петушки-2»
Юлианна Скрыпник (2 курс, 14 лет)



3 июля 2004 года, проснувшись утром, я поймала себя на страшной мысли. Вскочив с кровати и подбежав к часам я в ней убедилась: "Я проспала! Автобус уехал без меня!".Разбудив и напугав этим утверждением маму, я бросилась к трубке телефона.Быстро набрав номер, я дозвонилась в школу, и была приятно удивлена тем, что автобус еще не уехал. Договорившись о месте "встречи" ( из своего Царицына я не успевала уже доехать до Киношколы), я поехала на пересечение Каширского шоссе и МКАДа, именно там автобус должен был меня «подобрать».
Никакого автобуса не было, даже после двухчасового ожидания (хотя , как оказалось потом, они киношкольцы останавливались и ждали меня, видно – разминулись). Но я не теряла надежды попасть в фирменный киношкольный поход, который случается всего дважды в год, и даже решилась идти без группы все 13 километров, чтобы провести вместе со всеми у костра хотя–бы вечер…
Отоспавшись в знаменитой электричке «Москва-Петушки», мы доехали до этого небольшого городка и стали искать такси.
Историческая справка: Петушки и Петушинский район (120 км к востоку от Москвы, 65 км от Владимира), находится на территории Владимирской области. Люди селились здесь ещё 25 000 лет назад.
До славян здесь жили финны, все названия местных рек: Мокша, Колокша, Пекша, Яхроша, Сомша – финские, люди давно исчезли, а названия живут…
Славяне пришли сюда 1200 лет назад, были они из особенно дикого племени – вятичей, Ярослав Мудрый перед смертью как особую свою смелость вспоминал, что прошел через их землю. По реке Клязьме проходил мощный торговый путь во Владимир (сейчас его дублирует шоссе Москва – Пекин, знаменитая «Владимирка», по которой когда – то гнали арестантов). Тогда же появились первые славянские поселения не только на Клязьма, но и на ближайших реках с финскими названиями.
Здешняя земля долго не могла оправится от монгол, только при Иване Грозном (XVI век ) здесь стали снова селится люди.
Петушинская земля – самый близкий к Москве уголок Владимирщины, тем не менее, особенность этой земли очень чувствуется, здесь , как на севере, окают, говорят «у» вместо «о» - угурцы, утнесла, пугода, «ё» вместо «е» - нёсу,сёстра,дётей, говорят не «у сестры», а «у сестре», не «у Кати», «у Кате», живёт в Москвы, просют, возют.
Два крупных города района – Покров (основан в 1778 году) и Петушки (основан в 1965 г). Из всемирно известных особенностей местной земли: Петушки – место жительства писателя Венедикта Ерофеева, автора «Шагов командора» и романа – анекдота «Москва – Петушки», родина единственного в мире Музея Петуха и место, где Левитан создал многие из своих пейзажей.
А еще это «походная» родина Киношколы.

Найдя на вокзале Петушков машину, мы снова отправились в путь. Мучительно было ехать в этой колымаге и слушать какую-то попсу, которая играла в салоне и так нравилась водителю. Но еще мучительнее было думать о том, что эта дорога никогда не кончится, что я вечность проведу в пути, так и не добравшись до лагеря. И я почти поверила в это, как вдруг, из окна машины, я увидела развилку с табличкой и надписью, которая гласила:"Деревня Марково".

Историческая справка №2: Дом в Марково. Деревня Марково (основана в начале XVIII века) находится в 35 км к северу от города Петушки, эти места настолько удалены от торных дорог, что не смотря на то, что отсюда 2 часа на автомобиле до Москвы, дачная лихорадка ещё не затронула эти места.
Для меня эти места были своеобразной русской Атлантидой – вокруг Марково – 8 разрушенных церквей, которым по 200-250 лет, местные жители, те самые, владимирские, среди которых была и жена Венидикта Ерофеева (именно к ней он едет в книге «Москва – Петушки»), тают на глазах, развалины церквей стоят как колоннады дворцов исчезнувших цивилизации к которой мы все относимся. Но которая нам совершенно непонятна…
Это место издавна привлекала интереснейших людей, кроме Ерофеева, здесь жил писатель Владимир Солоухин, здесь родился композитор Аедоницкий. В соседнем селе Короваево краеведением на очень серьезном уровне занимается местный директор школы Надежда Трофимовна Романова, это она делает так, что в далекое Короваево приезжает Тонино Гуэрра, другие интересные люди.
Кирпичный дом в Марково был построен в 1895 году и куплен моей семьей в 1985 году, в нем до сих пор сохранилась 100-летняя русская печь. Впервые Дом в Марково был использован как перевалочная база для похода во время ночного похода «Петушки» 13-14 января 2004 года (, участвовало 30 человек, подробнее-см. рассказ Маши Лопуховой по адресу mifs.ru/proj/petushki2004/petushki2004.shtml)…Здесь же снимался ролик по рассказу О”Генри «Последний лист» «Если ты ещё есть» во время Киноцикла – 2004.

В доме Виталия Викторовича меня снарядили резиновыми сапогами и мы двинулись к палаточному лагерю Когда мы дошли до половины пути,впереди замелькали знакомые лица. Это были Нелли Мальцева, Аня Исаева,СережаЗябко и сам Виталий Викторович.Далее я пошла по затоптанной траве к лагерю.Сергей Зябко помог мне донести рюкзак.Подходя к лагерю уже было видно дым от костра. С окраины отоптанной местности ко мне бросился Юра Юрасов, с распростертыми объятиями и радостным криком Ура!". Войдя в сам лагерь, меня практически никто сразу не заметил. Все были поглощены работой, у всех были радостные лица, а я ходила рядом с ними. Было такое ощущение, что я перенеслась куда-то в прошлое, или в будущее, и наблюдаю события, как бы со стороны. Я ни до кого не могу дотронуться, ни кто не может дотронуться до меня; Я никому не могу
сказать и мне никто ничего не скажет, я никому не смогу сделать больно или
приятно и мне никто ничего. Из этого состояния прострации меня выбила
Анастасия Ивановна, всего лишь сказав мне:"Привет!" и добродушно улыбнувшись. Потом ко мне подошла Лена Серова и предложила сходить вместе с ней к роднику, чему я с радостью согласилась. Меня немного ужаснул путь к этому роднику, ведь
дорога шла через кладбище. Спустившись в оврагу, я увидела трубу, торчавшую из земли, из которой вытекала тоненькая струйка воды. На небольшом возвышении, над этой трубой, было что-то напоминающее очень низкий колодец из дерева, с крышкой.
Я открыла эту крышку и заглянула внутрь. Там, разумеется была вода, которая
доходила, где-то до уровня земли по другую сторону дерева. Колодец оказался
очень не глубоким, до дна можно было рукой дотянуться,но меня поразило другое - на дне колодца под водой, что-то булькало. Это небольшое место на большом дне, было не больше лунки для гольфа. Я взяла длинную, тонкую палку и опустила в самый центр этого чего-то непонятного. Тут же вода стала мутная, песок со дна поднялся до середины и стал медленно и плавно опускаться на дно. Я захлопнула крышку, набрала воду в бутылку,которую мне предварительно вручили вместе с двумя котелками, и вместе с Леной отправилась обратно. По пути я встретила Таню Кузнецову, которая обрадовалась не меньше Юры.

Сноска №1: так в чем же был замысел? В 1552 году молодой Иван Васильевич, тогда еще не Грозный, отправился в очередной раз на Казанское ханство. Ровно на том месте, где летом 2004 года был разбит лагерь киношкольцев, царь Иван разбил свой шатер. Ночью на него напали два татарских лазутчика и хотели его убить, но царь отбился от них посохом. По местной легенде, он повелел основать на этом месте церковь, которую нарекли во имя Спаса. Церковь местные жители так и называли – Спас Железный Посох, потому как Иван Грозный оставил свой железный посох в дар церкви.
Однако по данным исторических источников, церковь Спаса была основана на 100 лет позже – в 1636 году. Над этой загадкой уже не первый год бьется местный краеведческий музей. Для того, чтобы разгадать загадку железного посоха и ответить на вопрос, действительно ли церковь связана с именем Ивана Грозного, Киношкола предприняла раскопки на месте церкви (она была снесена в 1955 году), а маленький хуторок вокруг неё исчез еще раньше. Ответить на вопрос мы собирались двумя способами – путем непосредственных раскопок на месте церкви и расчистки и фотофиксации древних могильных плит на местном погосте – мы надеялись найти там плиты XVI века, которые доказали бы правдивость древней легенды. Поскольку к Спасу киношкольцы двигались ( в отличии от опоздавшей Юлианны) не на машине, для того, чтобы выйти к искомому месту им пришлось пройти 13 километров по топким Владимирским болотам к искомому месту. Этот момент, она естественно, описать не смогла, потому как в нем не участвовала…
Далее я помогала ставить палатки, разжигать костер, носить дрова пошла
На раскопки (которые ничего не принесли, кроме того, что Виталий Викторович понял что земля (на которой стояла церковь)насыпная и копать нет смысла, и в ходе которых я чуть не потеряла свое любимое кольцо, и попробовала хоть что-то прочитать на могильных плитах (и это было единственное продвижение в области истории). Самое веселое было около костра, где справляли ночь весенних именинников (). Все было здорово: и подарки, и высказывания, и
счастливые лица именинников, и веселые улыбки остальных, и шутки, и все,
все,все! Но больше всего мне запомнилось нечто другое. В середине веселого
круга был один здоровенный костер, здесь было тепло и радостно, и повсюду свет, а у всех за спинами был один слабый, догорающий костер. Рядом с ним были воткнуты две длинные палки, на которых развесили мокрую одежду (чтобы высушилась). И, поскольку все это было в кромешной тьме (ведь лучи от "центрального костра" туда не доходили, и из-за людей, которые перегораживали этот путь) свет падал только на самую малую часть одежды, а остальное было во тьме, и получилось такое ощущение, что там стоит девушка с опущенной головой, пышными волосами и в балахоне, держа руки перед собой. Был виден ее силуэт. Я долго всматривалась и спрашивала :"Кто там?", но никто не отвечал. Девушка не шевелилась. Я пребывала в недоумении. После долгого рассматривания я наконец поняла, что это ни что иное - как просто одежда, и от души рассмеялась, правда, никто не услышал этот смех, но я смеялась, пусть даже внутри себя.
Закончив пир шашлыком все медленно стали вставать, после того, как
узнали, кто в какой палатке спит. Меня определили в самую большую (как показалось мне), но я все равно, взяв свой спальник, и расстелив его на коврике, зарылась в него по-глубже и стала считать владимирские звезды. Небо было таким звездным, этих маленьких точек я насчитала много". Целых одну звезду! Рассвет я так и не увидела, чему очень огорчилась. Закатов я уже нагляделась, рассвет ни разу не видела. Когда я сидела у костра, сказали: А вот, пусть, теперь новенькие скажут, что им больше всего запомнилось в этом походе, и что было трудно", и я ответила себе на этот вопрос только сейчас (точнее, когда лежала и смотрела на звезды). Мне запомнилось три вещи: когда я шла от дома VVSа к лагерю, то пути увидела старое, трухлявое заросшее мхом поваленное дерево. Оно было светло-коричневое, и зеленый мох на его коре смотрелся очень живописно. Это бревно напомнило мне картину "Три медведя". Почему-то оно мне очень запомнилось Второе - это что-то булькающее на дне колодца, то, что я в следующий раз уже не увидела. А третье – девушка у костра, которая превратилась в сохнущую одежду. Ну, а что было трудно, так это стоять на обочине дороги в ожидании автобуса, и в страхе, что он проехал мимо. Далее последовал ответ на вопрос "кого бы вы хотели отблагодарить?". Я хотела сказать Тане и Юре, за то, что они так мне обрадовались, но в общем кругу сказать не успела, поэтому сказала отдельно для каждого...
Когда наступает утро, это сразу чувствуется, потому что, просыпаются
Комары и начинают кусать с новой силой. И вообще, тогда у них был праздник, ведь
за 10 лет первые люди в этих местах!
После наступления утра и пробуждения комаров, все стали собираться в
обратный путь. Мы долго шли до остановки, еще дольше ждали автобус и
совсем невыносимо было, когда все вошли в автобус, а он еще долго стоял с
открытыми дверями, и совершенно не хотел ехать. Честно говоря, я все равно это помню смутно, так как сев в автобус, сразу же уснула. Так же я не помню дорогу
проделанную этим автобусом. Помню только локоть, растолкавший меня по
приезду (я даже не помню, кому принадлежал этот локоть). Все вышли из автобуса и двинулись в сторону вокзала. Мы подождали, когда преобретут билеты и все вошли на платформу, а затем в вагон и сели на свободные места (которых к удивлению оказалось много). В вагоне нам "скормили" конфеты, печенье, фундук и
"споили" сок и квас. И я снова уснула, преклонив голову к Соне Стратонниковой. В
Середине пути я просыпалась, менялась с Соней местами (потому что затекла шея), и снова засыпала.
Выйдя на конечной остановке, вырвавшись за пределы вокзала, я спросила:
"Ко
скольки завтра в школу?". Получив ответ, я тут же пошла к метро.
Приехав домой, я не обнаружила ни мамы, ни ключа, зато нашла закрытую
дверь.Подпирая стеночку, я присела у порога, дожидаясь маму. Я заняла себя игрой
с котенком, которого мне подарила мама на днях.
Дождавшись родного человека, я залетела в комнату и+ нет, не угадали,
Не упала на кровать, забывшись сладким сном (выспалась я в дороге) я стала+
рассказывать о всем случившимся маме+

P.S. Так же я хотела бы поблагодарить Антона Козлова, за то, что он помог
Нести тяжелый рюкзак, вручив мне свой, совсем невесомый.
Спасибо тебе, Антон!


Редакция текста и исторические вставки: Семёнов В.В.


Рецензии