Рассказы

Григорий КРОШИН                рассказы

                Из серии «Письма со свободы»

                На ком мне поставить крест?..

Привет тебе, Василек. У нас с женой Любой все хорошо, не волнуйся. А вот-вот станет еще лучше: тут снова выборы! Теперь – в Совет «Товарищей по счастью». И откуда ни возьмись, навалом кандидатов в эти товарищи поднабралось. Ну, которым туда, Вась, невтерпеж попасть. Медом им там намазано, что ли… Ну, да ладно, не будем о грустном. И, что удивительно, Вась, все ведь достойные люди, эти кандидаты в товарищи: Ветеринар-бизнесмен, Парикмахер-мозолист, Стоматолог-протезист, Тренер-преферансист, Юрист-охранник! Образованные, симпатичные на первый взгляд, успешные вроде, владеющие языком, как своим, так и чужим.  И все стремятся, как тут интеллигенты выражаются, «кандидироваться». Ну, если по-простому, – баллотироваться. Чего только не делают, чтоб их выбрали. То есть, Вась, чтоб их фамилии в бюллетенях крестом пометили.  И борьба предвыборная не на шутку пошла, за каждый голос драчка идет. Вот и за мой, представь, тоже…
Тут на днях, на одной тусовке, Ветеринар-бизнесмен, вроде спец по болезням свиней с опытом общественной работы, отводит меня в уголок и шепчет, чтоб конкуренты – товарищи по борьбе за голоса, не подслушали:
- Дело есть. Ты не мог бы мне помочь?
- Я? – удивляюсь вроде. – Я ж в свиньях-то ни рылом…
- При чем свиньи, я о людях. Избраться в Совет не поможешь?
- Я-а? – снова не врубаюсь как бы, а сам просто время тяну.
- Ну, у тебя же друзья есть, знакомые, соседи по улице, жена Люба… Есть ведь?
- Есть, есть. А жена-то при чем Люба?
- Сагитируй их всех на мне крест поставить. В бюллетене. Делов-то! Крест, закорючка всего лишь – и порядок. А я буду тебе оч-чень благодарен.
- А им?
- Что им?
- Ну, друзьям моим, соседям по улице, жене Любе. Будешь благодарен? Они-то за что должны горбатиться на тебя. Задарма, думаю, вряд ли станут.
- Им, передай, тоже заплачу: по 20 евро. Каждому.
- По 20?.. Ого! Ничего себе. Ты что, Ротшильд? За такой пустяк, можно сказать, за ни за что – 20 евро…
- Ну, а тебе, соответственно, вдвое – 40 евро!
- А жене Любе?
- Хорошо, пусть и ей 40. Ну что, по рукам? 
- Странно... мне – аж 40!?.. За сущую мелочь. И не жалко тебе такие деньги на ветер? 
- Я ж не жмот, а серьезный бизнесмен и будущий политик. Лишь бы выбрали, а там – еще добавлю. А потом и… пенсию вам пробью! Всем. Вот увидишь. И от налогов освобожу. От всех.
- Правда, что ли? За такую безделицу – еще и пенсию? И налоги?? Неужели правда – целых 40 евро отвалишь???.. Наличными?
Он кивнул. А я задумался. Ишь ты, принимает меня за лоха… Быстро прикинул в столбик: 20 мне надо на белые тапочки, старые прохудились, 15 – на футболку, 30 – на новый бачок в туалете, подтекает… Получается 65, не меньше…
– Слушай, – говорю, – а почему именно 40?
- А тебе сколько надо?
- Да ничего мне не надо за такой пустяк, и твоих 40 тоже! Мне вообще… 65 надо.
- Теперь ты шутишь? Я ж тебе и жене по целых 40 евро плачу и ведь в самом деле, если вдуматься, – ни за что!?.. За крест на мне, а ты еще торгуешься.
- Ни за что-о-о?!.. Ха! А друзей уламывать, соседей по улицам рыскать, жене про тебя лапшу на уши вешать – это как тебе? Впрочем, как хочешь, тебе ж надо, не мне… Знаешь, давай не будем торговаться из-за ерунды. Пойду тебе навстречу, черт с тобой: 60 и – по рукам. Идет?
- Извини, 50, больше не могу.
- 60 и ни евро меньше.
- Ну, ты даёшь!
- Так ты-то даёшь? Или нет?
- 60?.. Погоди… – Он отвернулся и, вижу, тоже прикидывает в столбик. На калькуляторе.  Бизнесмен все-таки. Чувствую, боится проторговаться. – Знаешь, мне надо подумать, посоветоваться с моим избирательным штабом… Дашь мне два дня?
Мне что, жалко? Я дал. Некуда спешить.
Через два дня звонит:
- Я тут прикинул, посоветовался, взвесил со всех сторон и… В общем, согласен!
- На 70? – уточняю на всякий случай.
- Какие 70?!.. Ты ж говорил 60 евро!
- Так 2 дня же прошло.
- И что?
- Он упал.
- Кто упал?
- Евро упал.
- Куда упал? Ха-ха-ха!.. Брось хохмить.
- Ну, нет так нет. Дело хозяйское. Другие кандидаты за мой голос кое-что посолиднее предлагают. Вон Стоматолог вообще поклялся, если выберем, все мои зубы протезами заменить. Задаром, прикинь! Есть из кого выбрать.
- Своим голосом, значит, вовсю торгуешь, – говорит мне обиженно.
- А не-ет, не только своим, не только! И голосами друзей моих, и соседей, и знакомых, и жены Любы – помнишь?
- Да помню. А ты, видать, дока в торговле, но ни в политике, ни в психологии людей, вижу, ни гу-гу…
- А ты? Ты ж Ветеринар. Только в психологии свиней и сечёшь!
- Люди – те же свиньи.
- Не понял, - теперь вроде обиделся я. – В смысле?
- Ну, известно же, что для трансплантации органов людей лучше всего подходят именно свиные почки, печень, сердце… Ясно?
- Ясно. Иди ты ко всем свиньям. Пусть они на тебе крест ставят.
- Погоди ты, не лезь в бутылку. Ладно. Согласен я на твои 70 евро, пока они снова не упали куда-нибудь. По рукам?
- По рукам.
А Парикмахер-мозолист, безуспешно «кандидировавшийся» уже подряд на третьих выборах, за мой крест на нем пообещал мне – если его, конечно, выберут – каждый месяц бесплатно стричь меня наголо. А если не выберут – один раз после выборов… А потом – еще два раза, но уже за полцены.
Словом, Вась, как видишь, жизнь налаживается! Скоро и деньжат с Любой срубим и, даст бог, пенсию Ветеринар-бизнесмен пробьет, если не врет, и постригусь задарма, и дорогущими протезами разживусь на халяву… Всё будет путём. Дело за малым. Вернее, за этими малыми, на которых надо поставить крест. В бюллетене.
Да, Васёк, совсем забыл: еще бывший Юрист из краснодарского ЖЭКа, он здесь лет пять уже охранник в русском клубе, посулил мне за мой голос за него, пробить мне престижное и уютное местечко на кладбище. Дело, Вась, стоящее. И верняк – с его-то связями! Правда… одно меня смущает. А что, если ему это престижное местечко – тьфу-тьфу-тьфу! – раньше меня потребуется?.. Как быть? Кто ж мне-то его пробьет? У меня же нет таких связей…
Вот так, Вась: столько достойных вокруг товарищей по счастью – прям не знаешь, на ком же поставить крест? Проблема выбора. Демократия в действии.
Ну, бывай. А мы с женой Любой по-прежнему, оба – с ба-а-альшим приветом!
                ____________________

                Шеф, как всегда, прав
 
Наш с Любой гутморген тебе, Василек! Давно не писал, извини, закрутился с делами трудоустройства. Знаешь ведь, какая тут безработица. Но мне, представь, повезло: взяли в одну здешнюю русскую фирму, не знаю, правда, надолго ли. То есть, надолго ли фирма… Но не будем о мрачном. Назначили помощником начальника по кадрам. Я ж, помнишь, и на овощной базе-то в наше с тобой время вкалывал тоже завкадрами. Кадров здесь, кроме нас с начальником, четверо: Иванов, Петерсер, Сидерштайн и Скворцова. Вот я ими и заведую. В общем, пока все вроде путем, но есть одна заковыка: начальник. Нет, Вась, заковыка не в том, что он есть, куда ж без начальника? А в том, что он оказался… футбольным фанатом. Раньше, говорят, за ним это не водилось. А выяснилось неожиданно для всех на днях: с чемпионата мира в ЮАР. А до этого – никаких признаков фанатизма. Ни у него, ни у его сынка-школьника… Впрочем, Вась, о сынке потом. Сначала о нем самом. Слушай.
Итак, вчера, ровно без пяти четыре Палыч (так все зовут начальника) вдруг, посреди совещания, поднялся с кресла:
- Ну что ж, друзья, заходите позже, а сейчас...
– Да, да, конечно, конечно... – разом заспешили к закивали Иванов, Петров, Сидоров и Скворцова, а за ними и я. – Извините, что задерживаем...
По озабоченному лицу Вадима Палыча они, видимо, поняли по опыту, что сейчас ему часа на два лучше остаться в кабинете одному.
Провожая свои кадры, Палыч подмигнул мне: мол, а ты останься. А в еще не успевшую закрыться дверь он крикнул секретарше:
- Зоечка, меня нет до без четверти семь!
«Ничего себе, Вась, думаю, здесь порядочки: значит, сегодня нам допоздна, что ли, в конторе сидеть?».. А Палыч тем временем повернул ручку стоявшего в углу огромного плоского телевизора "PHILIPS". Лиловой дрожью засветился экран, на нем возникли слова: „WM 2010 – Fussball. Germany – England“ Ну, Васек, что по-русски значит: немцы с Англией в футбол играют. Чемпионат мира в ЮАР.
...Поначалу игра у немцев не шла. Но вот Клозе получил мяч на левом крае, сделал хитрое обманное движение, уводя за¬щитника за собой, потом неожиданно откинул мяч кому-то, я не разглядел, тот прямо без подготовки бьет... Черт возьми! Метров на пять выше ворот!..
Пока телеоператор повторял этот эпизод, Палыч с досады закурил, хотя всем сотрудникам запретил курить в конторе, а взглянув снова на экран, чуть не проглотил сигаре¬ту: показывали зрителей на трибуне, и тут крупным планом, во весь буквально экран на него смотрело расстроенное лицо еще одного заядлого болельщика, представь себе, Василий, – собственного сына Лёвки, учащегося восьмого класса здешней гимназии...       
- Ничего себе делишки! Федь, скажи, а? — Палыч почему-то даже оглянул¬ся на дверь. – У него же сегодня вроде контрольная по физике... А он – на стадионе!?.. Безобразие, да и только!
...Тем временем сборная немцев продолжала владеть инициати¬вой, однако с переменным успехом и, главное, пока безрезультатно... Но через минуту после одной из атак тот же Клозе все-таки забил головой первый гол в ворота англичан! А еще через несколько минут – и второй, уже Подольский! Палыч вскочил с кресла от восторга, но… вдруг как-то скукожился и тупо уставился на меня:
- Погоди, погоди, Федь,– глаза шефа округлились от ужаса: – Так это значит он сейчас в… Африке!?.. В Южной!!!.. Ты понимаешь, Федя?? С ума сойти! Как же мы не заметили-то с женой?.. А его ведь, шельмеца, наверняка в школе ищут, в Германии, с ног сбились, а он... в Африке! Да-а-а, чувствуется воспитаньице Анны Васильевны, нечего сказать. Ради какого-то несчастного футбола парень может напрочь забыть обо всех делах и дунуть в Африку! В Южную!!.. Нет чтобы сидеть, как и все, в классе, впитывать, так сказать, разумное, доброе, вечное по-немецки..."
В перерыве между таймами Палыч набрал телефон жены:
— Аня? Это я. Как ты думаешь, где сейчас наш Лёвка? Вот и я тоже так думал, что в школе. Так нет же! Не  угадали мы с тобой. Он вовсе не в школе, он – в телевизоре! То есть на стадионе, вот где!! И не в какой не в Германии! А в… Африке! В какой-какой – в Южной! Откуда мне это известно? Разведка донесла. Это, между прочим, твое воспитание, никакого почтения к труду, только развлечения на уме. Ну, ладно, приду с работы, тогда и поговорим, а сейчас я спешу, извини, дела, дела...
...Второй тайм немцы начали более целеустремленно: чувствовалась накачка тренера. Правда, англичане тоже не сдавались: забили-таки один гол немцам, да еще и один явный гол англичанам не засчитал судья… Но затем, в середине второго тайма,  немецкий нападающий Мюллер один за другим забил два мяча в ворота англичан. Что там творилось – не передать тебе, Вась. Хотя ты, может, тоже смотрел. Зрители повскакали со своих мест, размахивали флагами, дудели в трубы, хором кричали какие-то стихи...
Вадим Палыч тоже еле усидел в кресле, чуть тоже не заорал, но вовремя сдержался. И тут... телеоператор опять, как назло, пока¬зал орущего и теперь уже размахивающего германским флагом сына Лёвку.
- Вот негодник! Ну, погоди у меня...
...Ровно без четверти семь в дверь кабинета просунулась голова секретарши Зоечки:               
- Вадим Палыч, к вам кадры. Впустить?
- Что?.. Кого?.. Ах да... Давай, давай, конечно, дело же не терпит.
Снова вошли кадры: Иванов, Петров, Сидоров и Скворцова. По относительно спокойному лицу начальства они поняли, что команда Палыча, слава богу, не проиграла, расселись на прежние места вокруг сто¬ла и опять разложили свои чертежи.
— Безобразие, однако, — рассеянно проговорил начальник. – И главное – ведь в рабочее время...
Кадры недоуменно переглянулись.
 — Да нет, друзья, извините, это я про свое, – через силу улыбнулся  Палыч. -  Все вот никак до собственного сына руки не доходят с этой бесконечной текучкой. Так на чем мы с вами... Знаете... у меня идея: а давайте отложим наше совещание на завтра, как вы считаете? Ровно на без четверти девять, а? Все равно ведь уже конец работы, а решать наспех та¬кой важный вопрос... Как вы думаете?
А ты как думаешь, Василек? Вот и они – Иванов, Петров, Сидоров и Скворцова – думали точно так же. Начальник был, как всегда, прав. Такой важный вопрос наспех не решить. Так что бывай, Василек! А мы с женой Любой, оба, как всегда, с ба-а-альшим приветом!


 
 


Рецензии
"На ком мне поставить крест?.."

Напомнили:

-Слушай, говорят, что во время пожаров у вас там крыша у синагоги сгорела?
- Да, начисто!
- Так что, ее будут ремонтировать?
- Нет. На ней давно уже поставили крест!

Очаровательная Леди   22.08.2010 20:15     Заявить о нарушении