Рецензия на Новолуние, была вывешена в ноябре 2009
Как ни странно, это так. Дело тут в том, что легло в основу всемирно известной серии игровых ужастиков Silent Hill. Эта штука называется «субъективность восприятия». Если не вдаваться в заумные рассуждения, в которых я не очень силен, то по-простому это будет звучать так: «Каждый видит по-разному». То есть, то что видит один человек совершенно необязательно видит другой. Люди разные, и мы видим не одно и то же. одни в тех же «Трансофрмерах» видит лучший фильм всех времен и народов, другой – набор лучших в мире спецэффектов и ничего более, третий – полный хлам прикрывающий свои огрехи спецэффектами. И не всегда успешно, между прочим. Недаром говорят: «Сколько людей столько мнений». Любитель тяжелого рока не обязан обожать Бритни Спирс, только потому что его сосед от нее тащится и уже все уши про нее прожужжал. Каждый фильм, будь он даже триста раз по нашему мнению отвратительный, найдет одно того, кому фильм понравился. Мало, да, но лучше чем ничего. Значит, кино нашло свою целевую аудиторию.
Но в кино ходит не только «та самая» целевая аудитория, туда ходят все кому не лень потратить свои денежки на сеанс фильма, о котором они слышали, или просто привлек анонс, плакат, рассказ друга, рецензия в прессе. Значит, чем большую аудиторию охватит фильм, тем лучше.
«Новолуние».
Во-первых, у меня возник вопрос, который терзает уже не первый год: какие придурки занимаются адаптацией названий фильмов для нас, русских? Да, порой получается неплохо, хотя бы тот же «Безумный спецназ». Оригинальное название, переводящееся как «Люди, которые смотрели на козлов», вызывает лишь недоумение. На козлов? Фильм про больших начальников? Про фермеров? В Америке хотя бы известна книга-первоисточник, у нас же нет. По сему уточнение в названии, что речь в фильме пойдет о специальных солдатах, которые к тому же слетели с катушек, уместно. Но как из одного слова вытащить три?! Это просто непостижимо. Ладно, подзаголовок «Сумерки» годится, чтоб неискушенный зритель не пугался, что пришел не на то кино. Да, это продолжение «Сумерек», не ссыте. Все нормально. Девочки – вешайтесь на мальчиков, мальчики – не тормозите, а то вас до конца ваших дней с девочкой будут упрекать что вы «совсем не как в кино». Но добавка в виде «Сага» совершенно не была нужна. Она лишняя, тем более что для саги размах маловат.
Ладно, это вроде как мелочь, ее простим. Все же наши кинопрокатчики редкостные дебилы, особенно когда выходит не первая часть фильма, а голоса, озвучающие главных героев, меняют (например «Пираты», «Адреналин»), убирают акцент и прочие характерные особенности речи героя («Пираты»), и прочее. Окай, проехали.
Давайте поговорим об актерах. Согласны? А хотя что я вас спрашиваю. Читаете, значит согласны никуда не денетесь.
На роль главного героя, Эдварда, подобрали хорошего парня, это я отметил еще по первой части. Квадратная челюсть, накачаный торс, гламурная прическа, грим (за грим вообще хочется похлопать, он в фильме преотличный, замечательно подобраны линзы для вампиров, кровь натурально смотрится, и так далее) – все при нем. Несколько угнетает разве что излишняя женственность, но это мы спишем на вампирскую сущность, которая у самой Энн Райс, матриарха книг о вампирах, склонная к гомосексуализму и уже упомянутой женственности. Парень молодец, тут я ни слова плохого не скажу.
Героиня. Об этой, с позволения сказать, барышне, сложно писать без смеха. Почему? А вы не заметили, что у нее то ли прикус неправильный, то ли просто челюсть как-то неправильно срослась, то ли язык распух, то ли… ага, поняли?! Да, да, именно – у нее рот не закрывается. Она постоянно с распахнутым ртом, странно как туда мухи не залетают. Помимо этого хочется сказать о том, что она не умеет играть лицом. Особенно глазами. Брови в статичном положении, что бы ни происходило, в глазах одно и то же выражение – ну куда это годиться?! Правильно никуда.
Второй герой. Индеец который. Качок еще хлеще, высоченный, брутальный, с мордой лица словно вот-вот сам даст в морду. Оно и понятно! Индеец, его народ бледнолицые выгнали с их родных земель, загнали в резервации – тут любой бы обозлился. Но это шутки йумора. Серьезно что сказать?! Будущий актер героев мачо, крепкий, суровый, за таким как за каменной стеной. Вот кому-то из девчонок повезет. Если он в жизни не размазня, конечно. Играет на приличном уровне, не то чтобы верю, но достаточно убедительно.
Кто еще? Вампиры из семьи героя все так же смахивают на гламурных то ли эмо, то ли еще кого-то в этом духе. Особенно Элис, гиперактивная девчушка, которая кажется выпила парня, который до этого выпил ящик Рэдбулла. Черномазый вампир в пинжаке с карманами на голое тело и дредами как у растамана пуст, что понятно – он даже не третьего плана персонаж, на нем можно не заострять внимание. Равно как и на всех остальных. Весь сюжет вертится вокруг трех главных персонажей.
А что же сюжет?
Знаете, когда я смотрел первую часть, меня не покидало чувство, что оно снято для 16-17 летних девочек. Именно девочек. Не зря ж такого красавца-героя нарисовали. Сюжет был глуповат, причем настолько, что героиня воспринималась последней дурой, которая никак не могла понять, что вокруг нее нежить ползает. Можно подумать, она родилась и выросла в стерильном боксе, и о вампирах ну никогда ничего не слышала. Ладно, мы и так знаем, что в Америке одни идиоты живут, но не настолько же!
Сюжет второй части недалеко ушел.
Что сказать? Сюжет примитивен и стандартен, в нем все повороты известны заранее, и чем все закончится понятно. Едва начинается какая-то сцена зритель уже знает, чем она закончится. Героиню не трахнет вонючий байкер, она не погибнет прыгнув с обрыва в море, в нее до одурения влюбится индеец-оборотень, а что он оборотень понятно было и так, даже из первой части. И, наконец, было ясно, что Эдвард эту Беллу не разлюбил нифига, и что в конце они снова будут вместе, под радостные сопли и слезы в зрительном зале. Но! дело тут не в сюжете, а в реакции на него зрителей. Мысли о самоубийстве вампира; желание девушки быть вечно с любимым, ради чего она готова на обращение: мысли о старении; любовь и ненависть; верность и предательство; чудесное спасение; задолбавшая (надоело ей-богу ) «избранность» всех кого не лень (в данном случае героини). Все это мы видели миллионы раз, но смотрим снова и снова, пересматриваем. Почему? Да потому что в реальной жизни так, как на экране, увы, не бывает.
Герой бросает героиню (без объяснения причин). Хотя он ее любит, но он ее бросает. Самым беспардонным образом, чтоб эффект был посильнее (и на зрителей тоже). Замечу снова, что в этой сцене у героини брови ни разу не шелохнулись, а глаза как сухими были так и остались. Я на собственном опыте знаю, что в такие моменты лицо не может быть каменным. И тем не менее…
Кстати о «бросает»: в сцене в доме вампиров герой толкает Беллу в сторону, чтоб на нее не напрыгнул не в меру голодный родственник, но ведь не мешок с дерьмом толкал, поаккуратней не мог?! И на этого парня западают наши девчонки? Главное, если мы их пнем с ноги – мат-перемат, а если такой вот красавчик с клыками – ай, все нормально, бывает.
Хотя женскую логику пока никто не отменял;)
Героиня рыдает ночи напролет, месяцы сидит и не шелохнется. Скучает и ждет его, надеется что он пошутил и вот-вот вернется. И вдруг случается так, что в момент опасности он ей является. Как фантом, предостерегающий об этой самой опасности, и она начинает искать опасность. Чтоб хоть так быть рядом с ним. Хоть как-то, но рядом.
В процессе таких безумств она сходится с возмужавшим индейцем Джейкобом (О! Вспомнил его погоняло!), заводит с ним капитальную дружбу, а он еще и влюбляется в нее. Но он не просто парень, он оборотень, призванный охранять людей от кровососов. Это несколько осложняет взаимоотношения его и Беллы, и приводит к тому же, с чего началось кино: к расставанию. Да вот только Эдвард фиг знает где, а Джейк тут, рядом. И он охраняет свою возлюбленную, надеясь на взаимность, хоть и не то чтобы ждет ее. При этом героиня второй раз тупит как дятел, который надел клюв не на то место. Она знала о вампирах, но в легенде говорилось не только о Хладных. Почему-то она это напрочь позабыла, и никак не могла сообразить, что к чему, пока самолично не увидела волков, в холке ростом с человека, которые активно грызут вампиров.
И вдруг, когда Белла уже вроде бы согласна, появляется вампирша Элис, которй бло видение ,что Белла утонула. Но нет! Ее спас Джейкоб, а в ее видениях не бывает оборотней, заклятых врагов вампиров. Она приезжает узнать что случилось, и натыкаемся на живую и даже местами здоровую героиню. Оказывается, Эдвард узнал о видении Элис и отправился в Италию, чтоб какие-то высшие вампиры (вампирлорды, ага) провели над ним обряд развоплощения. Ради этого он готов заявить о себе всему миру, за что его, по вампирским же законам, просто обязаны уничтожить. Белла и Элис мчатся его спасти, что им весьма вовремя удается. Потом они заходят в гости к вампирлордам (как их именовали в фильме не припомню, что-то типа вентрети, или около того), выясняется что на Беллу не действует никакая вампирская магия, «хорошие ребята» обещают обратить Беллу, на чем знать успокаивается и отпускает бедолаг с миром.
В конце, после драки в пару ударов между оборотнем и вампиром, Белла делает предсказуемый (как и весь сюжет) выбор и остается с Эдвардом, который обещает обратить героиню, но только если та выйдет за него замуж. Героиня застывает с открытым ртом (ну да), в голове наверняка проносится что-то типа «Йоптыть», и далее титры. Сказала ли она наипредсказумейшее «да» или нет – мы узнаем, когда выйдет третий фильм. Хотя можно и книжку прочитать, если вы еще не разучились читать.
-«Если вы можете прочитать эту строчку, то не разучились»-
Спецэффекты в сиквеле на порядок лучше, чем в оригинале. Драки сняты и разбавлены замедлениями и размытиями на 5+, не меньше, а на гигантских волков хочется смотреть и смотреть, так великолепно они слеплены (поэт из меня, как из кое-чего пуля, ну да неважно). При этом ускорение вампира в беге выполнено так же плохо, как и раньше. Оно попросту не ощущается. На бегу он просто отбрасывает небольшое облачко темного цвета, но никакой «надбавки» нет, закись азота тут только косметическое средство. Фантом Эдварда вообще хочется внести в учебник по организации бред-мороков в кино. Вот странно, спецэффектов тут кот наплакал, а кроме двух трех капель они обгоняют даже таких монстров как «Стар Трэк» и «Трансы». Хотя впереди еще «Аватар», но это совсем другое, там весь фильм на графике построен.
О гримерах я уже сказал – им хочется памятник поставить. Хочется, но не буду. Я тот еще Зураб, как наваяю, так меня же этим памятником и придавят. В общем, вы поняли, что косметику здесь не просто так расходовали.
Операторы, в основном, молодцы. Имеются огрехи, вроде сцены под дождем между Беллой и Джейком: когда его план дождь идет, а стоит камере показывать Беллу, как дождь возле ее лица магически прекращается (такое же мы видели уже упоминавшихся выше «Пиратах»), но они тоже поработали от души. «Оскара» им не дадут, но уважения заслуживают. В отличие от монтажеров, на чьей совести несколько неоправданно затянутых моментов в разговорах. Да, это могло быть задумано, но не смотрится. Не сморится я ска… написал!
По сути претензия лишь одна, но серьезная – к сюжету, который насквозь вторичен, пропитан штампами, предсказуем, и вообще рассчитан уже не на 16-17 летних, как оригинал, а на 13-14 летних девчушек. В особенности финальная фраза «Выходи за меня замуж». Готов спорить, что девушки по нашу сторону экрана сказали бы «да» нимало не задумываясь, а увидев паузу готовы были бы крикнуть: «Че ты жмешься?!», но начавшиеся титры обрывают это стремление.
Да, я во всеуслышанье заявляю, что это хороший фильм. Не классный. Не отличный. Не «высшая оценка», то есть «божественный». Хороший. Это да, этого не отнять. Но беда: он хороший в своей категории. Как «Пила» или «Восставшие» в жанре ужасов, так и «Новолуние» в своей нише. Это кино нишевое, и спустя несколько лет о нем запросто позабудут те же девочки, для которых найдется новый идеал, новый «обожаемый лапочка». Но покамест они здесь и сейчас, они будут готовы визжать, пойдут на любой фильм с ним в одной из ролей, повесят себе постер на стенку (а те кто повзрослее и поразвитее еще кое-что сделают), и в клочья порвут любого, кто хоть одно худое слово скажет об Эдварде конкретно и фильме в целом. Я же не девочка 13-17 лет, что меня вполне устраивает, но и не брутальный мужлан. Я ценю прекрасное, красивое, мне не чужды чувства, я не боюсь заплакать, если фильм на меня произведет впечатление, как в этом году паре фильмов удалось. Но я не могу поставить выше тройки. По той причине, что это кино не для меня. Я считаю его хорошим, и от своих слов не отказываюсь, но не зацепило.
Свидетельство о публикации №210081000727
Ну,например,не только подростки,но и взрослые теточки с восторженным видом твердят,что фильм супер)))а уж этот Каллен везде,и на рабочем столе,и на заставке телефона(уж лучше футболиста какого поставить на аву)))(ну это так,лично мое мнение)...у всех.Просто тошно.
Кино конечно,очень нишевое и я бы сказала,абсолютно нищее в плане художественной ценности,как и абсолютно бездарная книга.Все ее части.но вы правы,сколько людей,столько и мнений)))
Ди Весенняя 11.08.2010 12:28 Заявить о нарушении
Гран-мерси, миледи))
Андрей Ходосов 11.08.2010 14:36 Заявить о нарушении