О натюрморте. Цветы и лягушка 3. Ирис и подснежник

     В натюрморте Яна Брейгела Бархатного с цветами в стеклянной вазе и лягушкой также можно прочесть скрытый смысл, несколько отличающийся от того, который мы увидели в картине с шелкопрядом. Путь к интерпретации подсказывают особенности композиции и сочетания растений. Вспомним об их традиционной символике. Ирис в старинной традиции был цветком, посвященным Богоматери и знаком Небесного царства. На латыни в книгах XVII в. он назывался arcus caelestis (радуга, небесная дуга), игра красок на его лепестках действительно иногда напоминает мерцание радуги, а форма верхних лепестков – небесный свод. В старинных религиозных композициях он часто преподносился Марии – Царице небесной. Именно этот цветок выбрал и Ян Брейгел Старший (Бархатный), чтобы увенчать им букет. Рассматривая особенности сочетания растений в этом натюрморте, можно заметить особую роль, отведенную цветку подснежника. Он помещен в центр букета; он написан более плотно и отчетливо, чем соседствующие с ним  пышные перецветшие розы; он склонен из глубины букета навстречу зрителю. Его небольшой, но крепкий стебель и стройная белая чашечка демонстрируют свежесть цветка и белоснежную чистоту лепестков. По сравнению с ним увядший стебель желтого лютика, свешивающийся с края вазы внизу по центру, кажется особенно слабым и сникшим. В традиционном значении растений подснежник был символом чистоты и невинности, его часто изображали в гирляндах, окружающих образ Богоматери, фламандские живописцы XVII века.


Рецензии