Работай, паромщик!
В одной из двух комнат одной из квартир типичного дома типичной городской окраины было темно и душно. Плотно задёрнутые чёрные шторы охраняли последние остатки прохлады, поднимавшейся вместе с малоприятным запахом протухшей воды из ветхих фарфоровых ваз. За резным дубовым столом сидели трое. И уже полчаса как ничто не нарушало поглотившей все окружающие вещи и время, неправдоподобно стерильной тишины.
– И всё-таки не может быть так.
Один из людей с нескрываемым раздражением провёл ладонью по лбу.
Он сидел, откинувшись к спинке в потрёпанном восточногерманском кресле. Крепкий бородатый мужик в тельняшке, не выпускающий из рук складной нож с рукояткой из слоновой кости.
– Не может. Даже если это и так, то не стоит даже об этом говорить. Нет никакого практического смысла держать в голове то, что является всего-навсего абстрактным домыслом, игрой воспалённого воображения. Если жара так дурно на тебя влияет, то это не значит, что все должны убедиться в твоей правоте и свихнуться.
Собеседник, к которому обращался бородатый, нервно закурил. Болезненный взгляд его быстро скользил по комнате, не останавливаясь ни на чём.
– Ниспровергатель норм человеческого общежития я? Да? Заблудившийся в хаосе порочной логики схоласт? Но ты же не можешь возразить мне?
– А чему я должен возражать? Не вижу смысла. Это ведь ничего не даст, особенно с твоей точки зрения. То, уверюсь ли я в твоей позиции или нет, предопределено, но ни ты, ни я не знаем, что конкретно выйдет. Так?
– Так. Но, всё-таки… Отсутствие у человека свободы воли имеет ряд важных следствий. Мораль, правосудие… Всё их функционирование базируется на положении, что свобода воли есть.
– О, как. Ладно. Раз уж ты с этой темы не можешь слезть, то давай-ка начнём с начала и последовательно в вопросе разберёмся. Ага?
Докуривший сигарету собеседник, кивнул головой и заглянул за шторку. В розовом свете правильного диска, нависшего над торговым центром заиграли рекламные щиты с их семидесятипроцентными скидками и беспроцентными кредитами. Жёлтые газоны ласково обнимали блестящий мусор, неравномерно уложенный на них.
В тумане заброшенного парка на лавочке сидит человек. У него нет лица. Он думает о том, как ему принимать пищу и машет руками. Неподалёку курицы несутся мраморными головами царей, а полиция отлавливает тех, кто не считает, что солнце – золотой шарик, который катается по стеклянному небосводу.
Прохладно. Местами даже холодно. И много воды.
Парк опадает, и хохочущий клоун в идиотском головном уборе, прыгая на руках, приглашает за покупками в новый магазин мебели. Он заводной и от него невозможно уйти. Однако, если помазать ему лоб сосновой смолой и отрезать бензопилой голову, то можно увидеть сущность мира – все эпохи в застывших стеклянных и по прежнему весёлых глазах.
Убежать. Быстро и далеко.
На обрыве, над прозрачно-голубым озером – красный закат и свинцовые грозовые облака. Приближается буря, которая через мгновение высосет озеро и обрушит его на голову…
Падение…
– О чем? – проснувшись и осмотрев комнату, спросил третий человек.
– Всё про то же, - ответил бородатый.
– Итак, - человек с болезненным взглядом сел за стол и ткнул пальцами в, сокрытое верхними этажами, небо,- Под субъектом я понимаю процесс осознания действительности, то есть сознание. Под внешней средой – всё внешнее, по отношению к субъекту. Внешняя среда – это и среда обитания носителя субъекта, и сам организм субъекта. Биологические основы человека и социальная действительность являются внешней средой и детерминируют мотивы действий субъекта. Все желания и помыслы являются следствием каких-либо причин, предшествовавших им. Цепь этих причин столь сложна, что у нас нет никакой возможности проследить оную.
– То есть выбор субъекта определяется фактически средой, воздействующей на него? – мужик в тельняшке налил себе чего-то напрасно называемого пивом и, закинув ногу на ногу, отпил некоторое его количество.
– Естественно. Выбор человека предопределён. Побеждает всегда наиболее сильный мотив, а мотивы формируются в процессе жизни или некоторого более короткого промежутка времени на основе взаимодействия биологического начала и внешних воздействий – сейчас преимущественно социо-культурных.
– А как же волевые решения? Когда человек преодолевает препятствия, страдает, ради достижения желаемого. Когда умирают за идею…
– Не вижу ни малейшего противоречия. Заложенный природой страх смерти рождает мотив не умирать. Но разве не может быть мотивов сильнее этого? Вполне может. И есть. Преодоление, так или иначе, - это торжество мотивов высших, то есть сформированных социально, лежащих в области духа – морали, эстетики и культуры вообще, над мотивами низшими – теми, что вырастают над инстинктами. Те же мучительные метания индивида, которые сопровождают сложный выбор, обусловлены всего лишь равновесностью борющихся мотивов. В таких случаях играют роль самые незначительные факторы – от севшей на нос мухи до древнего воспоминания, мимолётно и незаметно для человека, всплывшего из глубин подсознания. Не согласен?
– Не знаю. Может быть не всегда побеждает сильнейший мотив, может быть остаётся пространство для некоторой случайности?
– Даже если и остаётся, то это не меняет ничего. Индетерминизм равно как и детерминизм не оставляет места свободе воли. Дело в том, что для того, чтобы эта свобода была, воление должно проистекать из субъекта. Но самодетерминизм не подтверждается ничем, тогда как детерминизм может быть эмпирически подтверждён даже статистикой, в которой частота «аморальных» поступков весомо коррелирует с социальной средой.
– Ну и к чему это всё?
– Осознание отсутствия свободы воли обнажает абсурдность каких либо моральных оценок кого-либо и наказания. В чём виновен человек? Личность формируется её биологической природой, социализацией, мерой приобщения к той или иной культуре, событиями реального мира. В чём же вина? Я полагаю, что ты не скажешь мне, в чём она. Думаю, что её нет, и не может быть.
– Ты говоришь, что субъект – это сознание. Тогда все субъекты одинаковы в их сущности?
– Да, одинаковы. Более того, субъект – есть всего лишь наблюдатель, который обречён на периодические страдание и наслаждение, и который тешит себя иллюзией свободы своего выбора, хотя он – лишь осознавшая себя материя, подчиняющаяся естественным законам природы.
– Как бы логично, но сдаётся мне, что ты что-то упускаешь из виду… То, что ты говоришь – это только часть общей картины…
Бородатый сурово нахмурился и посмотрел на «ниспровергателя» уничтожающе-вопросительно. Третий человек спал. В щели оконных рам просачивалась медуза адского уличного пекла. За стеной сосед высказывал своей супруге сомнения в умственной полноценности хозяев предприятия, на котором он вместе с ещё парой сотен человек попал под сокращение штатов. В подъезде кто-то уронил бутылку. Осыпавшиеся с третьего этажа осколки вошли полифоническим звоном в плоть полуденного, иссохшего в умственную пыль, города и застыли.
Полёт человека – ощущение сродни хождению по краю пропасти. Определённое усилие воли… и ноги теряют связь с землёй, безо всякой опоры тело чувствует невесомость и воспаряет. Поднимаясь всё выше. Дома и деревья где-то далеко внизу. Не чувствуя собственного веса скользишь будто по смазанной прозрачным маслом гигантской линзе, помещённой под толщу воды.
А потом тьма и снова свет.
Бородатый паромщик – старик с бесцветным взглядом внутрь собственных кошмаров, завёрнутый в пелёнку-шинель – крутит руль воздухоплавающей рухляди похожей на деревянный трактор со съехавшей и распухшей крышей. Он живёт только для того, чтобы переправлять людей через непроходимую границу между периферией и центром, получая небольшое вознаграждение в виде условных денежных единиц или безусловной алкогольной продукции. Прошло уже много десятков лет с тех пор, когда великая сушь закрепила великую границу и теперь, с воздушного парома, незаконно проплывающего над центром русского города, видны монументальные храмы Мамоне, здания с пятиэтажными золотыми надписями «Diagnostic», «Police», «Shopping Center», «LIC: Life In Credit»… Полый мир, вычищенный от возможных посягательств на собственные основы, изживший последовательно всё «ненормальное», никуда не движимый, ничего не желающий и тошнотворно-гармоничный… Тот, другой – ещё живой, но распадающийся и сползающий далеко назад, туда, откуда пришли первые люди… Два непересекающихся мира, потерявших надежду…
Паромщик, работай! Их воля спит, и жажда жизни атрофирована пока тебя нет в их механическом существовании. Работай, паромщик! Ты же – глоток воды, отрезвляющий от опьянения распадом. Ты – демон, страж противоречий, хранитель воли, – открой двери, я выйду…
Падение…
– Что нового? – спросил третий человек, открывая глаза.
– Я говорю, что свобода воли – вредная иллюзия, которая питает неадекватные явления вроде морали и существования наказаний, - комнату наполнила очередная порция клубов сизого табачного дыма.
– Когда тебя подвешивают за ребро, ломают конечности и стягивают с лица кожу, а ты в это время думаешь о том, как бы не выдать своих. И ты знаешь, что если выдашь, то останешься в живых. Но не делаешь этого из чувства долга, человеческого достоинства и ответственности перед теми, кто тебе дорог. То это что? Всего лишь доминирование социальных мотивов? Или проявление воли? – бородатый мужик встал, засунул нож в карман спортивных штанов и упёрся кулаками в стол.
– Всего лишь доминирование…
Человек с болезненным взглядом развёл руками, налил себе вина и выпил, прислушиваясь к реакции оппонента.
– А я вот так не считаю.
Бородатый тяжело вздохнул. В комнате становилось жарко и невыносимо душно, а в его голосе всё чаще чувствовался металлический привкус. За стеной кто-то безуспешно пытался найти табуретку.
– Ты же говорил, что преодоление – это торжество высших мотивов. Быть может преодоление – это и есть воля? Если сознание – процесс, существующий во времени, качественно не сводящийся к причинно-следственным связям в органической жизни, но вырастающий над ними как новый уровень, то почему воля не может существовать как качество одного порядка с сознанием, то есть вырастать на борьбе мотивов, но не сводиться к ним? Где гарантия, что побеждает именно сильнейший мотив и вообще можно определить силу мотива. Может быть, наличие или отсутствие этих самых мотивов у человека обусловлено биологически и социально, но при этом сила их не всегда обусловлена на уровне, предшествующем уровню сознания? Сила высших мотивов, то есть то, что, в конечном счёте, определяет решение в борьбе разнородных – высших и низших - мотивов, определяется динамически – во времени, в непосредственной связи с сознанием…
– Позволь поинтересоваться почему же именно высших?
– Почему именно высших? Потому что без социализации уровень сознания не достижим, и, соответственно, сознание формируют факторы культуры, а не биологическое начало. Если моего друга подвешивают за ребро и он молчит – на то его воля, а далеко не только стечение обстоятельств его жизни…
На пару странно затянувшихся минут в комнате стало совершенно тихо. Вазы, воспользовавшись тишиной, усилили источаемый ими смрад, а сквозь чёрные шторы начали навязчиво просачиваться ниточки набравшего сил, побелевшего солнца. Навязчивые ниточки связывались в тонкие неуёмные косички и оставляли расплывчатые жгучие пятнышки на ковре и стёклах шкафа. Вкрадчивое расчленение целостности комнаты подчёркивалось оцепенением, в которое, не желая того, попали собеседники. Третий человек смотрел в блики на стенах, сжимая в руке маленькую стальную пирамидку, видимо, упорно борясь со сном. Болезненный участник разговора перебирал пальцами пуговицы собственной клетчатой рубашки. Бородатый, достав свой нож, тяжело и часто дышал:
– Я думаю, что современное состояние человечества – переходный этап от полного отсутствия свободы воли к абсолютной свободе воли.
В широком зале тишина и прохладный сумрак. На идеально-сложенном из чёрного мрамора полу узкий зелёный ковёр. Идти по нему. Туда, где светится ровным светом маленькая хрустальная планка. На этой планке три цилиндрических самоцвета.
И голос откуда-то снизу: «Нажмёшь на белую кнопку – будешь сытым рабом. Нажмёшь на красную – будешь голодным рабом. Нажмёшь чёрную – будешь свободен.»
Палец тянется к чёрному…
И голос откуда-то снизу: «Нажмёшь на белую кнопку – познаешь покой. Нажмёшь на красную – познаешь борьбу. Нажмёшь чёрную – познаешь себя.»
Палец тянется к чёрному…
И голос откуда-то снизу: «Нажмёшь на белую кнопку – исчезнут все, кто тебе дорог, а ты останешься. Нажмёшь на красную – исчезнешь сам, но останутся все, кто тебе дорог. Нажмёшь чёрную – исчезнут все.»
Падение…
– Будет так, как должно быть, – сказал третий человек, открыв глаза.
Бородатый водил лезвием ножа по резному дубовому столу. Другой – с болезненным взглядом – курил. Вазы источали жесточайший аромат гибели. За стеной кто-то бился в предсмертной агонии, повесившись на ремне.
А за окнами типичного дома типичной городской окраины палило белое солнце, закипая стеклянным огнём по витринам, опаляя мысли прохожих, будоража древние раны.
Начиналась великая сушь…
8 августа 2010 – 10 августа 2010
Свидетельство о публикации №210081000612