Два двадцать или единица измерения по П. Лунгину

               
 Речь пойдёт о последней художественной ленте режиссёра П.Лунгина. Ещё до выхода на экраны российских кинотеатров(в ноябре прошлого года) "Остров", так назывется фильм, был щедро омыт волнами народного и официального признания. Именно его показом  открылся в июне 2006 ого года российский кинофестиваль " Кинотавр" и завершился в сентябре международный кинофорум в Венеции. По итогам зрительского голосования четвёртого фестиваля отечественного кино, учередителем которого является "М.К.", "Остров" был признан лучшим художественным фильмом 2006-ого года. Он же стал фаворитом российской премии "Золотой орёл", церемония награждения которой прошла в Москве. Фильм претендовал на награды в семи номинациях и шесть из них получил, в том числе :" За лучшую операторскую работу"( Андрей Жегалов посмертно),"За лучший сценарий"( Дмитрий Соболев),"За лучшую работу звукорежиссёра"(Стефан Альбине,Владимир Литровник и Степан Богданов)Этой же премией и не только были отмечены работы самого режиссёра – постановщика Павла Лунгина, исполнителей главной роли Петра Мамонова и второстепенной - Виктора Сухорукова. Кроме того "Остров" взял все шесть главные"Ники"-2007, стал лучшим фильмом кинофестивалей "Московская премьера – 2006" и 37-ого международного в Лагове (Польша), получил приз зрительских симпатий в Онфлере (Франция).
    Чем же так привлекла зрительское внимание и покорила жюри авторитетных конкурсов весьма далёкая от голливудских мер зрелищности лента? Короток и лаконичен её сюжет и при этом столь многозначительна философская подоплека, что для каждого зрителя этот "Остров" жизненного поиска и покаяния прктически  - свой.
    Действие драмы начинается в годы Великой Отечественной войны. Команда немецкого  сторожевого  корабля захватывает русскую баржу на которой перевозят уголь два бойца. Один из них, Павел, вне себя от испуга, показывает фашистам где укрывается его командир Тихон и по приказу немцев расстреливает своего боевого товарища.После этой дикой сцены немцы уплывают , оставив предателя на заминированой барже. Чудом Павел остаётся  в живых. Во второй, основной, части сюжета показана уже жизнь кающегося Анатолия в монастыре,   одиноко  примостившемся  на обдуваемом со всех сторон северными ветрами острове. Остаток жизни отец Анатолий проводит в лишениях, холоде, беспрестано моля Бога о прощении. Ведь в сороковых, нажав на курок немецкого пистолета, он, как оказалось, расстрелял не Тихона,  а свою никчемную жизнь.Но однажды с причалившей к острову шлюпки сходит пожилой адмирал с дочерью у которой вот уже третий год, как помутнён рассудок.Последняя надежда адмирала на спасение Насти -  прослывший целителем старец Анатолий. В адмирале грешник и узнаёт "убиенного" им Тихона, который, как оказалось был тогда ранен лишь в руку.Вот так неожидано к Павлу нисходит прощение.И теперь он , устраиваясь в заранее приготовленном ящике-гробу ,готов предстать перед Богом.
   Рискну высказать мнение, что "Остров"- это кинолента не об отдельной вере, хотя и большая часть ее действия разворачивается на территории православного монастыря, со всеми присущими тому атрибутами., да и не о войне, хотя начинается фильм военным эпизодом.Убить ведь можно и без войны, и без оружия.да и раскаяться вне зависимости от вероисповедания или вообще отсутствия последнего.
   Хотя по словам самого режиссёра фильм его "об ощущении мира, в котором есть Бог" , тот же П.Лунгин в интервью газете "Коммерсантъ" утверждает, что" речь в картине идёт не обязательно про религию, а про жизнь и место человека в мире." Честно сказать, мне, как субьекту подпорченному атеистическим воспитанием, импонирует именно такая авторская расшифровка.
  Ну чего добились своими молитвами и отшельничеством и сам отец Анатолий и его соседи по острову? Они влачат никчемное существование.И даже проводя дни в молитвах и покаяниях не могут избавиться от греховных чуств и деяний по отношению друг к другу.Выходит Богу не под силу исцелить заблудшую человеческую душу?
    Совсем недавно я прочитала интервью с современным королём русского балета, народным артистом России Николаем Цискаридзе. Прямого отношения к данному материалу оно вроде не имеет, но всё же...Рассказывая о своём балетном педагоге, Николай говорит:"Он подготовил меня к жизни, где меня все бить и убивать будут" И еще рассказывает об одном из случаев, когда во время выступления В Лондоне,должен был буквально за двадцать секунд поменять туфли. И тут обнаружилась, что кто-то подрезал на них резинку.
-А вы многих убили?-интересуется журналист. И лучший танцовщик страны отвечает:
-Кого-то пришлось убить.Но не физически, конечно.Но я только защищал себя.
Если  на таком жизненном поле боя находяться озарённые божественной музой искусства, то что уж говорить о простых смертных?
  В "Острове" озвучена такая фраза:
-Все грешники. Живи, как живёшь, только греха большого не делай.
  Духовные вопросы неизбежно встают перед каждым человеком.Поднимают их и авторы фильма."Остров", конечно не прост для просмотра и понимания.Затянуто и однообразно действие.Бесконечные переходы Анатолия,( гениально сыгранного любимцем режиссёра Петром Мамоновым) с дребезжащей телегой, гружённой углём, наводят порой на зрителя смертельную тоску. Ни одной радостной светлой картины, сплошная чернуха.Но ни  Лунгин, ни его актёры даже не пытаются заигрывать со зрителем и ублажать его.В этом , пожалуй, проявляется неподкупность художника.Как там было у мэтра Б.Окуджавы: "Каждый пишет, как он слышит."
   Один мой знакомый, совсем ещё юный и пока почти никому не известный пятнадцатилетний начинающий прозаик и сценарист Тихон Макаров,ставший, кстати, победителем совершенно взрослого конкуса на лучший сценарий документального фильма о городе Владивостоке, в своём рассказе "Как я был звездой" передаёт диалог юного сценариста с продюсером :
-Видите ли, Кирилл...-начал Антон, облокотившись на стол и доверительно перейдя на шёпот,- есть такое мнение, что это не вы написали сценарий.
-Конечно, не я, -фыркнул.
Антон хмыкнул, улыбнувшись:
-А кто?
-Не знаю, мне тексты выдают такими.
  Настоящий художник и вправду не может обьяснить как и откуда появляется талантливое детище, которым похоже и является "Остров".
  А теперь о том, почему в заголовке  -  странная цифра :2.20. Герой первой и , пожалуй, наиболее удачной режиссёрской работы Павла Лунгина "Такси –блюз" музыкант  Алексей Селивёрстов(тот же Пётр Мамонов) говорит, обращаясь к таксисту Ивану Шлыкову:"Два двадцать. Потолочки бывают два двадцать. Людишек специальных вывели, там они и живут."
   Нас долго и старательно подгоняли под один стандарт, но,как ни странно, из под низких потолков советских хрущёвок выходили не только таксисты Шлыковы, но и такие, как , к примеру , сам П.Лунгин,чьи фильмы, в том числе и "Остров",       не укладываются в стандартные единицы измерения.

               


Рецензии