По лезвию бритвы

По лезвию бритвы

Всякий, кто работал с иностранцами в СССР или за рубежом, наверное, знает, что он находился под недреманым оком лиц, призванных обеспечивать государственную безопасность страны. Опека не всегда была навязчивой, но ощущалась постоянно, потому приходилось смотреть на себя со стороны, сдерживаться в высказываниях, молчать там, где надо было бы поспорить , стараться контролировать свои поступки и мысли. Несколько эпизодов с натуры:..

1.   Я еду из Петербурга в Москву , чтобы окончательно оформить документы и вылететь из Москвы в Кабул, Афганистан, где мне предстояла  трехгодичная работа с афганскими курсантами и офицерами МинОбороны. Работенка не из тяжелых- обучение русскому языку. Под впечатлением расставания с друзьями и любимой собакой Неркой я всю дорогу от Петербурга хлюпала носом.Из тамбура  на меня все время смотрел молодой человек в черном, курил и смотрел, курил и смотрел. Перед самой Москвой он подошел и предложтл свои услуги  по переносу тяжелых чемоданов.  Он не убежал с чемоданом, слава Богу, но назначил вечернее свидание у памятника Маяковскому. Если бы не моя бабушка- "чекистка", я бы так и пошла на свидание. Но бабушка сказала: " А ты подумала, девка, что завтра ты улетаешь в Кабул?? Ты знаешь, зачем Он назначил тебе свидание?"" Я не знала, думала,  просто понравилась ему.  Но на свидание не пошла. Быть может, спасла себе жизнь. Ведь у меня были готовы все документы и валюта,  и Он это знал. Вот что значит "чекистский" нюх бабушки !!!

2.   Кабул, 1965 год. Каждое утро я прохожу мимо дукана (лавочки) афганского торговца Али ,и каждое утро он говорит мне : "Здравствуйте, муаллем  сейб, --здравствуйте, госпожа учительница." При этом прижимает одну руку к сердцу и кланяется. Мне приятно. Однажды Али вышел из лавочки с книжкой в руках, это был учебник русского языка. Русские- частые гости в лавочках афганцев. "Муаллем сейб, Вы не могли бы мне помочь прочитать вот этот текст? ? Конечно, могла бы, Али, я ведь учительница. Это мой долг. Я останавливаюсь, мы склоняемся над книгой. Но мешают прохожие,  и ветер перелистывает страницы. Али предлагает войти в лавку. Я не против. Не злодей же он, в самом деле!!! Мы вновь склоняемся над книгой, я читаю и разъясняю слова. Дверь открывается и входят две моих знакомых соотечественницы. Увидав меня в общесте афганца, они мгновенно покидают лавку, сказав  Извините.

На следующее утро меня вызывает консул.
-- "Говорят, вы с афганцами запираетесь в лавочках .Чем Вы там
занимаетесь ?? "

--"Изучаем русский язык"- я уже знаю, откуда ветер дует и злюсь - вот с...ки, донесли уже....

--"А с кем это Вы разгуливаете по улицам Кабула в ночное время?
   Курсанты?  Зачем Вы гуляете с ними ?"

 я в шоке. И здесь су...и

-- "Это мои студенты, товарищ консул. Я работаю с курсантами и офицерами , и иногда они провожают меня до полицейского поста, когда на улице не горят фонари. "

Консул смягчается и спрашивает напоследок:
--" А с кем это Вы переписываетесь в Питере" Отвечаю:
--"С мужем.."
--  "Да??? У Вас есть муж??? А что же вы не заявили о нем в анкете ??" Во, черт, всё знает !!!



3. Далекий южный город.  Я обучаю иностранцев русскому языку и одновременно выполняю обязанности секретаря партбюро. Иностранцы доверяют мне, потому что я знаю их язык, обычаи  и культуру. Партия НДПА строится по образу и подобию Кпсс, потому я частый гость на собраниях НДПА, хоть мне и трудно воспринимать живую разговорчивую речь. Я не сама вызвалась бывать на собраниях, мне настоятельно  "посоветовали" это делать, потому афганцы считали меня своей и , конечно же, верили в мои связи с органами безопасности. Они не дураки. У самих лазутчиков- через одного.

 И вот в учреждении назревает конфликт.  Наш высокопоставленный чиновник стал сталкивать лбами местных  лидеров двух правящих партий Афганистана, которые и без того   находились в отношениях друг к другу "на ножах".    Обидно было и тем, и другим. Некоторые стали рисовать на столе чиновника подозрительные рисунки и писать оскорбительные надписи, а другие- другие собрались и написали на языках пушту и дари  штук пятьдесят писем в крайком КПСС  с жалобами на чиновника. Один из лидеров пришел ко мне и вручил мне письма с просьбой прочитать и дать совет, можно ли отнести их в крайком КПСС. Поскольку вопрос касался моего начальника, я взяла письма и пообещала никому ничего о них не говорить пока. А обещанное слово я всегда держу крепко.

Ознакомившись с содержанием писем, я пришла в ужас. По всем правилам, после таких писем чиновник должен был лишиться карьеры. И проверять жалобы никто бы не стал. Конфликт власти с иностранцами- вещь серьезная. Что делать ?? Не буду же я делать подлянку своему начальнику... И нарушать слово, данное афганцам, нельзя. Интуитивно я чувствовала, что о письмах надо сообщить   в органы. Пусть разбираются. Но если бы я сообщила об этом сама, мой авторитет у афганцев был бы потерян навечно. Что же делать ??

Я пошла ва-банк. С письмами в сумке я приближалась к кабинету секретаря парторганизации. За мною по пятам шел декан ( ныне покойный, бедолага) С. " У Вас какие-то письма от афганцев??"- заискивающе спросил он , "Дайте их мне". " Вы что? Нет у меня никаких писем, с чего вы взяли ??" Надо сказать, что эти два чиновника жили как кошка с собакой. и С. предоставилась возможность  нагадить сопернику. Но я была тверда. "Нет у меня никаких писем. Успокойтесь. Я иду к секретарю по личному вопросу". С тем я и вошла в кабинет. Вкратце рассказала историю с письмами     , прекрасно понимая, что сейчас он будет звонить куда надо. Не тот это случай, чтобы проигнорировать. Так и есть.  "Вы меня извините, но я должен сообщить" И тут открывается дверь и чиновник С. вторгается в нашу беседу с какими-то предложениями. " Так Вы подслушивали..."- равнодушено произносит секретарь. А я добавляю " Господи, какая подлость!!" Дернул меня черт за язык.

Следующее утро было для меня "судьбоносным". Меня вызывали на ковер к ректору ВУЗА. Я  пошла. В мою честь за круглЫм столом сидели: ректор, три проректора, начальник отдела кадров, Чиновник С. и Высокопоставленный чиновник Ш.,сотрудник 
комитета Госбезопасности и ещё кто-то. Человек десять .Они все сидели  с суровыми лицами судей , а я стояла  посреди кабинета на красном ковре в роли подсудимой.

. "Так,,,, ,- произносит ректор, что будем делать ???2

" Не поняла.. Вы о чем?"

" Будем сразу писать заявление или подадим в суд??"

" Не понимаю. Можно пояснее? "

" Что ж ты, милая ( ректор называл меня на ты, как отец родной) , людей подлецами называешь ?? А???? Это же все равно , что в лицо человеку плюнуть. "

" Подлец и подлость - это разные слова. Подлецом я его не называла.Я назвала слово подлость, вот товарищ секретарь подтвердит" Товарищ секретарь не подтвердил. Он, оказывается, ничего не слышал. Так, понятно. Крысы с корабля...

Далее пошло обсуждение моего морального облика, и тот человек, которого я фактически спасала от позора и увольнения,этот чиновник Ш. , нападал на меня в числе первых и грозился всеми карами небесными. " Вы понимаете, она считает, что в институте всего несколько мужчин, а остальные, остальные, в том числе и Вы, товарищ ректор, это непонятно кто.."- Ш. захлебывлся  бабьим  визгом, а я стояла и смотрела на этих Мужчин. Я была спокойна.

--"Ну что, Он собирается в суд подавать за оскорбление личности. Ты же его подлецом назвала."

Все смотрят на меня выжидающе, а я спокойно -так отвечаю.
--"Пусть подает. И я докажу, что он такой и есть." Боже. что я говорила ?? Это же провал , я должна буду рассказать о письмах и  огромном желании С. заполучить их.
 
Но именно эта фраза и спасла меня. Истец вздохнул и вяло произнёс:
--" Ну, если она докажет, то я убираю своё заявление.."

На том и разошлись. При прощании с господином Ш, Которого я уберегла от  позора , я спросила его, помнит ли он о письмах,
 которые писали про него афганцы в крайком партии. Ш. решительно мотнул головой. Нет, не помнит. Это была отъявленная ложь. Он остался в Высоком кресле, афганцы не пошли жаловаться, а я через лет этак 5-6 уехала из того города в Петербург. 

Примечание.
 После этого случая мои отношения с начальством, почти дружеские сначала, стали невыносимыми Я пробовала подать заявление на должность зав кафедрой военного училища связи, но господин С. в служебной характеристике написал : " Знает восточные языки ,.. что способствует её доверительным и теплым отношениям со студентами". Конечно, мне отказали. Знание иностранных языков и языков студентов, с которыми работаешь- большой минус!! Во как!!!       
   

 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.