до театра в Павлодаре

До открытия профессионального театра в Павлодаре еще с дореволюционных времен постоянно работала любительская труппа, в которой были заняты жители уездного центра из числа образованной публики, местной интеллигенции, мещан и казаков, обладавших ярко выраженными способностями к актерскому ремеслу.
В старых выпусках газеты «Омский телеграф» можно найти и более ранние свидетельства  - заметки об активной сценической жизни в уездном центре. В переписке военного топографа, генерал-майора Н. Ф. Щербины, проводившего в Павлодарском уезде съемки местности в 1876 году, есть упоминания о посещении им спектаклей бродячих артистов-балаганщиков, которые осмеливались представить зрителям значимые отрывки из древнегреческих или шекспировских трагедий, русских и французских водевилей.
И это означает, что как только в 1861 году станицу Коряковку переименовали в Павлодар и придали ей более высокий статус, в новом городе свет рампы стал непременным и обязательным элементом досуга просвещенной части населения.
Из афишки 1893 года, извещающей павлодарскую публику, мы узнаем о любительских спектаклях, организуемых мадам Плотниковой – супругой известного в те времена купца, промышленника и пароходчика.
Затем в 1896 году 44 любителя во главе с коллежским асессором Федоров Вереденко в один прекрасный осенний день собрались и обсудили возможность учреждения в уездном центре Общества любителей музыки и драматического искусства.
На обсуждение активисты представили проект устава и письма военному губернатору Семипалатинской области. После прений документы утвердили и отправили в тогдашнюю столицу Казахстанского Прииртышья.
В 1897 году губернатор поставил на Уставе одобрительную резолюцию. Благодаря этому молодые образованные чиновники и приказчики смогли реализовать свои попытки облагородить вкусы местной публики.
Спектакли ставились уже более регулярно, до 1 раза в неделю и имели благотворительное назначение – средства от продажи билетов и лотерей передавались на нужды инвалидов, вдов и сирот богоугодных заведений и образовательных учреждений.
Но балаганщики и циркачи все же занимали львиную долю в тогдашнем шоу-бизнесе, Публика попроще валом валила на базарную площадь, где располагалось круглое деревянное здание цирка.
Программа выступлений в нем была одна и та же: кавказские джигиты, музыкальные эксцентрики, велосипедисты в корзине, укротители тигров, дрессировщики змей и обезьян, художники-моменталисты, женщина-паук, человек-лягушка и человек-амфибия. Были и цирковые ужастики – распятие на кресте, закапывание в землю.
Особенно ужасал и вызывал восторг самый рискованный номер: богатырь Бидила ложился на арену, его накрывали толстым деревянным щитом, и сверху на щит наезжала утяжеленная балластом подвода (в советское время ее заменил грузовичок «АМО» из артели «Красный караван»).
Венчал все представления обязательный чемпионат по французской (она же греко-римская, она же классическая) борьбе с вызовом желающих из публики. Очень красочно описал эти матчи Всеволод Иванов в своем романе «Факир подходит к городу». И уже в конце оглашались цифры выигрышных билетов, по которым разыгрывались самые ценные в то время призы – живые бараны.
«Театральной» датой советского периода в истории Павлодарского Прииртышья следует считать 1921 год. Во втором его полугодии почти одновременно состоялся дебют казахского и русского коллективов – первого в ауле Ульгули (Yлгiлi) в Иртышском районе и второго в самом Павлодаре на правах профессиональных театров.
В Ульгули первых казахских артистов собрал вокруг себя домбрист и певец-импровизатор Иса Байзаков. Он сочинил небольшую пьесу «Болыс» и отрежиссировал постановку по ней.
Представление было очень близко пониманию местных жителей – со сцены была показана реальная жизнь. Дочь волостного старшины Сасыкбая и простой жигит-бедняк полюбили друг друга, но отец девушки е захотел отдавать свою дочь в жены голодранцу.
Казачий атаман помогает волостному старшине расстроить планы молодых людей. Однако жигит и его друзья сопротивляются аресту, убивают атамана, захватывают девушку и волостному приходится считаться с обычаем умыкания.
В Павлодаре проблему создания театральной труппы решал Совдеп.  С 1 января 1921 года при уездном отделе народного образования стал действовать подотдел искусств. В первую очередь была открыта музыкальная школа с классами рояля, сольного и хорового пения, и первыми учениками стали 190 детей рабочих пароходства, мельниц и салотопенных заводов.
Параллельно объявили набор в художественные студии. Но главной задачей, которую поставили уездные парламентарии – члены Совдепа – стало открытие профессионального театра.
Он открылся в переоборудованном помещении одной из бывших церквей. Отдел коммунального хозяйства выделил из своих скромных запасов самые необходимые материалы. 30 января состоялось открытие первого сезона. Для премьерного спектакля выбрали драму «Разбойники» Фридриха Шиллера.
Зал бывшей церкви был кое-как протоплен, но артистам все же пришлось гримироваться в пальто и шубах. Вход был бесплатным. Первыми зрителями были работники Совдепа и его учреждений, рабочие затона и судомастерских, а также солдаты продотряда. Красноармейцы пришли на спектакль в шинелях, буденовках и с винтовками.
Зрители были в таком восторге, что трудно его передать словами. Топали, свистели, аплодировали и даже пытались стрелять в потолок. Работала и казахско-татарская труппа, которая поставила три спектакля в январе и феврале.
А потом начались будни театра. Ставились и репетировались советские пьесы «Любовь Яровая» Константина Тренева, «Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова. В феврале 14 артистов русского состава были командированы в Экибастуз, где показали несколько постановок. Здесь с их помощью была создана первая в области театрально-художественная самодеятельность.
Труппа просуществовала десять лет. При ее содействии успешно работали 18 драматических студий и кружков при межрайонном Рабочем Клубе, открытом в 1925 году.
Постановки местных театралов обеспечивались силами и энтузиазмом комсомольского актива и учителей, поэтому очень трудно провести границу между профессиональным и самодеятельным искусством.
По задумке А. В. Луначарского и Н. К. Крупской народное искусство должно было стереть различия между любительским и профессиональным творчеством.
Каждый желающий реализовать свои способности вступал в РАБИС - союз работников искусств, - на средства союза  проходил испытания и специальную подготовку, платил взносы и мог выступать на сцене в составе творческих коллективов или с отдельной собственной программой. (Кстати, эти же правила распространялись на живописцев, скульпторов и литераторов).
Самодеятельные театралы Рабочего Клуба дополняли местную афишу своими ежемесячными выступлениями, поездками в села и аулы, а потом целых шесть лет, до 1936 года, они несли эстафету, перенятую от первой труппы. Известный художник-передвижник Виктор Батурин, проживший в Павлодаре с 1919 по 1929 гг., постоянно оформлял для них живописные задники-декорации.
С 1921 по 1930 годы приезжие театральные труппы показывали спектакли «Квадратура круга», «Разлом», «Анна Каренина», «Медвежья свадьба», «Чердак», «Человек с портфелем», «Ржавчина», «Доллар и ток», «Любовь Яровая».
С 1930 по 1938 годы изредка приезжали гастрольные группы из Алма-Аты, Харькова, Новосибирска, Омска по разнарядке действовавшего тогда Рабиса (Союза работников искусств).
Местные артисты-любители продолжали свое бескорыстное служение Мельпомене и после открытия в Павлодаре областного казахского драмтеатра. Из них, а также из приглашенных артистов в составе Облказтеатра была сформирована русская труппа.


Рецензии