Гатавис или размышления о людях

Начало. Легенда.
Легендарная бабочка Sersebuya Gatavis, по верованиям древних народов, принесла разум на нашу планету. До ее появления человек существовал вместе с животными и ничем не отличался от них. Люди жили в пещерах и являли собой нечто среднее между обезьянами и медведями, но в какой-то момент, в мире появилось прекрасное  создание с легкими воздушными крыльями (по одним источникам посланница Богов, по другим она была частицей Бога), очаровавшее все живое.

В сказаниях, дошедших до наших времен, говорится о том, что это существо какое-то время путешествовало по всему миру, и в тех местах, которые оно посещало, вся живность собиралась,  чтобы посмотреть на него, а оно смотрело на них. Обычно одна остановка  длилась несколько дней и все время собравшиеся животные вели себя мирно друг с другом,  и не было места агрессии или жестокости. И вот во время одного из «смотров» навстречу пришел человек.

Почему был избран он,  в легендах не говорится, но суть такова, что именно человека выбрала Gatavis для своего воплощения в нашем мире. И с того момента в людях начали появляться разум и вдохновение, способность к развитию и творчеству. Потомство того человека также обладало способностями, которых ранее не было ни у кого в нашем мире. С тех пор и повелось считать, что в человеке слиты два начала – животное и духовное, а символом души является бабочка, которая подарила нам великое чудо разума.


О чем это повествование.

И вот я решил рассмотреть людей с точки зрения этой легенды, применительно к реальности, которая нас окружает, о том в нас с вами живут эти бабочки, как складываются отношения между животным телом, душой и, своенравным ребенком их союза, разумом.

Ведь не секрет, что душа и разум это не одно и тоже, потому как разум – это логика, трезвость, расчет, а душа же,   в противовес ему – это необоснованные порывы, неуловимое вдохновение, интуиция и чувства...  но не стоит отождествлять так же животные желания тела и высокие стремления души, хотя душа может находить эстетику и в самых примитивных потребностях.  Точнее,  не в самих потребностях, а в способах их удовлетворения, но об этом чуть позже, а сейчас же мне хочется пояснить, что за произведение вы собираетесь читать:  это бусины отдельных рассказов о людях, с которыми пересекался мой жизненный путь, с кем-то в единой точке, с кем-то шел, или иду по сию пору рука об руку, нанизанные на нить легенды… То есть,  если рассматривать каждого человека, как совокупность вышеупомянутых трех, составляющих каждую личность, частей – Тела, Разума и Души, это будет не научно-психологическое описание личности людей, а образы, навеянные впечатлением и пропущенные через призму моего мировоззрения.
 
Для полноты картины я помещу эти образы людей в три воображаемые ситуации, иллюстрирующие синусоиду  успеха, - падение – потеря работы, взлет – неожиданное обогащение (лотерея, наследство, клад… не будем уточнять источник), середина – стабильная жизнь без особых потрясений, -  и попробую представить, как жизнь каждого из них будет проходить по этим извилистым тропинкам. Представить без оценок, ведь нет правила или критерия оценивающего, насколько человек хороший или плохой, каждый уникален и в том прелесть. Человека можно описать, но не в коем случае не оценить, потому что оценка провоцирует на сравнение, а сравнивать людей занятие мало того, что бессмысленное, но еще и опасное, так как своими пустыми выводами способно навредить как оцениваемому, как самому оценивающему, ведь как можно сравнить шоколад и тромбон?
 

Часть первая. Неправильный праведник.

Интересно наблюдать за человеком, в котором неформально властвует разум, но сам человек себе в этом не признается, считая себя полностью реализованной личностью, смелой, решительной, достигшей того чего она и хотела, о чем не преминет упомянуть в разговорах при обсуждении других людей. Но подавленные тело и душа постоянно расшатывают эту уверенность своими слабыми, но все же ощутимыми порывами, когда сталкиваются с чем-то заманчивым, сулящим яркие впечатления. Человек видит, что в окружающем мире есть столько всего им не опробованного -  разного, яркого, кричащего, обжигающего душу своей свободой и манящего тело бурей ощущений,  сладких как мед и острых,  как жгучий перец.  И других, абсолютно противоположных, но таких притягательных своей спокойной глубиной бездонного океана чувственных наслаждений, где нет резких движений и скорых перепадов ощущений,  где все замедленно,  как под водой, и все оттенки переживаний впитываются и осознаются подобно экстазу гурмана,  неспешно поглощающего невероятно сложное и редкое лакомство, дарящее все нюансы вкусовых ощущений,  которые он только способен ощутить.

Видя все это,  человек, все равно не позволяет себе протянуть руку и попробовать, боясь потерять ту уверенность, что у него и без этого все хорошо, а объявляет это все излишествами, разной степени вредности, без которых вполне можно прожить и вообще -  не в них счастье. Помните басню про лису и виноград? Так вот если у лисы виноград был зеленым, то для этого человека все увлечения, поступки, приключения, которые выходят за рамки привычной ему жизни являются аморальными, сумасшедшими, недостойными. И, если с Телом этому человеку удается справиться, подавив практически все его желания,  за исключением необходимых для существования, то Душа так просто не сдается, она  пытается сподвигнуть человека изменить свою жизнь, позволить себе больше.  А поскольку человеку приятно думать, что он свободен, то Душе иногда позволяются некоторые вольности вроде тех, когда можно разрешить себе принять внимание другого человека, а может чуть-чуть, самую капельку, ответить на него, подавая надежду давно забитому и бессловесному телу на возможность все же расширить, хотя бы на время, меню того скудного пайка чувственностей, которым указывает довольствоваться деспотичный разум. Но тут малая длина короткого поводка заканчивается, и с резким окриком Разум дергает душу обратно в узкий загон отведенных рамок. Естественно, что после этого внутри человека царит не самая благоприятная атмосфера натянутых отношений между всеми тремя составляющими, на основании чего Разум назидательно всем остальным делает внушение, что все отклонения от жесткого и строгого курса, который он диктует, приводят только к неприятностям и страданиям, что это все плохо, порочно, и впредь все будет так, как он говорит! Но Душа долго не может быть в подавленном состоянии и снова потихоньку начинает свои попытки выйти за установленные границы, в чем ее поддерживает Тело, всегда полное желаний, но не смеющее их явно проявить.

 Человек этот, в общем-то добрый и умный, но с ним не поделиться тем, что тебя действительно волнует, своими переживаниями, или, не дай Бог, фантазиями, ведь стоит ему ощутить, что они затрагивают то, чего у него не было, но глубоко внутри хотелось бы иметь, так сразу чувствуешь что тебя осуждают, что твои откровения неприятны и недостойны с точки зрения жизненных ценностей этого человека.  И пусть он о тебе этого совсем не думает, погруженный в примерку рассказанного тобой  на себя,  и пытающийся очернить все недоступное его образу жизни, дабы заглушить чувство обиды Души и Тела от неудовлетворенности их желаний, но видеть такую реакцию на сокровенное удовольствия не доставляет и потому с этим человеком можно быть близким только при условии, что не будешь давать поводы для ссор внутри него самого. В итоге получаем команду из трех номинально равноправных членов, среди которых жестко верховодит деятельный, беспокойный, сильный, но, как бы оно не звучало, не очень умный Разум, но официально своего единоличного правления он не признает и говорит что все они свободные, равные и все решают сообща… но кто не согласен с его мнением будет подвергнут экзекуции, Тело, давно запуганное им, согласное со всем, что он ей говорит, даже когда разум противоречит сам себе в суждениях, что,  по его мнению,  будет полезнее Телу, и Душа, наивная мечтательница, подчиняется прямым приказам, но не сломленная, все равно, хоть и опасливо, но смотрит на далекие звезды исполнения желаний, тайных фантазий, стремлений (причем часто заимствованных у других людей).

Давайте представим такого человека  в жизненных ситуациях:

Эпизод первый. Падение.

Неожиданно приходит неприятное известие, что отдел или вся контора, где, трудился персонаж, ликвидируется. Троица внутреннего мира повергается в шок. Сначала они застывают глядя друг на друга, постепенно напряжение нарастает, Тело, в предчувствии бури,  зажмуривается и закрывает голову руками, Душа тоже потупляет глазки и даже не пробует возразить праведному негодованию разума, который,  воздев перст, начинает отчитывать своих компаньонов за слабость и стремление к излишествам, обвинять в том, что они виноваты во всем со своими глупыми мечтаниями и мелочными желаниями. Человек надевает на себя платье мученика. Снаружи это сжатые губы, выражение мрачной готовности ко всем бедам, которые несправедливый мир взваливает на его плечи. С этого момента он  видит вокруг только мрак и безнадежность. Мировая гармония разрушена, справедливость попрана грязными сапогами, но человек демонстративно на словах никого не винит, хотя точно может назвать фамилии, тех, кто, как он считает, повинен во всех бедах. Разум обижен и растерян, ведь они все делал правильно,  по его указке все было логично, как же так получилось… и не найдя ничего лучшего, он продолжает давить на своих коллег, запрещая отныне даже задумываться об излишествах, которые не дают ничего, только манят обещаниями, а на самом деле тянут в омут. Троица, под давлением Разума, принимает общее резюме: «Мир несправедлив, и только порочные и бессовестные люди могут достичь каких либо высот.  А мы чистые и принципиальные вынуждены довольствоваться малым, но честным». Это теперь, по их мнению, называется «реально смотреть на вещи». И на такой волне, распространяемой человеком вокруг, а в первую очередь на своих близких, начинаются поиски работы, как правило, по объявлениям,  или через государственную биржу труда. Связи и знакомства не рассматриваются, так как это нечестный метод, тем более воспринимаемый как прошение. Частные конторы, предоставляющие услуги поиска работы,  также отметаются, так как они наживаются на проблемах людей,  и им нужны только их бессовестные деньги, отнимаемые у тех, кто и так в затруднительном положении, а потому сотрудничать с ними недостойно. В итоге,  найдется место, далеко не первого сорта, где человек будет терпеть свою новую должность, руководимый политикой закручивания гаек, проводимой  разочаровавшимся Разумом, ненавидя всей Душой, но старательно принуждая Тело исполнять все обязанности, ждать, не то что выходных каждую неделю, а окончания рабочих часов каждый день,  и терпеть это все, упиваясь своими страданиями мученика, не меняя мрачного взгляда ни мир, который пропитывает отныне все существование. 

Однако,  подобная принципиальность и фанатическая порядочность импонируют другим людям, и могут найтись, те, кто поможет нашему персонажу выбраться на более светлую полосу жизни, но тоже невысоко, потому как все тоже чрезмерное стремление к справедливости, даже в ущерб себе, далеко не всегда уместно.

Эпизод второй. Взлет.

Столь же неожиданно, как и в первом случае,  на человека падает противоположная новость – ему достается богатство. Просто большая сумма денег.

И, казалось бы, сейчас начнется счастье, сейчас все желания будут исполнены. С долгами покончено,  и можно отпустить душу на волю для выбора игрушек, реализации тайных и явных желаний, ведь, как говорится в рекламе одного банка, «у 97% людей есть мечта, которую можно осуществить до вечера».  При наличии достаточного количества денег конечно, но в нашем случае количество денег огромно и можно позволить себе ВСЕ, чего бы только душенька не пожелала… и тут человек натыкается на достаточно неожиданное препятствие – у него нет мечты. Вот так вот. Столько лет Разум запрещал Телу и Душе чего-то желать, о чем-то мечтать, что они фактически разучились это делать, ведь если птице «с младенчества» держать крылья связанными, то, развязав их впервые уже во взрослом возрасте, невозможно будет научить ее  летать. Так и в этом случае:  ощутив свободу выбора, забитые Тело с Душой молчат по привычке и из страха, а Разум изощряется в придумывании желаний, но они все приземлены, обычны. Как правило, это все незначительные улучшения быта, но ничто из того не радует подавленных его товарищей, такие вещи никак не подходят под определение мечты,  и Душа только отрицательно качает головой.  Разум с еще большей энергией кидается в пучину недоступного ему творчества, порождая ужасные по своему воплощению  капризы:  шумная, демонстративная, кричащая роскошь, неприятная окружающим и самому человеку. Какое-то время он изгаляется в экспериментах, пробуя все по принципу «если дорого, значит хорошо», не умея находить в этом удовольствия, ведь получать их тоже необходимо учиться и постигать сию науку постепенно. Ухудшаются отношения с окружающими, ведь привычка экономить, помноженная на уверенность в непогрешимости своих суждений о расстановке ценностей и нужностей,  не может не оставить свой отпечаток, причем с увеличением сумм она будет проявляться все явственнее. А итогом становится полное разочарование с вердиктом «деньги – зло», депрессия по поводу пресыщения всем доступным в меру ограниченности Разума, за долгие годы разучившегося смотреть дальше, чем себе под ноги, и приучившего к  этому же своих товарищей.

Эпизод третий. Стабильность.

Вот в этом случае название эпизода полностью отражает то, что происходит – это полная стабильность. День расписан,  как и неделя, как и месяц, и так далее. Жесткого графика нет, но все сложилось само собой и отступления практически не допускаются. Причем, все настолько обычно, привычно и выполняется на автомате, что это почти походит на зомби, человек живя спит, просыпаясь на краткие минуты, когда сталкивается с нестандартными ситуациями, количество которых сведено к минимуму, потому как все давно отработано, тропинки протоптаны, шаг вправо, шаг влево просто не рассматриваются, как вероятности. На работе – это идеальный исполнитель: занимается только тем, что укажут, все, выходящее за пределы прямых обязанностей, его не интересует, инициатива отсутствует, но -  доведенные приказы исполняются со всей старательностью для поддержания репутации ответственного и порядочного человека. После работы домой к, так же давно определенной роли и соответствующим ей обязанностям. Изо дня в день. Отсутствие увлечений, хобби обосновывается занятостью, домашними делами, хотя на самом деле все дело в том, что Душа засыпает, растеряв за годы свой пыл. Человек полностью подчинен Разуму,  что оборачивается механическими действиями. Чувство скуки, тихой тоски по несбывшимся детским мечтам заглушается осознанием исполнения долга перед окружающими – семьей, работодателем.  Но выполняется оно все однообразно и размеренно. Живя рядом с таким человеком, ощущаешь чувство уверенности в том,  что завтра будет то же, что и сегодня, что было вчера.  На него можно положиться, но стоит сразу забыть о возможности выйти за границы дозволенного, он просто не поймет этого желания, осудит его, а если еще будет чувствовать ответственность за тебя, то  приложит все силы, что бы вернуть обратно в накатанную колею, считая правым себя, из побуждения заботы, получая удовольствие от творения добра и искренне ожидая благодарности за это. С каждым годом ситуация становится все более стабильной, сон все крепче.
 

Часть вторая. Ленивец.

Другой случай: у человека внутреннем мире верховодит Тело.  Если в предыдущем случае вожак жесткий и энергичный, подобно подростку, задающему стиль жизни в дворовой компании, то тут главный персонаж тучен (образно), и остальные двое идут, а точнее бредут, за ним, и  не потому,  что Тело их заставляет или увлекает, а потому, что в сравнении с ним Душа и Разум настолько легковесны, что их усилия в попытках повлиять на движение общего коллектива можно не принимать в расчет. Да, они пытаются подавать голос, приводить разумные доводы, обращаться за советом на сторону, возбудить в Теле какой-нибудь интерес к смене направления движения, к каким-то событиям, достижениям. Но все в итоге заканчивается лишь бесплодными разговорами и оправданиями. Если сказать проще и грубее, то человек ленив. Помните анекдот про кота?
Диалог 2-х ленивых котов:
- Я такой ленивый стал, сплю под батареей, мне хозяйка миску сметаны подносит, остаётся только язык высунуть и лизнуть, а ЛЕНЬ.
Второй кот:
- Это что, я вчера спать ложился, левой лапой правое яйцо придавил, всю ночь орал, но встать ЛЕНЬ было!
Так вот и этот человек:  страдает от своей лени, осознает, что сползает в пропасть, при  этом видит выход, и не один, а несколько -  тех, которые может придумать сам, и подсказанные другими, неравнодушными к его судьбе, людьми. Но, все равно, ничего не делает, страдая еще больше, придумывая причины для того, что бы ничего не менять в жизни.

Постепенно с каждым годом Разум и Душа все больше разочаровываются в своих надеждах изменить их общую тройную жизнь к лучшему, все реже и тише звучат их голоса… они превращаются в наблюдателей. И горечь от нереализованных амбиций, от неудавшихся жизненных планов делают из них самый опасный тип наблюдателей – плакальщиков. Все события, все происходящее они воспринимают с позиции «все плохо, а будет еще хуже» и что бы не случалось, они интерпретируют именно в таком стиле из за чего человек, ранее получавший мелкие удовольствия от своей лени, начинает считать точно так же, что приводит его к выводу, что все хорошее уже было, а сейчас нет смысла бороться или стремиться, так как все возможности упущены, шансы потеряны и остается только ждать окончания  пути. Но страдать в одиночку не интересно и человек начинает нести свое настроение, что называется, в массы. Он охотно общается, не упуская возможности пожаловаться на свое сложное бытие, чтобы послушать сочувственные речи, успокаивания, уговаривания, что это не он сам таков, а просто обстоятельства, или другие люди виноваты в том, что происходит. Это оправдание ему требуется не для того, что бы объяснить другим происходящее, или выглядеть как-то в их глазах, а что бы успокоить себя, что бы было чем заткнуть рот Разуму, когда он начинает рассуждать, и Душе, когда она пытается показать то, что можно жить  по другому. Просто оправданий слишком мало для того, что бы жить спокойно, ведь даже если свалить все неудачи на окружающий мир с его недобрыми людьми и неудачными обстоятельствами, то останется ощущение, что ты неудачник среди обычных людей и это ощущение будет продолжать грызть. И человек с жадным интересом начинает следить за людьми, которые рядом, выискивая  в их жизнях признаки сложностей, неприятностей, проблем, и с удовольствием обсуждать найденное с другими.

Сложно общаться с таким человеком, он всегда стремится поделиться с тобой своими мутными, липкими  переживаниями и одновременно найти что-то, что беспокоит тебя для того, что бы обсудить это с другими, используя чужие тайны в качестве наживки для выуживания из людей их переживаний. В оправдание можно сказать, что человек делает это не сознательно, и не со зла, а всего лишь пытаясь оправдать свой образ жизни и мыслей.  Этот человек даже добр, но доброта эта подобна тому, как если бы врач, не желая сделать человеку  больно или неприятно, давал бы ему обезболивающие средства вместо лечения.

Эпизод первый. Падение.

Этот человек не падает, он скользит вниз. Иногда ему везет : кто-то из близких людей протаскивает его немного наверх, но предоставленный сам себе человек упрямо скользит вниз, не в силах противостоять тяготению. Его Тело слишком располнело, чтобы иметь способность противостоять этому губительному процессу. Наш персонаж просто сидит дома без работы. Разум приводит тысячи доводов о том, что нужно начать шевелиться, нужно встать и шагать, но это приводит лишь к тому, что Тело, сидя на попе,  делает движения руками и ногами, обозначающие поползновения или ходьбу, но и только. Это выражается в вялых попытках изобразить поиск вакансий, немного полазить в интернете по сайтам кадровых агентств, но без вдохновения и поиска чего-то конкретного, периодически отвлекаясь на более интересные вещи, типа смешных картинок, анекдотов, общения в icq. Зато Душа,  как вольная птица, она мечтает о несбыточном, она сама заранее соглашается, что все ее мечтания пусты и бесплотны, Человеку грезится как он -  успешный предприниматель, у него свое дело, правда он даже примерно не представляет какое, но оно есть, и дальше бытовых подробностей обычной жизни не идет даже фантазия.  Разум, отдыхая от уговоров Тела, в депрессии оглядывается вокруг, выискивает все негативное, депрессивное и безнадежное, зачерпывает этого,  сколько может унести, и выливает на Душу со словами: «да прекрати ты, и без твоих красивых картинок тошно! Видишь же, что все против нас, все это не даст нам даже приблизиться к мечте!»,  ведь так просто найти оправдания, причины того, из за чего любое дело может прогореть, что ему способно помешать, самым логичным выводом становится то, что и начинать не стоит,  раз все так сложно и все ведет к краху.  Но душа только сморгнув эту липкую жижу с ресниц и  рассеянно кивнув Разуму, что согласна с ним, все  равно продолжает смотреть в небо с настроением «вот если бы у нас все было хорошо…». И мечты уже идут об успешной карьере в серьезной компании, где все безоговорочно признают таланты мечтателя, который в своем парении в облаках совсем  забывает о реальном положении дел и отметает все предложения работы, соответствующие его профессиональному уровню, он жаждет немедленного распознания в нем перспективного кадра!

А вся троица тем временем скользит все глубже. Вот уже и Душа перестает витать в облаках,  и для нее пределом мечтаний становится стабильность. Не прекрасная, ни даже удачная, а просто ровная поверхность, где не будет этого беспрестанного погружения, где можно будет замереть и дождаться конца. Какую-нибудь тихую должность в тихой конторе, где никто не будет пытаться шевелить, и можно продолжить существовать в своем мире, состоящем из рабочего места, домашнего дивана, телевизора и компьютера с игрушками и виртуальными друзьями.

Окружающие, видя, как погибает в общем-то добрый и хороший человек, стремятся помочь ему, они манят Душу новыми картинками и рассказами, как оно бывает там, над облаками, они ободряют Разум путями выхода, показывают ступеньки наверх, зовут с собой, протягивают руки помощи, подсказывая подходящие вакансии, советуют, как выходить из сложившееся ситуации, они готовы  помочь словом и делом… Но, как тому коту, Телу просто лениво протянуть свою руку навстречу, и все продолжается, снова находится множество причин, отговорок, жалоб. Если только не найдется рядом такой человек, который возьмет на себя ответственность за  жизнь нашего ленивца, не  схватит его за шкирку и не потащит за собой, или попросту не будет иногда поправлять, не допуская скольжения ниже какого-то уровня – например,  устроив к себе или своим знакомым на работу, периодически курируя и прикрывая во время мелких косяков.

Эпизод второй. Взлет.

Огромная удача - несметные богатства! Отныне больше не нужно работать, не нужно заботиться о хлебе насущном. Как же это изменит жизнь данной троицы? А, собственно, не очень-то все и изменится потому как в понятии  «изменение» заложена необходимость движения, а мы уже поняли, что с этим в данном случае сложно. Душа чувствует под ногами опору, чувствует, что ее мечты получили шанс на воплощение и теперь-то она развернется, и человек получит все то, о чем ей грезилось. Разум подтверждает все это и вместе с Душой они начинают планировать реализацию задуманного: в какой магазин пойти, что купить, что изменить в окружающей среде, подвластной собственным силам, нашедшим опору в финансовом состоянии, и все в таком духе, и тут приходит время того самого камня обстоятельств, на который находит коса планов, то есть очередного «но»,  ложкой дегтя плюхнувшегося в бочку с медом фантазий. Но,  не смотря на всю свободу полета воображения Души, и опыта Разума, набранного в расчетах обстоятельств и поисков выхода из состояния скольжения, эти двое все же были прикованы к Телу достаточно короткой цепью все время своего существования,  и все их стремления весьма и весьма ограничены предыдущим образом жизни, и не могут подняться высоко, сохраняя связь с реальным миром, хотя бы минимально необходимую для возможности претворения в жизнь сладких грез. Потому человек, начиная в жизни пробовать реализовать красивые картинки, навеянные ему Душой, сталкивается с обстоятельствами, которые Разум не в состоянии обойти по причине того, что в своих теоретических расчетах он их просто не имел возможности предусмотреть, так как  никогда не сталкивался ни с чем подобным. Тут Тело снова вступает в свои права властителя и начинает жаловаться, что ни о каком труде или напряжении преодоления препятствий оно ни с кем не договаривалось, и вообще оно устало, ему не хочется, и не трогайте его.

Итогом становится улучшение мелких деталей бытового существования человека, без особого подъема по социальной лестнице. То есть в жизни остается все то же самое, что и было, только гораздо дороже и качественнее, может чуть разнообразнее, но ничего нового, что могло бы изменить течение существования, не добавляется. Все планы на образование забываются, по причине отсутствия теперь необходимости получать его для обоснования требований большей зарплаты. Приходит покой и то состояние, которое будет описано в следующем эпизоде.

Эпизод третий. Стабильность.

В данном случае мало что можно рассказать о жизни нашего человека, тут все тихо и ничего не происходит. Вообще ничего. Какие-то привычные обязанности социальной роли, не важно -  семейной, рабочей, да любой вообще. Они давно и четко очерчены и наш персонаж не выходит за границы, хотя ничто ему не мешает, нет каких-то ощутимых препятствий или оговоренных правил. Ему оно просто не нужно и не интересно, Душа строит воздушные замки безотносительно к реальности, Разум иногда бросает взгляд в их  сторону и от скуки без труда подбирает явные доводы их нереальности, Тело млеет оттого, что его никто ничего не  заставляет делать лишнего. Это состояние становится настолько привычным, что, даже когда в жизни намечается поворот, а вся троица единодушно не желает сходить прямого и привычного пути, Тело довольствуется простыми и понятными удовольствиями вроде достаточной еды, полноценного сна, ненапряжного функционирования, и любые намеки на дополнительные телодвижения воспринимает негативно, командуя Разуму придумать причины, почему оно не нужно и не важно, чему тот с готовностью и подчиняется, так как подобное ему привычно и вообще он, собственно, только тем и занимается. Душа же вообще не обращает на все это копошение внимания, она витает там у себя. А чтобы ей не становилось скучно и она не вздумала  тревожить своих коллег, они симулируют для нее  элементы ее облаков способами, доступными благодаря современным технологиям, такими как кино, компьютерные игры и некоторые направления в литературе, призванные изобразить для человека мир, в котором он сможет примерить на себя несвойственную ему личину того, кем бы он хотел быть, принимая все достоинства и права, без бремени недостатков и обязанностей. Для Разума есть свой намордник – телевидение. Оно дает ответы на все вопросы и описываемому человеку их вполне достаточно для того, чтобы более не беспокоиться на эту тему. Его куда больше интересует то, что происходит в жизни других людей, ведь в его союзе троих у него роль самая незначительная, а это скучно, потому из таких людей и получаются самые заядлые сплетники.
 
 
Часть третья. Искатель наслаждений.

А вот еще один человек, у которого во внутреннем трио первую скрипку играет Тело. Но этот человек абсолютно не похож на описанного выше, его тело жаждет удовольствий без меры! Удовольствие от еды, движения, пения, секса во всех его проявлениях, подчас шокирующих обывателей, если бы они об этом узнали. Полутона и мягкость не устраивают этого веселого безумца Тело, ему подавай все до самых границ разумного и даже дальше! Человек, у которого верховодит данный персонаж, очень яркий, даже кричащий, но, поскольку своей неуемной энергией Тело заражает своих компаньонов, и Разум, под наркозом наслаждений работает с полной отдачей на пути поисков способов реализации все новых и новых авантюр, которые выдает Душа, захваченная этим ураганом счастья здесь и сейчас, то эта самая яркость очень естественна и не режет глаз, а восхищает окружающих, вызывает чувство зависти у тех, кто хотел бы быть таким же, но не осмеливается попробовать… а может, и не получится, потому как для такого необходим талант, единение всего трио внутреннего мира человека. Жизнь этой личности сплошной праздник, она творит!.... и вытворяет. Критериями выбора и оценки поступков для человека служат не добро и зло, не выгода и не престиж, а то, какие переживания они принесут. Это не обязательно приятные эмоции, тут могут быть и страдания, но страдания для чего-то, страдания как самопожертвование,  во имя чего-то,  что в итоге оставляет впечатление если не подвига, то сотворения доброго дела и от этого впечатления страдания Тела воспринимаются как удовольствие для Души.

В своем вечном позитиве, который подпитывает сам себя в бесконечном цикле, человек приносит множество ярких моментов и другим людям, кому-то подавая пример, в ком-то вызывая зависть, а кого-то вовлекает в свои игры. Этого человека можно любить, можно ненавидеть, но равнодушным он не оставляет никого. Но долгой  партии с одними партнерами не получается. Тому есть две основных причины: первая – это то, что мало кто может выдержать заданный темп существования: адреналин каждую минуту, неостывающе-кипящая жизнь, которая требуют все новых и новых полений событий, идей, переживаний в огонь эмоций с целью поддержания необходимой для существования температуры, и вторая – человеку самому становится  скучно играть в одной и тоже компании, ему необходима смена реквизита, хотя бы на время, но общепринятая мораль это не приветствует, и обычный,  в общем-то, процесс, подобный смене партнера в танце, воспринимается этим человеком как предательство, потому что он искренне отдается душой и телом каждому партнеру и каждая из этих многочисленных связей для него по настоящему близка и крепка, как брак, как породнение с рождением общих детей – приключений, переживаний, безумств! Но тот самый позитив, который пронизывает все существование этого наркомана счастья, не допускает такого гадкого явления, как измена, в жизнь своего владельца и потому человек рвет прежние отношения, даже если это причиняет боль ему самому. Но боль эта недолга, и вскоре теряется, смытая новым потоком впечатлений. Можно было бы назвать этот союз трех сущностей счастливым, ведь они сообща двигаются в одном, общем направлении и каждый из них трудится на благо общей цели: Тело выбирает направление в поиске наслаждений, Разум успешно и эффективно находит пути достижения поставленных целей, Душа выдает новые идеи в деталях и нюансах, смакуя при том, как сами удовольствия, так и любование единением всего трио, но…  Неизбежная ложка дегтя, которая опять начинается со слова «но»… Ценой этому буйству жизни и красок является невозможность остановится, а замедление сразу воспринимается как упадок, покой ассоциируется с застоем, угнетает. Человек подобен вечно голодному сладкоежке, бегущему вдоль накрытых столов с нескончаемым разнообразием лакомств, но вынужденному довольствоваться тем, что он успевает ухватить на бегу: вишенку с мороженного, цветочек из крема с торта,  а если повезет, то целую пироженку, которой надолго не хватает, и хочется еще, но он не способен остановиться и насытиться, распробовать, его внутренний ураган несет его дальше. А привычка быть счастливым не позволяет признаться, как и человеку в первом образе, даже себе,  в том, что что-то происходит неправильно, и, маскируя поверхностное знание людей, человек судит о достоинствах, недостатках и других, таких же неизведанных им качествах «торта», по вкусу «декоративного кремового цветочка» с поверхности, выдавая это суждение за мудрость опытного и бывалого гурмана.

Теперь давайте последим за этим человеком в трех наших традиционных ситуациях.

Эпизод первый. Падение.

Тут нас ожидает удивление, ведь в жизни нашего искателя удовольствий не бывает провалов или падений. Бывают обстоятельства негативные, в общем понимании этого слова, но тут ключевым словом является «понимание», и в этом самом понимании нашего персонажа негатива практически не бывает, он все воспринимает как приключение, как приглашение поиграть. Душа со щенячьим восторгом сразу кидается выбирать из ситуации лакомые кусочки возможностей. Возможностей для удовольствий, а не для пользы, пользу потом ищет Разум, создает или подгоняет под ситуацию, в которую  завели поиски Души.  Тело же наслаждается найденным и сотворенным для его благом, оно насыщается жадно, требуя еще и еще, подгоняя компаньонов усилить рвение. А поскольку ситуация объективно не из лучших, Душе и Разуму приходиться постараться успеть удовлетворить растущие аппетиты, из- за чего они хватают то, что первое попадает под руку, не обращая внимание, на то, какой эффект это производит на окружающий мир, и сколько построений, различной степени сложности и стройности, чужих жизненных трудов будет порушено мимолетными касаниями, когда наш герой будет брать из них приглянувшиеся ему части для строительства собственного храма  поклонения Телу и принесения ему приятных жертв.

Поговорка «наглость не порок, а второе счастье» именно про этого человека, с тем лишь замечанием, что он не считает свои действия наглость, он просто так живет. Он способен прийти в приглянувшуюся ему компанию и сказать руководству, что способен заменить человека на той должности, которую он желает занять. И, не обращая внимания на сложившийся  уклад жизни этой конторы и сработанность команды, со всей своей неуемной энергией начать насаждать свои правила и порядки. Что, стоит честно отметить, ему обычно с успехом удается, так как он обладает очень сильной харизмой, и, как упоминалось выше, зажигает людей своей целеустремленностью и ярко демонстрируемым умением наслаждаться жизнью. Эта звезда горит ярко, светит и греет тех, кто наблюдает это все со стороны, но больно обжигает тех, кто оказывается рядом, и чем глубже должно было быть падение, тем больше температура горения звезды, тем больше страдает окружающих.

Эпизод второй. Взлет.

Деньги не имеют значения, этот человек находит их в случае надобности в любом количестве, и потому взлет для него связан не финансами, а с возможностью реализации своих желаний. Состояние полета и набора высоты - самое естественное состояние для этого трио. Они не могут, не умеют и не хотят останавливаться, подобно акуле, которой жизненно  необходимо постоянно плыть, пропуская через жабры насыщенную кислородом воду. Так и в этом случае человеку необходимо движение, иначе он впадает в депрессию и уныние, а потому стремится не допускать остановок. Такая личность потенциально может достичь неограниченных высот и положения в обществе, и это было бы  очень непросто для всех людей, так как наш персонаж меняет мир вокруг себя и чем больше власть, тем больше его радиус поражения. Мир спасает только то, что он сосредоточен на себе, а не на достижении каких-то целей. Его интересует не власть как таковая, а власть только с точки зрения способов достижения потешить себя и свое тело новыми,  или просто любимыми лакомствами, не только в гастрономическом смысле… далеко не только гастрономическими.

Оказаться в одном восходящем потоке при взлете с искателем удовольствий может обернуться для попутчика двумя противоположными вариантами развития событий: первый - наиболее вероятный, это, опалив свои крылья и послужив опорой для рывка нашей звезды ввысь,  закувыркаться в воздухе и, может быть, разбиться об острые скалы обстоятельств, поломать тело устроенного быта и крылья психологической устойчивости, потратив всю остальную жизнь на восстановление и попытки снова научиться летать.  А, может, восстановить равновесие, и приобретя экстремальный опыт, продолжить свой путь, будучи готовым к подобным ситуациям. Второй путь – это суметь удержаться за край летящей звезды и продолжить путь вместе, постоянно пребывая в напряжении от необходимости соответствовать ее требованиям и быть в любую минуту готовым к тому, что она сожжет и сбросит компаньона, когда потеряет к нему интерес, или найдет более свежий вариант, либо закрыть глаза на реальность,  и считать, до последнего, что  свое тепло и свет она дарит только тебе, пока не придет осознание, что ты лишь один из ее спутников, причем не самый главный.

Взлет Искателя наслаждений, как извержение вулкана, безусловно, красив и эффектен, но наблюдать его, как в случае с вулканом, лучше с безопасного расстояния, либо одев свою Душу в защитный костюм разумного цинизма, позволяющий прикоснуться или даже поучаствовать в процессе, но не позволяющий раскаленному дыханию чужого энтузиазма сжечь собственные стремления и желания.

Эпизод третий. Стабильность.

Данное состояние просто незнакомо нашему герою. Ему скучно, когда все спокойно. Его попа, подзуживаемая авантюрной Душой, начинает искать себе приключения, и что характерно, находит, хотя со стороны оно выглядит, что приключения сами настигают Искателя. Если у него в жизни все хорошо, то рядом обязательно найдется кто-то попавший в сложную ситуацию, и наш персонаж, не раздумывая, с головой кинется к нему на помощь и превратит решение обыденных, в общем-то, вопросов в целое приключение, пойдя дальше, чем было нужно позвавшему его на помощь, и начав ему помогать по собственному разумению и приводить его жизнь к своим стандартам, придумывая все новые и новые способы разнообразить бытие. Уже не советуясь с самим человеком, под флагом благого дела развлекая себя этими играми, будучи свято уверенным, что творит добро. Поэтому Искатель ценит покой, как величайшее лакомство, которое ему так редко удается попробовать, но долго не выносит. Как конченый наркоман, который иногда, в проблесках разума, осознает реальность окружающего мира, но, скорей по психологической, по физической зависимости, отправляется за дозой. В таком состоянии описываемый человек опасен для окружающих не менее, чем в процессе взлета, а может даже и больше, ведь если там он преследует свою цель, походя задевая окружающих, то тут он оглядывается с жадностью в поиске источника впечатлений или хотя бы возможности его создать, и увлекательные приключения ожидают того, на ком остановится его алчущий взрыва  эмоций взгляд.   А вот к чему приведут эти приключения, зависит от силы, и степени подверженности влиянию нового партнера, так как Искатель приложит все старания, дабы начать игру по своим правилам. Способ пережить эту игру без потерь, а может и с выигрышем в виде приятных воспоминаний только один – не пускать Искателя на поле своей жизни, ограничившись весельем в его среде или на нейтральной территории. Тогда, по окончании игрищ, твой мир будет по-прежнему твоим, а не останется полуобгоревшими руинами некогда прочного замка в назидание окружающим.

 
Часть четвертая. Сорока.

И снова о Теле, как влиятельной персоне внутреннего мира. В тройственном союзе человека царит атмосфера младшей группы детского сада – шум, гам, визг, толкотня, веселье - как общий фон, и, вроде играют вместе, но это совсем ничего не значит, потому что достаточно незначительного  повода и вот уже кто-то плачет, а тут солнечный зайчик отвлек одного из играющих, и он, забыв о других, помчался  смотреть, а общая игра распалась… через пять минут все снова чем-то заняты, но уже каждый своим делом. И так постоянно - все меняется, движется, строится и тут же разрушается.

Вот Тело выказывает желание испытать впечатления, ему хочется приятностей, которые витают потенциальными возможностями вокруг нас. Высказывает в самых общих чертах, в духе все того же детского сада: «хочу игрушку!», Разум, не сильно вдаваясь в подробности, предлагает первое что попадается на глаза: страсть, адреналин. И человек начинает заигрывать с противоположным полом и перебирать экстремальные увлечения. Причем, в межполовых отношениях получается как у уже упомянутого сладкоежки, который попал на кондитерскую фабрику – глаза горят и разбегаются, руки тянутся сразу ко всему и он начинает хватать все подряд, но, еще не донеся до рта, и, увидев новую яркую обертку, выпускает из рук то, что успел добыть и тянется за новыми сладостями… в итоге весь перемазанный, липкий, но мало что попробовавший.

 В добыче адреналина происходит нечто похожее – человек пробует то, что является актуально модным в данный момент, перебирая одно за другим яркие увлечения. Он, как сорока, стремится схватить, то, что блестит, не задумываясь, а нужно ли оно ему, заботясь, прежде всего, о деталях, сопутствующих новому увлечению, нежели  о самом занятии, подобно тому, как женщина, решив заняться фитнесом, долго и придирчиво, доводя до истерики консультантов спортивных магазинов, выбирает себе велотренажер, подбирает несколько различных комплектов спортивной одежды под цвет этого тренажера, приобретает книги по здоровому питанию, начинает всем знакомым и незнакомым рассказывать, что с понедельника у нее новый образ жизни. Или мужчина, решивший вдруг обзавестись мотоциклом,  становится гуру в теории выбора подходящего, знает все обо всех плюсах и минусах разных марок и моделей, покупает суперпрофессиональную экипировку и уже практически ощущает себя крутым байкером, но (опять это «но»), итог в обоих этих случаях примерно один: в первом случае после недели занятий на тренажере и старательных ритуалов по приготовлению здоровой пищи и питания исключительно ей, интерес теряется, так как приходится себя заставлять через силу, и в практике всё оказалось гораздо менее радужно, чем представлялось и гораздо более требовательно к напряжению, что не  устраивает Тело, и аппарат для тренировок превращается в вешалку. А книги убираются на дальнюю полку.  Во втором случае – выехав несколько раз на улицу, мужчина обретает понимание того, что со стороны это выглядит гораздо проще, чем есть на самом деле, и за «круто выглядеть» приходится платить комфортом и другими сопутствующими характеристиками. Итог закономерен: после нескольких выездов новый мотоцикл пылится в гараже, а экипировка с иголочки - в шкафу. А все дело в том, что душе выбранные увлечения, что называется, «не по душе», ведь когда нам что-то действительно нравится, то мы не замечаем недостатков и сложностей, упиваясь удовольствием.

 Таким образом, воплощение капризов Тела в исполнении, продуманном Разумом, могут пойти прахом. Потому, что без одобрения души они способны принести только разочарование, однако, с каким увлечением идет сам процесс поиска и перебора, ведь в тут совпадают стремления всех участников – Тело жаждет и приятно томится, зная, что компаньоны пойдут у него на поводу, Разум в восторге от работы и  предлагает решения одно за другим, Душа молча надеется, что, может, на этот раз повезет и будет выбрано то, что ее удовлетворит, но выносит своей вердикт только тогда,  когда все уже будет сделано полностью.
И вот приходит время испытания для Сороки.

Эпизод первый. Падение.

Потеря работы не сильно расстраивает этого персонажа, потому что он не способен долго сосредотачиваться на чем-то одном, пусть и важном, ведь вокруг так много всего блестящего и привлекающего внимание. Впрочем, новое место работы он находит достаточно легко, ведь в процессе гонки за новыми увлечениями Сорока успевает познакомиться с множеством людей из совершенно разных социальных слоев и кругов общения, что ему очень помогает, учитывая то, что он производит впечатление знающего специалиста во многих областях, знания из которых получил, будучи убежденным фанатом этой области, в один из периодов своей жизни. Ну и что, что знания эти поверхностны, для первого впечатления и прохождения собеседований этого вполне достаточно. Еще огромным плюсом для наиболее безболезненного выхода из данной ситуации является то свойство, которое рождается все от того же неумения долго уделять внимание даже собственным чувствам, то есть необидчивость. Этот человек забывает все колкости, шутки, подначки в свой адрес очень быстро. Иногда до такой степени, что кажется, он их не заметил, но это только кажется, а раны его Душе все же наносятся. Множество неопасных, несерьезных царапин, которые не могут повредить здоровью, но не дают покоя, требуя самоутверждаться все сильнее. Но как это сделать? И тут на помощь Душе приходит Разум и советует, что для того, чтобы стать  крутым и уважаемым всеми, дабы избавиться от постоянно появляющихся ссадин из-за несерьезного отношения окружающих, необходимо выделиться в какой-нибудь сфере, в каком-нибудь модном течении, что бы все признали его лучшим. И в этом Душа находит единение со стремлениями Тела, ищущего наслаждений в актуальных и престижных на данный момент направлениях.

Эти стремления, в своих внешних проявлениях, действительно производят положительное впечатление на потенциального работодателя. Но, как и всегда, узнав поближе Сороку, люди перестают серьезно относиться к его попыткам самоутвердиться, однако никто не спешит от него избавиться, так как он быстро становится своим в любом коллективе, являясь как бы негласной местной достопримечательностью, за эволюциями которой интересно наблюдать. Хотя, стоит отдать должное нашему герою: он, хоть и не хватает звезд с неба, все же является полезным сотрудником. При условии постоянного контроля. Пока он в состоянии выдерживать этот контроль.

Эпизод второй. Взлет.

О! Взлет Сороки эффектен! Он подобен фейерверку – яркий зрелищный, но никого особо не задевающий. Своими попытками реализовать все желания, которые его переполняют, Сорока дает пищу для разговоров многим и многим людям.  Ведь, представьте себе, с какой помпой будет организовано путешествие, цель которого не экстремальные приключения, а впечатление, которое они могут произвести на окружающих. Маршрут будет разрабатываться с публичными консультациями у известных путешественников, обращениями во всяческие  экспедиционные общества и государственные органы, непременно освещаться прессой во всех подробностях и с максимальным количеством фотографий. Скорее всего, это будет повторение пройденных уже кем-то путей, и, наверняка, вблизи от цивилизации, чтобы в случае чего можно было прибегнуть к помощи всех сил научно-технического прогресса, доступного за деньги. Снаряжение так же начнет подбираться по известным каталогам, престижных фирм, исходя из громкости бренда и заявленных производителями характеристик, опять же с всеобщим обсуждением плюсов и минусов в интернете, не для поиска истины и наилучшего варианта, а что бы  погромче озвучить и еще раз заявить о своих грандиозных планах.
Или участие в престижных соревнованиях вроде автогонок, чтобы поразить миллионы зрителей легкостью повелевания огромной силой супермощного аппарата и безбашенным риском, на который не осмеливаются соперники. Вид спорта будет выбран непременно связанный с техническими средствами, чтобы, с точки зрения любителя, не сильно напрягать Тело. Не обращая внимания на необходимость многих лет тренировок, наш герой будет считать, что он сможет не хуже, чем те, чьи громкие имена часто мелькают на афишах. Сейчас неограниченное количество денег дает ему возможность пробиться в их ряды, на что Сорока не пожалеет громадных сумм. Точно так же, как в случае с путешествиями, большая часть времени будет посвящена сравнению и выбору необходимого оборудования, такого, как сама машина, экипировка, и все такое прочее, и лишь минимально необходимая доза отведется на тренировки и овладение искусством, в котором планируется состязание.

Тело будет упиваться этими подготовками, оно уже чувствует себя ветераном  путешествий, опытным гонщиком - опытным, расчетливым и непременно удачливым. Оно жаждет появления следов побед и шрамов, не задумываясь о том, КАК они появляются, а просто самого их наличия, возможности  повергать в шок и трепет людей рассказами о появлении отметин. Разум тоже в восторге от своей нужности и от свободы действий, ему так нравится, отстранившись от общего руководства,  заниматься деталями – выбирать между двух пар ботинок, сравнивая общий уровень развития производства в стране производителе ниток, которыми прошиты эти самые ботинки или чем-то подобным, в неограниченном количестве, свалившимся на него в  процессе подготовки. Душа вообще в экстазе от представления того, каким Сорока станет популярным у окружающих, с какой завистью будут смотреть соперники и с каким жаром противоположный пол станет стремиться к более близкому знакомству.
И тут приходит момент, когда необходимо начинать действовать. Первые дни путешествия и первые старты на треке будут проходить в сверкающем оптимизме, первые сложности будут преодолены с энтузиазмом новичка, в восторге от новизны и экзотики впечатлений, рутинных для этого вида деятельности, но по прошествии совсем небольшого количества времени выяснится, что на картинках, в фильмах и  по рассказам бывалых оно было гораздо проще и легче,  физические нагрузки, выпадающие на долю Тела, и перспектива их увеличения весьма поумерят пыл нашего героя, а относительно скромные успехи на фоне опытных завсегдатаев тех кругов, куда решил нахрапом вломиться Сорока, окончательно добьют его решимость  продолжать заниматься выбранным делом, и под благовидным предлогом он покинет данный путь, чем только укрепит мнение окружающих о нем.

Итак,  раз не получилось с подвигами, то наш человек решит окунуться в пучину развлечений и  прославиться удалью на этом поприще, и попытается сменить брутальный образ, который он себе примерял, на гламурный. С прежней решительностью и необдуманностью он бросится в мир богемы, не соблюдая принятых норм поведения и условностей (а как их соблюдать, если он не имеет о них понятия ввиду отсутствия практики), кинется заводить новые знакомства, пытаясь поразить вновь обретенных друзей широтой размаха. И поначалу ему будет удаваться, но по прошествии небольшого промежутка времени, когда первое впечатление схлынет и в тусовке улягутся первые круги разговоров о новой звезде, Сорока снова попадет на привычное по прошлой жизни место шута, за которым все наблюдают с интересом, но не принимают всерьез.

Эпизод третий. Стабильность.

Периоды стабильности протекают у Сороки, наполненные суетой, не приносящей особого эффекта. Это дни, когда  Тело в общем-то удовлетворено тем, что имеет. Конечно, хотелось бы большего, но без особого энтузиазма. Разум пребывает в дреме и на автопилоте решает возникающие бытовые вопросы. Душа тешится забавами, провоцируя человека рассказывать о себе небылицы былых побед, достижений и приключений. Но никого это уже особо не увлекает и не вызывает доверия из за своего однообразия, подобно рассказам рыбака, не обладающего особой фантазией, и раз за разом повторяющего свои рассказы об одном и том же как он поймал «во-о-от такую рыбину».

В отсутствии слушателей и при необходимости выполнять какие-либо обязанности, Сорока стремится подать их так, как будто эти действия сложны и жизненно необходимы тому делу, частью которого являются. При этом он следит за окружающими, чтобы не упустить намека на заинтересованность со стороны окружающих, ведь ему необходимы зрители, которые потенциально смогут подтвердить его  ценность и значимость.


продолжение следует...


Рецензии
Когда не ЛЮБЯТ БОГА тогда и пишут ЛЕГЕНДЫ-СКАЗКУ-ЛОЖЬ о происзождении планеты Земля, созданной БОГОМ по чертежам Атома Водорода

Виктор Хажилов   09.05.2011 21:22     Заявить о нарушении
а вам конечно открыта Истина в плане того что такое Бог и как и когда и что он создавал?
или истиной следует считать то, что говорят другие, может они ближе к нему?
для того, чтобы любить или не любить стоит определить для себя объект отношения, что вкладываете ВЫ в понятие Бога? и на каком основании смеете считать, что ваше мировоззрение правильнее моего, и вообще есть ли одно единственно верное?

Виктор Небоглазый   10.05.2011 04:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.