Ваганты

Латинская средневековая поэзия вагантов («бродячих людей») – сложилась в интернациональной по своему составу университетской среде  озорных школяров и неунывающих клириков, горячих поклонников Бахуса и Венеры. В то время латынь была не только языком католической церкви, но также языком науки и образованности. На ней говорили в университетах, монастырях и городских школах. Это давало возможность школярам, склонным к перемене мест, свободно перебираться из одного университета в другой, из одной страны в другую, повсюду встречая привычную обстановку латинского велеречия. По дороге эти веселые студенты питались подаянием  или старались заработать хлеб насущный разными шутками и балаганными выходками. Поэзия играла в их промысле далеко не последнюю роль. И хотя ваганты считались принадлежащими к церковному обществу и носили тонзуру, в своих песнях  они отражали чисто светское настроение, чуждое какому бы то ни было аскетизму. Их поэзия  - легкая, шуточная и жизнерадостная, проникнутая кипящими мирскими страстями. Главные предметы ее - любовь и сатира. Язык вагантов свободен от всякой заботы о красочном стиле и близок к живой средневековой латыни. Ритмы его  подсказывались прежде всего ритмами народных песен. При этом ваганты  перенимали у народной лирики не только форму, но и содержание: мотив и композицию. Это единственный жанр латинской поэзии, ориентировавшийся не на римскую классику, а на новоязычную народную поэзию, черпающий в ней свою свежесть и жизненность. Ваганты охотно обращались к фольклору и народной песне. В их поэзию перекочевали многие жанры рыцарской поэзии (Женские песни, песни рассвета, «весенние запевы» и т.п.), однако вагантом совершенно чужда была их куртуазная манерность. Они без всякого жеманства  воспевали плотскую любовь, вино и азартные игры.

Творчество вагантов, зародившееся в XI в. и достигшее своего расцвета в XII-XIII веках, в основном анонимно. Создаваемые в разных частях Европы озорные, блещущие юмором стихи переносились потом из одной страны в другую и превращались в своеобразный студенческий фольклор.
                *****
 
Во французской стороне,
На чужой планете,
Предстоит учиться мне
В университете.
До чего тоскую я –
Не сказать словами…
Плачьте ж, милые друзья,
Горькими слезами!
На прощание  пожмем
Мы друг другу руки,
И покинет отчий дом
Мученик науки…

Верю, день придет, когда
Свидимся мы снова.
Всех вас вместе соберу,
Если на чужбине
Я случайно не помру
От своей латыни,
Если не сведут с ума
Римляне и греки,
Сочинившие тома
Для библиотеки,
Если те профессора,
Что студентов учат,
Горемыку школяра
Насмерть не замучат,
Если насмерть не убьюсь
На хмельной пирушке,
Обязательно вернусь
К вам, друзья, подружки!
 

                *****
 
Я скромной девушкой была,
Нежна, приветлива, мила.
Пошла я как-то на лужок
Да захотел меня дружок.
Он взял меня под локоток,
И прямо в рощу уволок.
Он платье стал с меня  срывать
Мне ручки белые ломать.
Потом он молвил: «Посмотри!
Все у меня горит внутри!
Пойдем под липу поскорей.
Моя свирель висит на ней!»
Пришли мы к дереву тому,
Гляжу: не терпится ему.
Тут он склонился надо мной.
«Тебя я сделаю женой…»
Он мне сорочку снять помог,
И стал мне взламывать замок.
Вонзилось в жертву копьецо,
И надо мной  - его лицо…
 
                *****
Вновь облетела липа, и лес осенний гол,
Но милый не вернулся, но милый не пришел.
Смолк в рощах голос птичий, мир холодом сражен.
Мой милый стал добычей неверных чьих-то жен.
Он с ними шутки шутит, мне жизнь, что ночь черна.
Он с ними спит и кутит, а я ему верна.
Они его морочат! О, глупенький птенец!
Чего же он не хочет вернуться наконец?
Горька моя утрата, не счесть моих скорбей,
Промчались без возврата дня юности моей...

В XIII в. церковные соборы начали решительную борьбу с вагантами, поэтическое творчество которых с этого времени заметно слабеет.

Средневековье http://proza.ru/2023/01/17/232


Рецензии
Ох уж это мрачное Средневековье, с вагантами да декамеронами))

Оксана Куправа   29.07.2017 16:11     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.