Пепел Клааса стучится в сердца

 
Документальный сериал:  «Третья Мировая война»
Автор и ведущий: Владимир Синельников


Бельгийский писатель Шарль Теодор Анри де Костер в середине девятнадцатого века подарил читающему миру мудрого, находчивого и веселого героя по имени Тиль Уленшпигель. Отец Тиля, Клаас, был сожжен на костре святой инквизиции. И с тех пор сын носил у сердца мешочек  с прахом любимого родителя. Пепел Клааса «стучался» в сердце сына, не позволяя забывать о жестокости инквизиторов, вдохновляя Тиля на борьбу за справедливость.
Автор и ведущий  нового документального сериала с тяжеловесным названием «Третья Мировая война», известный кинодраматург, лауреат двух десятков премий национальных и международных кинофестивалей, журналист, академик Владимир Львович Синельников, утверждает, что его новая работа о мировом терроризме призывает не к возмездию, а к осознанию опасности, грозящей человечеству, и является своеобразной попыткой диалога.
Но как же быть, если «пепел» тысяч жертв безумных терактов стучится в наши сердца? Как быть, когда человечеству вновь навязывают третью по счету, беспощадную Мировую войну?
Авторы фильма не дают ответа на этот вопрос.  Они пытаются найти его вместе с участниками съемок и зрителями. Перед премьерой первой и пока единственной отснятой части сериала – «На краю», Владимир Синельников обращается с экрана к зрителям русскоязычного израильского канала с просьбой: послушать, о чем говорят герои фильма, и попытаться услышать то, о чем они не говорят. И вот под черным флагом Народного Фронта освобождения Палестины - персонаж под номером один: духовный лидер исламской организации, не раз бравшей на себя ответственность за уничтожение гражданского населения Израиля. Нет, ничего нового он не говорит. И тщетны усилия усмотреть за бредовыми идеями того, чьи руки по локоть в крови, какой-то подстрочный смысл. Мысль Ахмара Джибриля ясно и четко сформулирована: «Все евреи, приехавшие в Палестину, должны уехать назад, к себе домой...»
 

 Весьма уважаемый и титулованный кинодокументалист, утверждая, что съемочная группа не следовала принципу политкорректности, к сожалению, покривил душой. Разве не признаком политкорректности является предоставленная лидерам террористических организаций возможность продекларировать задачи радикального исламизма с большого экрана?  И пока человечество в очередной раз будет выслушивать старую, как мир, идею уничтожения государства Израиль, еще одна шахидская мамаша успеет благословить свое чадо на убийство «неверных». Мать погибшего 11сентября в Нью-Йорке преуспевающего бизнесмена, единственного сына Саши, Нелли Брагинская говорит: «Я бы хотела посмотреть в глаза женщине, отправляющей своего сына убивать других детей». Иначе, как отчаянием человека, потерявшего в жизни самое дорогое, подобное желание не объяснишь...
…Но на экране - крикливые матери в хиджабах, убежденные в том, что взращенным ими убийцам место в раю. 
Показав три документальные новеллы о величайших трагедиях последнего десятилетия: гибели Нью-Йорских «близнецов», захвате школьников Беслана и взрыве на Тель-Авивской дискотеке «Долфи», Синельников и его команда спешат утрамбовать в часовой формат непомерный объем информации.  Именно эта поспешность становится причиной поверхностного скольжения по волнам океана человеческих бед, и выдает позицию наблюдателя, пусть  и не равнодушного, но, увы, стороннего.
Может, поэтому в кадре мы видим не обезумивших от горя матерей тех, кто погиб в «Дольфи», а танцующего изящное танго Марка Рудина, дочь которого, Симона, тоже не вернулась с той трагической дискотеки. Марк, человек мужественный, нашедший в себе силы жить, работать и общаться с людьми даже после гибели своего ребенка, конечно же, достоин уважения. Но разве можно винить в чем-то тех, кто не смог справиться с обрушившимся на них горем, и чьи сердца и поныне полны безудержным гневом.   
 
Я помню, как поздно вечером 1 июня 2001 года громко задребезжали окна нашей Тель-Авивской квартиры, и со стороны моря донесся гул, похожий на раскат грома. Потом ночную тишину разорвали тревожные сирены «Скорой помощи». Сердце сжалось. Я бросилась к телевизору, судорожно набирая на бегу номер мобильника старшего сына. Услышав в трубке родной голос, облегченно вздохнула. Через считанные минуты в прямом эфире появились первые кадры с места взрыва...  Мой  шестнадцатилетний Вовка с компанией друзей в тот роковой вечер отмечал какое-то событие. В «Дольфи», известное место сбора «русской» тусовки, они собирались заглянуть позже... В тот вечер страна потеряла более двух десятков своих сыновей и дочерей. Всем им было от 14 до 21. В том, что Третья Мировая началась, у жителей маленькой средиземноморской страны, где почти каждый день слышны выстрелы и взрывы, нет никаких сомнений. Израильтян в этом убеждать излишне. Но документальный телесериал вскоре увидят и зрители других стран. Им еще предстоит утереться от ядовитого «плевка » нациста 21 века Шамиля Басаева, который, не особо церемонясь в выборе выражений, говорит с экрана: «Плевать я хотел на весь мир»! «Вы любите жизнь, а мы любим смерть», - вторит ему безумный Ахмед Джибриль.
Синельников, при всем уважении к его многочисленным регалиям, не оригинален в своем стремлении дать возможность высказаться каждому, в том числе и убийцам. Террористы высказывают свою точку зрения на первых полосах солидных газет, они, улыбаясь, дают интервью тележурналистам сразу после очередного кровавого теракта, участвуют в пресс-конференциях.  Они давно уже публично празднуют свои зловещие победы над заискивающим перед ними цивилизованным миром. Новостные ленты регулярно пополняется сообщениями, подтверждающими угрожающее шествие по планете исламского терроризма.

В специальных медицинских учреждениях особо агрессивным «Фюрерам» и «Наполеонам» надевают смирительные рубашки и впрыскивают успокоительные препараты. Мы же пока пытаемся увещевать явных безумцев, уповая на то, что-де, случится чудо, и, прозрев, неприятели возлюбят ближнего своего. Этакая психотерапия всемирного масштаба…
Надо отдать должное мужеству Владимира Синельникова, не раз поднимавшего в документальном кинематографе противоречивые и весьма болезненные вопросы современности. Но сейчас его съемочная группа, похоже, взялась за разрешение пока неразрешимых проблем.
В планах создателей фильма - его широкий показ по всему мире, в том числе и в мусульманских странах. «Прежде всего, я бы хотел, чтобы эту картину увидели в Европе. - говорит Владимир Львович. - Нужно объяснить европейцам, перед какой опасностью стоит цивилизованный мир». Какие еще аргументы нужны, чтобы прозреть после взрывов в Мадриде и Лондоне, после массовых беспорядков Париже? Неужто «пеплу Клааса» не суждено достучаться до сердец беспечных, и потому беззащитных, обывателей?
 


Рецензии