Mr. Nobody. Цугцванг

     «В жизни каждого из нас каждый день происходит сотня выборов и не бывает их хороших или плохих. Просто каждый из выборов создает другую жизнь, другой неповторимый мир. Но каждая жизнь заслуживает того, чтобы ее прожить, каждая тропа — чтобы быть пройденной».

     Никогда бы не подумал, что возможно смешать в одном фильме столько жанров, идей и… самих фильмов. И как красиво смешать!..
     Как детское пюре и оранжевый соус в маленькой тарелке.   
     Фантастический сюрреализм будущего? Тематика бессмертия? «Фонтан» Аранофски.
     Время вспять? Старение и молодость? «Загадочная история Бенджамина Баттона» Финчера.
     Вихрь воспоминаний, кусочки разноцветных стекол, инкрустирующих ваш мозг? «Вечное сияние чистого разума» Гондри и «Ванильное небо» Кроу.
     Путешествия во времени, пространственно-временной континуум? «Эффект бабочки» Бресса.
     Приключения длиною в жизнь? «Форрест Гамп» Земекиса и «Крупная рыба» Бартона.
     «Господин Никто» бельгийского режиссера Жако Ван Дормеля – это крепчайший, мощный концентрат всего вышеперечисленного. Что вовсе не делает его вторичным, благодаря оригинальному сюжету, сочнейшей палитре (теперь я знаю все цвета настроения, и даже могу видеть музыку) и режиссерскому гению Дормеля.
     Недавний эксперимент Нолана с бесконечным полетом фургона – не новаторство, увы. Главный герой ленты Дормеля, Немо – это всего лишь бегущий за уходящей электричкой мальчик. Бегущий бесконечно.
     Когда ребенка, наделенного великой силой воображения (или таинственным даром предвидеть будущее?) заставляют сделать выбор, невообразимо тяжелый и определяющий всю его дальнейшую жизнь, железнодорожные пути разбегаются на сотни направлений. Какой путь правильный? Ответ жуткий, даже по меркам взрослого.
      Все.
      «Ведь бывает же так, что неправильный выбор даёт правильный результат и совсем наоборот. Чтобы избегать этой, скажем так, непоследовательности, нужно занимать позицию, при которой мы на самом деле ничего бы не выбирали. Я по большей части так и живу. Что свершилось, то уже свершилось. Чего ещё не было, того не было» (© Харуки Мураками).
      По мановению волшебной режиссерской палочки, мы наблюдаем бесконечную череду «если бы», десятки вариантов развития тех или иных событий, приводящих к не самым лучшим последствиям. Тема, до боли знакомая по «Эффекту бабочки». Но подача, стильная картинка, незабываемая музыка, ощущение эйфории при просмотре – это совсем из другой оперы, под названием «Вечное сияние чистого разума». Рядом с шикарным визуальным пиршеством Дормеля, детище Бресса – всего лишь бедный родственник категории «Б».
       «Господин Никто» не гнушается подробного объяснения своей теории, и смотреть на это безумно интересно, даром что хронометраж ленты – более двух часов. Приемы в стиле документальных картин Discovery Channel лишь усиливают эффект погружения в удивительный мир воображения главного героя.
       «Если смешать пюре и соус, разделить их уже нельзя. Это навсегда. Дым выходит из папиной сигареты, но не заходит обратно. Нельзя повернуть время вспять, вот почему выбирать так трудно. Надо сделать правильный выбор. Пока выбор не сделан, все на свете возможно».
       Джаред Лето, зарекомендовавший себя во множестве достойных ролей, включая «Реквием по мечте» того же Аранофски, удивительно правдоподобно проживает каждую из линий жизни своего героя Немо. И чертовски напоминает Джима Керри в «Вечном сиянии чистого разума». Он живет в бесчисленном количестве ипостасей внутри своего воображения (воспоминаний?), но существует ли он на самом деле?..
       Вообще, все актеры заслуживают огромной похвалы. Отбор на роли юных героев невероятно хорош – сходство с повзрослевшими персонажами поразительное.
       Безусловно, недостаточно одной жизни, чтобы испытать и понять все чувства и эмоции.
       Или достаточно одной минуты. Чтобы познать…
       Любовь.
       «Что происходит, когда мы влюбляемся?.. Почему именно эта женщина или этот мужчина?.. Набор феромонов подает нам генетический сигнал? Или мы узнаем черты чьей-то внешности? Мамины глаза? Запах, пробуждающий приятные воспоминания? Может быть, любовь – это часть плана? Оружие в войне двух видов размножения?»
      Страх.
      «До какой степени врожденны наши страхи? Если над головами гусят, выращенных в инкубаторе, провести силуэт летящего гуся, птенцы вытянут шеи и запищат. Если поменять направление движения, силуэт станет похож на сокола. Птенцы отреагируют мгновенно. Они прижмутся от страха к земле, хотя никогда в жизни не видели сокола. Без чьих-либо подсказок».
      Миллионы чувств, эмоций, ощущений, сотни дорог и линий, преломляющихся в призмах измерений.
      Когда смотришь «Господина Никто», в какой-то момент внутри тебя открываются потайные шлюзы и по телу разливается блаженное тепло. Ты осознаешь ценность своей жизни, но в то же время понимаешь – скорее всего, тебя не существует, ты лишь плод воображения девятилетнего мальчика. Это удивительное чувство.
      Зная все наперед, неинтересно играть. Слишком большая нагрузка для детского разума. Если нужно сделать выбор, раз и навсегда, заранее зная, к чему это приведет. Как из тысячи зол выбрать наименьшее?..

      «В шахматах это называется цугцванг. Когда единственный полезный ход – не двигаться с места».

©Роман Макарoff                09.08.10г.


Рецензии
Замечательная рецензия, как обычно. И фильм я, конечно, тоже не смотрел.
Поэтому сказать по сюжету не могу.
Но вот со СТРАХом, вроде, понятно. Это ж прямое следствие из инстинкта самосохранения. Лиши человека этого инстинкта, и страха не будет...
Феномен Любви, конечно, сложнее. "Прямым следствием инстинктов" любовь не является, хотя, конечно, включает в себя много энергий психических центров человека (тут и 1-ая, и 2-я, и 3-я чакры. И 4-я и 5-я. Вероятно, сюда же можно легко "вписать" и 6-ю - 7-ю). Очевидно, чем больше разновидностей психических энергий задействовано, тем выше, полнее и многораннее испытываемое чувство Любови (одним, отдельно взятым, существом. Кстати, необязательно - разумным.)
Я думаю, что главный смысл существования феномена Любви - ЭВОЛЮЦИОННЫЙ. Любовь - орудие Космической Эволюции.
Любовь - как возможность сотворчества.
Любовь - как аватара Замысла Творца.

Пиротехъник   24.10.2010 10:10     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей)
О любви сказано много, вот ты еще добавил)) Вот не знаю насчет Эволюции. Боюсь, что любовь как-раз таки превращает любое мыслящее существо в неразумное))

Роман Макаров   25.10.2010 06:35   Заявить о нарушении
"Любовь - орудие Космической Эволюции" - это цитата из "Агни Йоги".
Почему тебя так настораживает некоторая "неразумность". Только лишь логическим путём эволюционировать нельзя. У разума есть свои жёсткие ограничения.
Для того, чтобы самосовершенствоваться, расти духовно, годятся любые средства. И боль, и страдания, и полёт мечты, и даже "временное помешательство"...

Пиротехъник   25.10.2010 06:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.