Невечерний свет
...Прижизненное желание Старца Паисия написать книгу, «касающуюся всех мирян, монахов и священнослужителей». Старец не успел осуществить своего замысла, поскольку все время он посвятил людям, приходившим в его каливу.
...Я никогда не имею права сказать «не могу». Можешь, не можешь - надо смочь.
Записано со слов старца Паисия Святогорца
игуменьей монахиней Филофеей
И ежегодно повторяет природа пред глазами всего человечества учение о воскресении мёртвых,живописуя его преобразовательным, таинственным действием!
Святитель Игнатий Брянчанинов
***
Кленовых листьев
яркая игра
Нас заставляет вспомнить буйство красок лета –
А вскоре свет холодный
зимних звезд,
снежинок искорки
и солнца робкий луч,
стремящийся к тому,
другому,
будущему лету.
***
Горит свеча, и время мчит,
Неумолимо ускоряя ход.
Часы здесь ни при чем.
Они точны.
Они показывают час прихода в мир
и час ухода, что у каждого грядет.
И вскоре, независимо от дат,
Придет и ваш, как не смешно, черед.
Помните, как однажды «крошка-сын к отцу пришел» и спросил...
Спросил простыми словами, что хорошо, что - плохо.
На самом деле он спросил отца, как жить.
Если бы сегодня кто-то спросил об этом меня, я не стал бы долго в чем-то убеждать человека. Я бы искренне предложил ему прочитать и вдуматься в слова моей любимой молитвы святого Ефрема Сирина и небольшой части Аскетических Трактатов преподобного Исаака Сирина.
Молитва святого Ефрема Сирина
(читается во время Великого поста)
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
***
Позволь преследовать себя, но сам не преследуй.
Позволь распять себя, но сам не распинай.
Позволь оскорбить себя, но сам не оскорбляй.
Позволь клеветать на себя, но сам не клевещи.
Радуйся с теми, кто радуется, плачь с теми, кто плачет. Таков признак чистоты.
Страдай с болящими; скорби с грешниками; радуйся с кающимися; Будь другом всем. Но в духе твоем оставайся одинок...
Набрось покрывало на впавшего в грех и прикрой его. И если не можешь взять на себя его прегрешение и понести кару и стыд вместо него, то [хотя бы] не забывай его.
Прп. Исаак Сирин
Я, безусловно, не настаивал бы на своей точке зрения.
В конце концов, каждый старается жить в соответствии со своими представлениями, забыв, что земная жизнь конечна.
Это аксиома.
Факт, не требующий доказательств и споров.
Правда, человеку в силу многих обстоятельств трудно это вовремя осознать.
Тем более, вряд ли найдется человек способный определить это «вовремя».
Однажды на все это очень тонко обратил наше внимание старец Силуан Афонский:
Жить по-христиански нельзя; по-христиански можно только умирать. Покамест человек живет в этом мире, в этой плоти, он всегда покрыт как бы покрывалом, и покрывало сие не дает ему в совершенстве и непрерывно пребывать в Боге, к Которому стремится душа. Покамест человек в этой плоти, он этой стороной жизни своей всегда стоит в условности земного бытия, и потому всякое действие его носит также условный характер и совершенства своего достигает не иначе, как чрез великое таинство смерти, которое наложит печать вечной правды на весь пройденный жизненный путь, или, наоборот, обличит его ложь. Смерть, как разрушение органической жизни тела, у всех людей подобна, но как духовное событие, она у каждого принимает свой особый смысл и значение.
Это очень добрые и спокойные слова. Они совсем не пугают.
Они успокаивают живущих и даже в чем то оправдывают.
И, конечно же, призывают...
Призывают любить жизнь.
Земную, подаренную нам Господом тоже.
Не надо делить жизнь на части: до и после.
Это одна жизнь.
И любить ее надо всю.
Есть замечательные слова в духовном завещании схиархимандрита Виталия, нашего современника:
Полюбите ближнего! И вы полюбите Христа. Полюбите обидчика и врага! И двери радости распахнутся для вас, и Воскресший Христос встретит вашу воскресшую в любви душу. Вот и все! Так мало ждет от нас Господь! В этом - наш рай! Это - наше Воскресенье! Полюбите Любовь и живы будете Воскресшим в страдании Любви Спасителем!
Замечательные слова.
Вдумайтесь!
«Полюбите Любовь!»
Эти два слова, этот призыв, если хотите, охватывает всю нашу жизнь, весь мир.
При одном условии.
Если мы уверуем и начнем учиться любить Любовь.
Об этом радостно даже думать.
26. 08. 2004
***
Ты жил и ждал - боясь.
Терял и находил - боясь,
всегда боясь...
Теперь, умерив страх,
ты - веришь
Не боясь?...
***
Тихо в Храме.
Здесь незримо присутствует Он.
Он окутал тебя светом образов дивных,
нежным запахом ладана,
Вновь заставил родиться, но уже
под Пречистым Крестом.
Ты молчишь потому, что о многом подумал.
Ты молчишь потому, что хотел бы
о многом сказать.
Но ты просто молчишь, чтоб услышать
Его откровенье
То, в котором ты Истину сможешь узнать.
Не банальную истину, ту, что денно и нощно
Все гордыней ведомые жаждут тебе преподать,
А Великую Истину, данную
Святым Божественным Духом
И которую каждый, в свой единственный
миг озаренья,
Должен с радостью тихой, смиреньем
и безмерной любовью принять.
23.10.03
***
Сумейте прочитать
в строительных лесах
изысканную прозу.
Заметьте в них поэзию и звуки
созиданья.
Из этих звуков, форм и строгих строф
Растут, и с каждым днем все выше,
стены зданья.
Жаль только, редко видим
контуры основ,
И зданья этого, и нашего сознанья,
И так же редко, к сожаленью, сознаем,
Что наша жизнь – ничто
Без веры, без любви и созиданья.
***
Я убежден, что очень правильно поступили бы родители, если бы в день Рождества Христова помогли каждому ребенку увидеть первую яркую звездочку в зимнем небе.
Все вместе они бы возрадовались рождению Спаса нашего, и эта звезда привела бы малыша, а позднее взрослого человека к познанию Бога Истинного и Вере в Него.
Уверовав, человек понимает радость жизни, подаренной ему Господом, и старается достойно ее прожить.
31.05.04
День Духа Святаго
***
В день рождения подарите своему малышу колокольчик.
Начинайте прививать ему любовь к колокольному звону.
Сначала - звону маленького колокольчика.
Позднее - величественным звонам церковных колоколов.
Дальше - он познакомится с названием различных колокольных звонов и, в конце концов, узнает замечательное слово «благовест».
А когда вникнет в смысл этого слова обретет еще и радость восприятия божественных звуков колоколов, почувствует их благотворную силу.
31.05.04
***
Лик уверенный, добрый и чистый.
Сила полной заботы души.
В нем уверенность, Луч любви дивный.
«Аз есмь с вами и никтоже на вы».
04.12.2003
***
И Пастыря Доброго проповедь всюду слышна,
И уши имеющий проповедь эту услышит,
Отыщет, осилит дорогу свою в Божий Храм,
Где все Благочестием Праведным дышит.
16.07.04
***
В День Троицы Святой
Цветы и травы в Храме,
Незримые Отец, и Сын,
И Дух Святой
И радость без конца
За Победившего в
Новозаветной драме.
***
Всякая утрата компенсируется другой утратой.
Да - да.
Утрата - это мощный импульс, который Он дает человеку для того, чтобы тот чаще переоценивал свои мальчишеские представления.
Согласитесь, то, что мы считаем утратой в пять лет, восемнадцать, пятьдесят, - это абсолютно разные вещи, события, проходящие через призму нашего опыта, возраста и... усталости.
02.07.04
***
Самая большая радость - ощущение колющего тернового венца.
Пусть это не удивляет.
Надо искренне радоваться тому, что терновый венец надет на вас теми, к сообществу кого вы, к счастью, не принадлежите.
29.06.04
***
Мы создаем бесчисленные программы «оздоровления» экономики, окружающей среды, общества, без учета роли и места каждого в гармоничном и сложном мире, созданном задолго до нас.
Как только мы на какое-то время забываем о всеобъемлющей гармонии, являющейся великим деянием Создателя, нам сразу об этом напоминают. Резкость или форма напоминания зависят от того, насколько грубо мы нарушили эту гармонию, как долго мы ее нарушали или пытаемся искусственно изменить.
В суете и бурлящей бестолковости нашей «производственно-хозяйственной» и «созидательной» деятельности следовало бы иногда на какой-то момент остановиться и, если угодно, подумать о Создателе и Спасителе нашем. Нет-нет, не о «признании обществом» политических деятелей. Их-то просто надо в какой-то степени воспринимать, в какой-то терпеть, в какой-то время от времени забывать.
И тогда, осознав Божественную сущность всего окружающего нас, мы сможем выбрать для себя два-три принципа, и, уповав на Его безмерную любовь, почувствовать себя человеком-созидателем, человеком-тружеником.
Это не простая истина. Это - христианская норма. Именно - укладывая камень и строя мир, а не нося его за пазухой и бросая в другого, вы ощутите себя самого частицей этого замечательного мира.
***
Однажды я спросил у своего коллеги, который читал многих православных авторов, выписывал что-то из творений Святителей, почему он не ходит в Храм.
Он ответил, что боится расплакаться в какой-то момент службы.
Я сказал, что значит - будем плакать вместе, и не надо этого стесняться.
Он посмотрел на меня с явным недоверием, как на человека, подтрунивавшего над ним или вообще неадекватного.
И не попрощавшись, быстро направился куда-то с хозяйственной сумкой в руке.
Потом я видел его, спешащего на работу, спешащего домой, спешащего на автобус, спешащего с женой в театр, спешащего в магазин...
Он все время спешил и спешил...
Явно даже не догадываясь, куда...
***
...Что бывает с созревшей прежде времени смоквою, которою как скоро кто увидит, берет в руку и проглатывает ее.
Исайя. Глава 28.4
***
Я вспоминаю отрывок из ранних записей своего дневника (примерно 1972 год), когда я подумал о плодах высокой вишни в дедушкином саду.
Несколько вишен, по осени, продолжали оставаться на самой верхушке дерева.
Их просто невозможно было достать.
Они оставались там, высыхали и опадали, пожалуй, уже зимой, на снег.
И никто так и не успел оценить сладость и сочность этих вишен.
Видимо, и недозрелые, и перезрелые, и созревшие раньше времени, и созревшие с опозданием - одинаковые плоды.
Или уж, по крайней мере, на эту тему можно рассуждать вечно.
Это большая тема и очень важная. Часто встречающаяся в разных проявлениях на протяжении человеческой жизни.
Р.S. Я так заинтересовался, что нашел эту запись в своем старом дневнике:
«16.06.72
Вчера ездили в «дедский сад» (так мы в шутку называли садовый участок дедушки, где у него был еще и крошечный деревянный домик). Отлично.
Нечаянно увидел вишню, которая висела на самой макушке дерева.
Ее, когда она поспеет, могут и не снять: кто будет подставлять огромную лестницу из за одной вишни и карабкаться по старой лестнице за ней, этой маленькой вишней.
Ее не сорвут, и она погибнет вместе со всеми, висящими ниже вишнями.
Хорошо?
Но ведь о ней никто не скажет: какая вкусная вишня!»
И все-таки не следовало бы учить людей сохранять в старости идеалы юности. Коли есть старость - нечего ее исправлять и еще меньше извиняться за нее. Нужно принять ее и стараться подсмотреть, в чем ее сущность.
Лев Шестов «Апофеоз беспочвенности»
***
Когда мы смотрим на своих престарелых родителей, за которыми нам Господь нередко дает великую радость ухаживать в их болезни, нередко мелькает в голове желание, чтобы родители жили вечно. Или, по крайней мере, столько, сколько живы будем мы.
Немного подумав, мы понимаем всю абсурдность данного желания. И то, что, видимо, немножко лукавим: мы хотим, чтобы они жили долго, а значит, того же самого желаем себе.
Этим желаниям не дано сбыться.
Все эти периоды и нашей, и родителей земной жизни уже давно определены Милосердным Господом.
И надо всячески благодарить Его за то, что нам дано право ухаживать за больными родителями и делать это достойно.
***
Чтобы не бояться смерти, надо очень любить жизнь.
Абсурд?
Нет.
Очень любить жизнь - это значит не верить, что смерть когда-то и по какой-то причине не позволит тебе делать это.
Это значит не верить, что смерть сильнее жизни. Это значит, что жизнь вечна и всепобеждающа. Не верите? Проверьте.
И вот, когда проверите, обязательно поймете и согласитесь.
***
В конечном счете, человек всегда одинок и, в то же время, окружен любимыми, любящими, ненавидящими и безразличными к нему людьми.
Часто, вместо того, чтобы принять одиночество как нормальную и естественную форму своего существования, он ищет выход из этой естественной формы, искусственно создавая ситуации, когда пытается ощутить себя членом «коллектива» и «общества». Точнее - того, что принято по выдуманному самим человеком принципу.
Дальше - парадокс. Человек, родившись одиноким и в одиночестве умирая, старается насаждать свою короткую жизнь понятиями, условностями, традициями, которые по сути чужды его естеству, но, в свою очередь, которые (по его глубокому заблуждению) способны его, человека, от одиночества спасти.
На самом деле, и одиночество человек ощущает лишь тогда, когда сам он не в состоянии любить окружающих его людей.
Если же он, хоть в какой то мере, следуя Заповедям Господним, научился любить и любящих его, и ненавидящих его, и безразличных к нему, значит одиночество его условно.
И чем в большей степени проявляется эта любовь, тем интересней и богаче жизнь его самого.
***
Я всегда задавал себе вопрос: что же должен делать человек, чтобы приносить радость другим, окружающим его людям?
Сегодня мне думается, что человек должен любить, излучать доброту и передавать ее другим, пожалуй, всем, с кем ему дано встретиться в жизни.
Нужно радоваться и грустить, быть участливым в чужой радости и в чужом горе.
Должен, конечно, всем помогать в силу своей возможности.
Всячески искоренять ложь, свою и чужую.
Дарить цветы.
Работать и любить свою работу.
И еще очень многое.
Всего не перечислить.
Да это и не самое главное.
Главное, каждый из нас должен в той или иной мере делать это одновременно.
И, конечно же, не скрывать своих чувств.
Пусть его при этом кто-то даже попытается посчитать наивным или даже глупым.
Не надо стесняться.
Никому не дано право осуждать вас.
Никому.
Это надо знать твердо и продолжать делать добрые дела.
Даже тем, чье отношение к вам не всегда назовешь дружеским.
Тогда, только тогда есть хоть маленькая возможность ощутить себя Человеком.
А если тебя Человеком еще и считают другие, пусть немногие, значит, жизнь ваша имела смысл.
А вы испытаете от этого благодать, пусть не самую высшую благодать, так как это почти не возможно.
Даже не знаю, почему «почти»...
Практически совсем не возможно.
Но ведь никто и не ждет от вас в общепринятом смысле великих дел.
Сделайте малое.
Лучше не одно, а больше.
Сколько сможете.
А вот, чтобы узнать, сколько вы сможете сделать добра другим, нужно начинать делать добро уже сейчас, опаздывая и сожалея об этом обидном опоздании.
Но делать надо.
Обязательно надо.
Давайте вместе начинать.
04.02.04
***
Как в тоненькой свече - негаснущий огонь,
в монастыре и стены излучают свет,
А тихий звук молитв вселяет радость
всякого бытия...
Не пропусти этот невидимый,
торжественный момент:
В нем - результат и смысл деяний прошлых
лет,
В нем - жизни смысл твоей
И истина творца,
В нем - Мысль Великая...
И свете тихий-тихий
укажет узкий, верный,
правда трудный,
к спасению путь -
Движение и радость без конца...
***
Как часто, теряя драгоценное время, мы говорим о пустом, прошедшем, вроде бы забытом, не содержащем даже сколько-нибудь нужной информации.
Хуже того - разговариваем в храме во время службы!
Еще хуже то, что давно стало нормой, вред которой мы даже не замечаем.
Празднословие и многоглаголание.
Вспомните даже самое простое: речи, поздравления, пересказы футбольного матча, информации с телеэкрана о ходе посевной или жатвы.
А по сути - это не так уж безвредно, как может показаться.
Но трудно отвыкнуть от того, к чему привык.
Многоглаголание...
Вот как говорил об этой популярной человеческой страсти преподобный отец Иоанн в руководстве «Лествица, возводящая на Небо»:
Многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание уныния, предтеча сна, расточение внимания, истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, помрачение молитвы.
Вот как устами преподобного Иоанна Лествичника обратился к нам, призвал нас Господь к отказу от пустословия, многословия и празднословия.
И радость в том, что если несколько минут мы будем читать эти слова, много времени над ними раздумывать и всю жизнь следовать им, мы непременно станем немножко лучше, совершеннее.
Пусть самую малость.
И уже совершенно точно то, что в минуты раздумий над смыслом замечательных слов преподобного Иоанна мы не будем заниматься многоглаголанием.
Мы будем думать.
И еще раз переживать эти слова.
26.08.04
Крест водружен на новый Храм.
Он, в небо устремясь, созданье увенчал.
Но это вовсе не конец строительных работ.
Крест - это красота,
защита,
добрый знак...
И главное - начало всех начал.
23.10.03
Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
Послание к римлянам
Святого Апостола Павла.
(Глава 1. Стих 16)
Оставляю человеков: они - слепые орудия во всемогущей деснице Промысла; приводят в исполнение то, что Он повелевает или попускает. Обращением к человекам я хотел принестъ дань любви и уважения к ближнему, дань приятнейшую, услаждающую сердце приносящего. Мир, занятый своею суетою, своими попечениями, развлечением и преуспеянием, даже не обратит внимания на слова мои; для него не понятен, странен голос души, ощутившей нужду в покаянии и безмолвии.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
***
Когда смотришь на фотографии, не перестаешь восхищаться красотой окружающего нас мира.
Все, что нас окружает, поистине достойно внимания, а нередко - восхищения.
Надо стараться замечать красоту в том, что мы привыкли видеть вокруг нас каждый день и уже чуть было не перестали замечать вообще.
Но самое главное наступает потом: восхищаясь увиденным, нам необходимо всякий раз помнить Творца всего окружающего нас и нас самих. Именно поэтому то, что нас окружает, удивительно гармонично.
Да и в собственной жизни мы не всегда отдаем себе отчет, в скольких случаях обращаемся к Нему, Творцу и Спасителю.
Мы нередко, не отдавая себе отчета, в той или иной ситуации произносим:
«Прости меня, Господи!», «С Богом!», «Господи помилуй!» Разве практически каждый не замечает этого
за собой?
Но гордыня и полное отрицание всего, кроме самого себя, мешает нам жить по Заповедям Господним, мешает во всей полноте принять Его, чтобы Он принял нас.
Мы, тяжелые и упрямые, продолжаем ссориться, завидовать, воевать друг с другом и, в конце концов, впадать в такое уныние, какое может быть неудобно для всех людей, ждущих от тебя каких-то шагов, знаков, показывающих, что, веруя, ты смог хоть немножко приблизиться к Нему, возлюбить, возрадоваться и, в известной степени, страдать вместе с Ним.
Помните у Тютчева:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует;
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен
Невыносимое он днесь выносит!..
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры...
Но о ней не просит.
Ожидая и наблюдая за твоими действиями, Он не упрекает тебя ни в чем!
Он Благ и Человеколюбец.
Он просто присутствует везде.
Ждет - всегда.
Он страдает и тем самым помогает тебе обрести веру, любовь, смиренномудрие и терпение.
А самое главное, Он хочет видеть тебя, православного христианина, готового пройти, как и Он, через скорбные события Страстной седмицы.
У каждого человека, в конечном счете, были в жизни моменты, события похожие, хоть и несравнимо менее яркие и скорбные, нежели у Спасителя нашего перед страданиями на Кресте.
И Он ждет и верит в братьев своих нынешних, что хватит у них сил сверить свою суетную, мирскую, светскую жизнь с правилами жизни православного христианина и постепенно, по узкой и долгой дороге, но уже не отступая от цели, идти к Храму, Храму, построенному каждым, но вместе.
Храму, где в тишине, в потрескивании свечей и «застывшем» огоньке лампад, колокольном звоне, пении хора и великих словах литургии каждый слышит Господа, общается с Ним.
И кается перед Ним.
А потом испытывает великую радость, что в возведении этого храма принимал участие сам.
Ноябрь 2003
***
Мир сказок.
Мир детства.
Мир природы, окружающий нас.
Мир событий, эпизодов, предметов вокруг...
Все это красиво, радостно, грустно, дорого и преходяще одновременно.
В минуты созерцания этого мира, окружающего нас, восхитившись увиденным, сразу подумаем о Творце всего и всей этой красоты и гармонии.
Он во всем.
В каждой секунде нашей жизни Он с нами.
Он в каждом из нас.
А мы?
Всякий ли раз мы чувствуем Его, видим Его незримого, но любящего и помогающего нам?
Ответ на этот вопрос каждый даст себе сам.
И даже, если ошибемся в ответе и покаемся Ему в нашей ошибке, Он снова нас простит.
А мы?
Мы в лучшем случае зададим себе вопрос: Долго ли Он будет нам все или (уж точно!) много прощать? Давайте подумаем вместе!
***
Я хочу в ту страну, где на солнце
блестят купола.
Где улыбки, где радость, где смех
красят лица всегда.
Где прозрачный ручей, и кувшинки,
и озера гладь,
Там, где звук тишины помогает
любить и мечтать.
В той стране нет людей,
Что завидуют, злятся порой,
Что молчат, когда нужен совет,
пусть простой.
Тех людей, что увидев хоть раз
красоту,
Ненавидят ее, бросив взгляд,
словно тень на мечту.
Ну и пусть не бывает
той доброй и светлой страны.
Вы спросите! Нужны эти страны все
иль не нужны?
Я предвижу ответ между «да»
или где-то там - «нет».
Потому что никто, да, никто
и не знает на это ответ.
Потому что в тех странах
и не побывал,
Не мечтал о них в детстве,
а в юности и не страдал.
Потому, что не знает он
солнечный блеск куполов,
Потому, что не слышит он
Благовест колоколов.
***
Сегодня праздник.
Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня.
Был на праздничной службе в Храме.
Хорошо, что очень продвинулась строительная часть нового Храма.
Он уже приобретает величественный вид.
Было много молодых пар, пришедших крестить своих маленьких детей.
Многие из малышей плакали.
Безусловно, почти никогда нельзя ответить на вопрос, почему плачет младенец?
Да и почему плачет взрослый, тоже иногда ответить сложно.
Может быть, даже сложнее, чем на первый вопрос.
Мне подумалось о том, что сам я был крещен в 45 лет.
К этому моменту, к этому шагу я абсолютно осознанно пришел сам.
Я, конечно, не плакал, но, скажу честно, очень волновался.
Это было не простое волнение, привычное для нас в дни суетной жизни.
Это было особое волнение - волнение перед совершением таинства Крещения!
Взрослый не плачет во время Крещения.
Он плачет потом, значительно позже, снова и снова анализируя свою жизнь, жизнь до крещения, до знакомства и внимательного прочтения Евангелия, Посланий и Деяний Святых Апостолов, множества замечательных трудов православных авторов.
Взрослый плачет, видя множество грехов, недальновидных поступков, просто глупых, ненужных, но совершенных дел.
И главное - это то, что ничего уже не исправить.
Вот в этом и парадокс: взрослый, проживший жизнь, не может что-либо сделать иначе, поступить иначе, нежели так, как он это уже сделал когда то раньше.
Младенец тоже не застрахован от подобного рода поступков, так как он еще не может анализировать свою жизнь.
Он ее просто еще не жил.
***
В конце концов, каждый объявляет свой принцип, свои сокровенные желания, свою мечту.
А как же иначе?
Жизнь-то проходит!
И, если многие не смогли, не решились исповедаться обо всем содеянном в жизни, то хоть мечту свою или мечты обязательно назовут.
Даже, если в пустой комнате, без окон, и про себя.
Я тоже пытался и пытаюсь это сделать.
Я такой же, как все.
Даже во многом хуже.
Но я тоже немножко мечтаю.
И вот о чем.
Я очень хотел бы, пусть даже в другой ситуации, в переносном смысле, в непохожей обстановке или как хотите...
как герой «Ночного полета» Сент Экзюпери, направить свой самолет, оставшийся без горючего, к звездам.
Успеть направить.
А еще - успеть сказать, представ перед Господом:
Это я, Господи!
И все.
Все остальное про меня Он, конечно же, знает Сам.
Когда я заканчивал повествование, я вдруг подумал: на самом-то деле повествование окончить невозможно.
Просто, отложив ручку и бумагу, каждый из нас идет дальше...
Только теперь уже со своими героями.
Которых полюбил, на взаимность которых тоже надеешься.
Которые вместе с тобой однажды убедятся, обязательно убедятся в том, что книга о жизни и ее разных ситуациях не кончается, как не кончается и сама жизнь, что за ночью последует день, за зимой весна.
А за нами?
Такие же, как мы, только лучше.
Если в детстве они будут читать добрые сказки и перечитывать их хоть иногда в более зрелом возрасте...
Но главное - каждый миг своей жизни человек должен помнить о Том, Кто создал всех нас, окружил красотой, теплом, добротой.
Стараться, изо всех сил стараться, идти по пути, начертанному Им, жить по законам, установленным Им.
Делать все для самого себя и окружающих, помогать им в этом деле.
Здесь я больше говорю о своей личной точке зрения. Я просто не смогу испытать радости собственного спасения, видя, что очень многим и, более того, близким людям этого не удалось.
Значит - это я не смог помочь им, объяснить, помочь уверовать.
Значит то, что они не спаслись, - моя во многом вина.
У нас еще есть время. Он может понять. А мы с верностью и любовью идти к Нему.
Не будем терять этого золотого времени.
Свидетельство о публикации №210080901138