Тайны Бермудского треугольника Лиля, Ося, Володя

Документальный фильм "Про это, про поэта и про Лилю Брик"
Производство: Россия, 2007
Сценарий: Аркадий Ваксберг, Сергей Браверман
Режиссер: Сергей Браверман
При участии актрисы Л.Тихомировой

  Фильм известного мастера документального кино, обладателя двух "ТЭФИ" и множества международных наград, Сергея Львовича Бравермана, в определенной степени является и игровым. Зрителю предложена не только интригующая тема, но и некое новое воплощение ее на экране.
Как известно, и об этом говорит один из героев фильма, художественный руководитель театра "Эрмитаж" Михаил Левитин: «Люди безумно любят истории вокруг поэтов. Лилия Юрьевна Брик, (чье имя в  русской литературе связывают с творчеством Владимира Маяковского), дала колоссальный реальный материал для историй такого рода».
Загадку магического обаяния этой хрупкой женщины, неочевидной красоты, не самых великих талантов, давно и безрезультатно пытаются разгадать историки и  литературоведы. Очередную попытку сделать это в кино-формате предприняли писатель Аркадий Вайсберг и режиссер Сергей Браверман.
Избрав для решения поставленной задачи оригинальный художественный прием, авторы отправляют на поиски «истинной Лили Брик» молодую и весьма талантливую актрису, кстати, довольно востребованную сегодня и в театре, и в кинематографе, и на телевидении, - Любовь Тихомирову.
Люба одновременно пребывает в образе искомого персонажа (или предпринимает попытку войти в него), и играет саму себя – актрису прошедшую кастинг на исполнение роли одной из самых известных женщин двадцатого столетия. Героине поручено «собрать» по крупицам образ Л.Брик, понять ее жизнь, характер и устремления, чтобы потом сыграть эту феерическую женщину на сцене.
Только в документальном кино возможно, несмотря ни на что, увидеть на экране актрис, потерпевших фиаско, то есть не прошедших творческий отбор на желанную роль. Видимо, зрителю предлагается самому домыслить, слушая  реплики жеманных конкурсанток, что же в них такое есть, чего не было и не могло быть в Лиле.

В одном из интервью Л.Тихомирова признается, что считает для себя большой удачей работу в этом проекте с талантливым кинодокументалистом Сергеем Браверманом. Эта работа позволила ей  познакомиться с легендарными людьми, знавшими Лилию Юрьевну при жизни: Родионом Щедриным, Юрием Любимовым, Вениамином Смеховым, Валерием Плотниковым, Жаном-Мари Банье, Пьером Берже.
Живые герои, по сценарию помогающие молодой претендентке на роль Лили Брик, узнать, какой же в действительности была эта экзальтированная особа, сами по-разному относятся и к самой Лиле, и к определению ее значимости в жизни поэта.
Рассказывать о вышеназванной документальной ленте, (а снята она по заказу «Первого» канала), признаюсь, очень сложно. Сложно, потому что велико искушение сбиться на собственные чувства и отношение к главному персонажу.

Прочитав однажды тщательно собранные по крупицам сведения из жизни моей загадочной тезки в изложении лично знакомого с ней историка, публициста и юриста Аркадия Ваксберга, я поняла, что точки в этой странной истории каждому придется расставлять самому. В своих книгах «Загадка и магия Лилии Брик» и «Жизнь и судьба», впрочем, как и  в фильме «Про это, про поэта ...», взявший на себя своеобразную роль биографа Л.Б., Ваксберг, представляет на суд читателя и зрителя подлинные документы, письма, интервью и свидетельства очевидцев. Сам же он не торопится расставлять четкие акценты и лишь осторожно намекает на собственные догадки о весьма нелестных чертах характера и поступках сумевшей попасть в историю музы гениального поэта, этакой «Беатриче ХХ века».

Интригующий житейский сюжет, якобы, любовного треугольника: Маяковский и чета Брик, - стал лейтмотивом ее чрезвычайно запутанной биографии. Впрочем, этот миф, как и многие другие, любительница бурных любовных приключений и подтасовки событий Лиля Брик, на мой взгляд, могла создать и сама.
В фильме использована уникальная видеозапись интервью, взятого немецким телевидением в семидесятые годы у живой еще тогда «легенды». При воспоминаниях о самых, казалось бы, близких и любимых людях ее жизни, Осипе Брике и Владимире Маяковском, на лице у разменявшей восьмой десяток лет героини, не заметно ни единой эмоции. Что это? Фарс, последствия пластической хирургии, издержки преклонного возраста или результат холодного внутреннего расчета - как можно убедительнее преподнести доверчивому слушателю красивую сказку о свободной любви.

- Вместе мы прожили почти 14 лет, но это не была «любовь втроем», - бесцветно сообщает зрителю обладательница почетного звания «вдова поэта».

Звание это было присвоено ей еще при живом муже лично «товарищем Сталиным». После смерти тирана, уже при другом живом муже, Василии Катаняне, «товарищем Хрущевым» Л. Брик была этого титула  лишена. Не правда ли, напоминает стишок из бородатого анекдота советских времен: «Пройдет весна, наступит лето, спасибо партии за это!»
Формула так называемой «свободной любви», выведенная девушками семейства Каган (девичья фамилия Лили и ее сестры Эльзы), не укладывалась в  законы так называемого любовного треугольника; все было гораздо сложнее. Это был не «треугольник», а солидный «многогранник», где хватало места для множественных (не только платонических) параллельных увлечений всех членов семьи «Маяковский – Брики».

-У него (у Маяковского) не было друзей, - продолжает Лилия Юрьевна, - мы были его семьей.

Регулярная переписка Лили с Маяковским, с сестрой, проживавшей в Париже, и даже с другими возлюбленными Володи, подтверждает тот факт, что «роковая любовь» поэта глазами «круглыми да карими, горячими до гари» неусыпно следила за безопасностью созданного ею по собственному разумению «семейного очага». Лиля не стеснялась никаких методов, будь то шантаж, клевета, чтение чужих писем или угрозы, лишь бы сохранить для себя тот комфортабельный удобный мирок, который она построила далеко не в бескорыстных целях.
Любая новая избранница поэта, конечно же, не потерпела бы заведенных Лилей правил полигамной «любви». А это означало бы утечку из густонаселенной любовной  «коммуналки» средств, обеспечивающих сытое существование Лиле с Осей в смутные и совсем не сытые времена, а также потерю статуса мощного интеллектуального магнита, которым, несомненно, обладала элитная тусовка дома Бриков. Этого она допустить не могла...
 
Однажды, поздним  вечером 1915 года, впервые переступив об руку с юной Эльзой порог дома, где семейство Каганов мило распивало чай с вареньем, Маяковский предрешил всю свою дальнейшую судьбу. В тот вечер, прочитав присутствующим свою новую поэму «Облако в штанах», он обратился к замужней сестре своей пассии, Лиле Брик, с просьбой разрешить посвятить произведение ей.

-Заметьте,- звучат в фильме слова актрисы, - не Эльзе, а Лиле.

Долгие годы Лиля умело играла с поэтом в «роковую страсть», используя и его имя, и гонорары Маяковского для собственных целей. Иначе, как объяснить ее слова: «Я любила, люблю и буду любить только Осю». А что скажет уважаемый читатель на это признание: «Когда умер Маяковский, умер только Маяковский. Когда умер Ося, умерла я»?

«Вряд ли мы когда-нибудь узнаем правду внезапного отъезда четы Брик в середине февраля 1930 года в Европу. Настоящей тайной останется то, как могла Лиля, с ее безошибочно тонким чутьем, оставить на длительный срок Маяковского, который прибывал в те дни в невменяемом состоянии? Не придала значения или, наоборот, придала и умчалась?
Зато возвращались Брики в Москву неспешно, через Берлин, где их уже ждала вчерашняя телеграмма: «Сегодня утром Володя покончил с собой».
Эта душещипательная и интригующая речь за кадром, является завязкой киносюжета.

Да только сдается мне, что выдуманная некогда биографами Л.Брик «тайна» коварной и алчной красотки, умевшей легко завоевать любого мужчину до самых своих 86-ти лет, не так уж и таинственна. Неопровержимые факты, подтвержденные документально, свидетельства очевидцев, дают основание предположить, что история о любви Л.Брик и В.Маяковского – умело созданный миф. Слишком уж цинично Лилия Юрьевна при жизни поэта распоряжалась его чувствами и взаимоотношениями с другими женщинами. Как только  возникала опасность перехода их взаимоотношений на более серьезный уровень, она тут же начинала заниматься сводничеством; знакомила Володю с новыми дамами, дабы переключить внимание чрезмерно влюбчивого Маяковского на новый обьект. Сама же Лиля при этом меняла воздыхателей и любовников, как перчатки, собирая любовные истории, словно цветы в поле. Такой ход событий она ловко объясняла стремлением сублимировать сексуальную энергию поэта в энергию творческую, тем самым подталкивая его к созданию новых шедевров.

А после Володиной кончины она без оглядки ринулась в «последний и решительный бой» за право обладать литературным наследием поэта, оспаривая это право у законных наследниц: матери и сестер Маяковского. После того, как псевдо-вдова все же получила это право, - не имея на то никаких законных оснований (не за красивые ли глазки?), - «отважная» Лиля обратилась к самому «вождю всех времен и народов» с просьбой об увековечении памяти поэта. Это, несомненно, сулило высокие посмертные гонорары поэту, а значит и безбедное существование, заграничные поездки, наряды и новые любовные приключения его наследнице.

Свой 85-летний юбилей Лиля Брик отмечала в любимом городе Париже. Она была одета в шикарное платье, специально сшитое для нее французским кутюрье Ив Сен-Лораном. Тогда же приключился и ее последний роман с  двадцатидевятилетним фотографом и литератором Франсуа Мари Банье.
Встречей в Париже Любы Тихомировой с  Банье практически заканчивается поиск актрисой  (да и авторами фильма) загадочного образа Лили Брик. В телефонном разговоре Люба сообщает режиссеру:

- Это звучит глупо, но тут, в Париже, я видела Лилю, то есть Банье! Вошел свободный человек, богема. Такие, как они (он и Лиля) презирают предрассудки. Такие люди не терпят принуждения ни в любви, ни в творчестве. Это – свобода. Как сыграть свободу?  Ведь без нее не было бы ни Шагала, ни Пикассо, ни Шостаковича, ни Маяковского.

Красиво, правда?
А влюбленный в уже увядшую, но, по-прежнему, магическую Лилию Юрьевну фотограф говорит: «Она была смелой женщиной и опередила свое время. Партитурой в жизни Лили была Любовь. Лиля Брик останется навсегда, потому, что любовь вечна».

Любовь и Свобода. Свободная любовь. Только свободная от чего? От верности, от обязательств, предрассудков и от ответственности за тех, "кого приручили"? И какую цену нужно было заплатить за эту свободу?
Бесспорно, легендарная пожирательница мужских сердец Лилия Брик была безгранично свободна и, наверное, действительно, опередила свое время. Она каким-то необыкновенным чутьем безошибочно умела распознавать лучших и талантливейших среди своих современников, тех, чьи имена позже были вписаны в энциклопедические  страницы. Лиля заводила с известными и талантливыми мужчинами не только дружбу, но и сексуальные отношения, до которых была большой охотницей. Первый такого рода опыт она получила в неприлично юном возрасте.
В общем, не случайно название фильма начинается именно со слов "Про это..." Кстати, и финальный кадр ленты - перевернутый раздвоенный ствол дерева с гроздью красных ягод в углублении "рогатки", - тоже красноречивый намек на «магический» секрет притяжения женщины, чье имя навсегда останется в русской истории в неразрывной связи с биографией Владимира Маяковского.


Рецензии