Священное озеро

В Лебяжинском районе Павлодарской области (Казахстан) есть озеро Калатуз – остаток озерно-ручейной системы, которую в древности называли Ямыш-озером. Считается, что название озера, перешло на село Ямышево. С этого места начинается формирование саеверной территории Казахстана.
На карте дорог Монгольской империи, начерченной по приказу Чингисхана в начале 13 века, указано оседлое селение  Емши. Это название с кипчакского переводится как «целитель», и оно не противоречит древней традиции целительства. постоянной в регионе, в ХХ веке названном. - местные емши всегда излечивали заболевания и расстройства скелетно-мышечного аппарата (параличи, переломы и др.).
Род занятий целителей-емши был перенесен на озеро, которое давало воду, соль и грязь для лечения. Каждое урочище, имевшее санаторно-профилактическое значение, всегда получало статус священного места, окруженного всякого рода тайнами и табу (запретами).
Такие места обладают особым полем воздействия, которое начинает влиять на живые организмы с определенного расстояния. Для озера Ямыш это расстояние должно равняться 3-4 километрам (2 старинных русских версты).
Статус священного места требовал, чтобы у него был хранитель. И он действительно был – тот, чье имя легко опознается в названии озера. По местным преданиям села Ямышева, в далекие от нас времена в окрестностях его появился молодой жигит, оставшийся полным сиротой.
Во время набега враждебного соседнего рода все его родичи погибли, и он пошел, куда глаза глядят, пока не набрел на небольшую горстку строений, стоявшую в отдалении от озера с красной водой, на которой колыхались огромные и плоские куски белого цвета.
Это была оседлая усадьба, в которой одиноко жил старый емши-целитель, Старик был шырыкшы – хранителем Касиетти орны, священного места. Он очень обрадовался, что нашелся преемник, которому он сможет передать свое искусство. Старик приютил парня, дал ему еду и одежду.
Расспросив его и узнав, что произошло, аксакал возблагодарил высшие силы – Тенгри и аруахов – за то, что они послали ему этого жигита. Много месяцев потратил старик на то, чтобы обучить парня своему ремеслу.
Убедившись, что воспитал достойную смену себе, карт-емши утром ясного дня вышел вместе со своим учеником на просторную площадку перед усадьбой, подвел к балбалу – каменному изваянию, велел взять колотушку и выбить ею на барабане-даулпазе выученный ритм вызова сородичей.
Несколько раз взмахнул колотушкой жигит, и даулпаз пророкотал свою таинственную однозвучную песню. К вечеру со всех сторон к усадьбе съехались кочевники. Был той, и был праздник по случаю встречи всех родственных аулов («кырык уй»).
На следующее утро все чинно и торжественно расселись вокруг площадки с балбалом в центре, и аксакал возгласом «Уа, жамагат!» заставил всех замолкнуть и навострить слух.
Все услышали печальную историю жигита, хором выразили свое сочувствие и внимательно выслушали последние слова старого целителя, которыми он представил сородичам нового хранителя озера, который полностью соответствовал требованиям к претендентам: он был одинок, не имел родни и обучился целительству.
Родовое собрание одобрило выбор старого шырыкшы. Чтобы принять жигита в родовую общину, объявили, что любая овдовевшая и потерявшая детей почтенная женщина может подать свой голос и выразить согласие в том, чтобы стать приемной матерью. Такая нашлась, без промедления был совершен обряд усыновления.
А потом постановили: быть ему новым хранителем озера и дать ему имя Амыш (с начальным заднеязычным гласным, похожим на обычное «а»). От него и озеро стало называться тем же именем. До этого он и остальные водоемы вокруг него – озера, ручьи, речки – назывались общим словом «Кала Туз» - «много соли».


Рецензии